Форум » Вопросы-ответы » КАК ОТНОСИТЬСЯ К МОЛИТВЕ » Ответить

КАК ОТНОСИТЬСЯ К МОЛИТВЕ

Виктор К: КАК ОТНОСИТЬСЯ К МОЛИТВЕ СВЯТЫМ В РАЗНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СЛУЧАЯХ Вот в молитвослове есть такой раздел - каким святым и когда молиться нужно. Интересен также момент, что иногда указывается, что вот такой Иконе Богородицы нужно молиться в таких случаях, а такой в таких - не абсурдно ли и не противоречит ли такое указание Учению Церкви об иконах и святых. Ведь Богородица одна и какая разница перед какой иконой ей молиться в той или иной проблеме. Также и относительно святых - при зубной боли этому святому, а при боли почек - другому. На мой взгляд это напоминает поклонение идолам в Афинах и Риме - идём на войну - жертву Марсу, а если проблемы в любви - Венере и т.д. Я ни в коем разе не против молитве святым и не отвергаю их ходатайство о нас перед Господом в разных случаях, но в тоже самое время не является ли такое отношение ошибочным? А также хотелось бы знать когда появилась в Церкви такая (исключительно на мой взгляд) не очень хорошая традиция??? почему я думаю, что такой подход к святым оскорбляет их святость. Возьмём к примеру Таинства Церкви - к ним нельзя относиться как к лекарству (аспирин, анальгин и т.д.). Простой пример: "Если у Вас болит голова - пойдите причаститесь - Вам поможет" Так почему же можно стало так относиться к святым - зуб болит - свщмуч. Антипе (заменитель зубного врача или таблетки), ну и вот в таком роде... болит голова, помолись тому то, болит живот, помолись тому то...

Ответов - 34

о. Андрей: В этом вопросе, как и во многих других, есть две крайности. Безусловно, что можно к любому святому обратиться с просьбой о ходатайстве по любому вопросу, но коль скоро, тот или иной святой при своей жизни был прославлен каким-то особым даром, то к нему преимущественно и обращаются с прошением относительно этого его индивидуального дара. Все вполне православно, на мой взгляд. А относительно икон следует обратить внимание на посвященные их явлениям каноны, ибо от икон совершались также вполне конкретные чудеса, что нашло отражение и в молитвословиях, соответственно эти молитвословия удобно и логично использовать при возникновении подобных нужд и нам.

Людмила: Согласна с тобой, Виктор. Особенно, до карикатурности, это явление распространено в никонианстве. О староверии мне судить пока трудно, но судя по молитвослову - имеет место быть. Богородица, естественно, во всех своих образах - одна и та же. Святым, лично я, молюсь преимущественно тем, кто особенно "лег на сердце", несмотря, за "какую сферу" кто отвечает. Прошу "по-крупному": веры, любви, смирения, терпения, а мелочами никого не утомляю - на все воля Божья, на болезни в том числе.

Прасковья: Но, ведь и содержание молитв, тоже разное, к примеру взять каноны к Богородице <<Владимирская>> и <<Скорбящим радость>>. Во Владимирском прошение за за всю землю русскую, а во втором только за себя.


Виктор К: о. Андрей дело в том, что я то это понимаю, но в молитвослове этот раздел озаглавлен - "КАКИМ СВЯТЫМ МОЛИТЬСЯ В РАЗНЫХ НУЖДАХ" о. Андрей пишет: Безусловно, что можно к любому святому обратиться с просьбой о ходатайстве по любому вопросу, но коль скоро, тот или иной святой при своей жизни был прославлен каким-то особым даром, то к нему преимущественно и обращаются с прошением относительно этого его индивидуального дара. НУ ДА КОМУ ЖЕ ЕЩЁ МОЛИТЬСЯ КОГДА НЕТ ДОЖДЯ КАК НЕ ПРОРОКУ ИЛИЕ !? я о другом я о том, что такое отношение перерастает в грубое и неприкрытое язычество. есть разница между служебным поклонением (гр. λατρεία) и поклонением неслужебным (гр. προσχύνησις): служебное поклонение воздается только Творцу, тогда как неслужебное поклонение распространяется и на обоженную тварь, т.е. святых, их мощи, иконы, крест, священные сосуды и т.д. (в предшествующем словоупотреблении этого различия не было, и св. Григорий Богослов может употреблять слово προσχύνησις, равно как и λατρεία, говоря о равном поклонении, воздаваемом Лицам св. Троицы). Неслужебное поклонение, воздаваемое святым, основывается на том, что они являются вместилищами Божественной благодати. Св. Иоанн Дамаскин говорит о святых как о “чистых жилищах” Божиих и относит к ним слова Св. Писания “Вселюсь в вас и буду ходить среди вас, говорит Господь, и буду вашим Богом” (Точное изложение, кн. IV, гл. 15 – Левит 26. 11-12). Святые и их мощи почитаются как обоженная тварь, исполненная Божественными энергиями. Учение о почитании святых как неустранимая часть христианской догматики было утверждено Седьмым Вселенским собором в Никее (787 г.). В шестом деянии этого Собора говорится о необходимости молитв “о предстательстве пренепорочной Владычицы нашей Богородицы”, а также “святых ангелов и всех святых, которым воздается почитание, равно как и святым их мощам, чтобы и мы были причастниками их святости”. к чему я это - будет дождь или нет - в руках Божиих и только, будет болеть зуб или нет - так же, Мы обращаемся к Святым, как к друзьям Божиим и ходатаям, но не в коем случае не как к тем, от которых может что то зависеть. А когда в молитвослове указанно - каким святым и как молиться в разных житейских нуждах, то здесь знаете ли понимание другое. Помолюсь этому - поможет в этом, помолюсь этому поможет в другом - НО ГЛАВНОЕ не ПЕРЕПУТАТЬ. о. Андрей пишет: А относительно икон следует обратить внимание на посвященные их явлениям каноны, ибо от икон совершались также вполне конкретные чудеса, что нашло отражение и в молитвословиях, соответственно эти молитвословия удобно и логично использовать при возникновении подобных нужд и нам. Согласен, но направлять их Первообразу, но ни как не конкретной иконе, как указывается зачастую в таких случаях - пьянством страдаем - Икона "Неупиваемая Чаша", Пожар - "Неопалимая купина" и т.д.

о. Андрей: Людмила пишет: Святым, лично я, молюсь преимущественно тем, кто особенно "лег на сердце", несмотря, за "какую сферу" кто отвечает. Да никто не за какую сферу не отвечает Тем не менее, что плохого, если по молитвам прп. Марии Египетской мы получим целомудрие, по молитвам Златоуста - красноречие, по молитвам Николы Чудотворца - милосердие, по молитвам Авраама - крепость веры, по молитвам Илии Пророка - ревность о Господе? Главное не доводить этот обычай до абсурда, что часто бывает.

Виктор К: ИКОНА НЕ ПОМОЖЕТ - заступничество, молитва и помощь - Богородицы - поможет однозначно. Но не в коем случае не Владимирская или Казанская. А как у нас в народе говорят обычно - сегодня - Казанскую Богородицу празднуем.... вот что поражает на мой взгляд такое отношение к Святым и богородице. Не Казанскую Богородицу почитаем а Чудо ЯВЛЕНИЯ или ПЕРЕНЕСЕНИЕ или какое либо событие воспоминаем!!! Также и со Святыми.

Виктор К: о. Андрей пишет: лавное не доводить этот обычай до абсурда, что часто бывает. ] вот я отче про это....

о. Андрей: Виктор К пишет: к чему я это - будет дождь или нет - в руках Божиих и только, будет болеть зуб или нет - так же, Мы обращаемся к Святым, как к друзьям Божиим и ходатаям, но не в коем случае не как к тем, от которых может что то зависеть. Так это же вполне ясно. И в молитвах и в канонах им говорится: моли Бога о нас! А не вылечи зуб или дай дождя. Виктор К пишет: Согласен, но направлять их Первообразу, но ни как не конкретной иконе, как указывается зачастую в таких случаях - пьянством страдаем - Икона "Неупиваемая Чаша", Пожар - "Неопалимая купина" и т.д. Если в каноне явлению иконы "Никейской" (Неупиваемая чаша) речь идет об исцелении от пьянства, а в иных канонах нет, то почему бы не помолиться и канон в честь явления "Никейской"? Виктор К пишет: ИКОНА НЕ ПОМОЖЕТ А кто утверждает что-то противоположное?

Виктор К: о. Андрей отче, да я с тобой не спорю... Дело в другом - представим ситуацию - В молитвослове написано - страдаете тем то - Вот эта Икона Богородицы, а у человека нет такой иконы. Как быть??? вот получается такая интересная ситуация. о. Андрей Я не против такого раздела в молитвослове, просто хотелось бы, что бы объяснение этого раздела было поразжованее, что ли...

Сергiй: о. Андрей пишет: В этом вопросе, как и во многих других, есть две крайности. Вот! И их надо избегать, выбирая золотую середину разумного Православия. А священникам положен труд и попечение, чтобы паства не скатилась к еретическому пониманию.

о. Андрей: Виктор К пишет: Я не против такого раздела в молитвослове, просто хотелось бы, что бы объяснение этого раздела было поразжованее, что ли... Согласен. Сергiй пишет: И их надо избегать, выбирая золотую середину разумного Православия. А священникам положен труд и попечение, чтобы паства не скатилась к еретическому пониманию. Аминь!

Ирина: Виктор, Спаси Христос за интересную тему. У меня были похожие размышления, рада что вы так хорошо их сформулировали. Виктор К пишет: в молитвослове этот раздел озаглавлен - "КАКИМ СВЯТЫМ МОЛИТЬСЯ В РАЗНЫХ НУЖДАХ" В данной рубрике молитвослова мне тоже мерещется соблазн для язычников. Виктор К пишет: Я не против такого раздела в молитвослове, просто хотелось бы, что бы объяснение этого раздела было поразжованее, что ли... Согласна.

о. Андрей: Ирина пишет: В данной рубрике молитвослова мне тоже мерещется соблазн для язычников. Вот как раз-то для язычников никакого соблазна, для язычников многобожие - это нормально. Впрочем, с чего язычникам брать наш молитвослов? С другой стороны, если речь идет конкретно о нашем (издаваемом РДЦ) молитвослове, то давайте предметно обсуждать, что там написано соблазнительного. Если не о нашем, то давайте указывать, что не о нашем. Но в таком случае, закономерен вопрос, а зачем нам обсуждать не наш молитвослов?

Виктор К: о. Андрей Молитвослов наш. издание 8-е. Новозыбков 2009 год стр. 178 - "КАКИМ СВЯТЫМ И КАК МОЛИТЬСЯ В РАЗНЫХ НУЖДАХ" далее идёт некое пояснение в общем и целом всё ясно, но вот несколько не ясны последние два абзаца этого пояснения.

Лесник: Виктор К пишет: о. Андрей Молитвослов наш. издание 8-е. Новозыбков 2009 год стр. 178 - "КАКИМ СВЯТЫМ И КАК МОЛИТЬСЯ В РАЗНЫХ НУЖДАХ" И в некоторых наших храмах есть и подобные плакаты... может лучше написать : "Каким святым предпочтительнее молиться в разных нуждах " ? Хотя, тот кто действительно интересуется, тот спросит у священника, и он должен доходчиво ответить. А вопросов действительно много ...

о. Андрей: Это? - Каждому, кто обращается за помощью к Небесным Заступникам в различных тягостных обстоятельствах, следует знать, что Церковь Христова признает за многими Святыми полученную ими от Господа Бога благодатную силу помогать в тех или иных болезнях и бедствиях верующим, которые в своих молитвах просят об этом угодников Божиих, прославляют их богоугодное подвижничество, подражают их земному образу жизни. Ниже приводится перечень ряда затруднительных духовных и телесных обстоятельств, постигающих человека, и указывается, кому из Святых и как молиться об избавлении от этого. В скобках после имен Святых указана их память по церковному (старому) стилю. Что бы получить современное исчисление прибавьте 13 дней.

Виктор К: о. Андрей да отче, а именно: признает за многими Святыми полученную ими от Господа Бога благодатную силу помогать в тех или иных болезнях и бедствиях верующим, таким образом из текста следует, что конкретный святой помогает в конкретных случаях. указывается, кому из Святых и как молиться об избавлении от этого. а это выражение подтверждает мои доводы...

Виктор К: помогать в тех или иных болезнях и бедствиях верующим больше того из этого можно сделать вывод, что обращение с просьбой о молитве к святому по "другому поводу" ожидаемого "эффекта" не даст. и тогда понятно становится следующее: Прасковья пишет: к примеру взять каноны к Богородице <<Владимирская>> и <<Скорбящим радость>>. Во Владимирском прошение за за всю землю русскую, а во втором только за себя. следовательно перед Владимирской - только за Россию, а перед Скорбящим радосте - только за себя - и ГЛАВНОЕ - не перепутать!!! Людмила пишет: молюсь преимущественно тем, кто особенно "лег на сердце", несмотря, за "какую сферу" кто отвечает.

о. Андрей: Ну, можно усмотреть некоторую двусмысленность, хотя ведь сказано, что сила не их, а полученная от Господа и Писание нам представляет неоднократные примеры, когда чудеса совершались не по молитве святых, а по уже данной им от Бога силе, точнее Бог через них совершал чудеса, как бы "по умолчанию": "И поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь" (Исх.7:20); "Ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?" (Лук.9:54); "Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать" (1Тим.1:20); В житиях святых мы обретаем множество примеров, когда святые сами непосредственно являлись людям и совершали знамения и чудеса, оказывали ту или иную помощь, а не лишь молитвенно предстательствовали. Поэтому, мне кажется, в нашем молитвослове все вполне в православных рамках - святым не просто усваивается какие-то чудотворные способности, как личные качества, но подчеркивается, что это все особые дарования от Бога и лишь силой Божией они реализуются.

Виктор К: о. Андрей пишет: Вот как раз-то для язычников никакого соблазна, для язычников многобожие - это нормально. Впрочем, с чего язычникам брать наш молитвослов? Ирина наверное имела в виду искушение для христианина - впасть в язычество, через такое отношение к святым. Я так думаю.

Виктор К: о. Андрей со всем сказанным с тобой согласен, однако обрати внимание на то что сказано - полученную ими от Господа Бога благодатную силу помогать в тех или иных болезнях и бедствиях не во всех бедствиях и болезнях, а в тех или иных. Вот это выражение наполняет двусмысленностью. Ведь не будет же никто отрицать, что каждый святой может предстательствовать за каждого в любом случае и при любых обстоятельствах жизни. И это предстательство имеет у каждого святого в силу его святости равное дерзновение, единственное исключение - Пречистая Богородица - как Мать Своего Сына Она имеет большее дерзновение. Потом Конечно Ангелы Хранители и Святой имя которого носишь (об двух последних обычно забывают и начинают судорожно вспоминать а кому же помолиться в конкретном случае). Вот это я полагаю должно быть обязательно указано. может быть это несколько дерзко с моей стороны, но всё же - возьму пример с патриарха нашего Авраама - неразгневаетесь - если всё же вопрошу.... (когда он беседовал с Господом относительно праведников в городах)

Прасковья: Я думаю молится можно всем святым по любому поводу, я вот предпочитаю Христу и Богородице, мне нравится менять каноны, потому что по содержанию они разные, часто молюсь своими словами. Последнее время заметила, что мне помогают молитвы <<Богородице дево радуйся...>> и << Ангели Христов хранителю мой святые>> от кашмарных снов << да, воскреснет Бог>> Конечно в сложной ситуации я сначало помолюсь эти молитвы. И ничего дурного в этом абсолютно не вижу.

Виктор К: Прасковья пишет: И ничего дурного в этом абсолютно не вижу. я не говорю - что обращение к святым или Богородице - "дурно". Я говорю о другом - о том, что любой святой может помочь и помогает в любых бедствиях и ситуациях. А разделение святых - эти от этого, а эти от другого противоречит Учению церкви о Святых, и на мой взгляд уничижает Божественную Благодать Сосудами которой являются наши святые. Конечно же я не исключаю что большинство правильно понимает и относится к святым, но есть и меньшинство, которое из за двусмысленности некоторых выражений может ввести в заблуждение или не в заблуждение а в неверное понимание отношения к молитве Святым Божиим угодникам. Вот к этому эта тема. Не потому что я не понимаю или Вы не понимаете нет, а просто я заметил слова, которые, опять же на мой взгляд - исключительно сугубый, могут ввести в заблуждение. И коль скоро со мной согласились сестры, то - соответственно так и есть в некоторых случаях. Простите.

Ирина: Виктор К пишет: Ирина наверное имела в виду искушение для христианина - впасть в язычество, через такое отношение к святым. Я так думаю. Спаси Христос, Виктор, Вы меня правильно поняли.

Ирина: Прасковья пишет: Я думаю молится можно всем святым по любому поводу, я вот предпочитаю Христу и Богородице Прасковья, и я молюсь и Христу, и Богородице, и святым. И когда беда какая - открываю молитвослов, и смотрю каким святым помолиться. Важно только не отклониться от православного понимания.

Виктор К: Ирина

Прасковья: Если Вы все понимаете правильно, то почему думаете, что кто то другой понимает не правильно?

Виктор К: Прасковья а Вы почитайте тему сначала и найдёте ответ на Ваш вопрос

Ирина: Прасковья пишет: Если Вы все понимаете правильно, то почему думаете, что кто то другой понимает не правильно? Хотелось бы, но я не уверена, что всё понимаю правильно, и постоянно стараюсь сверять свои мысли и дела. Ну а правильно молиться вообще очень сложно, в праведной молитве преуспевают разве что святые.

Прасковья: Ну, я не стала бы говорить, что в праведной молитве преуспевают только святые, в евангелие много мест где в молитве преуспели именно грешники.

Прасковья: Виктор, перечитала, простите меня я тугодумка, у меня лично таких вопросов не возникало, поэтому и удивилась, такой постановке вопроса, но раз это некоторых смущает, то думаю необходимо это в молитвослове уточнить.

Ирина: Это Вы про то, что Господь слышит и молитву грешников? Это да. "трое вас - строе нас - спасите нас" и услышаны были

Валентина: На Литургии перед "Достойно есть" должен ли совершаться земной поклон?

Лидия: Валентина пишет: должен ли Должен. Со словами "Пресвятая Госпоже Богородице спаси нас".



полная версия страницы