Форум » Вопросы-ответы » Исповедь. Вопрос о духовном отце? » Ответить

Исповедь. Вопрос о духовном отце?

Александр г.Самара: Доброго здоровья отцы и братия! Вопрос:" Может ли жена исповедоваться у своего мужа-священника, а также дети у своего отца(родного)-священника?" Накладываются какие либо ограничения? Допускается ли такая ситуация и в каких случаях? В каких случаях можно менять духовного отца и как должно это происходить? Следует ли исповедовать заново все грехи при смене духовного отца?

Ответов - 27

о. Андрей: Александр г.Самара пишет: Может ли жена исповедоваться у своего мужа-священника, а также дети у своего отца(родного)-священника? Накладываются какие либо ограничения? Допускается ли такая ситуация и в каких случаях? Могут. Второй случай совершенно нормален, а первый допускаем. По крайней мере, в древних кормчих встречается правило о том, что "попадья может комкать (причащаться) у своего мужа". Специальных ограничений нет. Хотя ясно, что муж часто и соучастник в грехах жены, поэтому едва ли может быть объективным духовным наставником. Но это все же вопрос личной совести и принуждать никто не может. Александр г.Самара пишет: В каких случаях можно менять духовного отца и как должно это происходить? Если духовный отец еретик, в случае переезда на жительство в другой приход, в случае принятия священства или монашества, в случае, если есть неудовлетворенности духовным окормлением. Но любая из причин не обязывает духовного отца дать своему чаду позволение на переход для окормления к другому священнику. Согласие же духовника на переход его духовного чада к другому священнику должно быть получено непременно. При этом любой священник обязан принять каждого пришедшего к нему на исповедь, но продолжать подавать духовное окормление обязан лишь тем, кто слушается его и исполняет его духовные предписания. Если к священнику обращается христианин из другого прихода, то священник должен непременно выяснить получено ли этим христианином от его духовника согласие на переход и если такого согласия не было, то в исповеди должно быть отказано. Исключение – тяжелая болезнь христианина, предсмертное состояние. В такой ситуации любой священник, находящийся рядом, обязан принять страждущего на исповедь. Александр г.Самара пишет: Следует ли исповедовать заново все грехи при смене духовного отца? Да, но не потому, что они как бы не прощены (они, несомненно, уже прощены), но для скорейшего и лучшего ознакомления священника с особенностями характера, духовными достоинствами и проблемами своего нового духовного чада.

Александр г.Самара: о. Андрей пишет: Хотя ясно, что муж часто и соучастник в грехах жены, поэтому едва ли может быть объективным духовным наставником. Но это все же вопрос личной совести и принуждать никто не может. Я понимаю, что это не афишируют, но если это становится известно, то это не прибавляет духовного авторитета священнику и его жене, среди общины. Простите Христа ради.

о. Андрей: Александр г.Самара пишет: Я понимаю, что это не афишируют, но если это становится известно, то это не прибавляет духовного авторитета священнику и его жене, среди общины. Возможно. Хотя случаи бывают разные. И я знаю священнослужителей, которые принимают на дух своих жен. Хотя даже и детей своих исповедовать не очень удобно, ибо священник, как отец может быть в чем-то к ним и несправедлив, а исповедь может использовать для оказания необоснованного духовного давления.


Катерина: Александр г.Самара пишет: Я понимаю, что это не афишируют, но если это становится известно, то это не прибавляет духовного авторитета священнику и его жене, среди общины. а вот реакция прихожан зависит от их личной совести. Если канонами исповедь у священника-мужа не запрещена, то о какой потере авторитета можно говорить? Знаю матушек, исповедующихся у своих супругов, и отношение к этому в приходе нормальное, ни чем ни хуже, например, отношения ко мне, хотя я исповедуюсь у того же духовника, что и муж. Но бывали ситуации, когда возникала необходимость исповеди и у супруга - сложности со здоровьем, когда о поездки за 1,5 тысячи километров и речи не было, а вот совершить Покаяние и принять Святое Причастие перед серьезными медицинскими мероприятиями нужно было. И поверьте, что исповедоваться у супруга КУДА ТЯЖЕЛЕЕ нежели исповедоваться даже у самого строго духовника. Стоит ли осуждать тех женщин, которые вынуждены на это идти?

q: Согласие же духовника на переход его духовного чада к другому священнику должно быть получено непременно. Имеется ли конкретное правило или закон, оговаривающие обязательность такого согласия?

q: Отец Андрей и другие священники: так есть такое правило? Назовите его, пожалуйста.

о. Андрей: q пишет: цитата: Согласие же духовника на переход его духовного чада к другому священнику должно быть получено непременно. Имеется ли конкретное правило или закон, оговаривающие обязательность такого согласия? Есть 5-е правило 1-го Вселенского, которое запрещает отлученного одним духовником, разрешать другому духовнику: "О тех, которые епископы, по каждой епархии, удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру, или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними, не были приняты другими" (в те времена духовниками были исключительно епископы). Видимо из этого правила в результате появилось следующее, встречающееся в дораскольных Кормчих: "Аще хто имети начнет отца люта духовнаго или невеждю, (да) отпросится от него и идет (и инде) и исповесться; аще его не пустит, не можеть ся его охабити". По этой причине в древности даже существовал специальный "Чин, како подобает отцу духовному отпустити сына духовнаго для дальняго разстояния или нужа ради".

q: о.Андрей пишет: отлученные одними, не были приняты другими Спаси Христос! Но тут именно говорится о том, что человек был отлучен предыдущим духовным отцом. Я же имею ввиду такие случаи, когда человек не был отлучен духовным отцом, а по ряду причин (например - не находя контакт или общий язык со священником, или же видя совершаемые иереем безакония), решил перейти к другому духовному отцу.

о. Андрей: А я Вам указал на это далее, что в древлеписьменных и греческих и в славянских Кормчих содержится положение, запрещающее свободный переход от одного духовника к другому. Я и цитату привел, и указал, что даже специальный "отпускной" чин был. Уйти можно свободно лишь от явного еретика. Хотя явное безнравственное поведение священника также является основанием для перехода к другому, однако все же необходимо получить согласие на это у нынешнего, какой бы он не был (пока он не лишен сана). Впрочем, можно обратиться к правящему епископу с соответствующим прошением и его властью получить право на самостоятельный выбор иного духовника. В Церкви должен быть порядок, а свободные ходы-переходы этому никак не способствуют.

q: о.Андрей пишет: Хотя явное безнравственное поведение священника также является основанием для перехода к другому, однако все же необходимо получить согласие на это у нынешнего, какой бы он не был (пока он не лишен сана). В том то и дело, что есть случаи, когда иерей шантажирует духовных детей, запрещая им такой переход и угрожая не только самому христианину, но и его родственникам тем, что откажется хоронить и т.п.... Выходит обыкновенное рабство: "рабовладелец" поп не отпускает с "рабства" свое духовное чадо... Согласен с Вами, что в Церкви должен быть порядок, и, как Вы верно сказали, единственным выходом тут может быть обращение к епископу с просьбой разрешить перейти к другому духовному отцу.

о. Андрей: q пишет: В том то и дело, что есть случаи, когда иерей шантажирует духовных детей, запрещая им такой переход и угрожая не только самому христианину, но и его родственникам тем, что откажется хоронить и т.п.... Печально... Очень... наивное... поведения иерея. q пишет: единственным выходом тут может быть обращение к епископу с просьбой разрешить перейти к другому духовному отцу. Да, это шаг, несомненно, верный.

Игорь: Отец Андрей, насколько обязательно иметь духовника, допускается ли исповедоваться и причащаться у разных священников? Будет ли духовником тот свяшенник который будет крестить? Может ли епископ быть духовником?

о. Андрей: Игорь пишет: насколько обязательно иметь духовника Если человек умирает не имея духовного отца, то лишается христианского погребения и поминовения. Игорь пишет: допускается ли исповедоваться и причащаться у разных священников? Только в исключительных случаях, например, если какой-то недуг застал в дороге и т.п. Игорь пишет: Будет ли духовником тот свяшенник который будет крестить? Традиционно - да, но отнюдь не обязательно. Игорь пишет: Может ли епископ быть духовником? Может, если даст согласие на это.

Игорь: Отец Андрей, может ли священник отказаться быть духовным отцом?

о. Андрей: Может, если человек его не слушает, не исполняет его духовных рекомендаций и епитимий. Но в принципе должен принять любого, кто согласен послушаться, ибо сказано: "пришедшего ко Мне не изгоню вон". Однако, если в дальнейшем окажется, что человек непослушный, то его предписывается отсечь, чтобы не погибать вместе с ним, приобщаясь его грехам: "Аще же неотступно держатся своих обычаев, и сластем плотским паче работати восхощут, нежели Господеви, и евангельскаго жития не приемлют, ни едино нам обще к ним слово. мы убо в людех непокоривых, и прекословных научихомся слышати, спасаи спаси свою душу" (Номоканон).

Игорь: Отец Андрей, после крещения сколько даётся времени на выбор духовного отца?

о. Андрей: Нет определенных рамок. Хотя есть указание, что христианин, должен исповедоваться в посты. Поэтому правильней определиться с выбором духовника как можно скорее.

Людмила: о. Андрей пишет: Если человек умирает не имея духовного отца, то лишается христианского погребения и поминовения. О, насколько это строже, чем в никонианстве! Там можно его вовсе не иметь, однако и отпоют, и поминать (в т.ч. на проскомидии) будут по смерти. Лишь бы родственники "записочки" подавали и платили "за имя". Я лет 10 назад попросила одного священника быть моим духовным отцом - отказал:"А сможешь ли ты отсечь свою волю и послушАться во всем?" (По-моему, это скорее монашеское требование). К этому я тогда действительно была не готова, да и светский характер работы не способствовал. Так и исповедовалась 18 лет у разных священников. А приятель мой так сознательно "не берет" духовника, дабы не "грузил", хотя никонианин коренной, истовый (плачет сейчас, что отказала ему в совместной молитве).

о. Андрей: Людмила пишет: О, насколько это строже, чем в никонианстве! В никонианстве также, ибо суть молитв погребения одинаковая. Там прямо сказано: "прощаю тебе грехи, которые ты мне, духовному своему отцу, исповедовал". Ясно, что.если хоронит не духовное чадо, то и молитвы эти всякий смысл теряют.

Людмила: Видимо, в никонианстве духовный отец - это этакий "калиф на час": кому исповедуешься в сей момент, тот и становится на сей момент "отцом". Да и не всегда на практике можно оказаться в момент смерти или при погребении при своем духовнике. Как этот вопрос решается в древлеправославии? Возможно ли заочное отпевание?

о. Андрей: Людмила пишет: Да и не всегда на практике можно оказаться в момент смерти или при погребении при своем духовнике. Как этот вопрос решается в древлеправославии? В таком случае исповедоваться можно любому священнику, но отпевать должен все же духовник. Людмила пишет: Возможно ли заочное отпевание? Да, нередко так и бывает, увы.

Людмила: о. Андрей пишет: В таком случае исповедоваться можно любому священнику А если рядом обретаются только никонианские, тогда никому?

о. Андрей: Тогда рядом находящемуся христианину. А если и его нет, тогда Богу. Погребение все равно будет совершено, если христианин ранее бывал на исповеди и имел духовного отца.

Игорь: о. Андрей пишет Тогда рядом находящемуся христианину. А если и его нет, тогда Богу. Получается, что никонианскому священнику исповедоваться нельзя ни при каких условиях?

о. Андрей: Если могут существовать какие-то условия, при которых можно исповедоваться никонианскому священнику, то тогда эти условия вполне подойдут и к священнику католическому, и монофизитскому... Мы лишь потому и разорвали общение с новобрядцами, что сомневаемся в том, что их молитва будет услышана.

Па: Всю жизнь придерживался, как и родители старообрядческой веры, но в сложившейся ситуации, давно не причищался и не исповедовался, т.к. проживаю в городе где нет старообрядческого прихода. Как поступить в данной ситуации?

о. Андрей: Па пишет: Всю жизнь придерживался, как и родители старообрядческой веры, но в сложившейся ситуации, давно не причищался и не исповедовался, т.к. проживаю в городе где нет старообрядческого прихода. Как поступить в данной ситуации?Связаться с кем-то из священнослужителей, через интернет и обсудить этот вопрос более предметно.



полная версия страницы