Форум » Вопросы-ответы » ещё раз о Благодатном Огне » Ответить

ещё раз о Благодатном Огне

Виктор К: интересная ссылка: http://imm-project.narod.ru/SP/HF/index.html

Ответов - 33

Сергей Маркин: Вот это понравилось: Кстати, во время дарки между армянским священником и греческим патриархом внутри Кувуклия были погашены свечи у армянина и ему пришлось зажечь их зажигалкой (*_*). Так что слухи о том, буд-то армяне не смогут самостоятельно получить огонь, лишены основания.

Алексий: Наряду с разоблачениями исходящими из мусульманской, протестанской и атеистической среды есть (и весьма много) и целый ряд положительных свидетельств о Благодатном Огне. Без Соборного определения нам не обойтись.

о. Андрей: Алексий пишет: Наряду с разоблачениями исходящими из мусульманской, протестанской и атеистической среды есть (и весьма много) и целый ряд положительных свидетельств о Благодатном Огне. В Книге о вере сказано, что Иерусалиский огонь чудесен и является зримым доказательством истинности Православной веры. Книга о вере была издана в Москве при патриархе Иосифе. Алексий пишет: Без Соборного определения нам не обойтись. А оному должно предшествовать объективное исследование вопроса.


Прасковья: Смотрела по телевизору передачу, там был рассказ о том, что какому то человеку со свечами не возможно было дотянуться, пробраться к уже заженым свечам, что бы зажеч свои, так у него свечи сами вспыхнули и этому были все очевидцы.

Алексий: о. Андрей пишет: В Книге о вере сказано, что Иерусалиский огонь чудесен и является зримым доказательством истинности Православной веры. Книга о вере была издана в Москве при патриархе Иосифе. В том числе и это свидетельство, и множество более древних (до 10 в.) свидетельств о схождении Благодатного Огня на Гроб Господень. И вообще, во время Божественной Литургии, такое Схождение возможно в каждом православном храме. о. Андрей пишет: А оному должно предшествовать объективное исследование вопроса. Конечно! Собор вынесет свое суждение на как можно большем количестве свидетельст и мнений древней Церкви по данному вопросу. Надо готовить историческую и святоотеческую "справку".

о. Андрей: Алексий пишет: В том числе и это свидетельство, и множество более древних (до 10 в.) свидетельств Это свидетельство самое важное, ибо по времени буквально предшествует расколу. Если тогда была правда, то когда начался обман? Почему начался обман, почему не стал сходить огонь? И т.д.

Виктор К: Алексий о. Андрей я привёл эту ссылку для обсуждения вопроса о данном факте - схождении/несхождении Благодатного Огня. Дело в том, что по словам самих участников этого действа - то что совершается каждый год в Кувуклии есть "воспоминание", но не есть само непосредственное Чудо Схождения. Со слов самого главного участника - Иерусалимского Патриарха - он возжигает свечи от лампады заранее приготовленной и спрятанной за камнем. При этом по его словам - данное обстоятельство не умаляет святости огня - так как возжигается он в самом Гробе Господнем В Великую Субботу. предложу Вам ещё ссылочку: http://agapedialog.com/index.php?showforum=132

Виктор К: к стати сказать на приведённом выше форуме представители ААЦ очень рьяно отвергают отношение к данному событию как к некоему ЧУДУ. на этом форуме есть много свидетельств как о сошествиях такого Огня, так и о фантастических измышлениях порождающих в среде православных огнепоклонство. Я полагаю, что всем будет интересно ознакомиться и с этим материалом по данному вопросу: http://agapedialog.com/index.php?showtopic=232 при этом, как правильно было замечено: отрицать возможность Чуда - Чудесного Схождения Благодатного Огня - нельзя, но нельзя и называть Чудом то, где Чуда нет!

Виктор К: Алексий о. Андрей есть интересные материалы в том числе и Порфирия Успенского - доклад о так называемом Благодатном Огне.

о. Андрей: Однако единственным полноценным методом установления истины в этом спорном вопросе может быть лишь непосредственное присутствие в кувуклии на Пасхальной службе достойного доверия человека

maxtalmann: Moja znakomaja,kotoroy ja verju,byla sama svidetelem kak u odnogo pozilogo monaha zazglas svecha sama.Oni vo vremja shozdenija Ognja nahodilis vdaleke ot Kuvuklii,na vozvyshenii,otdelennye ot Kuvuklii narodom.Eto bylo okolo 10-15 let nazad.

о. Андрей: Виктор К пишет: есть интересные материалы в том числе и Порфирия Успенского - доклад о так называемом Благодатном Огне. Ну, это ведь все косвенные свидетельства. Впрочем как и "за".

Виктор К: о. Андрей свидетельства армянского епископа не косвенные - он является участником этого действа, другим участником является Вселенский патриарх - он как раз и говорит - я возжигаю свечи от лампады

Виктор К: Миф о том, мол Гроб до процессии на наличие огня проверяют израильская полиция и представитель мера Иерусалима, которые после ставят печати на воске. И о том, мол сопровождающие процессии кавасы являются турками. Такой проверки нету. Проверяют только наличие людей в Гробе и эта проверка приходится на долю армянского и греческого драгоманов, которые руководят церемониями в храме. В этом ролике http://www.youtube.com/watch?v=fJ4BVKyRux0 Можно увидеть как проверяют Гроб, т.е. на первых секундах от туда выходят два драгомана по статус-кво (они должны проверить наличие людей), но в этот раз из-за конфликта между ААЦ и ГПЦ входит и представитель из отдела по христианским вопросам МВД Израиля. После их выхода двери опечатывают воском и свои печати ставят двое из арабской мусульманской семьи хранителей ключей от храма Гроба Господня. Отмечу, что они утром этот ключ приносят и дают нашему Патриарху, после ключ приносят армяне и двери открывают и все верующие входят (видео будет позже). Через некоторое время приносят Лампаду. До этого двери Гроба открывают, и грек вносит лампаду в Гроб и двери за ним закрываются. Он выходит через 1 минуту и 10 секунд. Заметим, что и его никто не проверяет на наличие зажигалки или спичек! Приведу отрывок из календаря служб в Храме Гроба Господня 11:00 am Ceremony of the Sealing of the Tomb. Церемония запечатывания Гроба. 12:20 p.m. The Guardian of the Holy Sepulchre transfers the LAMP from the room of Unction’s area to the Holy Edicule vie the southern part of Rotunda accompanied by the Chief Dragoman Kawasses. Хранитель Святого Гроба переносит ЛАМПУ из комнаты Unction’s (?) в Святой Предел Ангела через южную часть Ротонды, сопровождаемый Старшим Драгоманом Кавассов. Отмечу и то, что если захотят спрятать спички или зажигалку, то найти ее будет невозможно, если не искать более «серьезно», а проверка занимает 2-3 минуты. На счет кавасов, мол все они турки, тоже ложь. Просто не могу привести доказательств, остается снять с ними интервью. Скажу одно, что кавасы у нас, у греков и католиков – арабы. У коптов, сирийцев и эфиопов – свои. 3. Миф о том, что Лампада, которую вносят в Гроб, одна и она не горит до входа армянина и грека. В 2006г. когда открывал тему о Благодатном огне, то написал, что грек вносит уже «зажженную лампаду» и говорил об одной. Ибо когда входят во внутрь наши архимандриты говорили, что лампады уже зажжены. Поэтому я сделал вывод, что вносят зажженную. Но все в этом году после того, как армянин и грек вышли с огнем, и после того как Лампаду официально внесенную вынесли, я вошел и заснял на видео лампаду которая стояла на Гробе. Эту лампаду во время нашего Крестного Хода греки выносят незамеченно и быстро. Остается предполагать, что Лампаду зажигает тот который и вносит ее, ибо по свидетельству нашего драгомана, который проверяет Гроб на наличие людей, там полнейший мрак... А это ролик: http://www.youtube.com/watch?v=WhPVxWLcDGU 4. Миф о том, что грека и армянина до входа в Гроб досконально проверяют израильская полиция и турки (кавасы). На этом видео можно увидеть, что армянина и грека никто не проверяет на наличие спичек или зажигалки, и что они оба входят во внутрь по статус-кво... http://www.youtube.com/watch?v=forn7WvfjeQ 5.Мифы о том, что армянин не входит в Гроб, а остается в пределе Ангела и ждет выхода грека. Это тоже миф и очередная ЛОЖЬ! Есть статус-кво, которое и нарушали греки на протяжении 5 лет. Из-за чего мы с ними судились. В этом году вопрос решился, за что и слава Богу. На этот счет у нас есть много доказательств. Вот положение из Статус-Кво: THE STATUS QUO IN THE HOLY PLACES L.G.A. Cust Jerusalem 1980 p.69 "The Patriarch now disrobes, and his mitre and vestments are carried by the attendant clergy to the Altar in the Orthodox Chapel. The door is then opened and the Patriarch enters the Tomb (где сам камень Гроба), accompanied by the Armenian Bishop....(здесь говорится и о коптах с сирийцами, поэтому этот отрывок опустил) The Holy Fire is then passed out by the Patriarch and the Armenian representative to their congregations by the holes on each side of the Edicule (предел ангела)" «Сначала Патриарх раздевается, затем сопровождающее его духовенство несет его митру и одеяния к Алтарю в Ортодоксальной часовне. Дверь уже открыта и Патриарх входит в Гроб (Tomb) в сопровождении армянского Епископа... Далее Патриарх и армянский представитель раздают Святой Огонь через отверстия из специально отведенных каждому места Предела Ангела (Edicule )» Об этом написано и в календаре.

Виктор К: приведённое выше взято от сюда - http://agapedialog.com/index.php?showtopic=232

Виктор К: крайне уместны слова: Здесь хочется вновь вспомнить слова Св. Златоуста: «Итак, будем упражняться в добродетели, она составляет великое богатство и великое чудо», «Знамения увлекали более грубых, а более разумных - пророчества и учение. Потому те, которые были пленены учением, были тверже привлеченных знамениями».

о. Андрей: И когда же начался обман?

Виктор К: о. Андрей вот отче я это и хочу выяснить у армян, а за одно хочу попытать их относительно перстосложения - армянская церковь то по древнее нашей будет она уже до 4 - Халкидонского Собора была...

Виктор К: к стати сказать армян нельзя обвинять в обмане - своим христианам они всегда говорили - как есть при этом у них есть своё предание о моментах Схождения Благодатного Огня. Ложь, которая так широко рекламируется ныне в РПЦ - это скорее благодаря грекам, которые скрывали суть действа, а армян по понятным причинам русские не слушали...

Виктор К: о. Андрей да отче интересный факт - армяне называют этот Огонь - "Святой Свет" - http://ecclesiopedia.com/index.php?title=%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82

Виктор К: Диодор I, Иерусалимский Патриарх (фильм о Благодатном Огне): "Благодатный огонь - вопрос, который задает себе каждый православный христианин. Схождение благодатного огня является одним из великих событий, которые происходят в Иерусалимском Патриархате, на Гробе Господнем. Какие чувства я могу испытывать, кроме тех святейших чувств, которые одни лишь могут наполнять душу, когда находишься внутри Гроба Господня, принимаешь благодатный огонь и передаешь его всем людям. Вскоре его тотчас самолетом отправляют и в Грецию, и на Кипр, и в Европу, а в последнее время также и в Россию. Какие чувства могу я испытывать, кроме чувств благодарности Богу, за то что Он не оставил нас, и что он всегда с православием и с православными. Излишне говорить о чувствах народа, поскольку они явны, каждый может видеть их, и спросить у людей, какие кто имеет чувства. Многие видели благодатный огонь, очень многие видят благодатный огонь во время его схождения. Гроб Господень - это свет, потому что там была погребена жизнь, Начальник жизни. Поэтому явления святого света не должны нам казаться странными, так как животворящий Гроб Господень является светом мира, ибо он принял свет жизни." а вот что армяне рассказывают об этом патриархе-свидетеле: этот ныне усопший Патриарх последние годы был тяжело болен его вводили в кувуклию на кресле... с ним входил наш о. Размик - несколько лет... Патриарх по причине болезни не мог входить во внутрь, чтобы зажечь свечи, наш зажигал свои и свечи греков и передавал ему и из греческого окна... помогал ему встать.... за это грек ему дарил наперстные кресты... Однажды когда рассказали о. Размику, мол Диодор говорил что огонь сходит с Небес по его молитве, то о. Размик рассердился и сказал что тот лжет, и рассказал все как было...

Виктор К: http://agapedialog.com/index.php?showtopic=1424 Регламент церемонии Благодатного Огня

Виктор К: а вот отче интервью того, кто с армянской стороны участвует в этом действе: http://agapedialog.com/index.php?showtopic=1374

Алексий: Владыко Иаков очень осторожно относится к сему действу. То что сейчас творится в Иерусалиме накануне Святой Пасхи, трудно связать с православной, а тем более древлеправославной традицией. Но это сейчас. Почитание множества христианских святынь сейчас, по Воле Божьей, угасло. Другие, свято чтимые места и реликвии, до безобразия опрофанировались. Но это не значит, что сии святыни и события не надо почитать древлеправославным христианам. То что почиталось в древней церкви нашими отцами, достойно почитания и в наши дни. Это Предание Церковное.

Виктор К: Алексий пишет: То что почиталось в древней церкви нашими отцами, достойно почитания и в наши дни. Это Предание Церковное. Согласен, но вот я и хотел бы выяснить - ЧТО ИМЕННО ПОЧИТАЛОСЬ - Непосредственное СХОЖДЕНИЕ И ОГОНЬ или же как сейчас некое воспоминание, некоего события. Вот к примеру армяне говорят что воспоминается Святой Свет воссиявший от Гроба Господня в момент Славного Его Воскресения. ИМЕННО - СВЕТ, но никак не огонь. Вот все эти вопросы я и хочу выяснить в том числе и с помощью армян, как непосредственных участников этого события.

о. Андрей: Необходимо проанализировать два исторических момента: схождение огня в предвратную колонну и случай с арабами-барабанщиками. Вера ведь в чудесность Иеросалимского огня была присуща и древним христианам, и она поддерживалась греками, поэтому, если все это всегда было не более чем чин возжжения, то получается, греки откровенно врали в глаза всему миру. Но ведь на Иеросалимской кафедре за эти годы было много и святых предстоятелей. Эти моменты необходимо тщательным образом рассмотреть.

Виктор К: о. Андрей пишет: Необходимо проанализировать два исторических момента: схождение огня в предвратную колонну я как раз об этом и говорил с армянами - они утверждают - что это ложь и миф выдуманный греками. вот версия армян: О Колонне Пред тем как войти в храм Гроба Господня, группе русских паломников (и всем православным), показав колонну, рассказывают миф о том, как «монофизиты» армяне прогнали из храма всех православных и закрыли двери, но Бог в доказательство того, что армяне еретики, а истина только вера православная, огонь дает не армянам, а именно православным через колонну. Последствия этого рассказа уже чувствуется в самом храме... Даже в простых разговорах можно «получить в лицо» историю с колонной... На счет того, что армяне не монофизиты, было уже много сказано мною на форумах, поэтому не буду останавливаться на этом вопросе. Нас более интересуют мифы о колонне, и попробую показать их не соответствие друг с другом, и призвать читателей, беспристрастно рассмотрев существующие версии, сделать свои собственные выводы. Армянская версия впервые была озвучена в «Путевых заметках» представителя армянской интеллигенции города Львова в XVII в. Симеона дпир Лехаци. Время написания — 1619—1635 гг. «Сказали, что когда-то остались такие нищие богомольцы снаружи, не впустили их за входную плату, мол, давайте полностью, и так остались они лишенными [света]. Но когда появился свет, он сперва устремился для нищих наружу и сжег верхушки мраморных колонн по обе стороны двери. Многие видели это и воздали славу Богу. До сих пор видны места, охваченные огнем. Сообщили об этом хондкару, и он, пораженный, послал в Иерусалим указ и грамоту с налатлама о том, что, если нищие не будут иметь [денег] и поклянутся, что не имеют, впустить их внутрь, чтобы они не лишились света. И мы также своими глазами видели обожженные и почерневшие колонны». В армянской версии мы видим, что Господь смиловался над нищими и чудесным образом «освободил» их от платы. Но рассмотрим и православные версии, которые можно найти на сайте http://holyfire.org/ Итак, первая и ранняя, чем другие версия впервые встречается у Иоанна Лукьянова, Московского Священника, старообрядца, путешествовавшего по Святой Земле в царствование Петра I, в 1710 и 1711гг. «Мы же про тот столп у Греков спрашивали, так они нам сказали, над тем столпом бысть знамение великое: 24 рока (года) тому уже де прошло, пришед де армяне к паше да и говорят так: "Греческая де вера неправая, огнь де сходит не по их вере, а по нашей, возьми де у нас сто червонных, да чтоб де нам службу несть в Великую Субботу, а Грек де вышли вон из церкви, чтоб де они тут не были, а то скажут, по нашей де вере огнь с небеси сходит". Турчин облакомился на гроши и обольстися на большую дачу, да Грек (и) выслал вон из церкви. Потом Турчин отпер церковь и пустил Армян в день Великия Субботы: а митрополит Греческий со христианы стоял у столпа, у места Царицы Елены, где она жидов судила, а то место вне церкви великия, и митрополит стоя у того столпа и плакал и Богу молился: а Армяне в великой церкви в те поры по своей проклятой вере кудосили и со кресты около придела Гроба Господня ходили и кричали: "Кирие Элейсон!" и ничто же бысть. И будет как час одиннадцатый и сниде огнь с небеси на придел Гроба Господня и поигра, яко солнце в воде блистая - пойде к вратам великия церкви, а не в приделе Гроба Господня, и тамо не во врата и пойде, но в целое место сквозь стену и в столп каменный, и разседеся столп и выде огнь из церкви пред всем народом, а столп треснул, что гром с великим шумом загремел.» (Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887 г.) Обратите внимание на дату этого происшествия – 24 рока (года назад), т.е. 1710 - 24 = 1686 год. Но по армянской версии мы увидели, что всё это произошло не позднее 1613-1635 годов. А самое главное на отношение к армянской вере, которую священник называет проклятой... Далее православная версия модифицируется. Иеромонах Мелетий, путешествовавший в Иерусалим в 1793 и 1794 годах пишет, что случай произошел, где то в конце 16-го века во времена Султана Мурата Правдивого, как и священник Иоанн (1710), говорит о неком мученике туже историю. «И когда Турчин увидел такое чудо, (а в те поры турчин сидел у великой церкви у великих врат), кой дань собирает с Турка, закричал величайшим гласом: "Велик Бог христианский!" Тогда ухватили его, стали мучить и по многом мучении, видя его непокоряшагося, потом склаша великий огнь противу того столпа, где кандило с маслом загорелося, а тут его спалиша». (1710г). «В то время один Эмир от предстоявших тут военнослужителей (турецких) ...Камни, на которых сей новый исповедник и мученик Христов был сожжен, доныне знаки огня на себе показывают. Части же неизвестно какия, кусочками от сожжения оставшиеся сохраняются в Воскресенском храме в монастыре Введения Пресвятыя Богородицы, как выше о сем сказано». (1793г.) Иное говорит уже Инок Парфений, путешествующий в 1841-46 гг., не указывая на время случившегося и совсем по другому описывая кончину некого турка. «Во едино время, когда греки были до конца отягчены турецким игом, богатые армяне вздумали покуситься на то.... А сам прыгнул вниз к христианам, с вышины более 15 аршин, и ноги его ступили на твердый мрамор, как на мягкий воск, и доднесь видны два следа его, изображены, как на воску... За сие турки отсекли ему голову, а тело его сожгли; кости же его греки собрали, положили в раку и поставили в женском монастыре Великой панагии, где и доднесь источают благоухание» (1841-46гг.) Но здесь удивляет и еще один миф о. Митрофана, которому рассказал о. Анатолий в 1925г. в Иерусалиме. «Когда в 1517 году по Р.Х арабы захватили Иерусалим, армяне решили, что им представился подходящий момент для выполнения давно задуманного ими плана... Между тем вблизи от Храма Воскресения находился высокий минарет, на который взобрался арабский эмир, чтобы понаблюдать сверху самому за тем, что будет происходить около Храма... Когда он произнес эти слова исповедания веры, он спрыгнул с минарета вниз на землю и упал во двор Храма.... Они его схватили и отрубили ему голову за предательство исламской веры. Магометане не желали иметь у себя предателя их веры. Христиане же, наоборот, с большой любовью взяли тело сего мученика, крестившегося в собственной крови, и погребли его, как верное чадо Православия и как исповедника веры Христовой. Честные мощи его и по сей день, хранятся в монастыре Великая Панагия...» (Архимандрит Савва Ахиллеос. Я видел Благодатный Огонь. Афины, 2002). Интересно то, что у о. Анатолия так же не совпадает дата, другая кончина мусульманина - не турка воина, как приводилось в других версиях, но арабского эмира... Уважаемые форумчане оставлю Вам делать выводы этой истории с колонной (можно найти еще и несколько расхождений), отмечу, что эти версии приводятся на одном и том же сайте: http://holyfire.org/

Виктор К: НУ А ВОТ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ И ПРАВДИВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА НАШИХ ОТЦОВ И ИСТОРИКОВ: Святой Григорий Нисский (+394). Во втором слове о Воскресении пишет об апостоле Петре (I в.) видевшем Святой Свет. Св. Григорий Нисский. Словов второе о Воскресении. IV в. В трудах церковного историка Евсевия (IV век) описывается, как при патриархе Наркиссе (II век) не хватало масла в лампаде на Пасху. В нее налили воды из Силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела все время пасхальной службы. См. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.]. Книга 6. Глава 9. 1-3. Сильвия Аквитанская, 385 г. Сочинение "Паломничество Сильвии" - открыто в библиотеке Аббатства Россано (Калабрия, Италия). Феодосии Великий (+395), посетивший, по преданию, тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой. "Это чудо удивило патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосии". Епископ Порфирий (Успенский). Книга бытия моего, Ч. 3. СПб., 1896,с. 299-300. Преподобный Иоанн Дамаскин (780) в своих церковных песнопениях, нередко упоминает о свете, чудесно блиставшем на Святом Гробе. Так, например: "Скорый Петр предста ко Гробу и, свет зря во гробе, ужасашеся" См. Октоих, воскресный седален, глас 8 и др. В книге известного арабского юриста Ахмеда ибн аль-Касса (умер в 936 году) "Признаки киблы" говорится следующее: "В день Великой Субботы люди выходят из места гроба к скале, вокруг которой хоры; (с них) они смотрят на место гроба, все молятся и преклоняются пред Богом всевышним со времени ранней молитвы до захода солнца. Присутствует эмир и имам мечети. Правитель запирает дверь к гробу и садится у нее. Они все так остаются, пока не увидят свет, похожий на белый огонь, выходящий из внутренностей гроба. Правитель открывает тогда дверь гроба и входит туда. В руках его свеча, которую он зажигает от этого огня, а затем выносит. ... Он отдает ее имаму, тот несет эту свечу и зажигает лампады мечети. ... Донесение об этом пишут правителю, сообщая, что огонь спустился в такое время такого-то дня. Когда он сошел во время утренней молитвы, это служит у них приметой, что год не будет плодороден, но и не засушлив; если же сошел во время полдня, это указывает на год неурожайный" Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХIII веков // Христианский Восток. СПб., 1915, Т. 111. Вып. 3. С. 231-232. Митрополит Кесарии Каппадокийской Арефа, в послании к эмиру Дамасскому (начало Х века) пишет: "Эмир Иерусалима стоит около Святого Гроба при запечатанном им же самим входе, а христиане стоят вне храма Святого Воскресения и восклицают Господи помилуй. Тогда внезапно является молния и кандила возжигаются; от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь." Пападопуло-Керамевс А. И. Предисловие. - Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о святом огне, писанное в 947 г. СПб., 1894, с. I. (Православный Палестинский сборник. Т. 13. Вып. 2)., с. II. Арабский историк Масуди (ум. 957), совершивший путешествие в Палестину, упоминает о Благодатном Огне в двух своих трудах (926 г.): "Пятого числа тишрана первого праздник церкви Воскресения в Иерусалиме. В этот праздник собираются христиане со всей земли, у них сходит огонь с неба и зажигаются от него свечи. Собирается также много мусульман посмотреть на этот праздник. <...> С этим огнем связана тонкая хитрость и великая тайна". ""И построила Елена в Aelia церковь, известную теперь под именен Воскресенья. В ней появляется огонь в день великой субботы, на утро после которой бывает Пасха". Крачковский И. Ю. "Благодатный огонь" по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915. с. 223-224 Константинопольский клирик Никита, 947 г.. Из подробного повествования клирика Никиты следует, что в 947 году некий эмир (из эмиров Багдада) хотел запретить совершение богослужения Великой Субботы в церкви Воскресения, так как ежегодное возжжение благодатного огня способствовало не только сохранению, но и распространению христианской веры в период мусульманского господства. Иерусалимский архиепископ Христодул был приведен в Преторию, где багдадский эмир сообщил ему: "Не позволено тебе, архиепископ, сегодня совершать праздник. ... Ведь ты, делая это пресловутое чудо волшебным художеством, наполнил всю Сирию верою христианскою и, испровергая наши нравы, едва не обратил (эту землю) в Романию (византийскую территорию)". Во время проходивших в Претории переговоров эмира и иерусалимского архиепископа чудесно зажглись две лампады на одном почитаемом месте около церкви Воскресения ("где, говорят, было омыто честное Тело Господа и Бога нашего по снятии со Креста"). Получив известие об этом событии, все участники переговоров, православные и мусульмане, сразу же отправились из Претории к церкви Воскресения. Придя ко Гробу Господню, архиепископ Христодул и "поганые агаряне" заперли Божественный Гроб, после чего архиерей начал моление. В это время эмир находился наверху (в катехуменах) и, держа в руках сверкающий ятаган, наблюдал за происходящим в храме. Наконец, около 6 часов дня архиепископ увидел "Божественное светоявление". Пентковский М. Историко-литургический анализ повествования игумена Даниила "О свете Небесном, како сходит ко Гробу Господню. - Богословские труды. Вып. 35. К 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847-1997). М., 1999, с. 150. Пападопуло-Керамевс А. И. Рассказ Никиты, клирика царского. Послание к императору Константину VII Порфирородному о Святом огне, писанное в 947 году. // Православный Палестинский Сборник. Том III, вып. 2, СПб., 1894. С. 18-23. Мусульманин ал-Фарагн ибн Салих Багдад, около X в. на него ссылается в своем свидетельстве ал-Бируни Папа Урбан II. Письменно засвидетельствована произнесенная им в 1095 г. речь в г. Клермоне перед собравшимися на крестовый поход: "Поистине в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребен. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены над гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются." Baldricus, in Gesta Dei per Francos. p. 87. Летописец римской церкви Бароний, (XI в.) пишет: "Западные Христиане по взятии Иерусалима от Сарацин, видели чудо, когда в Великую Субботу у Гроба Господня свещи сами зажигаются." Бароний, (летописи) лист 1304 на обороте. Фульк (Фульхерий) Шартрский капелан Иерусалимского короля Балдуина 1101 г. пишет о том как Благодатный Огонь сошел лишь после того, как латинское духовенство удалилось из храма. Авдуловский Ф.М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в день Великой Субботы в Иерусалиме. М., 1887. С. 92-93. Летописец католической церкви (XII век) пишет: "Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…" Стивен Рансимен. Восточная схизма. М., Наука, 1998, с.69-70. Готьер Винисоуф (Gautier Vinisauf), английский летописец в своем труде написанном в 1192 году упоминает следующую историю. "В 1187 г. сарацины под предводительством султана Салаха ад-Дина захватили Иерусалим. В этот год султан пожелал присутствовать на праздновании, хотя и не был христианином. Готьер Винисоуф рассказывает нам что случилось: "Когда он прибыл, небесный огонь загорелся внезапно и его помощники были глубоко поражены. Христиане проявили радость восславляя величие Господа, сарацины же, напротив, говорили что огонь, который как они только что увидели снизошел, был зажжен жульническими средствами. Салах ад-Дин, желая на виду у всех произвести разоблачение, приказал, чтобы лампа в которой загорелся огонь ниспосланный с небес, была потушена, но (после этого) лампа сразу же опять загорелась. Он приказал второй раз, третий раз затушить лампу, но она загоралась опять как будто сама. Вслед за тем, пораженный султан во всеуслышанье восклицал пророчески: "Да, скорее я умру, чем потеряю Иерусалим". Его пророчество свершилось, Салах ад-Дин умер на следующий Великий Пост.Hvidt N.C. Miracles - Encounters Between Heaven And Earth, Gyldendal. Pp. 203-229.

Виктор К: НО ВОТ ЧТО ПРИМЕЧАТЕЛЬНО - чем древнее мы читаем источники тем более определённо говорится именно о Свете а не об Огне.

Виктор К: при этом необходимо отметить, что ранее ожидание Этого Света было таково - все и мусульмане и христиане стояли ВНЕ гроба - и ожидали схождения Света. А сейчас - двое заходят внутрь гроба - вот в чём я полагаю основной камень преткновения - зачем входить если по древним свидетельствам Свет облистал Гроб Господень тогда, когда все стояли снаружи???

Георгий, Львов: о. Андрей пишет: Однако единственным полноценным методом установления истины в этом спорном вопросе может быть лишь непосредственное присутствие в кувуклии на Пасхальной службе достойного доверия человека ... например... Михаил Пореченков с его "Запретной зоной".

о. Андрей: Например, Георгий Шевченко А Пореченкову я как-то не доверяю...

Георгий, Львов: о. Андрей пишет: Например, Георгий Шевченко А Пореченкову я как-то не доверяю... Такой аппаратуры--- йок!



полная версия страницы