Форум » Вопросы-ответы » Ликвидация безграмотности » Ответить

Ликвидация безграмотности

Катерина: Иногда возникают вопросы, по своей сути незначительные и создавать под них целые темы не хочется. Поэтому я дерзнула создать тему, в которой можно было бы получить на них ответ скопом. Например возникает вопрос "откуда взялось мнение что собаку держать в доме грешно - ангел на метр отлетает от дома, верно ли оное?", вопрос задаешь и кто-нибудь осведомленный на него отвечает. У меня такой вопрос: недавно общалась с женщиной, которая мне сказала, что мать семейства не должна работать, а должна сидеть дома, и что работать может только вдовица, которая вынуждена детей прокормить. Я сначала подумала что из Домостроя цитата, пробежала сие творение и вроде такого там нет, может плохо смотрела. Просветите на этот счет, пожалуйста. И про собаку тоже Спаси Христос!

Ответов - 19

о.Евгений: Идея этой рубрики как раз и заключается, в том, что бы разрешать различного рода вопросы. Я планирую на основании работы форума, сделать выборку вопрос ответ. Ведь каждый наверно заметил, что люди из внешних приходящие к нам, задают очень часто одни и те же вопросы.

о. Андрей: Катерина пишет: Например возникает вопрос "откуда взялось мнение что собаку держать в доме грешно - ангел на метр отлетает от дома, верно ли оное?" Все это басни, происхождения они явно не библейского. Такого негатива к собакам не было даже у ветхозаветных иудеев. В книге Товит сказано о путешествии Товии: Тогда отец дал ему (Товии) расписку и сказал: найди себе человека, который сопутствовал бы тебе; я дам ему плату, пока еще жив, и ступайте за серебром. И пошел он искать человека и встретил Рафаила. Это был Ангел, но он не знал и сказал ему: можешь ли ты идти со мною в Раги Мидийские и знаешь ли эти места? Ангел отвечал: могу идти с тобою и дорогу знаю… И сказал ему отец: иди с этим человеком; живущий же на небесах Бог да благоустроит путь ваш, и Ангел Его да сопутствует вам! - И отправились оба, и собака юноши с ними (Товит 5:3-17) Таким образом, Архангел Гавриил без сякого смущения путешествовал в компании собаки. Следовательно, собака никак не может отогнать Ангела. Более того, когда Бог сотворил животных, включая собаку, то сотворил их, как Сам сказал, хорошо. Собака Божье Творение и хулящий собаку, хулит Бога, Который ее сотворил. Другое дело, что не все из того, что сотворил Бог везде применимо и уместно для человека. Так и собака, ее место на улице. Можно понять, когда слепой держит дома собаку-поводыря, но предосудительно держать собаку как развлечение или подменять заботой о животных, заботу о человеке. Писание говорит, что любить можно и нужно ТОЛЬКО Бога и человека, а животных любить грех, миловать, жалеть нужно, но не любить в высшем понимании этого слова (Прит.12:10; Прит.27:23). Собака человеку неровня, а слуга (Бытие 2:19,20). Следует заметить, что в Потребнике есть молитва, которая читается в храме, аще в него вскочит пес. Как мне кажется, появление этой молитвы связано с некоторыми местами Священного Писания, где псы упоминаются хоть и аллегорически, но в негативном смысле, например: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А ВНЕ -- ПСЫ и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откровение 22:14,15) «НЕ ВНОСИ платы блудницы и ЦЕНЫ ПСА В ДОМ ГОСПОДА БОГА твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Второзаконие 23:18) Видимо это повлияло на формирование категорического (суеверного, как мне кажется) запрета на допуск в храм собак. А уже с храма это отношение было перенесено и на христианское жилище, которое является малым храмом. Я, безусловно, против того чтобы в храм и в дом пускали собак, однако не нахожу никаких причин к тому, чтобы считать храм или дом оскверненными, если в них каким-то случаем забежит собака. Выгнать и все.

о. Андрей: Катерина пишет: мать семейства не должна работать, а должна сидеть дома, и что работать может только вдовица, которая вынуждена детей прокормить. Я сначала подумала что из Домостроя цитата, пробежала сие творение и вроде такого там нет, может плохо смотрела. Это перифраз Нового Завета: Жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1-е Тимофею 2:14,15). С точки зрения Писания, главная задача женщины заключается в рождении и воспитании в вере детей. Однако, запрета на работу, безусловно, нет, и если есть необходимость и возможность, то можно и работать, главное не в ущерб деторождению и воспитанию детей. Чтобы с ног на голову не становилось все. Естественно, что в наше время крайне сложно женщине не работать, в смысле мужчине одному сложно содержать семью. Например, у меня супруга работает учителем информатики и математики


Катерина: о. Андрей пишет: Например, у меня супруга работает учителем информатики и математики вполне женская работа, мало того что своих детей воспитываешь, так еще и чужих! среди людей, далеких от Церкви, или просто "захожан" ( да и прихожан) бытует мнение что супруга священника должна сидеть дома, в пеленках и ползунках, не работать, а только рожать рожать рожать... вот тогда она "настоящая" матушка. о.Евгений пишет: Идея этой рубрики как раз и заключается, в том, что бы разрешать различного рода вопросы. да, отче, спаси Христос. Только я как-то стесняюсь под такие мелкие, а иногда и глупые недоумения целую тему отдельно создавать...

о. Андрей: Катерина пишет: не работать, а только рожать рожать рожать... вот тогда она "настоящая" матушка. Ну можно и работать и рожать... У нас четверо - догоняйте

Катерина: о. Андрей мы над этим работаем

о. Андрей:

Eugene: Если сказать людям, что освящение храма это суеверие, то они сначала перестанут бояться пускать собак в храм, потом эти собаки уже будут по храму свободно гулять. Не давайте святыни псам (Св. Евангелие от Матфея, глава 7) А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. (Откровение Иоанна Богослова, глава 22) У тех, кто держит дома собак, явно прослеживается склонность к виду идолопоклонничества - они очеловечивают животных и даже ставят их выше человека. От этого любой ангел улетит.

о. Андрей: Eugene пишет: Если сказать людям, что освящение храма это суеверие, то они сначала перестанут бояться пускать собак в храм, потом эти собаки уже будут по храму свободно гулять. Не освящение храма суеверие, а мотивация в данном конкретном случае. И если Вы ознакомитесь с текстом молитвы, то увидите, что ее составитель просто уступил мнительности народа. А собаки по храму у православных никогда разгуливать не будут, как и другие животные, но не потому, что они "поганые", а потому, что это воспрещено церковными правилами. Животные разрушают благообразие службы своим неуправляемым поведением. Eugene пишет: Не давайте святыни псам (Св. Евангелие от Матфея, глава 7) А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. (Откровение Иоанна Богослова, глава 22) Это не о животных, а о людях, которые жизнью своей уподобились бессловесным, живут плотскими инстинктами, а не духом. Eugene пишет: У тех, кто держит дома собак, явно прослеживается склонность к виду идолопоклонничества - они очеловечивают животных и даже ставят их выше человека. А вот тут полностью соглашусь с Вами. Аминь! Аминь! Аминь!

Eugene: Слово поганый в значении грязный по отношению к собакам совершенно справедливо. И грязи действительно нечего делать ни в храме, ни в доме. Это не о животных Часто в Писании бывает двоякий смысл - и прямой, и переносный.

Jora: Eugene, а ведь есть цитаты, где о собаках говорится в положительном смысле: Так и условились. Тогда он сказал Товии: будь готов в путь, и отправляйтесь благополучно. И приготовил сын его нужное для пути. И сказал ему отец: иди с этим человеком; живущий же на небесах Бог да благоустроит путь ваш, и Ангел Его да сопутствует вам! - И отправились оба, и собака юноши с ними. 18 Анна, мать его, заплакала и сказала Товиту: зачем отпустил ты сына нашего? Не он ли был опорою рук наших, когда входил и выходил пред нами? 19 Не предпочитай серебра серебру; пусть оно будет как сор в сравнении с сыном нашим! 20 Ибо, сколько Господом определено нам жить, на это у нас довольно есть. 21 Товит сказал ей: не печалься, сестра; он придет здоровым, и глаза твои увидят его, 22 ибо ему будет сопутствовать добрый Ангел; путь его будет благоуспешен, и он возвратится здоровым 28 Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. 29 И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. 30 И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели. (Мар.7:28-30)

Jora: Катерина пишет: Ликвидация безграмотности Беда наша...

о. Андрей: Eugene пишет: Часто в Писании бывает двоякий смысл - и прямой, и переносный. Безусловно. И в этом случае смысл переносный, но по отношению не к собакам, а к человеку. Eugene пишет: Слово поганый в значении грязный по отношению к собакам совершенно справедливо. И грязи действительно нечего делать ни в храме, ни в доме. А вот с таким подходом согласен абсолютно. Еще раз: аминь!

Jora: о. Андрей пишет: но по отношению не к собакам, а к человеку.

о.Евгений: Jora пишет: Беда наша... Беда, если мы не хотим ее решать, а так ведь каждый понимает, что должен развиваться.

о.Евгений: С собакой все понятно, а как быть со слепыми людьми? Какое решение?

о. Андрей: Есть прямое правило 6 Вселенского Собора: 88 правило. Никто внутрь священнаго храма не вводит никакого животнаго: разве кто путешествуя, стесняемый величайшею крайностью, и лишенный жилища и гостиницы, остановится в таковом храме. Потому что животное, не быв введено в ограду, иногда погибло бы; и сам он, потеряв животное, и потому лишенный возможности продолжать путешествие, был бы подвержен опасности жизни. Ибо мы знаем, что суббота человека ради бысть; и потому всеми средствами пещись должно о спасении и безопасности человека. Если же кто усмотрен будет, по вышереченному, без нужды вводящий животное в храм: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. Если святые отцы отверзали для животных двери храма в виду каких-то вынужденных обстоятельств, то уж тем более открываются двери жилищ. Таким образом, если человек действительно нуждается в собаке (например, поводыре), то нет нечего предосудительного, если таковая будет жить вместе с ним. В храм же ее пускать все равно не следует, поскольку в храме слепому человеку вполне могут оказать помощь находящиеся рядом христиане.

диакон Олег: Катерина пишет: "откуда взялось мнение что собаку держать в доме грешно - ангел на метр отлетает от дома, верно ли оное А откуда мнение, что со свечи нельзя сдувать огонь - ангела сдуешь? В некоторых местах сказано, что люди благочестивые заполумертво падали в ужасе только узрив ангела, а здесь - подул и ангел отлетел. Наверное, устремление к внешнему формирует магические устремления и переживания. Вера находится в суе.

о. Андрей: Откуда такое мнение не знаю, но оно действительности не соответствует. Священник, впрочем, действительно отгоняет дуновением ангела, например, при крещении, но не Божьего ангела, а сатанинского. Но в то же время угашать свечу дуновением - не очень удачное решение проблемы, поскольку с дуновением можно не удержать и слюну, капли которой запросто могут оказаться на иконе. У нас в храме для гашения свечей есть специальные приспособления - металлические колпачки на тонких ручках. С их помощью свечи угашаются легко и без лишних телодвижений. Но на лампады, увы, дуем, ничего более подходящего не придумали и ни у кого не подсмотрели.



полная версия страницы