Форум » Вопросы-ответы » Чашечный бес » Ответить

Чашечный бес

Катерина: Дорогие отцы и братья! Вот по какому поводу хочу услышать ваши мнения. Чашку нужно закрывать ложкой (крышкой, салфеткой, да чем угодно). Открытой ее оставлять нельзя. Потому, что в ней может "искупаться" поганый бес. Источник сего поверия мне известен. У меня возникает вопрос чисто "технический": 1) если бес материальный, то почему он не может отодвинуть ложку и пролезть в чашку? Бес имеет определенный размер? Почему он не может пролезть под ложку, с тех сторон, где она чашку не закрывает? 2) бес не материальный. Тогда зачем вообще нужна материальная ложка? Встречала следующий аргумент: ложкой накрывается чашка и знаменуется крестным знамением - вот его то бесы и боятся. Тогда зачем ложка-то нужна?! Для страховки? Или как метка - эту чашку перекрестили идем к следующей? И как-то я слабо себе представляю крещение всех чашек на обеде, рассчитанном человек на двадцать... По крайней мере у людей, исполняющих это "правило" при сервировке стола замечала только "положение" ложки на чашку, без перекрещивания последней. Вполне понимаю, что вопрос мой вопрос может показаться глупым и ненужным, но ... ведь интерестно же! Просветите, Христа ради.

Ответов - 35

Дмитрий: По-моему, это из области суеверий. А уж чтобы ложка от беса спасала, вообще, ИМХО кощунство. Бесы людей вон как крутят, а тут ложку.

Катерина: Дмитрий пишет: По-моему, это из области суеверий это из Пролога. А в остальном согласна с Вами полностью.

о. Андрей: Катерина пишет: это из Пролога. Разве? А можно цитату?


Катерина: о. Андрей пишет: Разве? А можно цитату? отче, с цитатой никак, это меня научили благочестивые христиане, что из Пролога. Сама не проверяла. Была в том возрасте, когда всему верила. Вот стала большенькой - думаю, дай, поинтересуюсь. Жду разъяснений. Спаси Христос! Простите Христа ради, что источники так смело указываю, не по злому умыслу, токмо по неведению

о. Александр: о. Андрей пишет: Разве? А можно цитату? Я лично слышал это поучение из Пролога. В Новозыбкове перед часами читают поучения из этой книги. Процитировать сейчас сложно по причине отсутствия в моей библиотеке оного.

Jora: Катерина, повеселили первым собщенимем Действительно, (дальше говорю шёпотом) это настолько несуразно. И в немалой степени именно такими действиями мы вызываем нарекания инославных, знакомых с этой цитатой: 1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. 3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? (Матф.15:1-3) Кстати, отцы, братия и сестры, не поверите: сейчас увидел у Златоста толкование как раз на эти слова! Думаю, поделиться бы с братией; шасть на форум - как раз речь об этом. Кто усердный, поищите, Христа ради, думаю в сети это будет: ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА, беседа LI. Там тема "осквернения" превосходно освещена, не в бровь, а в глаз!

о. Александр: Jora пишет: мы вызываем нарекания инославных Мне кажется, это не совсем корректное выражение. Можно быть только ПРАВОСЛАВНЫМ! а остальные - иноверцы, так наверное.

Jora: о. Александр пишет: Мне кажется, это не совсем корректное выражение. Соглашусь. Имелв в виду никониан и баптистов, коим даём повод укорять нас в язычестве (а м.б., и отгоняем в их лице потенциальных оглашенных и новопросвещенных!).

о. Александр: Эти положения не являются у нас вероучительными, мы же не обсуждаем на Соборах как нужно закрывать ту или иную чашку. А у новообрядцев и проч. своих таких язычеств хватает более чем достаточно. Ты, наверное, об этом не хуже меня знаешь. Откуда все эти массовые суеверия идут? вряд ли от нас... А то, что не становятся у нас оглашенными, на все воля Божья. Если человек выбирает Церковь по таким мелочам, то это о многом говорит.

о. Андрей: о. Александр пишет: Я лично слышал это поучение из Пролога. Но разве там было про ложку, что, мол, ложкой покрыл и все? А вообще обычай покрывать посуду разумный, существовал он на Руси с древности, но он не имел отношения к оккультизму, как у неких сейчас. Вот как об этом говорит книга Домострой: 38. Как избная парядня устроити хорошо и чисто Стол и блюда и ставцы и лошки и всякие суды и ковши и братены, воды согрев из утра перемыти и вытерьти и высушить, а после обеда такоже и вечере а ведра и ночвы и квашни и корыта и сита и решета и горшки и кукшины и корчаги також всегды вымыти, и выскресть и вытерть и высушить и положить в чистом месте, где будет пригоже быти всегда бы всякие суды и всякая порядня вымыто и чисто было бы а по лавке и по двору и по хоромам суды не волочилися бы а ставцы и блюда и братены и ковши и лошки по лавке не валялися бы, где устроено быти в чистом месте лежало бы опрокинуто ниц а в каком судне што ества или питие и то бы покрыто было чистоты ради и всякие суды с ествою или с питием или с водою, или квашня ростворить всегды бы покрыто было а в ызбе и повязано от тороканав и от всякия нечистоты То есть накрывать нужно, но не от беса, а от пыли, насекомых, которые, например, с уборной летят на еду и т.п. Понятно, что ложка от мух не защитит.

о. Александр: По-моему, в Прологе не говорилось, чем именно накрывать, а просто накрывать. Я от многих слышал о накрывании и у нас почти во всех приходах имеется эта традиция. о. Андрей Отче, а ты не читал мои сообщения в ЛС?

Катерина: Jora пишет: (дальше говорю шёпотом) ну это смех сквозь слезы, конечно... о. Андрей пишет: То есть накрывать нужно, но не от беса, а от пыли, насекомых, которые, например, с уборной летят на еду и т.п. Понятно, что ложка от мух не защитит. ох если бы так обосновывали сей обычай ревнители благочестия...Бес поганый там купается и все тут. Выпьешь из такой чашки - войдет в тебя бес! Так значит такая традиция не очень благочестивая, так?

Дмитрий: Катерина пишет: Бес поганый там купается и все тут. Выпьешь из такой чашки - войдет в тебя бес! А разве бес входит не по Божьему попущению? Как-то не логично и жестоко, что бес входит в человека из-за того, что тот воды испил.

Катерина: Дмитрий пишет: А разве бес входит не по Божьему попущению? Как-то не логично и жестоко, что бес входит в человека из-за того, что тот воды испил. там много чего не логичного, Дмитрий. сама постоянно удивляюсь...

о. Андрей: Дмитрий пишет: Как-то не логично и жестоко, что бес входит в человека из-за того, что тот воды испил. Не просто воды испил, а без молитвы испил, за что Бог вполне может и попустить беса. Вспомним, что с пищей вошел сатана и в Иуду Искариотского: Один же из учеников Его, которого любил Исус, возлежал у груди Исуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Исуса, сказал Ему: Господи! кто это? Исус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. (От Иоанна 13:23-27)

Александр г.Самара: Доброго здоровья! Недавно с отцом Олегом говорили об этом. Мое мнение, если люди не придают магического значения ложке, которой покрывают бокал (обычай), а перед употреблением пищи молятся и крестятся, то пусть покрывают ложкой. А вот вопрос, если наступить на хлебную крошку возле стола является ли это грехом, если хлебные крошки со стола выбросить в мусор, грех ли это, как относиться к выражению "хлеб всему голова". Я считаю, что Христос всему голова. С уважением к вам.

Катерина: Александр г.Самара пишет: то пусть покрывают ложкой. а зачем? если никого смысла ни духовного ни физического сей обычай не несет? Александр г.Самара пишет: если наступить на хлебную крошку возле стола является ли это грехом, присоединяюсь к вопросу. И хочу узнать: откуда пошло выражение "за каждую крошку сорок поклонов"?

о.Евгений: Катерина пишет: а зачем? если никого смысла ни духовного ни физического сей обычай не несет? Почему не несет? Вот у меня дома кошки живут, все тарелки накрываются, что бы кошки не залезли. Хотя сам с детства накрывал, хоть в доме и не было кошек.

Катерина: о.Евгений пишет: Вот у меня дома кошки живут, все тарелки накрываются, что бы кошки не залезли да, отче! я согласна, что накрывать посуду крышкой, салфеткой и проч. Но речь идет именно о ложке! Накрывают-то ложкой!

Лидия: Я тоже считаю, что несерьезно прикрывать ложечкой чашку и прочую посуду. Зачем? Перекрестил лоб и вкушай еду с молитвой. Иначе выходит, что мы не доверяем силе молитвы и крестного знамения.

о. Андрей: А вот любопытно, если палочка, положенная на чашку с молитвой, не впускает туда беса, то она ведь его также и не выпускает из чашки, если он туда уже успел проникнуть до положения на оную палочки, то есть в накрытой палочкой чашке вполне может сидеть заключенный в ней молитвой бес...

Катерина: о. Андрей пишет: то есть в накрытой палочкой чашке вполне может сидеть заключенный в ней молитвой бес. эх, не повезло одна женщина мне как-то объясняла, что замужняя христианка должна спать в платке. Поясняя это тем, что "В чем застану, в том и сужу". Я у нее спрашиваю - а если в ванной помрешь, то не повезло, да?

о. Андрей: Катерина пишет: Я у нее спрашиваю - а если в ванной помрешь, то не повезло, да? А мыться - грех

Дмитрий: о. Андрей пишет: А мыться - грех Простите, но не мыться - бред. Даже животные моются.

Ardalyon: о. Андрей пишет: то есть в накрытой палочкой чашке вполне может сидеть заключенный в ней молитвой бес... может! Раз в умывальнике св. Никиты мог - то и в чашке может!

о. Андрей: Дмитрий пишет: Простите, но не мыться - бред. Даже животные моются. Я ж пошутил, в продолжение ложечек Ardalyon пишет: Раз в умывальнике св. Никиты мог - то и в чашке может! Я собственно от этой истории и отталкивался...

Дмитрий: о. Андрей пишет: Я ж пошутил, в продолжение ложечек Ну, некоторые совершенно серьезно не моются, считая это грехом, дескать, чтобы тело свое не видеть и не соблазняться. Извращение какое-то.

о. Андрей: Дмитрий пишет: Ну, некоторые совершенно серьезно не моются, считая это грехом, дескать, чтобы тело свое не видеть и не соблазняться. Извращение какое-то. Иноки, живущие в уединении, действительно многие не мылись, например, св. Антоний Великий. Они боялись, что осязание своего обнаженного тела, что неизбежно при мытье, будет разжигать в них блудную страсть и разрушать через это плоды созерцания. Они были ангелоподобными, а ангелы не моются. Про нас же, не имеющих к духовному безмолвию никакого отношения, сказано иное. Плотской человек, через плотские дела приближается к Богу, в том числе и омывая свое тело, чтобы предстать пред Господом хотя бы в такой чистоте. Хорошо и первое намерение и второе, просто каждому из них свое место, время, и обычай.

maxtalmann: Катерина пишет: По крайней мере у людей, исполняющих это "правило" при сервировке стола замечала только "положение" ложки на чашку, без перекрещивания последней. Прочитал все сообщения и я думаю ,что в какой то мере могу ответить на вопрос о том,почему чашку накрывают именно ложкой.Это было лет 14 тому назад.Я,жена и мой годовалый сын гостили в деревне и был свидетелем ,,лечения испуга".Подробностей не помню(для меня это было доволно забавное зрелище),но главную ,магическую,роль в этом действии играла ложка.Ложкой черпали воду через дверную ручку.Сама ложка,по мнению бабушки,несла магический заряд передающий ,,силу" воде.И по моему мнению,накрывание чашек ложкою есть отголосок некоего,,почитания" ложек употребляемых в сакральных обрядах,идущее от языческих времен.

Jora: http://sobornik.ru/text/prolog/prolog09-11/page/prolog10-29.htmhttp://sobornik.ru/text/prolog/prolog09-11/page/prolog10-29.htm Наш брат о Христе Сергiй, хороший знаток Пролога, давно дал мне ссылку, а я, ленивый, лишь сейчас выложил её. Ссылка вот ою этом: о. Александр пишет: Я лично слышал это поучение из Пролога Смотреть внизу.

о. Андрей: Jora пишет: Ссылка вот ою этом: о. Александр пишет: цитата: Я лично слышал это поучение из Пролога Смотреть внизу. Это не то поучение. В том передается разговор инока с бесом, в котором на вопрос инока: "где бесы моются?", - бес отвечает: "в непокрытой христианами посуде". В житии же св. Авраамия говорится об ином, он крестом беса заключил в умывальнике, а не чайной ложкой. Разница есть... Кроме прочего, я уже писал выше именно о том же, что надеясь заградить бесу вход в сосуд, можно вместо этого заключить в сосуде уже вошедшего в него беса Поэтому нет нужды мудровать, но следует просто принимать с молитвой и благодарением всякую пищу и тогда никакой бес не страшен, ни вошедший, ни вышедший.

Лидия: о. Андрей пишет: следует просто принимать с молитвой и благодарением всякую пищу и тогда никакой бес не страшен, ни вошедший, ни вышедший. Аминь!

Прасковья: Ну, я слышала, что бес в сосуде оставляет свою грязь от которой у людей потом болезни. А вообще я думаю за этим просто уследить не возможно. И будешь ходить всю жизнь с навязчивой идеей чего не съесть этакого. Думаю смысл жизни не совсем в этом. А двум господам служить, одному не радеть.

о. Андрей: Прасковья пишет: Ну, я слышала, что бес в сосуде оставляет свою грязь от которой у людей потом болезни. Бес не имеет материальных характеристик, он дух и оставить грязь не может. А вот если в посуде будет реальная грязь, то заболеть несомненно можно.

vinarevi55: о. Андрей пишет: Бес не имеет материальных характеристик, он дух и оставить грязь не может. А вот если в посуде будет реальная грязь, то заболеть несомненно можно. Мудро!



полная версия страницы