Форум » Вопросы-ответы » Деревянные резные иконы. » Ответить

Деревянные резные иконы.

Глеб: Вопрос, можно ли пользоваться деревянными резными иконами? По материалу такие же деревянные как и писаные и такие же рельефные как литые. Могут отличаться способом изготовления только как машинного производства и ручного. click here

Ответов - 5

Глеб: Чет форум протух, задан вопрос по существу, священство заходит, но толку нет. Даже пустопорожний треп закончился.

Алексий: Глеб пишет: можно ли пользоваться деревянными резными иконами? Можно. Но с рассмотрением, как и всякую икону. Полагаю, что резьба на станках ЧПУ иконным изображением не является. Вот пример из древности о почитании на Руси резных икон, они, согласно летописному известию, могли вызвать недоумение у православного люда. Но после святительского рассмотрения дела, вопрос с резными иконами решился положительно: "Ко Успеньеву дню превезоша старцы, переходцы с иные земли, образ святого Николы да святую Пятницу на рези в храмцах, и бысть псковичем в навеление, что в Пскове такие иконы на рези не бывали, и многие невежливые люди поставиша та за болванное поклонение и бысть в людех молва великая и смятение, и начата простая чадь священником говорити, и священники поведоша и о тех иконах к наместникам и дьякам псковским с собора, что бысть в людех великое смятение. И тех старцев с теми иконы святые ко архиепископу послаша в Великий Новгород. И владыка Макарий сам знаменовался тем святым иконам и соборне молебен им пел. И честь им воздал, и проводил их сам до судна, и велел псковичам у тех старцев те иконы выменяти, и велел псковичам святые иконы стречати соборне всем, и в который день те иконы было стревати с завтреней" (Полное собрание русских летописей. Т. V. С. 303-304).

Глеб: То есть резаным руками честь, а машинного изготовления отметаем?


Глеб: Резюме изготовителя резных икон - "Иконы делаю из бука. Бук - твердая порода дерева. Поэтому сама заготовка с основой рельефа режутся на станке высокопрочными резцами (как для металла). Сделать такой ювелирный рельеф только ручным инструментом не представляется возможным. Это то же самое, что обрабатывать металл стамеской. Далее икона дорабатывается вручную гравером, наждачкой. Покрываю льняным маслом, либо чистым воском с пасеки. Работу начинаю с молитвы. Сам веду праведный образ жизни. Работаю один, т.к. отдаю иконам часть своего света. По иконам сотрудничаю с отцом Николаем и старостой Родионом в Перми (храм во имя святителя Стефана Пермского)".

Алексий: Глеб пишет: То есть резаным руками честь Да. Если речь идет о православном мастере, если же мастер не православный, то с "опасным рассмотрением". Глеб пишет: а машинного изготовления отметаем? Как благочестивое изображение это приемлемо, может даже и в притворе храма, но класть такое изображение на аналой у алтаря я бы поостерегся. Про "доработку", опять же если такая икона от нашего мастера, то может быть, с оговорками, и приемлемо. Тут же представлен пример видимо от новообрядцев, т.е. не от чад Церкви. От них можно принимать с большим рассмотрением, помня, что они "Соборно неосужденные еретики". Что бы было проще выносить суждения по иконам напоминаю 43 главу "Стоглава". СОБОРНОЙ ОТВЕТ О ЖИВОПИСЦЕХ И О ЧЕСТНЫХ ИКОНАХ. ГЛАВА 43 Да во царствующем же граде Москве и по всем градом по царскому совету митрополиту и архиепископом и епископом бречи о многоразличных церковных чинех, паче же о святых иконах и о живописцех и о прочих чинех церковных по священным правилом, и каким подобает живописцем быти и тщание имети о начертании плотаскаго воображения Господа бога и Спаса нашего Исуса Христа и пречистые его матери и небесных сил и всех святых, иже от века богови угодивших. Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейна, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы. Наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяцем опасением, не могущим же до конца тако пребыти по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным начасте и во всем извещатися и по их наказанию и учению жити в посте и в молитве, и воздержании, со смиренномудрием, и кроме всякого зазора и безчинства, и с превеликим тщанием писали образ господа нашего Исуса Христа и пречистыя его Богоматери, и святых пророк и апостол, и священно мученик и святых мучениц, и преподобных жен и святителей и преподобных отец по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев и знаменовати с добрых образцов. А еще которые нынешние мастеры живописцы тако обещавшеся учнут жити и всякия заповеди творити и тщание о деле божий имети, и царю таких живописцев жаловати, а святителем их бречи и почитати паче простых человек. Такоже тем живописцем приимати учеников и их разсматривати во всем и учити о всяком благочестии и чистоте и приводити ко отцем духовным. Отцы же их наказуют по 403преданному им уставу403 от святителей, како подобает жити хрестьянину кроме всякого зазора и безчинства. И тако от своих мастеров со вниманием да учатся, и аще которому откроет бог таковое рукоделие и приводит того мастер ко святителю. Святитель же разсмотрев аще будет написанное от ученика по образу и по подобию и увесть известно о житии его, еже в чистоте и всяком благочестии по404 заповедем живет кроме всякого безчинства, абие благословив наказует его и впредь благочестно жити и святаго одного дела держатися со усердием всяцем. И приемлет от него ученик той честь, якоже и учитель его паче простых человек. По сих же святитель наказует мастера, еже ему не поборати ни по брате ни по сыне ни по ближних. Аще кому не даст бог таковаго рукоделия, учнет писати худо или не по правильному завещанию жити, а он скажет его горазда и во всем достойна суща и показует написание инаго а не того, и святитель, обыскав, полагает таковаго матстера под запрещением правильным, яко да и прочий страх приимут и не дерзают таковая творити, а ученику оному иконнаго дела отнюдь не касатися. А еще которому ученику открывает бог учение иконного писма и жити учнет по правильному завещанию, а мастер учнет похуляти его по зависти, дабы не приял чести, якоже он прият, святитель же, обыскав, полагает таков мастера под запрещением правильным, ученик же приемлет вящшую честь. Аще кто от тех живописцев учнет талант сокрывати, еже ему бог дал, и учеником по существу того не отдаст, таковый осужден будет от бога с сокрывшим талант в муку вечную. Аще кто от самех тех мастеров живописцев или от их учеников учнет жити не по правильному завещанию405 до пьянстве и нечистоте и во всяком безчинстве, и святителем таковы в запрещении полагати, а от дела иконного отнюдь отлучати и касатися того не велети, боящеся словеси реченнаго: проклят творяй дело божие с небрежением. А которые406 по се время писали иконы не учася самовольством и самоволкою и не по образу, и те иконы променяли дешево простым людем поселяном невеждам, ино тем запрещение положити, чтобы училися у добрых мастеров. И которому бог даст - учнет писати407 по образу и по подобию, и тот бы писал; а которому бог не даст - и им вконец от таковаго дела престати, да не божие имя таковаго ради писма похуляется. И аще которые не престанут от таковаго дела, таковии царскою грозою накажутся и да судятся408. И аще они учнут глаголати: "Мы тем живем и питаемся", и таковому их речению не внимати, понеже не знающе таковая вещают и греха себе в том не ставят. Не всем человеком иконописцем быти, многа бо и различна рукодейства подарована быша от бога, имиже человеком препитатися и живым быти и кроме иконного писма, а божия образа во укор и в поношение не давати. Такоже архиепископом и епископом по всем градом и весом и по монастырем своих предел испытовати мастеров иконных и их писем самим смотрити и избравше койждо их во своем пределе живописцев нарочитых мастеров да им приказывати надо всеми иконописцы смотрити, чтобы в них худых и безчинных не было. А сами архиепископы и епископы смотрят над теми живописцы, которым приказано и брегут таковаго дела накрепко, а живописцев онех брегут и почитают паче простых человек, а вельможам и простым человеком тех живописцев во всем почитати и честны имети за то честное иконное воображение. Да и о том святителем великое попечение и брожение имети комуждо во своей области, чтобы гораздые иконники и их ученики писали с древних образцов, а от самосмышления бы своими догадками божества не описывали. Христос бо бог наш описан плотию, а божеством не описан. Якоже рече святый Иван Дамаскин: "Не описуйте божества, не лжите слепии. Просто бо невидимо и незрительно есть, плоти же образ вообразуя поклоняются и верую и славлю рождьшую господа деву". А иже от хитрых и гораздых мастеров живописцев укрыет который талант, что ему бог дал и иных не научит и не укажет, да будет от Христа осужен с скрывшим талант в муку вечную. И того бо ради живописцы учите учеников без всякого коварства, да не осужены будете в муку вечную.[/big]



полная версия страницы