Форум » Вопросы-ответы » ПОКЛОНЕНИЕ И ПРИКЛАДЫВАНИЕ (ЛОБЫЗАНИЕ) ИКОН » Ответить

ПОКЛОНЕНИЕ И ПРИКЛАДЫВАНИЕ (ЛОБЫЗАНИЕ) ИКОН

Виктор К: Расскажите пожалуйста, как правильно прикладываться к иконам.

Ответов - 14

Kolibri: Присоединяюсь к вашему вопросу и очень надеюсь на ответ со стороны знающих людей

о. Андрей: Два земных или поясных поклона (по ситуации) перед иконой с крестным знамением и молитвой-запевом от канона тому, кто изображен на иконе, например: "Слава, Господи, Вознесению Твоему!" или "Преподобный отче Сергие, моли Бога о мне грешнем!". Далее целуется икона. Господь в правую стопу, если оплечное изображение, то в правую руку или плечо. Богородица и святые в правую руку. Затем еще один поклон. Если целование происходит при храмовом богослужении, то христиане подходят парами и после третьего поклона земно кланяются священнику (без крестного знамения), стоящему около иконы, затем - земно друг другу, а после - в пояс молящимся.

Виктор К: о. Андрей спаси Вас Христос! вот видел такой обычай (в храмах РПЦ МП) после целования иконы прикладываются к иконе лбом, потом опять целуют и отходят - такой вариант имеет место быть или это, скажем так, никонианский вариант???


о.Евгений: Виктор К пишет: такой вариант имеет место быть или это, скажем так, никонианский вариант??? Это никонианская традиция.

Виктор К: о.Евгений Спаси Вас Христос!

Антонов А.Н.: о.Евгений пишет: Это никонианская традиция. Скорее нет. Она у них распространилась совсем недавно, где то в конце 20-го в. Это скорее от униатов пошло. Но нельзя сказать, что такого не было издревле. Униаты сохранили очень многие древние обычаи. Например, в каноне Казанской Б.М. в песни 4-й встречаются слова: "Почтем людие Чистую в чистоте, икону Девыя Богородицы, и Тоя Божественнаго Младенца Христа Бога Нашего. И прикасаемся темены, и лобызаем и прославляем со страхом и трепетом. Почитаем бо икону благочестно, почитаем и сообразное Тоя первосущее". Возможно автор канона описал существовавший в его время благочестивый обычай?

Антонов А.Н.: о.Евгений пишет: Это никонианская традиция. Скорее нет. Она у них распространилась совсем недавно, где то в конце 20-го в. Это скорее от униатов пошло. Но нельзя сказать, что такого не было издревле. Униаты сохранили очень многие древние обычаи. Например, в каноне Казанской Б.М. в песни 4-й встречаются слова: "Почтем людие Чистую в чистоте, икону Девыя Богородицы, и Тоя Божественнаго Младенца Христа Бога Нашего. И прикасаемся темены, и лобызаем и прославляем со страхом и трепетом. Почитаем бо икону благочестно, почитаем и сообразное Тоя первосущее". Возможно автор канона описал существовавший в его время благочестивый обычай?

Алекс: Антонов А.Н. пишет: Она у них распространилась совсем недавно, где то в конце 20-го в. Да, Вы правы. Совсем недавно этого, у них не было. Антонов А.Н. пишет: И прикасаемся темены, и лобызаем и прославляем со страхом и трепетом. Почитаем бо икону благочестно, почитаем и сообразное Тоя первосущее". Возможно автор канона описал существовавший в его время благочестивый обычай? Прикасаемся темены – скорее всего, должно обозначать земной поклон. Потому как, дальше в каноне читаем: «Мы же вернии поклоняемся и лобызаем честную икону, душами купно и телесы освящаемся». Значит, прикасаемся темены, обозначает поклон. Если рассматривать слово буквально, то темя (согласно «Словарю церковно-славянского и русского языка», Т.4, стр. 276 составленным вторым отделением Императорской АН., 1847 г.) – место в головном черепе между лобною и макушными костями. Следовательно, выражение образное и следует воспринимать его образно. При желании автора канона описать обычай прикладывания лбом к иконе он, скорее всего, использовал бы слово чело (значение см. там же Т.4, стр. 428).

о. Андрей: Алекс пишет: Прикасаемся темены – скорее всего, должно обозначать земной поклон. Потому как, дальше в каноне читаем: «Мы же вернии поклоняемся и лобызаем честную икону, душами купно и телесы освящаемся». Значит, прикасаемся темены, обозначает поклон. Это в разных тропарях написано, поэтому не видится оснований ставить знак равенства между касанием теменем и поклоном. Обычай прикладывать святыню к голове старый. Оружие, например, прикладывали. Ничего непристойного в этом обычае нет, напротив, таким образом, человек выражает свое благоговейное отношение к святыне. Например, при хиротонии поставляемый становится на колени перед престолом и лбом касается края престола. Может быть и отсюда позаимствовано. Да и в чине исповеди сказано, что исповедник должен каяться, положив главу на аналой, на котором лежит Евангелие и крест.

Алекс: о. Андрей пишет: Это в разных тропарях написано, поэтому не видится оснований ставить знак равенства между касанием теменем и поклоном С праздником, уважаемый о. Андрей! Но смысл в них очень похожий. Одно выражение, как бы дополняется другим, как бы конкретизирует его. И по смыслу ближе, чем прикладывать святыню к макушке (темя). Мы говорим приложиться к иконе. Прикладываться – прикасаться устами, лобызать святыню. (словарь). о. Андрей пишет: при хиротонии поставляемый становится на колени перед престолом и лбом касается края престола Лбом, но не теменем! о. Андрей пишет: Ничего непристойного в этом обычае нет Непристойного, разумеется, нет, но и обычая такого у новообрядцев, да и в староверии, вроде бы не было. Лбом в икону все же новшество. Антонов А.Н. пишет: Возможно автор канона описал существовавший в его время благочестивый обычай Икона Казанская была обретена в конце 16 в., канон написан был примерно в то же время, поэтому сомнительно, что описан обычай, характерный для того времени, а затем быстро забытый. Тем более, если вспомнить какие споры вызвали нововведения Никона. А по времени это очень близкие события. Думается, что в народном сознании это бы непременно отразилось, вероятно, возникла бы полемика. Но ничего подобного по этому вопросу кажется, нет. о. Андрей пишет: Да и в чине исповеди сказано, что исповедник должен каяться, положив главу на аналой, на котором лежит Евангелие и крест. Где это можно прочитать? Очень интересно.

Георгий, Львов: о. Андрей пишет: Да и в чине исповеди сказано, что исповедник должен каяться, положив главу на аналой, на котором лежит Евангелие и крест. А на коленях или стоя?

о. Андрей: Алекс пишет: С праздником, уважаемый о. Андрей! Спаси Христос! И Вас, уважаемый Алекс, и всех с праздником! Алекс пишет: Непристойного, разумеется, нет, но и обычая такого у новообрядцев, да и в староверии, вроде бы не было. Лбом в икону все же новшество. Новшество. Вот подумалось, может быть западное? У латын есть обычай преподавать священническое благословение через возложение ладони на голову. Возможно прикладываясь лбом к иконе как бы испрашивается благословение от изображенного? Какой-то же смысл первоначально в этот обычай вкладывался. Алекс пишет: Думается, что в народном сознании это бы непременно отразилось, вероятно, возникла бы полемика. Но ничего подобного по этому вопросу кажется, нет. Да, я тоже не встречал. Алекс пишет: Где это можно прочитать? Очень интересно. В любом чине исповеди. Там во вступительной статье сказано: Каяися творит три поклоны до земли пред святым евангелием, глаголя: Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя. пок. Создавыи мя Господи , помилуй мя. поклон. Без числа согреших , Господи прости мя. пок. Приими мя Господи кающагося , и помилуй мя. И положит руце и главу свою на налой , плача со слезами грех своих. Георгий, Львов пишет: А на коленях или стоя? Стоя. Но данный обычай до настоящего времени не сохранился. Видимо из-за бегствующего священства, которое, к сожалению, не могло в полной мере знать и сохранять древние обычаи.

Алекс: о. Андрей пишет: В любом чине исповеди. Там во вступительной статье Да, увидел это место: «И положит руце и главу свою на налой, плача со слезами грех своих». Но в этом месте подразумевается раскаяние исповедника (как бы высшая степень этого раскаяния - преклонение главы). О прикладывании к святыне (Евангелию или Кресту), тем более головой (лбом или теменем) тут не говорится.

о. Андрей: Алекс пишет: Но в этом месте подразумевается раскаяние исповедника (как бы высшая степень этого раскаяния - преклонение главы). О прикладывании к святыне (Евангелию или Кресту), тем более головой (лбом или теменем) тут не говорится. А я и не утверждал этого, но лишь провел параллели .



полная версия страницы