Форум » Вопросы-ответы » Плескания в праздник Богоявления. » Ответить

Плескания в праздник Богоявления.

Глеб: "В самый праздник водокрещения, был на Иордане с всею дружиною моею, и видехом благодать Божию, приходящую на воду иерданьскую, и множество народа безчисленно тогда приходят к воде со свещами; и всю ту нощь бывает пение изрядно и свещь без числа горящь. В полунощи же бывает крещение воде; тогда бо Дух Святый исходит с небес на воды иерданьския. Человеки же достойнии добре видят, како всходит Дух Святый, а вси народи, не видят, но токмо всякому человеку радость бывает тогда в сердце. Да егда погрузят священницы крест честный и егда рекут «в Иердане крещающу Ти ся Господи», - и тогда вси людие вскачют в Иердани, крещающиеся в Иерданьстей реце, якоже бо Христос в полунощи крестился от Иоанна" Игумен Даниил (1106-07 гг.) Вопрос, плескания в проруби в праздник Богоявления православная традиция или нет. Не рассматривается вопрос нарушений Владимирского Собора, а вообще плескания в купели. Павел Иовий (1526г.), присутствовавший при водоосвящении, свидетельствует, что «по окончании церемонии недужные и больные бросаются в реку; быв уверены, что священная вода омоет нечистоту болезни»...Путешественник Герберштейн (сер.16в.) в своих записках уверяет, что в «Иордане» купались не только безнадежные больные, которых в воду погружали другие, но и матери купали в ней своих младенцев и «сейчас же вытаскивали»

Ответов - 31

о. Андрей: Обычай старый. Параллели в Писании есть - Вифезда и Силоамская купель, история Неемана. Таким образом, важен смысл, который люди вкладывают в крещенское купание. Если думают смыть грехи - то это крайнее невежество и суеверие, если приступают с верой, желая принять исцеление недугов от святой воды, то в этом не видится ничего нечестивого.

Глеб: о. Андрей , благодарствую. Просто возник вопрос по этой тематике - http://www.staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1052

о. Андрей: Я тоже материал этот читал. Однобоко подается информация. Белокриницкие, как всегда: раз никониане что-то делают, то это значит всегда плохо. А Курочкина я лично знаю. Рассуждения его по данному вопросу, мягко говоря, наивные - раз какая-то баба купалась в молоке, а этнограф записал обычай в языческий, значит правоверным нужно этот обычай отвергнуть. Ну, чепуха же. С таким подходом завтра и кресты носить перестанем, раз некоторые невежи носят крест в качестве оберега, а ветреные бабенки, как украшение, где-нибудь в ухе или носу. Единственный здравый аргумент - это риск переохлаждения. Все-таки, российская ердань не река Иордан. Можно конечно же на веру ссылаться, но Христос искусителю ответил на это: не искушай Господа Бога твоего...


Глеб: о. Андрей пишет: Белокриницкие, как всегда: раз никониане что-то делают, то это значит всегда плохо. Иногда это оправдано, в частности вырезание креста на леду. Тут с ними нужно согласится, никоны делают плохо.

о. Андрей: Само-собой, но общая мысль статьи - это показать, что купание, это плод никоновской реформы и до 1653 года его вообще не было. Между тем, Владимирский Собор свидетельствует, что в 13 веке такой обычай был всеобдержный и запретил Собор не сам обычай, но лишь ердани в форме креста. Таким образом, Владимирский Собор опосредованно подтвердил православность самого обычая купаться на Крещение, а белокриницкие против этого пишут...

Jora: Моя бабушка Анна, в бытность проживания в Григолети, иногда окуналась на этот праздник в Черном море. Но то - Грузия. Думается, если бы купальщики отстояли вечерню в Навечерие и Литургию в т.ч., потом бдение, потом на сам праздник Литургию, а потом ещё нужно на утреню к след. дню, Собору Иоанна Предотечи - не спешили бы с таким восторгом во ердань. Как мне кажется, сейчас это делают в основном люди малорелигиозные. И на видео снимают друг друга, весело подбадривая друг друга. А выйдя из воды, не преминут 5 капель принять для сугреву. Как однажды верно сказал о. Андрей, от таких полуязыческих обычаев мы должны дистанцироваться (речь шла про радоницу-гробкипроводы). М.б., если и делать, то не на виду у толпы и вместе с ней.

о. Андрей: Jora пишет: Как мне кажется, сейчас это делают в основном люди малорелигиозные. Язычники и бессознательные оккультисты.

Назорей Сиона: Jora пишет: если и делать, то не на виду у толпы и вместе с ней. Спаси Христос ! Возьму ка я , пожалуй , себе за правило ( и не токмо применительно к крещенским ныряниям )

о. Андрей: Нееман окунулся семь раз и исцелился от проказы...

Глеб:

о. Андрей: Пока это государственного уровня программа - МЧС, скорая. Никонианская развлекуха на деньги налогоплательщиков

Глеб: о. Андрей да, это похоже на то. Был как то случай, на работе зашел разговор о православии. Так вот один никонианин из догматов и канонов смог только вспомнить что Рождество зимой, Пасха весной, на Пасху надо красить яйца и в родительскую субботу сходить на кладбище. Это исчерпывающий список. По всей видимости купание на Богоявление уже некоторыми и не относится к православию, а переродилось в народное гуляние под благословением никонских попов, вроде "проводов зимы".

о. Андрей: Так и есть. Государство пытается, через праздники новой эпохи консолидировать народ. Старых объединяющих праздников более нет. Национальной идеи нет. Стратегии государственного, общественного развития нет. Вот и предпринимаются попытки ухватиться за былое. Связать эпохи. Но это невозможно. Были уже у России и крестные ходы, и купания, но это не уберегло ее от большевизма. Без правильной веры, весь антураж - это примитивная магия. А веру привить на государственном уровне невозможно, а тем паче руками неверующих.

Глеб: Мдаа, это точно. Не выдержала Русь испытание расколом. Гниет и воняет на весь мир.

Назорей Сиона: о. Андрей пишет: Государство пытается, через праздники новой эпохи консолидировать народ. Старых объединяющих праздников более нет. Национальной идеи нет. Стратегии государственного, общественного развития нет. Вот и предпринимаются попытки ухватиться за былое. Связать эпохи. Но это невозможно. Были уже у России и крестные ходы, и купания, но это не уберегло ее от большевизма. Без правильной веры, весь антураж - это примитивная магия. А веру привить на государственном уровне невозможно, а тем паче руками неверующих. хотя вот этот тезис спорный : " веру привить на государственном уровне невозможно " Вы , Батюшка , вполне могли бы работать политологом по совместительству

о. Андрей: Назорей Сиона пишет: хотя вот этот тезис спорный : " веру привить на государственном уровне невозможно " Так это история показала. На ум ни один пример не приходит. Назорей Сиона пишет: Вы , Батюшка , вполне могли бы работать политологом по совместительству Может быть на пенсии

Назорей Сиона: о. Андрей пишет: На ум ни один пример не приходит А мне приходит . Крещение Руси и БМС

Назорей Сиона: о. Андрей пишет: Может быть на пенсии На пенсии - внуков нянчить . Куй железо не отходя от кассы

о. Андрей: Назорей Сиона пишет: А мне приходит . Крещение Руси и БМС Крещение Руси - это частный акт. Реальное просвещение россиян заняло многие века и даже перед революцией закончено не было. Причем я ведь сказал не о том, что нельзя объявить какую-то религию государственной (таких примеров множество), а о том, что привить по указке с верху невозможно. Вера - дело индивидуальное. Если сказано, что враги человеку домашние его, то уж в масштабах государства найти всеобщий религиозный консенсус и подавно невозможно. Назорей Сиона пишет: На пенсии - внуков нянчить . Куй железо не отходя от кассы Какая пенсия?! Я уже скоро дедушкой буду К пенсии, если Бог позволит, надеюсь правнуков нянчить

Назорей Сиона: о. Андрей пишет: К пенсии, если Бог позволит, надеюсь правнуков нянчить Дай Вам Бог , деда Андрей о. Андрей пишет: Крещение Руси - это частный акт Я там ещё БМС привёл . Вы не заметили ?

о. Андрей: Так а БМС, что привил-то? Он и то, что было порушил. Принять какой-то законодательный акт много ума не нужно, а вот ратифицировать, нужно много ума и удачи (Промысла Божьего, по-нашему).

Назорей Сиона: о. Андрей пишет: Так а БМС, что привил-то? Он и то, что было порушил. Но порушенную то веру эту привил ... сверху - прошу заметить .

о. Андрей: Да не привил он ничего. Наоборот народ секуляризировался полностью. Мы же ведь о истинном христианстве говорим, а не вообще о всякой идеологии. Нацизм тоже сверху "привили", и большевизм.

Назорей Сиона: о. Андрей пишет: о всякой идеологии я думал , что речь шла о всякой религии . о. Андрей пишет: Мы же ведь о истинном христианстве говорим Ну на Руси то : крестилась элита - крестилась Русь . У нас от власти многое зависит . Так уж повелось .

о. Андрей: Крестилась, да не просветилась...

Назорей Сиона: Назорей Сиона пишет: хотя вот этот тезис спорный : " веру привить на государственном уровне невозможно " Тезис ,конечно , спорный , только с отцом Андреем не поспоришь

Георгий, Львов: о. Андрей пишет: Так и есть. Государство пытается, через праздники новой эпохи консолидировать народ. Старых объединяющих праздников более нет. Национальной идеи нет. Стратегии государственного, общественного развития нет. Вот и предпринимаются попытки ухватиться за былое. Связать эпохи. Но это невозможно. Были уже у России и крестные ходы, и купания, но это не уберегло ее от большевизма. Без правильной веры, весь антураж - это примитивная магия. А веру привить на государственном уровне невозможно, а тем паче руками неверующих. (попахивает "ре-еволюцией" однако... или "ре-формами" ... эту питицию можно прибить ко дверям любого главного собора... однако...) Добраго здравия, отче! У нас тут просто в очередной раз пытаются весь старый разрушить до ... , а вот смогут-ли новый построить на обломках самовластия -- это вопрос.

Георгий, Львов: Можно. Андрей пишет: Крестилась, да не просветилась... Да, отче. Жаль, что никто тебя не слышит ... в 10-м веке. Но вот святой равноапостольный слышит.

Георгий, Львов: о. Андрей пишет: Я уже скоро дедушкой буду К пенсии, если Бог позволит, надеюсь правнуков нянчить А у моей жены уже внук родилси -- 26.01.2014 от Рожества Христова.

о. Андрей: У твоей жены? А у тебя? Впрочем, поздравляю!

о. Андрей: Вот случайно наткнулся на любопытное описание торжественного освящения воды в 1603 году. Здесь и о купании в прорубе:Следует о шествии, бывшем на Московской реке, как благословляли и освящали реку. 1603 года, в день Богоявления, 6 Генваря, у Московитян каждый год в обыкновении ходить торжественно на лед [34] святить и благословлять воду и исполнять следующие обряды. Чтобы посмотреть на это, Его Царское Величество, чрез наших придворных Бояр и переводчиков, велел нас привести на то место, где он пойдет мимо нас, и мы все можем увидать. Сначала на реке Москве, протекающей мимо Кремля, сделано было на льду большое четыреоугольное отверстие в несколько шагов длины, а кругом его четыреоугольная перегородка: справа у отверстия стояло седалище, в несколько шагов вышины, где должен был стоять и сидеть Папа (Патриарх), слева от него тоже седалище, для Царя, немного пониже, обитое красным бархатом. Во первых, двое Священников несли на высоком древке по хоругви, на которой написаны были их Святые. За тем следовали 30 рядов других священников, а за ними толпа черных монахов, потом опять великое множество Священников, и некоторые из них с большими горящими свечами; другие четверо несли по большому золотому Херувиму на высоком древке, за этими следовало много других с большими и малыми крестами и с Святыми, держа их у себя перед грудью; некоторые иконы были такие большие, что двое на силу несли их. Между прочим шло 15 Священников, которые несли прекрасные большие образа с превосходно изображенными на них святыми, украшенные жемчугом и золотом и драгоценными каменьями. Между всяким рядом Священников шел один, или двое, с кадилом и кадил Святых и народ. Особливо же перед большою книгой (Евангелием), образами Пресвятой Богородицы и Св. Николая, которые несены были перед отцом Папой (Патриархом), шли трое священноков, с золотыми кадилами, часто кадили и, вместе с другими Священниками, пели на своем языке и по своему обряду. Почти все Священники одеты были в белые ризы, некоторые в бархатные; у иных около плеч были красные тафтяные оплечья, у других, отчасти у самых главных, оплечья были вышиты жемчугом и золотом; те же, которые шли перед Папой (Патриархом) с большою книгой (Евангелием), [35] перед образами Пресв. Девы Марии и Св. Николая, имели круглые шапочки и оплечья из золотой парчи, вышитые жемчугом и драгоценными каменьями. Сам Отец Папа (Патриарх) одет был в цельную золотую парчу; митра на нем была очень широкая и круглая и прикрывалась золотым крестом, вверху же, по средине ее, стоял маленький крестик. За ним следовали четыре Патриарха или Епископа, почти похожие по одежде на Папу, только не имели на головах креста. После того шел Царь с сыном и другими светского звания Господами. Сначала, в переднем месте, шла толпа Бояр и Князей, по трое в яд, очень нарядно одетые, все в высоких шапках из черных лисиц. За ними следовал Царь в бархатном с цветами платье и в черной лисьей шапке, с посохом в руках. Спереди кафтан его был сверху до низу вышит жемчугом и золотом, также и по всему подолу. Потом шел молодой Государь в таком же платье. А за ним целая толпа старых Князей и Бояр, тоже по трое в ряд. Напоследок шли Немцы, Поляки и другие иноземцы, бывшие у Царя на службе, а за ними весь простой народ без всякого порядка и во множестве. Проходя мимо нас (у места, где мы стояли с нашими придворными Господами и переводчиком), Царь приостановился, взглянул на нас, кликнул Канцлера Афанасия (Affinassa) и поговорил с ним; выслушав его, Канцлер поспешно подошел к нашему офмейстеру, Г. Акселю Гильденштерну, и сказал ему, через переводчика, что было велено ему Царем, чтобы Гофмейстер с Королевскими Послами и другими Камер-Юнкерами, [36] также и окружающими, отдал Его Царскому Величеству надлежащее почтение; Царь же после того удалился в порядке. Вошедши за перила, каждая сторона заняла свое место. Царю и царевичу подложили под ноги дорогие меховые одеяла. Была сильная стужа, однако ж молодой Государь все время, что было с добрый час, стоял с открытою головой. Немцы, Поляки и других народов люди стояли вне перил поодаль, каждая сторона в особенном ряду. Когда все встали в порядок, Священники несколько времени по своему пели, а после пения Папа (Патриарх) сошел с своего седалища, взял большую книгу (Евангелие) и подошел к Царю; этот поцеловал ее и прикоснулся к ней передней частью головы и обеими щеками; тоже сделал и молодой Государь. Потом Папа (Патриарх) опять пошел к своему седалищу, поцеловал сам книгу, то же сделали и самые знатные духовные и светские Господа. После того он сошел к воде, и стал читать громко в книге; а во время чтения ходил Патриарх (Архиерей) с золотым кадилом и кадил со всех четырех сторон воду, а потом Царя и молодого Государя, Папу (Патриарха) и весь народ. После того Папа (Патриарх) взял золотой крест, погрузил его в воду, начал читать и тотчас же опустил в воду горящую свечу, от чего она и погасла; за тем он опустил еще, и также погасил, другую свечу, тоже сделал и в третий раз. Тут взял он и погасил разом несколько свеч. А после того погрузил в воду множество связанных вместе и зажженных свеч. За сим он почитал немного и вынул крест опять из воды, капли с него ронил в золотое освященное блюдо, потом налил его полное водой, подошел к Царю и подал ему крест, к которому, все еще мокрому от воды, Царь прикоснулся головой и обеими щеками и поцеловал его с большим благоговением и наклонением головы. То же сделал и молодой Государь. Взявши кропило, Папа (Патриарх) окропил и освятил Царя и молодого Государя освященною водою в лицо. Потом пошел он к своему седалищу куда подошли все духовные и светские Господа и были [37] окроплены святою водою в лицо. Те же, которые не могли быть освящены Папою (Патриархом), подошли к отверстию на реке, брали воду пригоршней, лили ее себе на голову и потом уходили оттуда. Наконец, все они отправились в прежнем порядке опять в Кремль. Проходя мимо Царя, Папа (Патриарх) подал ему и молодому Государю крест для вторичного целования. Когда они ушли, налиты были св. водой несколько ушатов и отнесены в Кремль и по церквам. Напоследок народ, мужчины и женщины, побежал к реке в великом множестве, чтобы окунуться в ней. Не смотря на стужу, некоторые женщины совали в воду маленьких нагих детей. Туда же бросались и нагие мужчины, осквернившие себя какими ни будь мерзкими грехами, в том мнении, что Св. водою смывается осквернение. Кроме того, все уносили по кружке, или по ведру, воды на дом к себе и в церкви. Когда мы нагляделись на все и опять отведены были на наш двор, Его Царское Величество пожаловал нас сотнею кушаньев на блюдах из чистого серебра, которых было 200, также и напитками: пивом, медом и водкой в серебряных стопах и сулеях. http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Iogansen/text.phtml?id=564



полная версия страницы