Форум » Вопросы-ответы » "Концерт духовной музыки" » Ответить

"Концерт духовной музыки"

Димитрий Н.Б.: Допустимо ли проводить в храме концерт, хотя бы и "духовной музыки" (т.е.церковного пения)? У никониан, понятно, это в полном порядке вещей. А как у древлеправославных? Я потому интересуюсь, что был в воскресенье на Рогожском на ярмарке, так вот там такой концерт был, весьма мощный, со всей страны хоры съехались. Я полагал, что он в каком-то специальном помещении будет, а оказалось - в самом Покровском соборе. Скамейки занесли, все уселись... Нормально ли это? И второй вопрос: является ли нормой сам такой концерт как таковой? То есть правильно ли это - исполнять богослужебные песнопения вне богослужения, произносить святые слова, при том что слушатели сидят на лавках и вовсе не молятся? Получается, что тексты в данный момент как бы перестают быть молитвой и становятся какой-то разновидностью "искусства"... Понимаю, что сие явление не вчера возникло, и морозовский хор до революции давал концерты, и всё же сумнительно... До недавнего времени вопрос меня не занимал, сам часто пел вне богослужения и слушал аудиозаписи, но вот познакомился с часовенными из Боливии, они подобное использование богослужебных текстов категорически не приемлют. Их отношение заставило задуматься... Как мыслят в РДЦ по етому поводу?

Ответов - 17

cocpucm: Я вот, честно говоря, тоже не понимаю, почему поются именно отрывки из богослужений, а не духовные стихи. Хотя, надо признать, звучание в воскресенье было бОльшей частью впечатляющее

Сергiй: Димитрий Н.Б. пишет: Скамейки занесли, все уселись... А на скамейки только своих пускали или всех подряд?

cocpucm: Всех подряд.


Сергiй: Это любопытно. А что, во время концерта можно дальше притвора перемещаться? Что-то новенькое. Чюдэса, однако.

о. Андрей: Димитрий Н.Б. пишет: они подобное использование богослужебных текстов категорически не приемлют. Правильно делают - святая святым.

Димитрий Н.Б.: Сергiй пишет: А на скамейки только своих пускали или всех подряд? Всех подряд, но кое-кого - даже вперед всех рядов. В первом ряду сидели: митр.Илларион Алфеев, о.Иоанн Миролюбов и о.Всеволод Чаплин Кроме шуток. Я стоял в притворе, когда эта почтенная дилегация прошествовала в собор, митр.Илларион шел бок о бок с митр.Корнилием. Сергiй пишет: А что, во время концерта можно дальше притвора перемещаться? Что-то новенькое. Чюдэса, однако. Запросто. Там и помимо вышеназванных высоких персон, всякого непонятного народа привалило, явно не церковного вида (даже по никонианским меркам). Я дальше притвора как-то и не захотел идти, приходил не за этим. о. Андрей пишет: Правильно делают - святая святым. Да, у етих часовенных сохранилось очень правильное отношение. Когда я первый раз к ним приехал, было интересно узнать, как поют. Спеть-то по моей просьбе они спели, но не сидя за столом на лавочке (как сейчас многие делают), а благоговейно став перед образами. Открывая книги, обязательно осенялись крестным знамением. И записать пение на диктофон категорически отказались: "Так нельзя, ето же не радио какое-нибудь".

Сергiй: Вот так. Что на это сказать? Вспоминается случай размещения "высоких гостей" на древнеримском мозаичном полу в Римско-германском музее, когда проходила встреча в верхах так называемой "восьмёрки". А когда в музее приближаешься к ограждению или вспышкой блеснешь, тебя готовы разорвать на клочки. В этом и заключается внутренняя гнилая сущность всех лицемеров. С лета 1999 года история музея (Римско-Германского, далее - РГМ - прим. моё) пополнилась необычным событием: во время встречи в верхах восьми самых важных индустриально развитых стран США, Канады, Японии, Англии, Франции, Италии, Германии и России главы вышеперечисленных государств ужинали 18-го и обедали 19-го июня в 1750-летнем древнем банкетном зале одного из фешенебельных дворцов античного Кёльна. На полу, украшенном мозаикой Диониса, был поставлен круглый прозрачный стол, позволявший не только наслаждаться яствами, но и созерцать искусство мозаики Древнего Рима. На транспаранте (латинским языком) было написано приветственное слово археологов: COLLEGIVM ARCHAEOLOGORVM QVI RES ROMANAS COLONIAE CLAVDIAE CVSTODIVNT DOMINOS ILLIS OCTO NATIONIBVS PRAESIDENTES QVAE PVBLICA ET PRIVATA INDVSTRIA EXCELLVNT HODIE APVD ARAM AGRIPPINENSIVM CONVENIENTES SALVTAT A(nte) D(iem) XIV ET XIII K(alendas) IVL(ias) A COLONIA DEDVCTA ANNO MCMIL. "Это паскудство!" © После такого стыдно подбегать к посетителям музея и делать им замечания, что они слишком близко подошли к ограждению. При этом это ограждение сделано очень неудобно, так что желающий сфотографировать обязательно обопрется. Ни в коем случае нельзя применять вспышку! Какая всё это мерзость! - скажу я вам. Тьфу! На мой взгляд событие это для музея - позорнейшее из позорных.

Валентиныч: Сергiй пишет: событие это для музея - позорнейшее из позорных. Да уж срамота! Я то думал такое возможно только у нас...

Сергiй: Самое страшное в том, что об этом в книгах пишут от издания к изданию и экскурсоводы рассказывают. Экскурсанты от чувства омерзительности не морщатся. В прошлую субботу своими ушами слышал.

Глеб: Димитрий Н.Б. пишет: Запросто. Там и помимо вышеназванных высоких персон, всякого непонятного народа привалило, явно не церковного вида (даже по никонианским меркам). Я дальше притвора как-то и не захотел идти, приходил не за этим. Раньше у никонов повсюду практиковались запричастные концерты прямо в храме (поинтересуйтесь что это такое). Видимо белокриницкие решили "восстановить утраченное".

о. Андрей: Концерты белокриницкие делали еще до революции. Апологеты этого действа считают, что так популяризируют знаменное пение, а посредством оного и Древлеправославие.

Глеб: Думаю они могли бы ограничится и концертными залами. Цель оправдывает средства получается.

Димитрий Н.Б.: Глеб пишет: Раньше у никонов повсюду практиковались запричастные концерты прямо в храме (поинтересуйтесь что это такое). Видимо белокриницкие решили "восстановить утраченное". Да, я знаю что это такое. И сейчас практикуется, никуда не делось. Аналогия здесь не вполне удачна: "запричатный концерт" у никонов это фактически часть богослужения. Здесь же от богослужения четко абстрагировались.

Глеб: Может быть, но в любом случае использовать храм не для церковных нужд, на мой взгляд, достойно бича из воловьих жил. Да вдоль хребта. По примеру Спасителя. )

Димитрий Н.Б.: Глеб пишет: Может быть, но в любом случае использовать храм не для церковных нужд, на мой взгляд, достойно бича из воловьих жил. Да вдоль хребта. По примеру Спасителя. ) Безусловно, но здесь нужно четко определить, что есть "церковная нужда".

Глеб: Димитрий Н.Б. пишет: Безусловно, но здесь нужно четко определить, что есть "церковная нужда". Те чины и службы что невозможны без храма наверное. Концерты уж никак к насущно необходимому не относятся я полагаю.

диакон Олег: "церковная нужда". - приходские собрания, проповедь, назидание, оглашения поздравлений или обращений братьев к прихожанам за помощью. А во время праздничных трапез не похвально ли (хоть и сидя) славить Богородицу, Спасителя соответствующими песнопениями? Мы обращаемся с молитвой к Богу, Матери Господа и святым лежа, за миг до сна, или сидя за столом, просим Благословения Бога перед очередным блюдом, налогаем крестное знамение сидя и не смущаемся. Во всем должно быть разумное понимание и благоговение. Это - благоговение, когда: Димитрий Н.Б. пишет: они подобное использование богослужебных текстов категорически не приемлют



полная версия страницы