Форум » Вопросы-ответы » Учение об ангелах?! » Ответить

Учение об ангелах?!

Ardalyon: Вот такой глупый вопрос: Есть много преданий об ангелах, начиная с Ветхого Завета и по Жития святых. Есть молитвы ангелу хранителю. А откуду появилось само учение об ангеле-хранителе, который появляется у человека то ли в Крещении, то ли от рождения?

Ответов - 20

о. Андрей: Это знание было дано человеку изначально. Об этом и в Писании читаем: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Матф.18:10).

Ardalyon: о. Андрей пишет: Это знание было дано человеку изначально. а у иудеев и мусульман и др. народов и религий оно сохранилось? А про ангела, стоящего у престола храма откуда?

Ardalyon: И еще - а как ангел влияет на свободную волю человека? И что он вообще делает - согласно Преданию и Писанию - а то много разного про ангелов сказывать стали ныне


о. Андрей: Ardalyon пишет: а у иудеев и мусульман и др. народов и религий оно сохранилось? У иудеев, полагаю, да, ибо и Ветхом Завете упоминания встречаются. Ardalyon пишет: А про ангела, стоящего у престола храма откуда? Из Апокалипсиса: "И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу" (Откр.7:11); "семь звезд суть Ангелы семи церквей" (Откр.1:20). .

Ardalyon: но это об ангелах 7ми Церквей как бы поместных. А я про ангела, котроый стоит у престола каждой церкви - или это, скажем, частное мнение...

Александр г.Самара: Преподобный Иоанн Дамаскин "Точное изложение Православной веры" Глава III Об Ангелах. Сам Он Создатель и Творец Ангелов, приведший из не сущего в бытие и создавший их по образу Своему, бестелесными по естеству, подобными некоторому духу и огню невещественному, как говорит Божественный Давид: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 4), — описывая их легкость и пламенность, и горячность, и проницательность, и быстроту, с какой они желают Бога и служат Ему, — их стремление к горнему и свободу от всякого вещественного представления[3]. Итак, Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно. Итак, Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей, изменяемая по желанию, т. е. добровольно изменчивая. Ибо все, что сотворено, и изменчиво; одно только то, что не сотворено, неизменяемо, и все разумное одарено свободною волею. Итак, ангельская природа, как разумная, одаренная умом, имеет свободу, а как сотворенная — изменяема, имея власть и пребывать и преуспевать в добре, и уклоняться к злу. Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела[4]. Он бессмертен не по природе, но по благодати; ибо все, что имело начало по естеству, имеет и конец. Один только Бог присносущен, или, вернее: Он выше вечности, ибо Творец времен не находится в зависимости от времени, но — выше времени. Ангелы — вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света, не имеющие нужды в языке и в слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу свои мысли и решения. Далее, все Ангелы сотворены чрез Слово и достигли совершенства от Святаго Духа посредством освящения, по мере достоинства и чина сделавшись причастными света и благодати[5]. Они описуемы: ибо когда они находятся на небе, их нет на земле, и когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе, но они не удерживаются ни стенами, ни дверьми, ни запорами, ни печатями. Ибо они неограничены. Неограниченными же называю их потому, что являясь по воле Божией достойным людям, они являются не такими, каковы сами по себе, но преобразуются сообразно тому, как смотрящие могут видеть их. Ибо по естеству и в собственном смысле неограничено одно только несотворенное, ибо всякое создание определяется сотворившим его Богом. Освящение они имеют извне, а не из собственного существа — от Духа; пророчествуют по благодати Божией; не имеют нужды в браке, так как они не суть смертны. Так как они — умы, то находятся и в местах, постигаемых только умом, не телесным образом будучи описуемы, — ибо по природе не принимают вида, как тела, и троякого измерения — но тем, что духовно присутствуют и действуют там, где им повелено, и не могут в одно время быть здесь и там и действовать. Равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем. Знает же один сотворивший их Бог, Который и все знает. Различаются же они друг от друга светом и положением; или имея степень соответственно свету, или соответственно степени участвуя в свете, и просвещают друг друга по причине превосходства чина или естества. Но ясно, что высшие Ангелы сообщают и свет, и знание низшим[6]. Они сильны и готовы к исполнению божественной воли и вследствие присущей их природе быстроты тотчас повсюду являются, где бы ни повелело божественное мановение; и охраняют области земли, и управляют народами и странами, как повелено им Творцом, и распоряжаются нашими делами, и помогают нам. Вообще же и по воле Божией, и по определению Божию, они — выше нас и всегда — окрест Бога[7]. Они — неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, — не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу[8]. Они созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею. Будучи выше нас, как бестелесные и свободные от всякой телесной страсти, они, однако, не бесстрастны, ибо бесстрастно одно только Божество. Принимают образ, какой бы ни повелел Господь Бог, и в этом образе являются людям, и открывают им божественные тайны. Они живут на небесах, и одно у них занятие — песнословить Бога и служить Его божественной воле. Как говорит святейший, священнейший и великий в богословии Дионисий Ареопагит, все богословие, т. е. божественное Писание, именует девять небесных сущностей. Божественный священнотайник разделяет их на три тройственных класса: первый, как он говорит, всегда окрест Бога и, как предано ему, находится в ближайшем и непосредственном единении с Богом — это класс шестикрылых Серафимов и многоочитых Херувимов, и святейших Престолов. Второй класс содержит в себе Господства, Силы и Власти, а третий и последний — Начала, Архангелов и Ангелов. Некоторые, конечно, говорят, что они получили бытие прежде всякой твари — подобно тому, как говорит Григорий Богослов: «прежде всего Бог вымышляет ангельские и небесные силы, и мысль эта стала делом». Другие же говорят, что они произошли после сотворения первого неба. Все же согласны, что они сотворены прежде создания человека. Я же соглашаюсь с Богословом: ибо надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после уже из той и другой сущности человека. Те же, которые называют Ангелов творцами какой бы то ни было сущности, суть уста отца их — дьявола. Ибо, как твари, Ангелы не суть создатели. Творец же всего, Промыслитель и Содержитель есть Бог, один только несозданный, воспеваемый и прославляемый во Отце и Сыне и Святом Духе[9]. Глава IV О дьяволе и демонах. Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина[10] и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла. Но он не вынес света и чести, которую ему даровал Творец, но по самовластному произволению обратился от того, что согласно с природой, к тому, что противоестественно, и возгордился против Творца своего — Бога, восхотев восстать против Него, и первый, отступив от блага, впал в зло. Ибо зло не есть что-либо иное, как лишение добра, подобно тому, как и тьма есть лишение света, ибо благо есть духовный свет; равным образом и зло есть духовная тьма. Итак, будучи создан от Творца светом и быв благим, — ибо виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело (Быт. 1, 31), — он по свободной воле сделался тьмою. Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми, по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу[11]. Поэтому они не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, если не получают позволения от Бога в целях домостроительства, как случилось с Иовом и как написано в Евангелии о свиньях [гадаринских]. При Божием попущении они сильны, принимают и переменяют, какой хотят, образ, сообразно со своим воображением. Ни Ангелы Божии, ни демоны не знают таким образом будущего, однако предсказывают: Ангелы — когда Бог открывает им и повелевает предсказывать; почему и сбывается то, что они говорят. Предсказывают же и демоны — иногда прозревая в отдаленные события, а иногда только догадываясь, почему они часто и лгут. Не должно им верить, хотя они, как мы сказали, много раз говорят и правду. Кроме того, они знают и Писание. Итак, все пороки вымышлены ими, а также и нечистые страсти; и хотя им позволено искушать человека, но они не могут никого принудить; так как от нас зависит — выдержать или не выдержать их нападение; поэтому дьяволу, демонам его и последователям его уготован огонь неугасимый и вечное мучение. Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти[12]. http://www.vehi.net/damaskin/

Ardalyon: Александр г.Самара - первое что я сделал, перед тем, как написать то, что я написал - это посмотрел "Точное изложение Православной веры". И - как видно из приведенной Вами цитаты - ни на один из заданных мною вопросов ответа там не обрел... Я ни в коем разе не хочу ничего ниспровергать, спорить и т.д. Вопрос состоит в том - где источник учения об ангелах-хранителях, ангелах у престолов храмов в том виде, в каком мы его видим сейчас. Зачем этот вопрос - вот, задумался нет ли в моих личных представлениях чего либо фольклорного и лишнего, не имеющего места быть в реальности

о. Андрей: Ardalyon пишет: где источник учения об ангелах-хранителях Для защиты паствы Божией Господь не только поставил епископов, но и определил Ангелов. Святитель Амвросий Медиоланский (113, 130). Бог посылает Своих Ангелов для охранения и для помощи тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей. Святитель Амвросий Медиоланский (113, 131). Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им... В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы Хранители у всякого, кто верует в Него. Преподобный Анастасий Синаит (113, 131). Прежде Ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда и это известно? Слушай, что говорит Христос: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф. 18, 10). Знай же, что каждый из верных имеет Ангела. Да и каждый из древних праведников имел Ангела, как говорит Иаков: "Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих" (Быт. 48, 16). Святитель Иоанн Златоуст (113,131). Если имеешь в душе дела, достойные Ангельского хранения, и ум твой обогащен познанием истины, за добродетели Бог неизбежно приставит к тебе стражей и хранителей и оградит тебя Ангелами. Смотри же, какова природа Ангелов! Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. Итак, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитой (4, 254). К каждому из верных приставлен Ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного... Что с каждым из верных есть Ангел, который как воспитатель и пастырь управляет его жизнью, против этого никто не будет спорить, помня слова Господа: "не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф. 18, 10). И псалмопевец говорит: "Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его" (Пс. 33, 8). Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами плохими делами. Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни, Ангела, отдаляет прискорбный и смердящий грех... Поскольку святого Ангела, ополчающегося вокруг боящихся Господа, имеет каждый из нас, то грехи могут стать причиной бедствия: нас перестанет закрывать стена, то есть святые силы, которые делают людей непобедимыми, пока пребывают с ними (113, 131). Всякая душа, оставшаяся (за коснение во зле) без защиты Ангела хранителя, предается на разграбление врагам и на попрание. Святитель Василий Великий (5, 163).

о. Андрей: Ardalyon пишет: об ангелах у престолов храмов Взывает Он и к ангелам-покровителям (ибо я уверен, что особенный ангел покровительствует каждой Церкви, как учит меня Иоанн в Откровении). Святитель Григорий Богослов (Слово 42). Авва Леонтий, настоятель киновии святого отца нашего Феодосия, рассказал нам: "Однажды в воскресенье я пришел в церковь для приобщения Святых Таин. Войдя в храм, я увидел Ангела, стоящего по правую сторону престола. Пораженный ужасом, я удалился в свою келлию. И был глас ко мне: "С тех пор, как освящен этот престол, мне заповедано находиться при нем". Прп. Иоанн Мосх (75, 9).

Прасковья: Благодарю, Вас Ardalyon, за такую прекрасную тему. Благодарю всех кто Вам ответил, одно удовольствие такое читать.

Прасковья: Благодарю, Вас Ardalyon, за такую прекрасную тему. Благодарю всех кто Вам ответил, одно удовольствие такое читать.

Ирина: Прасковья, что-то Вы двоитесь последнее время А тема действительно интересная. Мне понравилась фраза Ardalyonа: Ardalyon пишет: вот, задумался нет ли в моих личных представлениях чего либо фольклорного и лишнего, не имеющего места быть в реальности И правда, столько бывает представлений, а откуда они, порой уже и не знаешь.

Виктор К: Ardalyon пишет: Вот такой глупый вопрос: зря ты так... я вот тоже задумался Ardalyon пишет: где источник учения об ангелах-хранителях, ангелах у престолов храмов в том виде, в каком мы его видим сейчас. Зачем этот вопрос - вот, задумался нет ли в моих личных представлениях чего либо фольклорного и лишнего, не имеющего места быть в реальности

Прасковья: Ирина, Вы меня удивили, в чем я двоюсь?

о. Андрей: Прасковья пишет: в чем я двоюсь? Одинаковые Ваши сообщение по два раза подряд публикуются

Прасковья: Я тоже на это обратила внимание, не всегда получается удалить сразу, но я стараюсь. )))

Ирина: Прасковья пишет: Ирина, Вы меня удивили, в чем я двоюсь? Отец Андрей меня опередил: о. Андрей пишет: Ваши сообщение по два раза подряд публикуются Ну да ничего, Ваши сообщения можно и по 2 раза читать с удовольствием

Прасковья: Ирина, спаси Христос! Продублируется интересно это сообщение или нет.)))

Георгий, Львов: Прасковья пишет: Продублируется интересно это сообщение или нет.))) Наверное, после нажатия "отправить" долго загружается, вот, Параскевия и нажимает ещё раз, оно и дублируется.

Прасковья: У меня просто много случаев когда сообщение вообще не отправляется, и по 20 раз и больше жала, а бывает вот как теперь, просите.



полная версия страницы