Форум » Вопросы-ответы » Архиерей » Ответить

Архиерей

Гиви Иванович: Во время чтения Евангелия архиерей должен снимать свою шапку?

Ответов - 28

о. Андрей: Должен снимать.

Алексий: Века до 15 по Р.Х. архиерейских шапок (за некоторым исключением) вообще не знали. Епископ служил с непокрытой головой. Существенный момент: архиерейские шапки первоначально вошли в обиход в странах славянских (Болгарии и на Руси)

о. Андрей: Алексий пишет: Епископ служил с непокрытой головой. Наверное, все же в клобуке.


Гиви Иванович: Спаси Христос!

Алексий: Отче! Прости Христа ради но ссылку даю на Симеона Солунского: "Иерарх же в особенности, так как хиротонисаемый, имеет на главе богопреданные словеса, т. е. святое Евангелие, а другого покрова в ту пору, когда священнодействуешь божественнейшие (тайны), не должен иметь на главе" "ветхозаветный архиерей носил на голове кидар , который и митрою называли, как и архиереи, надевающие ее, любят называть . Быть может они имеют ее по подобию тернового венца Владыки или сударя, находившегося на главе Его. Но, однако же, поелику снимают с себя митру и они в важнейшие времена священнодействия, то этим показывают, что предание блаженного Павла важнее, ибо образ тернового венца изображается пострижением волос на главе посвящаемых при совершении священной печати... Важнее, конечно, молиться и совершать священнодействие с открытой головой, и не должно этим пренебрегать и в особенности в важнейшие времена» . Обычай с 15 века по Р.Х. несколько изменился.

о. Андрей: Алексий пишет: Отче! Прости Христа ради но ссылку даю на Симеона Солунского: Симеон описывает обычай Греческой Церкви, причем видно, что единства у них в сем вопросе не было, а я ориентируюсь на древние иконы русского письма, на которых святители Русской Церкви изображались в полном облачении и с клобуком на голове. Смею настаивать на своем мнении еще и потому, что Типикон (Церковное око) довольно-таки подробно регламентирует снятие и одевание иноками клобука на богослужении, а на Руси архиереи ведь всегда из иночествующих поставлялись и держались большинства иноческих уставов, в том числе, и относительно одежды.

о. Андрей: Впрочем, следует сказать, что в древней Церкви служение совершалось всегда с открытой головой о чем свидетельствуют многочисленные мозаичные изображения древности.

Алексий: Время жизни святителя Симеона Солунского, это и времена российских митрополитов Киприана и Фотия, не думаю, что они придерживались других обычаев. Найти иконописное изображение епископа за служением в храме очень затруднительно. Но вот один из образцов- Положение Ризы Господней ( т.е. начало 17 века): тут священство с непокрытой главою (в отличии от монарха) А вот архиерей в служении вне храма - Перенесение мощей святителя Николы ( икона начала 17 века (?)

о. Андрей: А вот, например образ св. митр. Петра (1480г) рисует нам несколько иную картирну: На основании данного образа можно предполагать, что литургия совершалась с непокрытой головой, а, например, крещение - в клобуке.

о. Андрей: Кстати, любопытным является клеймо (третье сверху справа), на котором изображено святительское благословение, которое св. Петр получает, сложив руки и склонившись по-нашему обычаю. Напомню, что белокриницкие утверждают, что сей обычай не древний...

Гиви Иванович: Отче, а поясните пожалуйста, как же тогда благословлять? Как я понимаю: Прости мя, отче честный, и благослови, с поклоном, а затем выпрямляюсь со сложенными ладонями, правая поверх левой на уровне пояса, с прямым корпусом, чтобы священник мог запечатлеть Крест Христов на тебе. Так и в РПЦ МП делают, правда некоторые иереи. Большое количество делают по-католически? , кладя руку на чело после благословения. Простите Христа ради.

о. Андрей: Гиви Иванович пишет: а затем выпрямляюсь со сложенными ладонямиНаши христиане тадиционно преклоняют под благословение и главу, то есть корпус не прямой, а как бы в небольшом поклоне, как изображено на иконе выше, второе клеймо сверху справа.

Алексий: о. Андрей пишет: по-нашему обычаю...что белокриницкие утверждают, что сей обычай не древний... Вот интересно, а во многих ли внешних обычаях мы разошлись? Мне на ум приходит пять-шесть таких различий.

Алексий: Хороший исторический очерк по данному вопросу известного церковного историка А. А. Дмитриевского "Митра" http://zalil.ru/31365620

о. Андрей: Алексий пишет: Вот интересно, а во многих ли внешних обычаях мы разошлись? Мне на ум приходит пять-шесть таких различий.У них не совершается маслопомазание на Всенощном бдении, например. Во время каждения у нас принято, в ответ кланяющемуся священнику, кланяться и разводить немного в стороны руки, как бы принимая в себя Дух Святый, у белокриницких такого обычая нет, а наш описан в "Сыне церковном".

Гиви Иванович: Алексий, доброго здоровья! А вы можете еще какую-нибудь литературу прислать. Я просто этим вопросом интересуюсь. Ну, например, устав Геннадия Пермского и т. п. Спаси Христос!

Jora: о. Андрей пишет: Во время каждения у нас принято, в ответ кланяющемуся священнику, кланяться и разводить немного в стороны руки, как бы принимая в себя Дух Святый Справедливости ради - и у них есть такой обычай. М.б., не везде. Кто-то из них выкладывал фото из некого провинциального храма РПСЦ.

Jora: Алексий пишет: Вот интересно, а во многих ли внешних обычаях мы разошлись? Есть такая брошюрка, о благочестивом поведении в храме. Вернее, их две издано: у нас и в РПСЦ. Там она составлена тогда ещё уставщиком А. Панкратовым, издана давненько уже, наша же - сравнительно недавно. Почитать - разница как на ладони видна. У них много старообрядчества...

о. Андрей: Jora пишет: Справедливости ради - и у них есть такой обычай. М.б., не везде. Кто-то из них выкладывал фото из некого провинциального храма РПСЦ. Я ориентируюсь на их заявление об этом. В 1990-х они переиздавали "Сын церковный" и в комментариях указали, что у них такого обычая нет, но что он сохраняется у беглопоповцев, сиречь, у нас.

Jora: о. Андрей пишет: Я ориентируюсь на их заявление об этом. Вона что... Понятно.

Алексий: Гиви Иванович пишет: устав Геннадия Пермского Доброго здоровья! Гиви Иванович! Но Геннадий Пермский из белокриницких и с его уставом о поведении в храме я не знаком. А вот о "церковной археологии" - пожалуйста. Рад общаться по таким вопросам.

Алексий: Jora пишет: У них много старообрядчества... Это точно. Соблюден исторический срез с "хованщины" и последующих бурных событий 17 и 18 веков.

Виктор К: Jora пишет: У них много старообрядчества... а можно пояснить - что это значит???

Алексий: Виктор К пишет: можно пояснить Вероятно мы с "Jorой" ответили бы похоже. Но дождусь ответа брата Георгия.

Антонов А.Н.: о. Андрей пишет: У них не совершается маслопомазание на Всенощном бдении, например. Во время каждения у нас принято, в ответ кланяющемуся священнику, кланяться и разводить немного в стороны руки, как бы принимая в себя Дух Святый, у белокриницких такого обычая нет, а наш описан в "Сыне церковном". Отче, а так ли уж распространен обычай разведения рук во время каждения у беглопоповцев? У нас вот на Нижегородчине: ни в Семенове, ни в Городце, ни на Малиновой не разводят, а также кланяются как и мы белокриницкие. А уж наши то беглопоповцы самые что ни на есть керженские! А в Москве на Павелецкой и раньше в приделе на Рогожском разводили руки??? Так что может быть где-то и практикуют, но не повсеместно. Что касается маслопомазания от кандила святаго. То у нас тоже кое-где совершается, например в Казани и окрестных приходах. М.б. и еще где... На Рогожском - нет, хотя при вл.Геронтии по воспоминаниям старожилов было. А поскольку большинство приходов берет за пример Рогожскую практику, то и не делают. О маслопомазании также не упоминает и Иларион Георгиевич Кабанов в своем описании "Обрядов и обычаев Ветковской Церкви. Хотя он обращает внимание на все детали и мелочи. Так что возможно маслопомазание в приходских церквах не делали еще задолго до принятия митр.Амвросия? А белокриницкие священники продолжали ту практику, что застали еще в свою бытность беглопоповцами. К слову сказать, до революции, а в некоторых местах и до 60-х годов, всенощное (т.е. настоящее, всю ночь) на приходах служили только в двунадесятые праздники, да и то не во все. А под воскресение и полиелеосы служили вечерню и утреню по уставу малых обителей в положенное время. Это нам нынешним, перенесшим всенощное на вечер (кто-то вообще в час дня начинает), ничего не стоит служить его под каждое воскресение и праздник.

Михаил Анатольевич: Простите, что вмешиваюсь, но читать эту тему практически невозможно! Точнее, очень сложно! Репродукция образа Святителя Петра разносит текст на ту же ширину, что вынуждает каждую строку читать по всей ея длине. Паки простите Христа ради за бурчание! )

Jora: Антонов А.Н. пишет: а так ли уж распространен обычай разведения рук во время каждения Предписано в книге "Сын Церковный, а книга эта - первой пол. 17 в.

Антонов А.Н.: Jora пишет: Предписано в книге "Сын Церковный, а книга эта - первой пол. 17 в. Я прекрасно знаю, что в этой книге написано. И что из этого? Я спрашиваю про реально существующую и существовавшую практики. А она такова, что на Ветке (иначе бы Ксенос описал) и на Керженце этого не делали! В "Сыне Церковном" много чего написано отличного от уставного. Например, поклоны на сугубой ектении на каждом прошении по три, а если кому покажется много, то по одному положи на каждом прошении. Невсегда четко следуют тому, что написано. В уставе вон четко указано если поста нет 9-й час служить после литургии в свое время. А реальная русская еще дораскольная традиция такова, что читали и читаем до обедни!



полная версия страницы