Форум » Вопросы-ответы » Древлеправославие и школа » Ответить

Древлеправославие и школа

юля: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Меня зовут Юлия. Прошу вашего совета вот по какому вопросу. Я работаю в школе учителем истории и обществознания. Как вы, наверное, слышали, сейчас в школах есть уроки по "Основам православной культуры". Посоветуйте, как совместить преподавание этого курса и моё отношение к официальной РПЦ. Чувствую, у меня идет внутренняя борьба. Сложность ещё в том, что у нас в Орле древлеправославного храма нет. Ближайший - в Курской области, у меня, к сожалению, получается туда ездить крайне редко. Спаси вас Христос!

Ответов - 9

о. Андрей: А никак не нужно показывать свое отношение. ОПК официально заявлен как светский предмет. Вы, преподавая, просто игнорируйте РПЦ МП, повествуя лишь о православии как таковом. Я читал учебник, там необходимо скорректировать лишь несколько моментов. Например, символика Евангелистов не по-старому указана. И несколько раз упоминаются новообрядческие деятели с приложение эпитета "святой". Ясно, что это откровенная миссионерская деятельность РПЦ МП. Субъективно новообрядцы действуют верно, используя для проповеди своих убеждений доступный им ресурс. Но если этот ресурс вдруг стал доступен нам, то почему же мы не можем или не должны использовать оный аналогичным образом? Перед законом ведь все равны. Поэтому необходимо скорректировать уроки так, чтобы и программа была пройдена и пропаганду новообрядчетсва оттуда устранить. Как? Например, молитвы читать в нашем варианте. Их святых святыми не именовать. Ведь у этих людей были и их гражданские имена. Нет ничего зазорного, если их называть обычными их именами без всяких узко-конфессиональных оценок (святые они ведь не для всех в России, а лишь для РПЦ МП). А можно вообще обойтись без упоминания оных. Суть предмета от этого никак не изменится и не пострадает.

юля: Благодарю, Вас отец Андрей за совет. Спаси Вас Христос! Главное, наверное, подходить к этому вопрсу с трезвой головой и спокойным сердцем, что бы эмоции держать под контролем, иначе и хорошее дело можно загубить. А на уроках я стараюсь говорить детям о древлеправославии, конечно, не пропагандируя, а раскрывая суть , насколько могу.

Алексий: Доброго здоровья! "Официальный" курс можно легко подкорректировать. Выкладывайте на форум "скользкие" вопросы преподавания и думаю совместным разумом учебник подправим.


о. Андрей: юля пишет: а раскрывая суть , насколько могу. А это и есть пропаганда Но стесняться этого не нужно, именно это нам и завещал Господь. Мы должны чураться еретической проповеди, но древлеправославную повсеместно нести и всячески приветствовать.

юля: Благодарю вас, отец Андрей и Алексий за советы! Спаси Христос! По поводу "скользких" тем. Начнем с написания имени Господа нашего Исуса Христа. Вы ведь знаете, что в РПЦ МП принято со времен Никона написание имени Христа с двумя букваи "и". Конечно, я объясню детям, что со времен Крещения Руси у нас было принято написание имени Исус, а после реформы середины 17 века оно изменено. А дальше? Во-первых, они, конечно, спросят , почему (а объяснить смогу только, ссылаясь на книгу Б.П. Кутузова.) . Во-вторых, а как мне самой писать на доске? Вот опять внутренняя борьба. Или искушение?

о. Андрей: юля пишет: Вы ведь знаете, что в РПЦ МП принято со времен Никона написание имени Христа с двумя букваи "и". Конечно, я объясню детям, что со времен Крещения Руси у нас было принято написание имени Исус, а после реформы середины 17 века оно изменено. А дальше? Во-первых, они, конечно, спросят , почему (а объяснить смогу только, ссылаясь на книгу Б.П. Кутузова.) . Во-вторых, а как мне самой писать на доске? Вот опять внутренняя борьба. Или искушение? Никакого искушения. В РПЦ МП с 1971 года считаются правильными оба написания, поэтому смело пишете на доске Исус, а вопрошающим ссылайтесь на то, что В РУССКОМ ЯЗЫКЕ существуют обе традиции, та, которую используете Вы, более древняя, это подтверждают и светские исследователи, и сами новообрядцы. Объясните, что Вы будете использовать древнюю традицию, как имеющую большую историческую связь с изучаемой Православной культурой. Ссылкой на Собор 1971 года можно закрыть рот любому новообрядцу-фанатику, если таковой попытается вмешаться в образовательный процесс. Главное, чтобы Вы не утаивали и не хулили имя Иисус, во-первых, новообрядцы оным все-таки называют Христа, а во-вторых, если Вы совершенно о нем не упомяните или подвергните критике, то это уже будет явная дискриминация, чего делать не следует. Но предпочесть одно (наше) из двух возможных и правильных, с точки зрения грамматики русского языка, написаний имени Спасителя, Вы вполне можете.

Георгий: о. Андрей пишет: Но предпочесть одно (наше) из двух возможных и правильных, с точки зрения грамматики русского языка, написаний имени Спасителя, Вы вполне можете. То есть и так и так правильно? В этом нет греха, если произносить ИИСУС, как я понимаю? А, вот некоторые священники из РПЦ МП до сих пор считают написание ИСУС -- ересью! Тот самый "старец" что предлагал мне чашу с ядом (не смешно!!!) спрашивал: "идёт" ли у меня молитва Исусова с одним "и". Очень удивлялся и просил придти когда она (молитва такого произношения) станет у меня непрерывной... На Западной Украине, в частности во Львове, все преподаватели "Христианской этики" должны закончить курсы Греко-католической академии. Иначе к преподаванию не допустят. А в совместном экуменическом издании "Детям о вере христианской", и во многих иных опущена заповедь "не сотвори себе кумира...", а заповедь "не пожелай..." разбита на две части: "не пожелай жены..." и "не пожелай..." всего остального. (Хотел вставить смайлик, но какой выбрать: почти все подходят... Хотя, смайлик здесь не подходит: будет смехотворство...). Всего -- десять! Чего скандалить-то?! Даже в транспорте клеили!!! И что делать с таким кощунством, "приложили руку" все конфессии!!!

Георгий: о. Андрей пишет: , поэтому смело пишете на доске Исус, а вопрошающим ссылайтесь на то, что В РУССКОМ ЯЗЫКЕ существуют обе традиции, та, которую используете Вы, более древняя, И ещё: а, если о двуперстии "всё те же лица" говорят, что мол, какая разница? Моё дитё уже испытала на себе: пришла с плачем с урока воскресной школы (правда, уже полгода проводим дома, сами): "я им (детям) говорю о двух перстах, а они мне: "какая разница: и так, и так можно!"", т.е. и тремя, и двумя. Я тяготился, когда вёл занятия в школе для самых младших, вот, Господь и избавил меня... Слава Богу! Как учитель - учителю: наглядное пособие -- т.е. икона -- лучший "учитель" в этом плане: Одигитрия, Казанская, Почаевская, Тихфинская, без исправлений, конечно, сделанных никонианами. Стараться просто дать для сравнения и описать древний способ, писания прп.Максима Грека зачитать, к примеру, и не забыть что два пригнутых к ладони пальца в трёхперстнном знамении -- праздны по определению Собора. Мне говорят: ведь мы же не вкладываем в 3-хперстное знамение еретическаго смысла?! Зачем нагнетать обстановку и что-то менять?! Вот какой момент... Найду очень хорошее по этому вопросу высказывание Андрея Кураева и покажу.

Фотиния: Я вспомнила, как одна наша прихожанка - она учитель русского и литературы - говорила, что видит результат своих уроков, например, тогда, когда её бывшие ученицы-студентки теперь говорят: "У нас был курс религиоведения, и там почему-то было 4 часа посвящено мусульманству, а христианству только 2"... то есть интерес узнавать СВОЮ веру у девчонок остался с её уроков. А она просто проходимые произведения комментировала с христианской точки зрения. Например, "Мастера и Маргариту", что не смотря на то, что в романе "любовь", Маргарита мужу-то изменяла. А её полёты - это просто бесовщина... и т.п. Часто детям (да и нам, взрослым) многое проясняется, когда кто-то проведёт правильную оценку, или поделится своим мнением...



полная версия страницы