Форум » Вопросы-ответы » поклоны на Литургии » Ответить

поклоны на Литургии

Горин: Когда и в каких местах нужно осеняться крестным знамением и класть поклоны на Божественной Литургии? И какие поклоны нужно класть (поясные, земные)? Всех с Рожеством Христовым!!!

Ответов - 22

Jora: Горин, ответ на Ваш вопрос объёмный. Наше издательство выпустило хорошую книжицу о благочестивом поведении в храме Божием - там обстоятельно всё расписано. Кстати, то ли часть, то ли вся книжица процитирована в свежем календаре.

Сергiй: Вот и процитировал хотя бы часть.

zilot: Поклоны на Святой Литургии Кроме общих, особые поклоны имеются на Божественной литургии, совершаемой почти что ежедневно в течение года, которые и перечисляются ниже. На выход с Евангелием - поклон в пояс с молитвой «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению». На переносе Святых Даров, после того как пропоют первую часть «Херувимской песни», полагаются три поклона в следующем порядке. На первый возглас священника «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в пояс с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си». На второй возглас: «Да помянет Господь Бог всех вас...» - также поясной поклон с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си». На третий возглас: «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в землю с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си». Если священник служит с диаконом, то поклоны полагаются только на возгласы священника. Если же совершается архиерейская служба, то на третий возглас священника никакого поклона не бывает, земной поклон с вышеуказанной молитвой полагается на последний возглас епископа, заканчивающийся словами: «...и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, и ныне и присно, и во веки веком». На возгласы священника или епископа: «Приидите и ядите, се есть Тело Мое...», «Пийте от нея вси, се есть Кровь Моя...» и «Твоя от Твоих, к Тебе приносяще...» - полагается по поклону в пояс, с молитвой Исусовой. На возглас: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей...» - поклон в землю, с молитвой: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас». На возглас «Со страхом Божиим и верою приступите» - поклон в пояс с молитвой Исусовой. Такой же поклон с молитвой: «Слава, Господи, Вознесению Твоему» - на возглас: «Всегда, и ныне и присно, и во веки веком». На возглас «Господу помолимся» перед заамвонной молитвой - поясной поклон с молитвой «Господи, помилуй». На «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» - три поклона в пояс. Эти поклоны бывают и тогда, когда «Буди имя Господне...» поется на всенощном бдении и на обеднице (окончании часов, когда не бывает Литургии). Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение (благословение) молящихся дикирием и трикирием, на что молящиеся отвечают (без крестного знамения) земным поклоном (можно с кратким благодарным славословием Богу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). Когда епископ или священник, произнося отпуст Литургии, в конце его ограждает молящихся напрестольным Крестом, совершается поясной поклон с молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному» «По отпусте, егда ко Кресту идеши, тако же совесть свою истязуй, чтобы еси был достоин», - напоминает книга «Сын церковный». Священнослужитель, когда ограждает Животворящим Крестом Христовым порознь каждого, должен произносить молитву: «Силою и заступлением Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, сохрани его (ея) Господи». Молящиеся, подходя ко Кресту, «проверив свою совесть», осеняют себя крестным знамением (не совершая поклона) с молитвой: «Верую Господи и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на нем соделал еси спасение посреди земли» («Сын церковный», глава 59). (Более правильно поступают в тех приходах, где принято, подходя ко Кресту, делать поясной поклон (без крестнаго знамения), затем крестятся с молитвой: «Верую, Господи, и покланяюся...»; в этом случае действия христианина полнее соответствуют содержанию молитвы.) И целуют сперва Крест (в правую ножку Спасителя, как уже было сказано выше), а затем держащую его руку священнослужителя. Если же кто-либо из подходящих ко Кресту причащался за данной Литургией, то он не целует руку священника, а только Крест Христов. Поклон в пояс, без крестного знамения, следует делать, когда священнослужитель возглашает «Мир всем», мысленно отвечая ему (вместе с певцами): «И духови твоему». В некоторых приходах молящиеся совершают поясной поклон (без крестного знамения) при открывании Царских Врат во время службы. И это соответствует благообразию и чину поведения в доме Божием, что и должно быть во всяком храме. Если есть замечания, то я буду только рад. простите, Христа ради.


Горин: А есть что нибудь в сети по этому вопросу ??

о. Андрей: Горин пишет: Когда и в каких местах нужно осеняться крестным знамением и класть поклоны на Божественной Литургии? А чей обычай интересен?

Горин: Беглопоповский.

о. Андрей: Поклоны на Литургии На выход с Евангелием - поклон в пояс с молитвой «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению». На переносе Святых Даров, после того как пропоют первую часть «Херувимской песни», полагаются три поклона в следующем порядке. На первый возглас священника «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в пояс с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си». На второй возглас: «Да помянет Господь Бог всех вас...» - также поясной поклон с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си». На третий возглас: «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в землю с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си». На возгласы священника или епископа: «Приидите и ядите, се есть Тело Мое...», «Пийте от нея вси, се есть Кровь Моя...» и «Твоя от Твоих, к Тебе приносяще...» - полагается по поклону в пояс, с молитвой Исусовой. На возглас: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей...» - поклон в землю, с молитвой: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас». На возглас «Со страхом Божиим и верою приступите» - поклон в пояс с молитвой Исусовой. Такой же поклон с молитвой: «Слава, Господи, Вознесению Твоему» - на возглас: «Всегда, и ныне и присно, и во веки веком». На возглас «Господу помолимся» перед заамвонной молитвой - поясной поклон с молитвой «Господи, помилуй». На «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» - три поклона в пояс. Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение (благословение) молящихся дикирием и трикирием, на что молящиеся отвечают (без крестного знамения) земным поклоном (можно с кратким благодарным славословием Богу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). Когда епископ или священник, произнося отпуст Литургии, в конце его ограждает молящихся напрестольным Крестом, совершается поясной поклон с молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному» По отпусте, молящиеся, подходя ко Кресту, осеняют себя крестным знамением (не совершая поклона) с молитвой: «Верую Господи и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на нем соделал еси спасение посреди земли». И целуют сперва Крест в правую стопу Спасителя, а затем держащую его руку священнослужителя. Если же кто-либо из подходящих ко Кресту причащался за данной Литургией, то он не целует руку священника, а только Крест Христов. Поклон в пояс, без крестного знамения, следует делать, когда священнослужитель возглашает «Мир всем», мысленно отвечая ему (вместе с певцами): «И духови твоему». При открывании Царских Врат во время службы молящиеся совершают поясной поклон. Вовремя каждения, молящийся совершает поясной поклон без крестного знамения, при этом несколько разводя в сторону руки, как бы принимая в себя Духа Святого. При этом на слова священника: «Дух Святый найдет на тя, сила Вышняго осенит тя», - молящийся отвечает: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву». В общем, наш обычай почти тождественен белокриницкому.

о. Андрей: О! Не заметил, что приват вверху уже доступен всем! Извиняюсь за повтор, впрочем, у меня есть там и добавочка ;).

Сергiй: Одно другому не мешает.

Jora: о. Андрей пишет: При открывании Царских Врат во время службы молящиеся совершают поясной поклон. ... и крестное знамение потом, тут же?

о. Андрей: Да - и крестное знамение. У нас так, не стал писать, ибо не знаю везде ли так.

Jora: о. Андрей пишет: везде ли так. Везде, кажется. КСТАТИ: на Отче наш в самом начале у вас крестятся? Патриарх Александр всех, в Москве и Курске, по крайне мере, учит так делать.

о. Андрей: У нас в начале Отче наш крестятся без поклона, а в конце - с поясным поклоном.

Горин: Благодарю всех за ответы на мой вопрос. Спаси Вас Христос!!!

Jora: о. Андрей пишет: а в конце - с поясным поклоном. Так везде делают, ибо в Обеднице прямо предписано. А вот в начале креститься без поклона - некоторые общины с трудом учатся.

Сергiй: Что там общины! Некоторым личностям со слабой памятью во веки не научиться. Вот беда-то! Да еще по теории, без практики.

о. Андрей: Jora пишет: А вот в начале креститься без поклона - некоторые общины с трудом учатся. Честно говоря, я, например, и не вижу оснований всех приводить к абсолютному единообразию богослужения в таких вот мелочах. Это ведь уставом не оговорено, идет от обычая.

Георгий, Львов: Простите Христа ради и благословите! Повторю вопрос, который, например, в РПЦ МП освещён подробно: когда осенять себя крестным знамением на молитвах? Можно ли по велению сердечному (если так можно сказать), или как было указано выше? И ещё: молитва "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" вместо "приходных молитв" придумана позже или таковая была и есть в древлеправославном богослужении? Спаси Христос!

о. Андрей: Георгий, Львов пишет: Повторю вопрос, который, например, в РПЦ МП освещён подробно: когда осенять себя крестным знамением на молитвах? Можно ли по велению сердечному (если так можно сказать), или как было указано выше? Во время храмового богослужения всяческие "веления сердца" абсолютно исключаются, но действует единый для всех устав о времени поклонов и крестного знамения. Георгий, Львов пишет: И ещё: молитва "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" вместо "приходных молитв" придумана позже или таковая была и есть в древлеправославном богослужении? Как замена приходных поклонов эта молитва введена позже, причем, как понимаю, значительно позже. В древлеправославном же богослужении она тоже есть, но в ином месте, например, так начинается разрешальная молитва на погребении.

Шура_Сан: На первом прошении мирной ектении, на Единородный Сыне и Херувимской в начале пения еще положено крестное знамение без поклона.

Jora: Шура_Сан пишет: На первом прошении мирной ектении, на Единородный Сыне и Херувимской в начале пения еще положено крестное знамение без поклона. Да. В некоторых общинах ещё и в начале пения Отче наш. Патриарх Александр тоже учит клирошан в Москве и Курске так делать, сам был свидетелем.

Николай: Горин пишет: На третий возглас: «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в землю с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си». Горин пишет: На возглас: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей...» - поклон в землю, с молитвой: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас». Горин пишет: Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение (благословение) молящихся дикирием и трикирием, на что молящиеся отвечают (без крестного знамения) земным поклоном (можно с кратким благодарным славословием Богу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). Поклон в землю и земной поклон это одно и тоже? Делаются ли эти поклоны в субботу, воскресение и праздники?



полная версия страницы