Форум » Вопросы-ответы » Ефросиния Полоцкая п.. » Ответить

Ефросиния Полоцкая п..

Jora: Ефросиния Полоцкая почитается ли у нас? Кажется, нет.

Ответов - 17

о. Андрей: Официального прославления ее не было. Новообрядцы канонизировали Ефросинью в 1910 году.

Алексий: Полоцкая земля всегда жила особой жизнью, в том числе и в своем особом пути в православии. Судя по всему Ефросинья Полоцкая была прославлена у себя в Полоцкой земле, о чем есть наглядное подтверждение, фреска 12-13 века с ее изображением.

Сергий из Астаны: О. Андрей, Вам срочное письмо на почте...


Михаил Анатольевич: Цитирую "Православную Энциклопедию": Почитание Евфросинии Полоцкой началось, по-видимому, вскоре после кончины преподобной: в кон. XII - нач. XIII в. Стихира Е. (точнее, «всечестней Еуфросине»), характеризуемой как «осеняющее древо и некопаное корение Русьстей земли», содержится в Стихираре кон. XII - нач. XIII в. РНБ. Соф. № 96. Вариант ее (с указанием «Полоцка града») включен во все известные списки службы преподобной. Полная служба Е. встречается в рукописях гораздо реже, чем пространное Житие, она известна в ряде списков XVI-XVII вв., старший из к-рых, как установил Клосс, находится в сборнике нач. XVI в. (ГИМ. Епарх. № 406). В ряде списков (напр., ГИМ. Син. № 677. Л. 654) в заглавии имеется указание: «творение кир, имеяй разум да разумеет», однако акростих по тропарям не читается (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 185). О раннем возникновении почитания Е. свидетельствуют подробности в пространном Житии святой, сохранившиеся в предании. Этому утверждению не противоречит достаточно поздняя датировка списков пространного Жития и службы Е., поскольку аналогичная ситуация наблюдается в отношении большинства рус. святых XI-XIII вв., за исключением св. князей Бориса и Глеба. Почитание св. княжны долгое время носило местный характер, ограничиваясь Полоцкой епархией (если не собственно городом), где особый статус имел Спасо-Евфросиниев мон-рь. В привилеях Полоцкой земле XVI в. (отражающих и более ранние документы) на великокняжескую власть накладывалось обязательство «не вступатися в дом Божий Святыя Софея и в дом Божий Святого Спаса». И епископская кафедра, и Спасо-Евфросиниев мон-рь находились под патронатом Полоцка, назначавшего 2 старост для надзора за их имуществом. Между XIII в. и 1514 г. почитание Е., возможно, установилось в Смоленске, где какое-то время находился драгоценный крест Е. На локальный характер почитания преподобной как в древнейший период, так и по крайней мере до XVI в. указывает отсутствие ее памяти (даже в качестве позднейших приписок) в месяцесловах не только в пергаменных Евангелиях (даже в кодексах, созданных либо бытовавших в Полоцке, таких как РНБ. Погод. № 12 («Полоцкое Евангелие»), кон. XII - нач. XIII в.; Там же. F. п. I. 17, 2-я пол. XIV в.), в Апостолах и Обиходниках XIII - 1-й пол. XV в., в к-рых рус. материал вообще скуден (см.: Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001), но и в более богатых в этом отношении списках Иерусалимского устава, Псалтирей с восследованием и Часословов XV - 1-й пол. XVI в. Имени Е. нет в месяцесловах, написанных и изданных в Зап. Руси в XV-XVI вв., напр., в месяцесловах при краковском Часослове 1491 г. и в Великом Требнике Киевской митрополии ок. 1541 г. (Б-ка Ватикана. Borg. Illir. 15; cм.: Ваврик М. Цiнний пам'ятник обрядовости Киïвськоï митрополii XV-XVI ст. // Analecta OSBM. 1963. Vol. 4(10). Fasc. 3/4. P. 391-460; Джурова А., Станчев К., Япунджич М. Опис на славянските ръкописи във Ватиканската б-ка. София, 1985. С. 172). Служба Е. отсутствует в майском томе Миней служебных, переписанных в 1487-1488 гг. в Вильно по заказу маршалка Великого княжества Литовского А. А. Солтана (РГАДА. Ф. 181. № 422). Пространное Житие преподобной не было включено в составленный во 2-й четв. XVI в. в Зап. Руси (в Супрасльском мон-ре или при митрополичьей кафедре в Новогрудке) 3-томный Торжественник минейный (Вильнюс, БАН Литвы. Ф. 19. № 105; см.: Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной библиотеки, церковнославянских и русских. Вильна, 1882. С. 221-228). Показательно полное отсутствие списков службы и Жития Е. в собраниях Польши, где сосредоточены по преимуществу рукописи западноукр. (галицийского) происхождения (Naumow A., Kaszlej A. Rękopisy cerkiewnosłowianskie w Polsce: Katalog. Kraków, 2004; единственный упоминаемый здесь список службы (С. 282-284; № 592 - Варшава, Нац. б-ка. Akc. 2715) великорус. происхождения либо восходит к великорус. оригиналу). В Западнорусской митрополии вплоть до нач. XVII в. (периода, последовавшего за Брестской унией) не сформировалось в отличие от Московской Руси понятие Собора святых. Причиной этому отчасти была концентрация большинства русских святых домонг. времени в Киеве (исключение в этом смысле составляли лишь Е. и прп. Авраамий Смоленский). Ок. рубежа XV и XVI вв. тексты, посвященные Е., появляются в западнорус. рукописях не полоцкого происхождения. В сборнике нач. XVI в. (ГИМ. Епарх. № 406), содержащем, по наблюдениям Клосса, один из старших списков службы и пространного Жития Е., сохранилась запись, возможно копийная, к-рая представляет собой отрывок из послания некоего Давида («Давыдища») к неустановленному архиерею («твоей честной святыни») с просьбой помочь книгами, в которых после разорения Киева и его окрестностей в 1482 г. ордой Менгли-Гирея («киевщина») даже в Киево-Печерском мон-ре испытывали недостаток (КЦДР: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 401). Судя по наличию в сборнике также Жития прп. Авраамия Смоленского, просьба была обращена в Полоцк (епископ к-рого Иона (Глезна) после 1488 стал Киевским митрополитом) или в Смоленск. Краткое Житие Е. находится в составе Пролога сводной редакции (соединяющей стишную и нестишную версии), переписанного в 1530 г. в Луцке для кафедрального собора (Вильнюс, БАН Литвы. Ф. 19. № 98). Однако в дальнейшем эта практика не получила широкого распространения, и списки проложного Жития Е. встречаются гораздо реже, чем списки пространного Жития. Включение памяти Е. в месяцесловы при печатных Часословах («Полууставах»), изданных в 1640 г. в Вильно и в 1643 г. в Киево-Печерском мон-ре (а также в более поздние издания), следует связывать с деятельностью митр. св. Петра (Могилы) по обустройству и упорядочению церковной жизни митрополии. Е. (называемая «радование полоцкое и девам сияние») вспоминается в 8-й песни канона Печерским святым, составленного ок. 1643 г. по благословению митр. Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом К-польского патриарха Мелетием Сиригом (Дива печер лаврьских. С. 148; впервые канон опубликован в киево-печерском издании 1693 г. «Акафисты со стихирами и канонами»). В XVI в. под влиянием почитания Е. и в значительной мере в противовес ему возникает, первоначально, вероятно, среди полоцких католиков, легенда о «двойнике» Е.- католичке Параскеве-Пракседе, совершившей паломничество в Рим, построившей там храм и в нем погребенной (Сапунов А. Католическая легенда о Параскеве, княжне полоцкой. Витебск, 1888; Пуцко В. Г. Славянская надпись на кресте-реликварии из Полоцка // Slovo. Zagreb, 1980. Br. 30. S. 101-122). Первые упоминания о ней содержатся в пространных («младших») белорусско-литов. летописях XVI в. (ПСРЛ. М., 1975. Т. 32 (по указ.); М., 1980. Т. 35 (по указ.)). Много неясного остается в истории почитания Е. в Московской Руси. Память святой до сер. XVII в. не была включена в рукописные и печатные месяцесловы (как в самостоятельные издания святцев, так и в помещаемые при богослужебных книгах). Взятие в 1563 г. рус. войсками Полоцка, несмотря на то что в походе армию сопровождал чудотворный крест Е., не оказало заметного воздействия на распространение ее почитания, либо оно было кратковременным. В Московской Руси служба Е. отсутствует в служебных и праздничных Минеях, нет ее в «Минеях новым чудотворцам» сер. XVI-XVII в., включающих преимущественно службы и жития святых, канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. и в более раннее время (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2 (= ЧОИДР. Кн. 4). С. 185, 194-235; № 486-490; Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 460-495). А. В. Горский и К. И. Невоструев констатируют отсутствие этой службы как в современной им, так и в старопечатных Минеях. Редкое исключение составляют праздничные Минеи рус. святым: ГИМ. Син. № 677 (сер.? XVI в.); Там же. Увар. № 681-F и РГБ. Егор. № 914 (обе рукописи написаны по заказу Строгановых для их вотчинных церквей ок. 1591/92 и восходят, вероятно, к одному оригиналу); Варшава, Нац. б-ка. Akc. 2715 (1-я пол. XVII в.), отличающиеся исключительной полнотой набора памятей рус. святых и праздников (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 172-194; № 485; Калиганов. Георгий Новый. 2000. С. 467-473; № 4, 5; Naumow, Kaszlej. Rękopisy cerkiewnosłowianskie w Polsce. 2004. S. 282-284; N 592). Память Е. приведена в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. № 201. Л. 318 об.), в нек-рых списках «Описания о российских святых» (С. 259-260; сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.)...

Георгий, Львов: Добраго здравия! Уважаемый Михаил Анатолиевич! не Вас ли "снимали" на кинокамеру для программы "Церковь и время" по теме "старообрядчества" совсем недавно? И, если -- "да" -- , то к какой конфессии (к согласию) Вы себя причисляете? Заранее благодарны!

Михаил Анатольевич: Георгий, Львов пишет: не Вас ли "снимали" на кинокамеру для программы "Церковь и время" по теме "старообрядчества" совсем недавно? "Нас" снимали. Георгий, Львов пишет: И, если -- "да" -- , то к какой конфессии (к согласию) Вы себя причисляете? В передаче я своего упования не скрывал.

Георгий, Львов: Михаил Анатольевич пишет: В передаче я своего упования не скрывал. ...вот только на форуме -- не указали. (порушення правыл форуму!!! Модераторам -- догана!!! ) Я потому и спросил: Вы ли это или нет? Вы не бойтесь: здесь (на форуме) "интернационал"!

Георгий, Львов: Георгий, Львов пишет: Львовское братство прп. Илии Муромца. Я, к слову, тоже -- непонятно какой конфессии. Придётся дописать...

АлександрАК: Георгий, Львов пишет: ...вот только на форуме -- не указали. Михаила знают все, поэтому у него даже в мыслях нету писать своё упование)))

Алексий: АлександрАК пишет: Михаила знают все Я лишь по упоминаниям отца Андрея о нем. Знаю что он из "единоверцев". Считаю, что он Михаил человек достойный.

Алексий: Эта ссылка на древний текст Жития Ефросинии Полоцкой: http://krotov.info/acts/12/3/evfrosinia_polozk.htm

Георгий, Львов: АлександрАК пишет: Михаила знают все, поэтому у него даже в мыслях нету писать своё упование))) Да, уж... Это вроде: "Ты чё, мужик?! Нашего Михал Анатольевича не знаш?! На кого наехал...?!?!" А вот к Вам, уважаемый АлександрАК, и ко всем, кто причастен к истории древлеправославия, есть вопрос по г.Саратов. Задам в разделе "Древлеправославие сегодня". И попрошу помочь! С уважением, братия и сестры со Львова.

Алексий: Михаил Анатольевич пишет: (цитатата из "Православной Энциклопедии) Много неясного остается в истории почитания Е. в Московской Руси. Память святой до сер. XVII в. не была включена в рукописные и печатные месяцесловы (как в самостоятельные издания святцев, так и в помещаемые при богослужебных книгах) Михаил Анатольевич пишет: цитата продолжается: Редкое исключение составляют праздничные Минеи рус. святым: ГИМ. Син. № 677 (сер.? XVI в.); Михаил Анатольевич пишет: цитата продолжается: ее почитание... было кратковременным В продолжение темы о почитании в Московской Руси преподобной Ефросинии Полоцкой добавлю следующее: Действительно "пик" почитания преподобной Ефросинии пришелся на годы подготовки войск Ивана Грозного к походу на Полоцк и на некоторое время после взятия города вплоть до обратного перехода Полоцка под власть Речи Посполитой.(Надо сказать,что по масштабу этот военный поход был даже значительней похода на Казань). Военная компания была подготовлена и идеологически. Иван Грозный вполне серьезно считал, что он должен быть "наказать Литву" - "за многие неправды и неисправления..., наипаче же горя сердцем о святых иконах и о святых храмех свяшеных, иже безбожная Литва поклонение святых икон отвергше, святыи иконы пощепали и многая ругания святым иконам учинили, и церкви разорили и пожгли, и крестьянскую веру и закон оставльше и поправше, и Люторство восприаша" Святынями похода были иконы Богородицы - Донской и Колочской, а также святыня Западной Руси - Крест Ефросиньи Полоцкой. Именно в это время святой митрополит Макарий ввводит в Минеи(рукописные) службу преподобной Ефросиньи Полоцкой Вот пожалуй с такими "политическими" событиями и связано кратковременное широкое почитание сей святой в Московской Руси. После потери Полоцка видимо кому то показалось неуместным продолжать подддерживать ее широкое почитание, и в новых Минеях св. Ефросинья не значится.

Алексий: http://www.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=565 http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=565&pagefile=565-0365 Вот и древний канон преподобной Ефросинье Полоцкой (23 мая)

Георгий, Львов: Добраго здравия, дорогой брат Алексий! А нет ли здесь, -- в Минее, -- службы прп. отцу нашему Илии Печерскому, званого Муромцем? Или где ему найти канон, ежели, конечно, таковый был? Очень бы был благодарен, т.к. ему память завтра, а у нас -- особый день. Я, грешник, запоздал с прошением о сем, простите, но ... может быть, кто-нибудь нам поможет?..

о. Андрей: Георгий, Львов пишет: Очень бы был благодарен, т.к. ему память завтра, а у нас -- особый день. Георгий, Львов пишет: Львовское братство прп. Илии Муромца. Поздравляем особо. Многая лета!

Георгий, Львов: Спаси Христос молитвами святого! Благодарим от всей души!



полная версия страницы