Форум » Вопросы-ответы » разные благословения » Ответить

разные благословения

Лесник: С белокриницкими старообрядцами у древлеправославных християн много общих моментов в богослужении - это и старопечатные книги, и знаменное пение и схожий богослужебный устав. А отчего священство РПсЦ и РДЦ по-разному благословляет прихожан? Когда возникли разногласия в благословении? И описано ли в каких-либо книгах, как надо благословлять священникам и епископам?

Ответов - 56, стр: 1 2 All

САП: Лесник пишет: С белокриницкими старообрядцами у древлеправославных християн много общих моментов в богослужении - это и старопечатные книги, и знаменное пение и схожий богослужебный устав. А отчего священство РПсЦ и РДЦ по-разному благословляет прихожан? Когда возникли разногласия в благословении? И описано ли в каких-либо книгах, как надо благословлять священникам и епископам? Нет, ни чего не осталось кроме этих двух традиций, без письменной фиксации.

о. Андрей: САП пишет: Нет, ни чего не осталось кроме этих двух традиций, без письменной фиксации. Но есть иконографические свидетельства. Например, образ св. митр. Петра (1480г). Вот пара клейм, свидетельствующих о том, что наш обычай дораскольный. В пользу же белокриницкого обычая я никаких иконописных свидетельств не встречал, да и вообще, никаких не встречал... Вот ссылка на полное изображение иконы: http://www.pip.kiev.ua/sviatsy/icons/s01_03_02_01.jpg

САП: о. Андрей пишет: Но есть иконографические свидетельства. Например, образ св. митр. Петра (1480г). Вот пара клейм, свидетельствующих о том, что наш обычай дораскольный. Там же не видно, что рука по благословению вкладывается в "лодочку".


о. Андрей: САП пишет: Там же не видно, что рука по благословению вкладывается в "лодочку". Во-первых не "в лодочку", а крестом - одна ладонь накрест поверх другой . А во-вторых, видно, что благословляемый не стоит как столб по стойке смирно, а преклонил перед благословляющим главу и подставил для благословения руки. Таким образом, изображение в большой степени напоминает наш обычай и совершенно не напоминает белокриницкий.

САП: о. Андрей пишет: видно, что благословляемый не стоит как столб по стойке смирно, а преклонил перед благословляющим главу и подставил для благословения руки. Таким образом, изображение в большой степени напоминает наш обычай и совершенно не напоминает белокриницкий. А у вас при благословении ваши священники/епископы разве не касаются лба, плеч и живота благословляемого?

Димитрий Н.Б.: Лесник пишет: А отчего священство РПсЦ и РДЦ по-разному благословляет прихожан? А в чем именно состоит различие?

САП: Димитрий Н.Б. пишет: А в чем именно состоит различие? У белокриницких целуют поручь и потом правое плечо друг другу, у беглопоповцев рука благословляющего после благословения полагается в "лодочку" (левая ладонь под правой) и благословляющийся ее лобзает.

Димитрий Н.Б.: САП пишет: у беглопоповцев рука благословляющего после благословения полагается в "лодочку" (левая ладонь под правой) и благословляющийся ее лобзает Т.е. как у новообрядцев. Не знал. Спаси Христос. Интересно, откуда и с каких пор пошло это различие?

Лесник: САП пишет: у беглопоповцев рука полагается в "лодочку" но: о. Андрей пишет: не "в лодочку", а крестом Действительно, на лодочку не очень-то похоже... Опять же : САП пишет: и благословляющийся ее лобзает. благословляющийся не обязательно целует руку - часто поручь целуют. Но вот ещё отличие - белокриницкие все говорят друг другу "Христос посреди нас / Есть и будет", а у древлеправославных - только священство говорит это друг другу. Почему так - непонятно... о. Андрей пишет: есть иконографические свидетельства. Т.е. иконы свидетельствуют за правильность благословения РДЦ.

Димитрий Н.Б.: Лесник пишет: Т.е. иконы свидетельствуют за правильность благословения РДЦ. И РПЦ.

САП: Димитрий Н.Б. пишет: Т.е. как у новообрядцев. В отличии от РПЦ в РДЦ земной поклон перед благословляющим в землю на подручник кладут до и после благословения. Зайдите на Павелецкую все сами увидите PS У вас в профиле написано единоверец, вы на Слободу или на Таганку ходите? Там же как у белокриницких благословляют. Лесник запамятовал, а в РДЦ благословляющий касается своими перстами лба, плеч и живота благословляющегося?

о. Андрей: САП пишет: в РДЦ благословляющий касается своими перстами лба, плеч и живота благословляющегося? Живота не касается. Христианин, после земного поклона, склоняет главу и протягивает в сторону благословляющего руки с крестообразно сложенными ладонями. Благословляющий, со словами благословения, совершает на христианине крестное знамение, касаясь двуеперстием чела, скрещенных ладоней, правого и левого плдеча, аз атем кладет десницу на ладони христианину. Тот совершает целование и земной поклон.

о. Андрей: Лесник пишет: Т.е. иконы свидетельствуют за правильность благословения РДЦ. Думаю, что так. Фотографии помещены. Каждый может сделать вывод.

АлександрАК: Лесник пишет: Действительно, на лодочку не очень-то похоже... На крест-то как раз и не похоже, а вот на лодочку - вполне. Руки если бы скрещивали бы, то не получалось бы из кистей формы чаши, а пальцы были бы прямые. А так как я видел в РДЦ, то именно руки накладываются одна на другую.

Прасковья: Ну вот и положте правую руку на левую, что у Вас получится, лодочка?

Прасковья: Ну вот и положте правую руку на левую, что у Вас получится, лодочка?

АлександрАК: Прасковья пишет: Ну вот и положте правую руку на левую, что у Вас получится, лодочка? Если пальцы держать прямо и кисти рук перекрещивать под прямым углом, то получиться крест, а если пальцы держать немного согнувши и кисти не под прямым углом, тогда и получается не крест, а лодочка.

САП: о. Андрей пишет: Живота не касается. Христианин, после земного поклона, склоняет главу и протягивает в сторону благословляющего руки с крестообразно сложенными ладонями. Благословляющий, со словами благословения, совершает на христианине крестное знамение, касаясь двуеперстием чела, скрещенных ладоней, правого и левого плдеча, аз атем кладет десницу на ладони христианину. Наш владыка патриарх благословил его крестообразно, по тому обычаю, как благословляют у московитов, ибо он поднимал благословляющую руку, изображая ею (крест) на его лице, обеих руках и груди, и дал ему облобызать крест и потом свою десницу; так же (благословил) и всех его приближенных. Так принято благословлять в этой стране в особенности; благословение человека архиереем издали им неизвестно; он должен их стукнуть пальцами, чтобы они удостоверились. ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮ

Сергiй: САП пишет: полагается в "лодочку" Тебе только что написали русским языком - крестом, а не лодочкой, что прикидываешься?

о.Евгений: САП пишет: он должен их стукнуть пальцами, чтобы они удостоверились. Во время благословения, священник налагает крест, дотрагиваясь до лба, рук и плеч,. как и описал о.Андрейо. Андрей пишет: касаясь двуеперстием чела, скрещенных ладоней, правого и левого плдеча, аз атем кладет десницу на ладони христианину. Тот совершает целование и земной поклон.

САП: Сергiй пишет: Тебе только что написали русским языком - крестом, а не лодочкой, что прикидываешься? Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим.

Сергiй: Оно и видно. Я теперь верю своим глазам. Если вы с "лодочкой" так, то кто ж поверит вам в более серьёзном? Вся сущность и раскрылась.

САП: Сергiй пишет: Если вы с "лодочкой" так, то кто ж поверит вам в более серьёзном? Вот так:

Сергiй: Исус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. (Иоан.9:41) если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Быт.4:7)

Сергiй: САП пишет: Вот так: Нет, не так. Руки кладутся перпендикулярно, под 90 градусов.

САП: Сергiй пишет: Руки кладутся перпендикулярно, под 90 градусов. Я на Павелецкой такого не заметил, был там раз 7-мь и у ССС один раз за службой.

Лесник: САП пишет: Вот так: Вы уж извините, но это на лодку не похоже никак! Но вот вам ещё момент: Християне находясь в церкви держат руки выше пояса (причины не буду указывать), а в белокриницком благословении руки оказываются именно ниже пояса. Чем это можно мотивировать?

САП: Лесник пишет: в белокриницком благословении руки оказываются именно ниже пояса. Чем это можно мотивировать? Открыть пуп для благословения

АлександрАК: Лесник пишет: Вы уж извините, но это на лодку не похоже никак! Именно на неё самую и похоже, но никак на крест. Лесник пишет: а в белокриницком благословении руки оказываются именно ниже пояса В какой момент?

о. Андрей: АлександрАК пишет: Именно на неё самую и похоже, но никак на крест. Какая же это лодочка Я вижу здесь скрещенные ладони...

САП: о. Андрей пишет: Какая же это лодочка Я вижу здесь скрещенные ладони... А Сергiй пишет: Нет, не так. Руки кладутся перпендикулярно, под 90 градусов.

о. Андрей: САП пишет: А Сергiй пишет:  цитата: Нет, не так. Руки кладутся перпендикулярно, под 90 градусов. Ну, не знаю... у нас они кладутся, как на картинке... Но дело-то не в этом. Я привел иконописные изображения благословений. Вы согласны с тем, что наш обычай более походит на изображенный на иконе, нежели белокриницкий?

о. Андрей: САП пишет: Наш владыка патриарх благословил его крестообразно, по тому обычаю, как благословляют у московитов, ибо он поднимал благословляющую руку, изображая ею (крест) на его лице, обеих руках и груди, и дал ему облобызать крест и потом свою десницу; так же (благословил) и всех его приближенных. Так принято благословлять в этой стране в особенности; благословение человека архиереем издали им неизвестно; он должен их стукнуть пальцами, чтобы они удостоверились. ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮ А вот его же свидетельство о том, что благословляемый не стоял перед благословляющим столбом, но склонял плечи в поклоне, что так же говорит в пользу нашего обычая: Бывало, когда они приходили к нашему владыке-патриарху за получением благословения, то, помолившись на иконы и поклонясь присутствующим, они приближались к нему, дабы он благословил их по-московски; при этом меня всего более умиляло, как они изгибали плечи

САП: о. Андрей пишет: А вот его же свидетельство о том, что благословляемый не стоял перед благословляющим столбом, но склонял плечи в поклоне, что так же говорит в пользу нашего обычая У вас в отличии от того как благословляли в 17в. не касаются благословляемого в перси, а у белокриницких то, что стоят столбом во время благословения, а не приклонившись, про руки сказать не могу, нигде не читал, а миниатюры можно толковать по разному, не факт, что в ладони благословляющемуся вкладывал свою десницу благословляющий. Вот бы найти миниатюру в момент когда лобзали десницу положенную в сложенные руки, тогда бы не было бы сомнений.

о. Андрей: САП пишет: У вас в отличии от того как благословляли в 17в. не касаются благословляемого в перси Но руки-то наши держат как раз на уровне персей, а не живота. САП пишет: Вот бы найти миниатюру в момент когда лобзали десницу положенную в сложенные руки, тогда бы не было бы сомнений. Но для чего тогда нужно вообще подставлять ладони? А ведь они несомненно подставлялись, судя по приведенным выше иконописным изображениям. Впрочем, поищем. Вопрос этот к богословию и действенности благословения отношения не имеет, но, коль скоро, для кого-то он представляется существенным и преткновенным, желательно иметь на него полный ответ.

Лесник: АлександрАК пишет: В какой момент? А разве во время благословения у благословляемого руки не по швам?

САП: Лесник пишет: А разве во время благословения у благословляемого руки не по швам? Бывает, что и слегка согнуты, руки на уровне талии держат подручник. о. Андрей пишет: Но руки-то наши держат как раз на уровне персей, а не живота. В поклоне как раз на уровне живота руки и оказываются, но факт, что персты в перси или живот не налагают (уж женщинам приличней в живот, чем в грудь).

Лесник: САП пишет: , руки на уровне талии держат подручник. А зачем его в руки брать, если через пару секунд нужно снова земной поклон делать? Или в РПсЦ не делают поклон перед благословением?

САП: Лесник пишет: А зачем его в руки брать, если через пару секунд нужно снова земной поклон делать? Чтоб на него не наступили, ведь лобзают друг друга в плечи, расстояние слишком близкое. Лесник пишет: Или в РПсЦ не делают поклон перед благословением? Два земных поклона, перед и после благословения.

о. Андрей: САП пишет: уж женщинам приличней в живот, чем в грудь С этой позиции приличней все-таки в руки... САП пишет: Чтоб на него не наступили, ведь лобзают друг друга в плечи, расстояние слишком близкое. Этого Алепский не указывает вовсе...



полная версия страницы