Форум » Вопросы-ответы » "Белая зависть" » Ответить

"Белая зависть"

Дионисий (Русин): Насущный вопрос. Преподобный Ефрем Сирин сказал, что "не должно завидовать преспеянию брата, потому что мы члены Тела Христова". Существует ли безгрешное и безвредное проявление зависти, например "белая зависть", и насколько приличествует христианам выражение типа "его успехам можно позавидовать".

Ответов - 19

андрей ю.: Дионисий (Русин) Существует ли безгрешное и безвредное проявление зависти, например "белая зависть", Думаю зависть безгрешной не бывает. А "белая зависть" - это уже не зависть, а что то другое. и насколько приличествует христианам выражение типа "его успехам можно позавидовать". ну тут скорее не то, чтобы завидовать, а просто под словом зависть имеется ввиду радость за успехи другого.....ну а ежели и правда следует зависть, то это грех.

Дионисий (Русин): андрей ю. пишет: просто под словом зависть имеется ввиду радость за успехи другого Зачастую так и есть, но почему тогда прямо не сказать: "я искренне рад за него"... В христианском понимании зависть - смертный грех, и не являются ли подобного рода выражения попыткой лукавого через "обеление" греха и подмену понятий обманом проникнуть в наши души?

andreibi301079: Да так и надо говорить "рад за него или нее" Я например больше вообще не использую слова белая зависть или завидую по хорошему" все это от лукавого


Глеб: Дионисий (Русин) Все тлен, чтите книгу Иова. Сегодняшнее богачество может завтра обратится в прах. По моему недостойному мнению не стоит вовсе проявлять эмоции по поводу преуспеяния, это показывает ваше внимание к вопросу благосостояния, что может натолкнуть других на мысли о вашем сребролюбии.

Дионисий (Русин): Глеб пишет: Сегодняшнее богачество может завтра обратится в прах. Глеб, вопрос больше про духовные преуспеяния человека, когда про его душевные качества выражаются подобным образом.

андрей ю.: Дионисий (Русин) андрей ю. пишет: цитата: просто под словом зависть имеется ввиду радость за успехи другого Зачастую так и есть, но почему тогда прямо не сказать: "я искренне рад за него"... Ну, может от неграмотности? В принципе Господь думаю будет судить не за голые слова, а за то, что было на сердце у человека когда он произносил эти слова. Можно сказать все верно в словах (но иметь в душе дурное расположение), а можно немного ошибиться в словах (но иметь чистые мысли) Думаю в первом случае Господь осудит, а во втором нет....... В общем у тебя вопрос на уровне суждения о словах, а не о, СУЖДЕНИИ о внутренних посылах человека......

андрей ю.: andreibi301079 Да так и надо говорить "рад за него или нее" Я например больше вообще не использую слова белая зависть или завидую по хорошему" все это от лукавого Да. все верно. Глеб Сегодняшнее богачество может завтра обратится в прах. По моему недостойному мнению не стоит вовсе проявлять эмоции по поводу преуспеяния,Завидовать можно не только богатству, но и ДУХОВНЫМ дарованиям......

Дионисий (Русин): андрей ю. пишет: В общем у тебя вопрос на уровне суждения о словах, а не о, СУЖДЕНИИ о внутренних посылах человека.. Андрей, но сказано ведь, что от слов своих и оправдаемся, и осудимся. Вопрос как раз о том, что слова отражают наше внутреннее состояние. Есть такое суждение, что подобные выражения про зависть нейтральные в смысле вреда или пользы и христианам вполне допустимо их использовать. Но от слов легко перейти к самому делу и есть соблазн других научить "безвредным" порокам. Мы же все-таки в обществе людей живем и люди не могут видеть наше душевное расположение. Получится ли потом Богу объяснить, что "я имел ввиду одно, а тот несчастный, который соблазнился, сам виноват, что не понял моего внутреннего настроя"?

андрей ю.: Дионисий (Русин) Андрей, но сказано ведь, что от слов своих и оправдаемся, и осудимся. Много чего сказано..... Например: "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (Иак. 2, 10) А прп. Иоанн Листвичник так расшифровал это применительно к НЗ. «иже весь закон духовный соблюдет, согрешит же одною страстию – высокоумием, бысть всем повинен». Я что хочу сказать. Не стоит может отцеживать комара? Есть такое суждение, что подобные выражения про зависть нейтральные в смысле вреда или пользы и христианам вполне допустимо их использовать. Но от слов легко перейти к самому делу и есть соблазн других научить "безвредным" порокам. Мы же все-таки в обществе людей живем и люди не могут видеть наше душевное расположение. Получится ли потом Богу объяснить, что "я имел ввиду одно, а тот несчастный, который соблазнился, сам виноват, что не понял моего внутреннего настроя"? Эка ты закрутил Думаю если будем иметь настрой как у мытаря, то в общей пучине наших грехов получим прощение и этому (если что не так). А ежели будем праведными как фарисеи, то даже если не соблазним никого, то осудимся.... Тут надо глобально мыслить так сказать..... Думаю такое копание в мелочах подпитывает нашу гордыню.....

Дионисий (Русин): андрей ю. пишет: Не стоит может отцеживать комара? Как бы этот "комар" не оказался верблюдом... андрей ю. пишет: Тут надо глобально мыслить так сказать..... Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф.16:26) Святые учат, что если грешить в мелочах, то непременно начнешь грешить и в большем, а пресечением мелочи, пресекается и большее, которое от нее происходит. Что легче, искоренить мелочь или победить целую страсть?

андрей ю.: Дионисий (Русин) Как бы этот "комар" не оказался верблюдом... Все может быть..... Но и верблюды бывают разные.....можно отцеживая не вдаться в зависть, но при этом подпитать свою гордость.... мол какой я внимательный, в корне присек грех зависти.... Святые учат, что если грешить в мелочах, то непременно начнешь грешить и в большем, а пресечением мелочи, пресекается и большее, которое от нее происходит. Что легче, искоренить мелочь или победить целую страсть?конечно искоренить мелочь.... но в данном случае по этой теме, я не уверен, что мелочь про которую мы говорим - это начало страсти.... может да, а может нет.... Я просто указываю на другую опасность, которая поджидает тех, кто так скурпулезно начинает обращать внимание на все свои промашки, и становится праведным по жизни в словах и делах.... Кто выше взлетает, тот больнее падает... Про такую опасность хорошо сказал Златоуст: ""Не столько грешнику, сколько добродетельному нужно заботиться о смирении.Почему так? Потому что грешник понуждается к смирению совестью, а добродетельный, если не очень бодрствует над собою, как будто подъятый ветром, превозносится и тотчас омрачается подобно известному фарисею"(И.Златоуст)

Дионисий (Русин): андрей ю. пишет: Я просто указываю на другую опасность, которая поджидает тех, кто так скурпулезно начинает обращать внимание на все свои промашки, и становится праведным по жизни в словах и делах.... Кто выше взлетает, тот больнее падает... Тогда что получается? Надо грешить для смирения, и не стараться исполнять заповеди, чтобы не впасть в гордость?

андрей ю.: Дионисий (Русин) Тогда что получается? Надо грешить для смирения, и не стараться исполнять заповеди, чтобы не впасть в гордость?Конечно нет. Просто надо всегда помнить что все наши добрые дела и подвиги это ничто без смиренного сердца... "Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит." (Пс.50)

Дионисий (Русин): Есть еще один вариант духовного развития. "От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смиряется человек." Преподобный Нил Синайский

андрей ю.: Дионисий (Русин) Думаю не многие смогут сказать в наше время, что пошли этим вариантом развития..... Во времена прп. Нила может таких было и много, но не сейчас..... В наше время думается более актуален другой путь: "Блаженны алчущие и жаждущие правды..."

о. Андрей: андрей ю. пишет: более актуален другой путь: "Блаженны алчущие и жаждущие правды..." Неправильно противопоставлять одно другому. Жажда правды - это одно из неотъемлемых проявлений духовной жизни, а одна из альтернатив.

андрей ю.: о. Андрей Неправильно противопоставлять одно другому.Там Не противопоставление, а констатация факта так сказать (за исключением конечно единичных примеров, о которых я не знаю). Лично я не встречал человека про которого можно сказать что у него " "От многих плодов гнутся древесные ветви,"........а вот "алчущих и жаждующих правды" я встречал..... Взять того же разбойника.....спасся не за обилие плодов......а за правду....Бога назвал Богом и признал что плодов не имеет, поэтому и просил как мытарь: "помяни..." Лично я более понимаю состояние мытаря, когда понимаешь, что ничего хорошего в тебе нет, чем состояние со многими плодами и добродетелями....... Я не раз говорил Денису, что в наше время, когда нет духоносных руководителей, путь мытаря более безопасен и ближе нам....

андрей ю.: Дионисий (Русин) Есть еще один вариант духовного развития. "От многих плодов гнутся древесные ветви, и при многих добродетелях смиряется человек." Преподобный Нил Синайский Есть конечно и такой путь. Только мы с тобой тут причем? Чего об этом говорить? Если и есть у нас какие то добродетели и плоды, то от них НЕ гнутся ветки, а в лучшем случае они перекроют наши грехи....а в худшем - не перекроют.....

Алимхан: Дионисий (Русин) пишет: Существует ли безгрешное и безвредное проявление зависти, например "белая зависть" Конечно существует. Например видишь хорошее в человеке или в его делах и восхищаешься и завидуешь что у тебя такого нет и пытаешься у него взять это для себя вот вам и белая зависть 21 Все испытывайте, хорошего держитесь. Гал.4:18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.



полная версия страницы