Форум » Вопросы-ответы » Вкушал ли св.Спиридон мясо? » Ответить

Вкушал ли св.Спиридон мясо?

Димитрий Н.Б.: На новообрядном сайте в житии св.Спиридона Тримифийского (наверное, из Дм.Рост. взято) прочёл такой эпизод: [quote]Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: "Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть". Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель "вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи". Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, "убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, - тот прибавил: "Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: "Вся чиста чистым"[/quote] http://days.pravoslavie.ru/Life/life3106.htm Не может ли кто посказать: описывается ли такой случай в древлих книгах, в частности в макарьевских ч.минеях? В Пролозе я сего не нашёл. Может, поздняя вставка?

Ответов - 13

cocpucm: Димитрий Н.Б., см. тут. Иных дораскольных источников пространной редакции жития св. Спиридона я не нашел

Димитрий Н.Б.: Спаси Христос. Случая с вкушением мяса в сей житии я не обретаю. На "православии.ру" утверждается, что этот случай взят из "Церковной истории" Созомена. Интересно было бы проверить, в самом ли деле так. Признаться, я несколько обескуражен: совсем недавно спорил не эту тему с новообрядцами, которые пытались доказать правильность нарушения поста "ради любви". При этом они ссылались на примеры из послераскольных житий Тихона Задонского и Павла Груздева. Я же полагал, что подобные примеры только после раскола и могли появиться. А тут оказывается, что и в древнем житии такой пример есть...

о. Андрей: Димитрий Н.Б. пишет: Церковной истории" Созомен ГЛАВА 11. Повествование о святом Спиридоне, о его смиренномудрии и твердости Есть сказание, что около этого же времени, жил и Спиридон тримифунтский, епископ кипрский, которого добродетель достаточно, думаю, доказывается продолжающеюся и доныне молвою о нем. Из совершенных им при помощи Божией дел весьма многие, должно быть, известны туземцам; а я не скрою только того, что до нас дошло. Он был поселянин, имел жену и детей, но от этого не стал хуже в делах божественных. Говорят, однажды ночью зашли в его овчарню злые люди и, вознамерившись похитить овец, вдруг оказались связанными, когда никто не вязал их. С наступлением дня, Спиридон пришел и, нашедши их связанными, разрешил от невидимых уз, а вместе с тем и побранил, что, имея возможность попросить и получить, чего хотелось, они решились лучше похитить и в продолжение ночи столько пострадали. Сжалившись однако над ними, или правильнее, поучая их обратиться к лучшей жизни, наконец он сказал: «возьмите этого овна и ступайте; ведь вы утомились от бодрствования, и должны выйти из моего двора, не жалуясь на труды». Этому по всей справедливости можно удивляться; но не менее [41] удивительно и следующее: его дочери, девице, по имени Ирине, один из знакомых вверил что-то для сохранения. Взяв и желая верно сберечь вещь, она закопала ее дома. Но случилось, что отроковица умерла, ничего не сказавши. Тогда упомянутый человек пришел и требовал назад залога. Так как Спиридон не знал, что сказать, и обыскавши весь дом, ничего не нашел; тот начал плакать, рвал на себе волосы и, казалось, готов был умертвить себя. Подвигнутый к жалости, Спиридон пришел на могилу и назвал отроковицу по имени: когда же она отозвалась, спросил ее о залоге и, узнавши, возвратился, нашел искомую вещь, как она показала, и отдал ее человеку. Но если уже до того дошло, то не неуместно будет прибавить и следующее: у Спиридона был обычай — из имевшихся плодов одну часть разделять бедным, а другую давать желающим в займы без прибыли. Но сам он лично и не давал, и не принимал назад, а только показывал кладовую и позволял приходящим уносить, сколько им было нужно, потом опять возвращать, сколько, по их счету, они взяли. И вот некто, занявший таким образом, пришел как будто с тем, чтобы отдать; но когда по обычаю позволено было ему самому отнести в кладовую, сколько занимал, он отважился на несправедливость: думая укрыться, не отдал долгу, [42] а только показал вид, будто отдал, и ушел, как расплатившийся. Однако ж это не надолго утаилось. Спустя несколько времени, он снова должен был занять. Спиридон послал его в кладовую и дал ему волю отмерять себе, сколько хочет. Но заниматель нашел клеть пустою и сообщил о том Спиридону, который в ответ ему сказал: «Удивительно однако ж, друг мой, как это тебе одному показалось, что в кладовой нет запасов? Смотри-ка; брав взаймы когда-нибудь, возвратил ли ты прежний долг? Не будь этой причины, — ты конечно не встретишь недостатка в том, что тебе нужно. Ступай же опять смело и с уверенностью, что найдешь». Пойманный таким образом, он признался в своем грехе. Стоит также подивиться степенности этого святого мужа, — с какою точностью соблюдал он постановления Церкви. Рассказывают, что, спустя несколько времени, епископы Кипра, по какой-то нужде, сошлись в одно место. С ними был и этот Спиридон, и ледрийский епископ Трифилий, человек вообще знаменитый и живший долго в Берите для изучения законов. По окончании Собора, Трифилия упросили сказать поучение к народу, — и когда ему надлежало привести слова: «возьми одр твой и ходи», он, вместо слова «одр» (krabbaton), употребил слово «ложе» (skimpouV). Спиридон, вознегодовав на это, сказал: «ужели ты лучше [43] Того, Кто произнес: одр, что стыдишься употребить Его выражение?» И, сказав это, сошел с священнического седалища, в виду народа, внушая сим скромность тому, кто тщеславился своею речью. А Спиридон способен был пристыдить, как человек уважаемый и весьма славившийся своими делами; да и по возрасту, и по священному сану был он старше Трифилия. Надобно знать и то, как он принимал странников. Некто зашел к нему с пути уже по наступлении четыредесятницы, когда он с домашними обыкновенно держал пост и вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи. Видя, что странник очень устал, он сказал дочери: «обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему покушать». Когда же девица отвечала, что нет ни хлеба, ни муки; ибо запас этого, по причине поста, был бы излишен; он сперва помолился и попросил прощения, а потом приказал дочери изжарить случившегося в доме соленого свиного мяса. И как скоро оно изжарилось, Спиридон, посадив вместе с собою странника, начал есть предложенное мясо, и убеждал того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя Христианином, отказывался, — тот прибавил: тем менее надобно отказываться; ибо Слово Божие изрекло: вся чиста чистым (Тит. 1, 15). Это о Спиридоне. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Sozomen/text1.phtml?id=6134


о. Андрей: Димитрий Н.Б. пишет: Я же полагал, что подобные примеры только после раскола и могли появиться. А тут оказывается, что и в древнем житии такой пример есть... Во времена св. Спиридона еще не было выработано однозначное отношение к посту. Были, например, и такие, которые в Великий пост пять дней в неделю вообще не ели, зато в субботу и воскресенье ели скоромное. Отсчет необходимо делать не только "после", но и "до".

Сергей Мизов: Димитрий Н.Б. пишет: Признаться, я несколько обескуражен: совсем недавно спорил не эту тему с новообрядцами, которые пытались доказать правильность нарушения поста "ради любви". Дмитрий, мнение зависит от того на что вы опираетесь в своих рассуждениях. По моему не должно из за поста нападать на кого либо. "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. (Рим.14:3)" Кто ты, осуждающий чужого раба? (Рим.14:4) Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо Св. Спиридон по всей видимости был мудрым и предложил не спроста именно свинное мясо, потому как иудеи часто нападали на христиан по этому вопросу, потому что ветхий закон запрещал потреблять свинину. Да и сейчас такое наблюдается(!?). Сколько тысяч лет прошло... Но он стал есть сам, показывая что в нем нет иудейской закваски. Что же странник отказался от трапезы ? Ел бы спокойно во славу Божию, но раз отказался, то то же во Славу Божию. Прав в этой ситуации и Спиридон и странник. "Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи." (Рим.14:2) Делает сравнение между совершенным и несовершенным и говорит, что совершенный, дерзая по вере, безразлично питается всем, а несовершенный, как немощный, ест овощи. (Феофилакт Болгарский) св. Спиридон дерзнул по вере, но они правы оба, так как надо сделать послабление в суждении о втором - немощном страннике, что был, как я понимаю пост или может он сам подвязался. Бог знает. Ответ на вопрос таков: если даже вкушал, а когда и не вкушал: "Я знаю и уверен в Господе Исусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер" (Рим.14:14,15) Надеюсь странник не огорчился, потому как сам был алчущим и пришел в гости. Дмитрий, пост должен быть не просто закон, но и осмыслен, как средство укрепляющее в благодати Божией, очищающий душу от нечисти. Христос же говорил: "21 сей же род изгоняется только молитвою и постом. (Матф.17:21)".

Георгий, Львов: Доброго здоровья, уважаемый Сергей! Читал Ваши размышления по т.н. "синодальному переводу" Библии. Вижу, что Вы, как и наш Сергей Петрович, принимаете сей перевод без замечаний и размышления над текстами в нём приведенными. Однако же, сами не придерживаетесь, при употреблении этих текстов, имени "ИИСУС", которое они приводят именно таким образом. Поэтому, приводя тексты синодального перевода не лукавьте, а пишите дословно! Делаю Вам замечание подобно как и свят. Спиридон некоему еп. Трифилию (чтите житие святителя в соседней теме): ужели Вы лучше тех, кто переводил Священное писание - Библию и принадлежал к господствующей великороссийской церкви?! Сергей Мизов пишет: Христос же говорил: "сей род прилюбодейный изгоняется потом и молитвою" (Мф. 17:21). Слово "прилюбодейный" -- встречаю впервые. Тем более "при...". Ну, и "попотеть" приходится, особенно при земных поклонах. Это ВАША версия. А вот версия "синодалов": "Сей же род изгоняется только молитвою и постом". ("Евангелие от Матфея" глава 17 стих 21. Рrinted by: Druckhaus Gummersbach West-Germany, 1990). И текст из "Острожской" Библии: "Сей же род не исходитъ, токмо молитвою и постом". И что интересно: если прочитать внимательно полностью весь разговор Господа Исуса с учениками наедине, то отвечая на их вопрос о причине невыхода по их МОЛИТВАМ беса из юноши, Господь сказал следующее: "за НЄВЕРСТВІЄ ваше" (прошу прощения, что пишу без буквы "ять";вместо неё буква "Е"). Далее, говорит им о силе веры даже при величине с "зерно горушно". Это наталкивает на мысль о том, что даже при том, что ученики постились и молились, их неверствие было ПРИЧИНОЙ того, что они не могли изгнать беса. С уважением, Ваш "буквоедальный" Георгий. Впрочем, всё мною сказанное, к теме вопроса не относится.

Георгий, Львов: А вот т.н. "современный перевод" Библии: 20 Он сказал им: "Из-за того, что у вас слишком мало веры. Истину говорю вам: даже если бы ваша вера была не больше горчичного зерна, вы могли бы приказать горе этой: "Передвинься отсюда туда", и она передвинулась бы, и не было бы для вас ничего невозможного". 21 [В некоторых рукописях: "Этот дух изгоняется только молитвой и постом"] Точно также и в переводе сделанном Российским Библейским обществом, 2011 год. Там также нет этих слов, а они (в отличии от "современного перевода") даны внизу листа с таким объяснением: в позднейших рукописях. Ударение в тексте слов Господа Исуса делается на вере, что вполне соответствует христианской вере: без веры, без доверия Богу ничего не получится. Напротив, всё возможно верующему. И подтверждение этим словам мы находим в книгах Нового Завета в примерах с изгнанием нечистых духов или с исцелением больных: исцеление дочери Иаира ("Не бойся, только веруй!"); исцеление слуги сотника; изгнание злого духа из дочери женщины родом из Сирии (сиро-финикиянка). Но и к тому же отцу, сын которого был одержим злым духом, Господь говорил: "еже аще что можеши веровати, вся взможна верующему. и абие възъпи отецъ отрочате съслезами глаголаше верую господи помози моему неверию". Но это уже текст Евангелия от Марка, гл.9. Здесь более подробно даётся описание этого события. И уже здесь, например, "сей род ничимже можетъ изыти токмо молитвою и постом". А вот в переводе Библии имен. "короля Иакова" и в Ев. от Матфея и в Ев. от Марка говорится о том, что такого рода существа выгоняются посредством молитвы и поста, и никак по другому. В других текстах Ев. от Марка не везде есть слово "постом", но "молитвою". П.С. Ещё пример того, как необходима вера человеку: Евангелие от Матфея, глава 13-я ("Современный перевод"): 57 И не захотели они признать Его. Тогда Иисус сказал им: "Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме". 58 И Он не стал совершать там чудес, ибо не было у них веры.

Сергей Мизов: Георгий, Львов пишет: Это ВАША версия. А вот версия "синодалов": Доброго здравия, Георгий. Да, вы правы. Понадеявшись на свою память св. писания я ошибся. Почему то мне врезались слова "сей род прилюбодейный", а в переводе действительно нет, выше в сообщении я исправил.

Сергей Мизов: Георгий, Львов пишет: Однако же, сами не придерживаетесь, при употреблении этих текстов, имени "ИИСУС", которое они приводят именно таким образом. У меня в электронных текстах программы "Цитата из Библии" синодального перевода имя Христа с одной "и". Я делаю вставки из программы. Не хочу приводить с двумя "и". Вы уж простите меня Христа ради.

Георгий, Львов: Сергей Мизов пишет: "сей род прилюбодейный", ... из другого места, где Его искушали фарисеи требуя знамения. Кроме того, в той-же главе 17-ой, выше, Господь Исус говорит резкие слова в адрес учеников, надо полагать, говоря похожее. Будьте внимательны и осторожны! Сергей Мизов пишет: У меня в электронных текстах программы "Цитата из Библии" синодального перевода имя Христа с одной "и". У меня тоже есть такие варианты, но там, "почему-то" -- с двумя! ( -- у Вас, наверное, исправленный РПСЦ-ю). Сергей Мизов пишет: Вы уж простите меня Христа ради Рахмад лукум!

Сергей Мизов: Георгий, Львов пишет: Будьте внимательны и осторожны! А то Вы меня анафемствуете ?

Георгий, Львов: Сергей Мизов пишет: А то Вы меня анафемствуете ? Подумаю... ( ) Меня, если не ошибаюсь, "анафематствовали" пресвитеры т.н. "Церкви ЕХБ", когда я их покинул. Если серьёзно, то давайте вспомним ЧЬИМИ словами мы так легко пользуемся при доказательстве наших убеждений или пытаясь кому-то что-то доказать и, тогда, -- всё станет на свои места!

Димитрий Н.Б.: Спаси всех Христос за ответы. Сергей Мизов пишет: По моему не должно из за поста нападать на кого либо. "Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Да я и не нападаю и не осуждаю. Слова Писания Вы привели верно, однако ведь они не отменяют апостолького правила: Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен (69). Осуждение тут непричем, вопрос не о моём отношении к чьему-то личному греху, а о правильном отношении к посту в принципе.



полная версия страницы