Форум » Вопросы-ответы » Духовные стихи, канты. » Ответить

Духовные стихи, канты.

Виктор К: Вот такой вот вопрос. Как относиться к кантам и духовным стихам? На сколько они допустимы к слушанию у нас? Что такое КАНТ: Кант (от лат. cantus — пение, песня) — вид старинной хоровой или ансамблевой песни a capella. Возник в XVI в. в Польше, позднее — на Украине и в Белоруссии, со 2-й полов. XVII в. — в России, получив распространение как ранний вид городской песни; к началу XVIII в. — излюбленный жанр домашней, бытовой музыки. Сначала кант — песня-гимн религиозного содержания (псальмы), позднее проникается светской тематикой. В петровскую эпоху были популярны панегирические канты, т. н. виваты. ПРИМЕР современных кантов или духовных стихов БРАТЬЯМ Помолимся братия Богу, Мирскую отринем печаль, Пора собираться в дорогу, Покинуть сей горестный край, Мы взяли тяжкое бремя, Пошли мы широкой стезей, Покинули сродников племя, Отчизны взыскали иной. В дорогу же братья, в дорогу, не легкий мы выбрали путь, Пусть верст впереди еще много, И хочется сесть отдохнуть, Пусть тело смертельно устало, О камни разбиты стопы, Пусть пройдено мизерно мало, И много сверхсил впереди. И все же, прошу вас, в дорогу, Так видно уж нам суждено, Мы посланы в путь этот Богом, Иного пути не дано, Мы взяты от грешного мира, Мы призваны к доле иной, Гостить мы здесь больше не в силах, Пора торопиться домой. Мы всюду для всех чужестранцы, Мы путники в вечном пути, И вечно должны мы стараться, Идти лишь идти и идти, Не скоро быть может забрезжит, Над скорбной стезей нашей свет, Но силы вселяет надежда, Хоть сил уже, кажется, нет. И все же родные в дорогу, На месте топтаться нельзя, Помолимся братия Богу, Понудим немножко себя, И будет за труд нам награда, Достигнем мы цели пути, Там братья такая отрада, Которую здесь не найти. Там синие реки и горы, Там чистые льются ключи, Там братья такие просторы, там рай для уставшей души, Навстречу Хозяин нам выйдет, И в Дом Свой лаская введет, Как брат нас за плечи обнимет, Слезы как мать оботрет. Как добрый Владыка накормит, И взяв, как слуга водонос, Смиренно нам ноги омоет, От пыли дорожной, Христос. автор: АРХИДИАКОН РОМАН (ТАМБЕРГ)

Ответов - 23

о. Андрей: У нас в ходу множество различных духовных стихов. Существуют целые сборники. Часть из них старообрядческого происхождения, часть заимствована от новобрядцев и протестантов (напр. известный и очень популярный стих "Чудное озеро Генисаретское"). Популярны и Романы – иеромонах и убившийся Тамберг)

АлександрАК: о. Андрей пишет: протестантов (напр. известный и очень популярный стих "Чудное озеро Генисаретское"). Это, кстати, очень явственно чувствуется, что этот стих - протестантский

Катерина: а мне некоторые песенки Копыловой нравятся...


Александр г.Самара: Каждый христианин, должен всегда и везде творить молитву к Господу Богу, а христианин идет по улице и у него вместо молитвы крутится в голове какая нибудь песня-притча из-за легкой и ненавязчивой музыки на которую наложен стих. Песня-притча - это не молитва, но вроде ничего плохого. Ощущения двоякие. Если для верующего человека это своего рода развлекуха-плохо, если заставляет задуматься о свей жизни, исправить себя и понять промысел Божий-хорошо. Еще существует мнение, что пусть лучше молодежь слушает песни-притчи , чем эстрадно-гламурную дребедень. Попытался предложить послушать другу песни-притчи Копыловой. Он мне ответил, что хочет трезво и осознанно подойти к вере в Бога, поэтому скачал только аудио файлы Ветхого завета, Нового завета, Святых отцов. Как относится к песням-притчам не знаю. С уважением к вам.

Виктор К: о. Андрей то есть, я так понял, слушание, пение, чтение - не возбраняется!? АлександрАК пишет: Это, кстати, очень явственно чувствуется, что этот стих - протестантс ошибаетесь - это стих РПЦ-шного архидиакона.

Юрий: Виктор К пишет: ошибаетесь - это стих РПЦ-шного архидиакона. Виктор этот стих родился в баптисткой среде,и у никониан практически неизвестен.

Виктор К: Юрий пишет: Виктор этот стих родился в баптисткой среде,и у никониан практически неизвестен хотите сказать, что архидиакон Роман Тамберг занимался плагиатом???

Юрий: Виктор К пишет: хотите сказать, что архидиакон Роман Тамберг занимался плагиатом??? Никогда не слышал кант "Чудное озеро Генисаретское" в исполнении архидиакона Романа. Виктор он же не только свои духовные канты исполнял, но и других авторов а так же народные.

АлександрАК: Виктор К пишет: хотите сказать, что архидиакон Роман Тамберг занимался плагиатом??? А почему бы и нет? Только это не плагиат, а использование народного творчества. Сейчас этот стих публикуется в Старообрядческих сборниках. Духовный стих записали в 1997 году, допустим, о. Игорь Мыльников из Новокузнецка и Александр Емельянов.

о. Андрей: Виктор К пишет: хотите сказать, что архидиакон Роман Тамберг занимался плагиатом??? Плагиат, это когда приписывают себе чужое произведение, но Тамберг никогда не утверждал что "Чудное озеро" его. Стих старый и баптистский, входит во все их сборники псАлмов.

Виктор К: о. Андрей пишет: но Тамберг никогда не утверждал что "Чудное озеро" его простите, я решил, что говорят о том стихе который я привёл самым первым.... А о произведении "Чудное озеро" - это правда о. Андрей пишет: Стих старый и баптистский, входит во все их сборники псАлмов. о. Андрей так как относиться к кантам и т.н. "духовным сочинениям"?

Юрий: Песня никонианской группы Гвадалахара,мне кажется,что тут тоже очень сильно оттдает протестантсвом и харизматией,хотелось бы узнать мнение других,может я ошибаюсь?

Партизан: А мне вот это нравится: http://www.youtube.com/watch?v=fvL5vqXFkfo http://www.youtube.com/watch?v=8y0A1Div-fA

Юрий:

Юрий:

о. Андрей: Виктор К пишет: о. Андрей так как относиться к кантам и т.н. "духовным сочинениям"? Я отношусь положительно, если их содержание не выходит за рамки православной веры. Духовные стихи были известны задолго до раскола, предосудительными они не считались. Множество стихов духовного содержания оставили нам и святые, например Григорий Богослов, Ефрем Сирин, Симеон Новый Богослов и др.

Виктор К: о. Андрей Спаси Вас Христос!

Георгий: Виктор К пишет: Пошли мы широкой стезей, Христос Воскресе! С Праздником! Уважаемый Виктор! В своё время заслушивался этими песнопениями, сам я гитарист, поэтому было для меня это дорого. Однако более интересными на мой взгляд старинные духовные песнопения святителя Амвросия, Древней Руси, кстати последние есть на кассетах в РПЦ МП -- исполняет женщина и девочка, дале -- Андрей Бйкалец, гусляр. Почему-то мне те песнопения более по-душе. Но это личное... Выделенная мною фраза может быть объяснением... Внимательно прочитайте и задумайтесь... Я всегда когда слышу это стараюсь в уме переделать... Воистину Христос Воскрес!!!

о. Андрей: Георгий пишет: Андрей Бйкалец, гусляр Да, Байкалец душевно поет... Душевно - в хорошем смысле слова.

Виктор К: о. Андрей пишет: Байкалец душевно поет а его скачать можно из Интернета

Юрий: Виктор К пишет: а его скачать можно из Интернета http://www.vsemusic.ru/persons/baikalets_a/baikalets_a.php

Георгий: о. Андрей пишет: Стих старый и баптистский, входит во все их сборники псАлмов. Как "бывший" -- подтверждаю! Вообще, к музыке у баптистов и К отношение -- особое. Увлечены от мала до велика, есть мноество хоров в каждой общине, кот. делятся по возрасту и поовому признаку. Есть духовые, струнные оркестры, есть целые музыкальные свои школы или кружки. К слову, организация различных музыкальных предприятий с целью евангелизации населения у них на первом месте. Проповедь всегда чередуется с пением и, неизвестно ещё -- что больше приносит из них плодов. Влияние музыки и слов на музыку положенных -- огромно! Я, думаю, с этим не поспорит никто. Пример -- православное богослужение. И, хотя многим претит партесное пение, всё же, люди приходят "послушать хоры". Кстати, один мой знакомый утверждает, с подачи чуждых источников, что послы князя Владимира "купились" именно на такое пение и ничего духовного в крещении Руси -- не было! Одно внешнее. Впрочем, профессор Осипов иронизирует по поводу привлекательности православного богослужения на замечание одного из священников, что баптисты скоро начнут принимать православие следующими словами: он говорит, что людям нравится всё то, что гремит, пищит, ярко светит, ну и в таком духе, вроде как реклама. Доля "правды" здесь есть: ну, например, -- разве сравнится пусть и самое радостное баптистское собрание с православной всенощной, даже сокращённой!.. Диакон А.Кураев сравнивает всенощную в Свято-Тоицкой Сергиевой лавре с фильмом "Ирония судьбы или: с лёгким паром!" Для меня 10 лет назад одним из важных моментов была молитва, длящаяся в храмах непрестанно, что я даже недоумевал: когда же наконец будет проповедь, настолько я к ней привык! Конечно, партесное пение оставило тяжёлое впечатление, но всё-же, разница есть и огромная. Вот и теперь: пишли бы ребята на молитву (те, о коих я говорил, что они из баптистов выходят) древлеправославную, да, вот, некуда. Один паренёк из прихода РПЦ МП говорит мне каждый раз: "ну хорошо, прочту я книги (противу "никониян"имеется виду), а дальше что: надо ж на молитву собираться! А где вы молитесь?" "А воз и ныне там..." И. Крылов.

Георгий, Львов: Юрий пишет: Песня никонианской группы Гвадалахара,мне кажется,что тут тоже очень сильно оттдает протестантсвом и харизматией,хотелось бы узнать мнение других,может я ошибаюсь? "Лучше поздно, чем никогда..." Сама рифмованость текста -- вот что несколько смущает. Харизматия... У "харизматов" больше "прославлений", в стиле католическаго понимания обращения к Богу, страстные что-ли... Подходит-ли то, что называют "грубой рифмой" к обращению к богу и Богородице, вот что здесь важно! Поэтому, те песнопения, в которых текст плавный, размеренный, более приятен и молитвенно-настраивающий. То же "Агния Парфенос" можно по-разному оценивать: главное, как и сказал о. Андрей, чтобы НЕ ИСКАЖАЛО БОГОСЛОВИЯ В ПРАВОСЛАВНОМ ПОНИМАНИИИ. Когда недавно я ещё пел в хоре РПЦ МП, то один раз довелось исполнять сие песнопение на греческом, по-моему, так вот мы так "задушевно" пели (а это было перед выносом чаши), что расстрогали прихожан чуть не до слёз, те аж завосхищались! Ну, мы естественно, тоже. А нужно-ли это в храме? Может я излишне придирчив, есть такой грешок... Впрочем, не будем слишком строги, -- если человек сочинял с молитвой, с искренним верующим сердцем, -- а это главное! --, то кто мы такие дабы судить?! Господь единый Праведный Судия. Вот, в духе любви исправлять -- это да, но это свойство духовных. Если мы себя таковыми считаем -- тогда, опять -же, с любовию дабы не нагрешить. Апостол Павел говорит, что ему всё равно, что о нём думают люди, главное, что Бог думает о нём. Ну, и напоследок. Личное. Замечаю, что все существующие современные песнопения из тех, что тут уже упоминались, вызывают во мне более страстное, душевное, нежели духовное. Даже в начале вхождения в РПЦ МП это ощущал, но, тогда мне ещё далеко было до осознания настоящей духовной борьбы, истинного духовного состояния... Во всяком случае, сейчас для меня ЭТИ песнопения уже пройденный этап. Думаю, что есть такие, о которых можно сказать с апостолом: "...исполняйтесь Духом, назидая самих себя ПСАЛМАМИ и славословиями ДУХОВНЫМИ, поя и воспевая в сердцах ваших для Господа...". Ефес. 5:18-19.



полная версия страницы