Форум » Вопросы-ответы » Сквернословие - мат, происхождение и борьба. » Ответить

Сквернословие - мат, происхождение и борьба.

Виктор К: Сквернословие, а имено "крепкие выражения" - матершина, матерные слова. Очень распространённое явление современного общества, бич по сильнее пьянства. Ныне, мне кажется мало не употребляющих хотя мало перечисленные слова и выражения. Меня интересует следующее: - известно ли происхождение этой части русского языка (мне как-то однажды разъясняли так: будто бы был некий языческий культ, в котором практиковались обращеия к идолам с употреблением этих слов - я имею в виду мат) - следующее: способы борьбы с этим недугом. В частности при воспитании детей, а также некоторых бликих - родствеников и знакомых.

Ответов - 44, стр: 1 2 All

Никола: Виктор К пишет: - известно ли происхождение этой части русского языка (мне как-то однажды разъясняли так: будто бы был некий языческий культ, в котором практиковались обращеия к идолам с употреблением этих слов - я имею в виду мат) Не просто языческий , а фаллический культ . Наберите в поисковике , что-то вроде : фаллический культ и матерная брань . Виктор К пишет: - следующее: способы борьбы с этим недугом. В частности при воспитании детей, Если бы кто-то из моих детей позволил бы себе выразиться в моём присутствии , то красоту лица пришлось бы приводить в порядок несколько дней . Нужно с детства внушать им , что произнесение подобных слов мерзко и унизительно для человеческого достоинства , подобно употреблению фекалий , что запах изо рта после произнесения скверного слова , как запах из унитаза после испражнения .

Ardalyon: Никола пишет: Не просто языческий , а фаллический культ . Наберите в поисковике , что-то вроде : фаллический культ и матерная брань . может не надо шаманизма? Арго - это обратная сторона любого языка. В любом языке появляются табуированные выражения. Так уж он устроен. В доме же всегда есть скаредное место и помойное ведро. Страшно, когда границы рушатся и чистое смешивается с нечистым. Тогда, продолжая аллегорию, помойка получается во всем доме. А такой дом- такая душа - как может быть для Господа. Что же касается тематики арго и его гендерной направленности - тут мне кажется убедительнее Бахтин, нежели охотники на ведьм и искатели языческих истоков. Просто тема определенных физиологических явлений традиционно не особо освещается в нормальной речи. А арго нарочито ее вытаскивает на передний план как бы выворачивая нормы наизнанку. Мат вне законов языка вот от и оперирует понятиями, наиболее низменными, которые вне бытового употребления.

Сергiй: Никола пишет: то красоту лица пришлось бы приводить в порядок несколько дней . Ну, дяденька, ты и тиран. Для этого есть место, на котором сидят - спина ниже пояса.


Сергiй: Мат для христианина - вещь запрещенная без всяких "почему". К этому же относится и употребление черного слова. Собственно, непроизносимых слов всего штук пять (и производные от них). Чтобы научить детей не сквернословть, прежде всего им надо явить собственный пример, а потом и приучить к страху Божию. Если человек навыкает бояться греха с раннего возраста, для него не будет сложным не применять сквернословия.

сирин: Ardalyon пишет: А арго нарочито ее вытаскивает на передний план как бы выворачивая нормы наизнанку. Мат вне законов языка вот он и оперирует понятиями, наиболее низменными я бы немножко подкорректировал.Не арго, а ч е л о в е к вытаскивает на передний план, не мат, а опять же человек оперирует понятиями.

Никола: Сергiй пишет: Ну, дяденька, ты и тиран. Для этого есть место, на котором сидят - спина ниже пояса. в 15 - 16 лет ?

Сергiй: А лицо в этом возрасте? И, вообще, драться - некошерно.

Никола: Сергiй пишет: И, вообще, драться - некошерно. Так они у меня матом и не ругаются Хотя , правду говоря , когда полгода назад необходимо было применить к сыну телесное наказание , то как- то рука не поднялась шлёпать по заднице здорового оболтуса ( по росту уже меня догоняет , а у меня 1 . 95 . ) , так и зарядил три четыре раза в четверть силы , чтоб мужиком себя почувствовал... , а так он , слава Богу , у меня послушный ... грех жаловаться , оставался бы таким и дальше , во Христе возрастая .

Eugene: В любом языке появляются табуированные выражения. Так же как у любого народа есть языческое прошлое, а у многих еще и настоящее. И, вообще, драться - некошерно. А христиан должна волновать кошерность?

Никола: Eugene пишет: А христиан должна волновать кошерность?Иерусалимских - да , полиция следит

Сергiй: Никола пишет: чтоб мужиком себя почувствовал То есть научился пахать и сеять? Мужик - мужчина крестьянского сословия.

Сергiй: Eugene пишет: А христиан должна волновать кошерность? Это в переносном смысле, полушуткой.

Сергiй: Никола пишет: так и зарядил три четыре раза в четверть силы Не знаю, не знаю... Это - как-то по-мирски. А в Писании премудрый Соломон о розге пишет. Да и Житие Аввакума почитай, там кулаки не распускали, совдеповское всё это. Сила есть - ума не надо. Я бы проще сказал: кто распускает кулаки, у того в голове пусто. Русское слово наказание имеет один корень со словом сказать.

Eugene: Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое Домострой

о. Андрей: Ardalyon пишет: Арго - это обратная сторона любого языка. В любом языке появляются табуированные выражения. Так уж он устроен. В доме же всегда есть скаредное место и помойное ведро. Страшно, когда границы рушатся и чистое смешивается с нечистым. Тогда, продолжая аллегорию, помойка получается во всем доме. А такой дом- такая душа - как может быть для Господа. Что же касается тематики арго и его гендерной направленности - тут мне кажется убедительнее Бахтин, нежели охотники на ведьм и искатели языческих истоков. Просто тема определенных физиологических явлений традиционно не особо освещается в нормальной речи. А арго нарочито ее вытаскивает на передний план как бы выворачивая нормы наизнанку. Мат вне законов языка вот от и оперирует понятиями, наиболее низменными, которые вне бытового употребления. сирин пишет: я бы немножко подкорректировал.Не арго, а ч е л о в е к вытаскивает на передний план, не мат, а опять же человек оперирует понятиями. Согласен. Добавлю от церковного гласа: Мы – храм Христов. Поэтому, лобзая друг друга, мы лобзаем преддверия и вход храма. Не видите ли, как многие лобызают двери и этого храма, одни преклоняя главу, другие, прикасаясь рукой и поднося руку к устам? И этими вратами и дверьми входил и входит к нам Христос, когда мы причащаемся. Вы, причастники таинства, понимаете, что я говорю. Не простой чести сподобляются уста наши, приемлющие тело Владычне. Потому-то здесь, по преимуществу, мы и лобзаем друг друга. Пусть слышат это предающиеся сквернословию и злословию, – и да ужаснутся при мысли, как они сквернят уста свои. Пусть слышат это срамно лобызающиеся. Послушай, что Бог вещал устами твоими, – и береги их от осквернения. Он вещал ими о жизни будущей, о воскресении, о бессмертии, о том, что смерть уже не смерть, и о многих других неизреченных (тайнах). высказав перед всеми сквернословные речи, срамит этими словами не других, а себя, высказав их и осквернив ими свой язык и разум. Когда мы ссоримся с дурными людьми, то бывает тоже, что с человеком, который бьет другого лежащего в грязи; он пачкает себя самого, касаясь грязи своими руками. Помня все это, – увещеваю вас, – будем избегать этого зла, будем иметь благоречивый язык, чтобы, соблюдая себя чистыми от всякой укоризны, мы могли безопасно провести настоящую жизнь и сподобиться благ, обетованных любящим Бога (св.Иоанн Златоуст)

Виктор К: Никола пишет: Если бы кто-то из моих детей позволил бы себе выразиться в моём присутствии , то красоту лица пришлось бы приводить в порядок несколько дней . знаю я таких советчиков Никола пишет: правду говоря , когда полгода назад необходимо было применить к сыну телесное наказание , то как- то рука не поднялась

брат Александр: Никола пишет: Нужно с детства внушать им , что произнесение подобных слов мерзко и унизительно для человеческого достоинства , подобно употреблению фекалий , что запах изо рта после произнесения скверного слова , как запах из унитаза после испражнения . к превеликой скорби сердца наши хуже фекалий чё о устах гуторить тем более о достоинстве нашем недостойном... но мысль хорошая ... за явно матящегося можно помолиться а ежели на устах мёд а в нутри мерзость запустения с этим сложней... Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас грешных очисти уста и сердца наши скверные и даруй нам недостойным уста и сердце Иоанна Златоуста ...Аминь... простите и благословите браты и батюшки....

Ardalyon: Виктор К пишет: - известно ли происхождение этой части русского языка (мне как-то однажды разъясняли так: будто бы был некий языческий культ, в котором практиковались обращеия к идолам с употреблением этих слов - я имею в виду мат) ну, арго себе и арго... Оно есть всегда, как изнанка культуры и языка - и всегда выворачивает и высмеивает самое, скажем так, потаенное... Смысл везде один. Интересно, что у нас чернословие, в отличии от матершины, в печатной речи обычной, гражданской в арго не входит - хоть в газете крупным по белому пропишут -, а даже, у англоговорящих - входит в число запрещенных. Рассказам откуду взялись те или иные слова (какой-то культ или еще что) я верю меньше, нежели трудам, скажем М.М. Бахтина, см. напр. классический труд его "ТВОРЧЕСТВО ФРАНСУА РАБЛЕ. И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РЕНЕССАНСА" Там и про то почему именно детородная тема поднималась в арго и не только... Хотя, стоит отметить, что (правда, с чужого голоса - человека, работавшего в Монголии) в монгольском языке есть наши матерные корни и слова. вот, все, что знал по етой малопочтенной теме... А от себя, лично, добавлю Вообще - да, матершина как таковая ( и еще в тех объемах, в которых она вылезла сейчас наружу), ето болезнь, разъедающая и душу, и сознание, и язык... очень удивляют люди, употребляющие мат через слово - это ж какая беда в голове, если язык выражает нипойми что, и речь етого человека буквально воспринимать нельзя - половина слов вообще не имеет к смыслу никакого отношения, а имеет отношение к самому низменному в языке, при етом, еще и без особого смысла. Мы говорим "стол" имеем в уме стол. Мы говорим "он пошел" - имеем в уме действие. А тут - просто бессмысленное осквернение речи...

брат Александр: Ardalyon пишет: очень удивляют люди, употребляющие мат через слово - это ж какая беда в голове, если язык выражает нипойми что и речь етого человека буквально воспринимать нельзя!!! да помолимся Брате за таковых и за самих себя ...Господь и помилует ....

Алексий: Ardalyon пишет: в монгольском языке есть наши матерные корни и слова. Это точно. Сам в Монголии работал. Вот наше похабное слово, у них значится, что-то вроде как"древко копья". А вот известная теория о происхождении наших похабных слов от "монголо-татар" сейчас не рассматривается, так как в Новгородских берестянных грамотах 11-12 веков такие слова встречаются. Видимо, поганство в новгородцах крепко сидело.

Сергiй: Да и у поляков, и у сербов, эта мерзость, к сожалению, имеется. Монголы до них не дошли.

Катерина: брат Александр пишет: да помолимся Брате за таковых и за самих себя помолимся, Александр.

Александр г.Самара: Всем доброго здоровья!Ваше мнение на ругательное слово б..ть. Является ли оно матерным. Протопоп Аввакум часто употребляет его в своем житие. Иногда нет нет, да вырвется это словечко, у меня грешного, на работе, по поводу нерадивости работников.

Jora: Как пишет Златоуст в "Слове о живущих вместе с девственницами", если даже греха нет, а это действие производит соблазн - нужно воздержаться. Тем паче перед внешними. Ведь свет наш должен просветиться пред человеки. Простите Христа ради.

Сергiй: У протопопа Аввакума упомянутое слово - в другом значении, означает заблуждение. И в таком случае оно - не ругательство. Как и в контексте послания св. апостола Павла к Тимофею. Или же в некоторых минейных службах.

Алексий: Смысловые оттенки многих слов со временем меняются. То что раньше казалось не оскорбительным и не ругательным становится таковым,как и наоборот. Приведу пример: во времена моей юности слово "голубой" имело лишь один смысл, "голубые щенки", "голубые вагоны", "голубые города", "голубые гитары" все было естественно и не вызывало никаких ассоциаций. Вот обратный пример: еще полвека назад слово "мерин" применительно к кому (чему) либо считалось страшным оскорблением, а ныне это вполне положительный эпитет. Александр г.Самара пишет: ругательное слово б..ть Сейчас оно безусловно ругательное. Раньше - емкое определение ереси или беззакония строго сказанное или написанное.

Jora: Сергiй пишет: контексте послания св. апостола Павла к Тимофею. Или же в некоторых минейных службах. Кто их там видит и читает?! Ты вот имеешь дома 12 Миней, читаешь и разбираешься в них. А вопрос был задан о допустимости употребления слова в быту. Тоже считаю, что недопустимо. Алексий пишет: слово "мерин" По-моему, сейчас это - "Мерседес", предпочтительно последняя модель и в хорошей комплектации.

Сергiй: Jora пишет: Ты вот имеешь дома 12 Миней Ну, минеи дешевле будут "нас и наших тачек". Другое дело, что они в доме не нужны, если рядом храм есть, а человек постоянно туда ходит.

Jora: Если храм не так уж рядом и есть кого подвозить, то нам нужны наши тачки!

Сергiй: Такие - - всегда пожалуйста.

Ardalyon: Тачка - очень хорошая и нужная вещь! Особенно садовая!

Сергiй: Вот-вот!

Алексий: В "гражданской" литературе на Руси, интересующее нас слово встречается именно в современном значении. Например: Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю «Девиця бо погубляеть красу свою бляднею, а мужь свое татбою.»

Лесник: А вот такой ещё момент - слова с корнем блуд и бл.д одинаковы по смыслу , отражают духовную или физическую греховность. Не так давно рассказывали, что и также звучание данных слов могло произноситься как блонд ("он"- по звучанию похожее на у , а в написании (кажется) Юс большой ). Так вот - не является ли слово "блондин" некой иллюстрацией характера человека с древних времён?

Георгий, Львов: Лесник пишет: Так вот - не является ли слово "блондин" некой иллюстрацией характера человека с древних времён? Братия! Кому надо: срочно перекрашивайтесь! Но вот в какой цвет?! Вспоминается фильм "Арап Петра Великаго", когда старик-боярин, молитвенник в семье Ртищевых, говорит: "Это Сатана приходил!!! Сказано в писании: "Ликом черен и прекрасен!"" Кстати, Блуд -- имя воеводы-предателя и убийцы одного из Киевских князей... Возможно, что стало нарицательным. Вот и имеем... Также как и Торчин -- повар-убийца Давида (Глеба). Под таким названием село на Волыни и фирма, делающая майонезы. После того, как узнал историю князей-страстотерпцев появилось отвращение к продукции этой фирмы...

Георгий, Львов: ...а если вы спросите брата АНДРЕЯ, из Польши, как по ихнему будет ёлка, а, потом, помня о том, что из этого дерева с прямым стволом делали колья, на которых людей сажали, то НЕКОТОРЫЕ выражения будут вам сразу понятны...

Георгий, Львов: Виктор К пишет: Сквернословие, а имено "крепкие выражения" - матершина, матерные слова. Очень распространённое явление современного общества, бич по сильнее пьянства. Ныне, мне кажется мало не употребляющих хотя мало перечисленные слова и выражения. Есть интереснейшие статьи о том, что сквернословие используется ведьмаками в их заклинаниях. То есть, такие слова привлекают понятно кого...

Ardalyon: Георгий, Львов пишет: Есть интереснейшие статьи о том, что сквернословие используется ведьмаками в их заклинаниях. То есть, такие слова привлекают понятно кого... Поделитесь, откуду информация... Про чтение наоборот молитв - слышал, а про брань, как нечто специальное в заговорах - нет.

искатель: Виктор К пишет: Меня интересует следующее: - известно ли происхождение этой части русского языка Обратите внимание на слова "мат", "матершина", "матерится". Маты - это очень древние слова которые, по мнению некоторых историков, возникли в эпоху матриархата. В глубокой древности эти слова люди воспринимали не как ругательные, а как сакральные и даже защитные (Согласно народным поверьям громкий мат может напугать нечистую силу - это отголоски язычества когда мат использовался и как оберег).

брат Александр: искатель пишет: В глубокой древности эти слова люди воспринимали не как ругательные, а как сакральные и даже защитные (Согласно народным поверьям громкий мат может напугать нечистую силу - это отголоски язычества когда мат использовался и как оберег). может поэтому во время боевых действий военные крепко ругаются и в этом нет греха...???



полная версия страницы