Форум » Вопросы-ответы » Нательный образок » Ответить

Нательный образок

Глеб: Сегодня читал соседний форум (иногда заглядываю), так вот там подняли вопрос о запрете нательных икон. Мне тоже стало интересно кем и когда было запрещено ношение нательных образов. Прошу ответов.

Ответов - 10

Людмила: Мне встретилась вот такая информация: ''Традиция ношения крестиков и нательных иконок пришла на Русь вместе с христианской верой в далеком 988 году. Нательные иконки святых первыми стали носить странствующие люди. Дороги в те времена были опасными и долгими. Поэтому, чтобы не лишить себя возможности помолиться почитаемому образу - символу веры и оберегу, пользовались нательными изделиями. Иконы в те времена изготавливали из дерева, кости, меди, серебра, золота. Выбор материала зависел от сословия, чина и достатка хозяина. Изготавливали иконку нательную вручную, поэтому сохранившиеся образцы XV-XVI века часто имеют гораздо лучший вид, чем более позднего периода, когда в моду вошло массовое производство''. Хотя на Старке уверяют, что это не в обычае староверов, а то и вовсе запрещено чуть ли не свт. Василием Великим. Однако доказательств/ссылок на документы/ не приводят. Надо разбираться.

Глеб: Людмила да, нужно разобраться кто и когда "запретил".

Людмила: Вот еще заслуживающая внимания информация: ''Археологически можно доказать факт ношения крестов с распятием, икон, ладанок и энколпионов на Руси в древние времена. На Руси первые кресты с распятием - 9-10 века. В 12-13 веках ношение нательных крестов стало носить массовых характер, часто они действительно были без распятия, нередко это вообще был не крест, а медальон с изображением креста. Очень распространены были нательные иконки и так называемые "змеевики" - византийской традиции вещь. Это круглые большие шейные медальоны с изображением христианской тематики на одной стороне. Это мог быть как Спаситель, так и Богоматерь, или какой-либо святой. Образки, кресты греческой равноконечной формы , без распятия - наиболее древние для России формы. Но параллельно с ними существовали и кресты с распятием - как в домонгольское, так и в послемонгольское время. В 15-17 веке была мода на на ношение очень больших по размеру нательных крестов, даже у простонародья, параллельно с образками. Часто это были кресты-складни, в которых можно было что-либо положить. У бедных кресты были медные, у богатых - серебряные и золотые, с богатым декором и вставками с резьбой, с эмалями. Они были по большей части с распятием, и очень большого размера, сравнимы с современными священническими крестами. Они были именно что нательными. В 17-18 веке в моду среди знати вошли католической формы кресты и распятия. Бедняки продолжали носить кресты, образки и ладанки. А вот носить крест поверх одежды было действительно не принято мирянам''. Кстати, по поводу запрета от Василия Великого, похоже, мимо. В Номоканоне нет такого правила.


Алексий: "Иконки" на груди носили, об этом есть верные свидетельства, да и данные археологии говорят со всей определенностью. Другое дело, что в отличии от нательного Креста, такие "иконки" носили на исподнем и при посещении "определенных мест" они снимались. Видимо логика запрета ношения на "голом" теле была такова: что нельзя было грешному телу соприкасаться напрямую с иконным изображением и исподнее неким образом предохраняло "иконку" от осквернения.

Глеб: То есть иконки носить можно поверх тела и запрета на таковое нет?

Людмила: Выходит, нет. Только не на теле, а поверх нижнего белья.

Глеб: Людмила в принципе для меня не ново, вопрос только теперь в том, является ли изображение Спасителя на Кресте иконой?

Алексий: Глеб пишет: конки носить можно поверх тела и запрета на таковое нет? Носили и запрета канонического нет, но это именно, что "иконки". Носили "иконки" служивые люди, торговцы и вообще "в путь шествующие". В условиях дома (подворья), мастерской, полагаю, что такого постоянного ношения не было, так как это явно избыточно. Теперь про "ладанки", вот на это, действительно есть запрет, так как он от языческих времен являлся оберегом с сомнительным содержимым (косточки, лапки, камешки и пр.), на такие "ладанки" с подобным составом нельзя наносить иконное изображение. Если же содержимое "ладанки" в русле православной традиции (тот же ладан или земля с Иеросалима), то тогда можно и в виде "иконки" и в виде Креста - энколпиона, тогда это уже "ковчежец". Но еще раз скажу, все эти "иконки", "ковчежцы" носили на исподнем, в том числе и Крест с Распятием, Крест без Распятия всегда носили на голой груди, и в нашей "беглопоповской" традиции такой Крест никогда не снимали. Носили еще и т.н. "змеевики" символика их оборотной стороны спорная, мнения разные, так что возможно, что тыльная сторона и предназначалась для грешного тела. Недавно, недалеко от места где мы строим храм (с. Моты) в поселке Култук на Байкали такой "змеевик" начала 17 века нашли-http://paranormal-news.ru/news/shkolniki_nashli_na_raskopkakh_drevnij_talisman/2012-04-05-4555 http://shot.qip.ru/00UmNq-3L8wqLvm0/

Глеб: Алексий спаси Христос!

Алексий: Ежели помог разобраться, то во Славу Божию, дорогой брат!



полная версия страницы