Форум » Вопросы-ответы » Домашняя молитва » Ответить

Домашняя молитва

Виктор К: Меня интересуют такие вопросы: 1. Домашняя молитва должна быть совместной (вся семья) или это не принципиально. 2. Молитвы для детей какие молитвы дети должны знать (дело в том, что у меня подрастает сынишка, говорить пока не может, но уже пытается креститься и кланяться и ему очень нравится, когда его к образам подносишь). 3. Возжигание свечей, лампад - необходимо-обязательно или нет. 4. Каждение на домашней молитве - допустимо или нет, если да то как это правильно должно быть. А также - где можно приобрести кадильницу для домашнего использования и вместе с ней ладан.

Ответов - 46, стр: 1 2 All

о. Андрей: Виктор К пишет: 1. Домашняя молитва должна быть совместной (вся семья) или это не принципиально. Непринципиально, но если сложилась традиция семейной молитвы, особенно в воскресные дни и праздники (если нет возможности посетить храмовое богослужение), то это очень хорошо. Виктор К пишет: 2. Молитвы для детей какие молитвы дети должны знать (дело в том, что у меня подрастает сынишка, говорить пока не может, но уже пытается креститься и кланяться и ему очень нравится, когда его к образам подносишь). Т.н. Утренние и Вечерние молитвы, куда в частности входят: Трисвятое, Отче наш, 50 псалом, Верую и т.д. Виктор К пишет: 3. Возжигание свечей, лампад - необходимо-обязательно или нет. Необязательно, но желательно. Виктор К пишет: 4. Каждение на домашней молитве - допустимо или нет, если да то как это правильно должно быть. Каждение допустимо. Если осуществлять каждение с помощью «надлампадной» ладанки (неподвижной), то следует просто класть на нее ладан, когда по уставу службы полагается каждение. Если же каждение осуществляется ручной кадильницей (кацеей), то необходимо правой рукой, в которой находится кадильница, изображать перед иконами знамение двусоставного равноконечного креста, но проводя рукой не сверху вниз, а вперед-назад и поперек слева направо. Предстоящих не кадят. Виктор К пишет: А также - где можно приобрести кадильницу для домашнего использования и вместе с ней ладан. Сейчас ручные кадильницы стали популярны и у новообрядцев (благодаря Афону), поэтому приобрести их стало возможно во многих местах. Например, Софрино выпускает вот такие кадильницы старого образца (нужно только крестик поменять...): Здесь подробней: http://www.sofrino.ru/products/category/173 Ладан же можно купить хоть у новообрядцев (он ведь и в Христовы времена у иноверных приобретался), а можно просто смолы хвойной набрать и пользоваться.

Виктор К: о. Андрей спаси Вас Христос!

о. Андрей: Во славу Божию! о. Андрей пишет: нужно только крестик поменять... Если нет возможности поменять крестик, можно пользоваться просто сняв новообрядческий.


Катерина: о. Андрей простите и благословите, отче! я вот хочу поинтересоваться Вашим мнением по поводу обучения молитвам своего младенца. Сыну сейчас 2,5 года. Раньше он с удовольствием молился вместе с нами, родителями, крестился, делал земные поклоны. но вот последний месяц на предложение помолиться отвечает упорным несогласием.сразу начинается :"хосю пать, игать, книфку титать" и прочие отговорки. Но вот прикладываться к иконам очень любит, свечи задувать тоже нравится, а вот как просишь перекреститься и постоять смирненько - начинает баловать. Мой отче в вопросе воспитания строг и если удается помолиться с папой, то друг ремень всегда на видном месте. с одной стороны мне насиловать дитя не хочется, понятно что в таком возрасте благоговения не добьешься, а вот неприязнь к молитве выработать можно, а с другой стороны дитя уже многое понимает, обучаться может. О. Андрей, исходя из своего отцовского опыта, посоветуйте - с какого минимума нужно начинать. По времени и по содержанию.

Jora: о. Андрей пишет: но если сложилась традиция семейной молитвы, особенно в воскресные дни и праздники (если нет возможности посетить храмовое богослужение), то это очень хорошо. Да, соборно - лучше! Позволю себе, исходя из опыта папы, высказаться о возрасте детей - чем раньше, тем лучше. Не умеет хорошо креститься, пусть просто стоит или сдит, но лишь бы смирно, чтобы понимал дисциплину.

Лидия: Катерина, матушка, доброго здоровья! А мы ведь родственники, наши мужья - троюродные Мой ящик есть в профиле, сможете, пишите

Катерина: Jora пишет: Не умеет хорошо креститься, пусть просто стоит или сдит, но лишь бы смирно, чтобы понимал дисциплину. мы пока понимаем только ремень:( Лидия Доброго здоровья! да, я знаю что родственники. Очень приятно!

Сергiй: Катерина пишет: Мой отче Отче - форма звательного падежа, обращение. Непонятен смысл сказанного Вами. Поясните, пожалуйста. Когда мы говорим "Отче наш", мы обращаемся во втором лице к Отцу Небесному, когда говорим "во имя Отца", то - в третьем. Или стоит говорить "во имя отче"? Тогда получится по-русски отцово имя. Просьба у меня ко всем участникам избегать искажений в речи, затрудняющих восприятие таковой слушающими или читающими. Спаси Христос!

Сергiй: Jora пишет: Позволю себе, исходя из опыта папы, высказаться о возрасте детей - чем раньше, тем лучше. Не умеет хорошо креститься, пусть просто стоит или сидит, но лишь бы смирно, чтобы понимал дисциплину. Мы подождем лет с десять, а потом поговорим о личном, а не о папином опыте. В жизни всё настолько непредсказуемо. Часто Господь наказывает любителей поучать непослушанием собственных детей. К сожалению, испытано очень многими.

Сергiй: Каждый ребенок - существо индивидуальное, к каждому необходимо применять отдельный метод, но в состоянии ли мы это делать? Воспитали ли мы себя до брака? Можем ли явить пример? В иной семье, кажется, все верующие, но дитя потянуло в мир, а в иной, вроде, неоткуда чему взяться, родители - просто никакие, а дитя выросло богобоязненным. А там бабушка, например, явилась примером для подражания. Ремень действует до определенного возраста, а потом может сказаться озлобленность, дескать, морили меня голодом (посты соблюдали), заставляли долго стоять на молитве. Ничто так не отвращает от Бога, как насилие. Вот тут не только домашняя молитва, но и ОПК, и государственная религия, и гонения, - всё. Красной нитью же проходит принуждение. И немного о друге-ремне. Как наказать без раздражения? О, это - большое искусство смирения!

о. Андрей: Катерина пишет: я вот хочу поинтересоваться Вашим мнением по поводу обучения молитвам своего младенца. Сыну сейчас 2,5 года. Раньше он с удовольствием молился вместе с нами, родителями, крестился, делал земные поклоны. но вот последний месяц на предложение помолиться отвечает упорным несогласием.сразу начинается :"хосю пать, игать, книфку титать" и прочие отговорки. Но вот прикладываться к иконам очень любит, свечи задувать тоже нравится, а вот как просишь перекреститься и постоять смирненько - начинает баловать. Мой отче в вопросе воспитания строг и если удается помолиться с папой, то друг ремень всегда на видном месте. с одной стороны мне насиловать дитя не хочется, понятно что в таком возрасте благоговения не добьешься, а вот неприязнь к молитве выработать можно, а с другой стороны дитя уже многое понимает, обучаться может. О. Андрей, исходя из своего отцовского опыта, посоветуйте - с какого минимума нужно начинать. По времени и по содержанию. Ребенок не может удержать внимание на предмете более 15 минут. В 2.5 года еще меньше. Поэтому привлекать его к молитве более продолжительной неверно. Лучше примитивно объяснить ему основные понятие веры, что есть Бог, Он главный, Он всех создал: папу, маму, его и т.д. Он всех любит. Его нельзя огорчать плохими поступками. Этого достаточно. Ну и в качестве хорошего поступка нужно привить привычку к самостоятельной молитве. Разучить с ним «Отче наш» (можно пением, дети это больше любят). Пусть молится самостоятельно (как получается, но под негласным контролем) утром и перед сном. Когда это войдет у него в привычку, то добавить еще какую-нибудь небольшую молитву, например, «Царю небесныи» и т.д. Когда же молятся взрослые, то ребенка привлечь и можно, и нужно, но не следует его переутомлять. Послушал он начальные молитвы. Достаточно для него, если хочет уйти, то пусть помолиться 3 поклона и идет играть. Всему свое время. Когда же он научится читать, то распечатать для него "набор" молитв. К этому времени у него уже должен быть навык. Я сейчас своих практически не контролирую, знаю, что они встают и читают т.н. «Большой начал» даже и перед школой. Больше, чем утренние и вечерние молитвы навязывать детям не нужно (так и до революции дело обстояло, судя по древлеправославным учебникам). Можно совершенно отвратить ребенка от молитвы, взгромождая на его плечи излишний груз. Нужно не забывать, что подавляющее большинство молитв – покаянные. Для взрослых они уместны, а ребенок до них еще не дорос (не нагрешил достаточно ). Лучше прививать ребенку представление о том, что молиться это нужно (выгодно) для самого человека и предлагать ему молиться почаще о чем-либо соответствующем конкретном моменту. Например, болеет кто-то из близких - разжалобить ребенка, вызвать чувство сострадания и попросить помолиться хотя бы 5 поклонов о здравии. Это развивает не только навык молиться, но и чувство ответственности, милосердия, сострадания, заботы и т.д. Эффективно просить молиться за болящих детей. Болезнь маленького человека ребенку ближе, понятнее. В нем он видит себя. Причем сделать такого рода анализ вполне способен и трехлетний ребенок. Опыт болезни у него наверняка есть, а, следовательно, есть и возможность через это расположить его к состраданию другим больным. Так человек становится человеком. Сострадание – это главное качество души, оно следствие и проявление Любви. Оно привело Господа на Крест. Оно цель и венец всякой молитвы. Вот такие «порционные» наставления/молитвы на потребу дают больший эффект, чем так называемое правило, которое очень часто перерастает в некую мертвую отработку. Но на самотек пускать нельзя! Бдительность, бдительность и еще раз бдительность. Дети быстро расслабляются. Неприемлем и ремень в отношении молитвы, а вот в отношении грехов ремень и приемлем, и необходим. Только не избиение младенцев, а именно наказание. Объясняется причина и следует наказание. Причем нужно обязательно добиться, чтобы ребенок понял, за что его наказывают, произнес это в слух и ДОБРОВОЛЬНО подчинился. Тогда наказание достигнет желаемого эффекта. Лупить наотмашь сгоряча, вымещая свой гнев – жестоко и вредно. Ребенок тонко чувствует несправедливость, двойной стандарт, когда родитель вымещает на нем свои страсти и духовные комплексы. Если ребенок заподозрит родителей в несправедливости, то родительский авторитет будет потерян. И это практически безвозвратно. Наказывать нужно с молитвой, когда собственный гнев и раздражение прошло, "ибо гнев человека не творит правды Божией" (Иакова 1:20). Если наказывать ремнем, то лишь по ногам. В ногах нет никаких жизненноважных органов, а чувствительность хорошая (что собственно и требуется). Перекрестился-помолился и шлепнул пару-тройку раз. Вполне достаточно. Библия на сей счет говорит так: "Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней" (Притчи 23:13,14). Но нужно помнить и другое, чтобы не стать тираном, карающим при каждом удобном и неудобном случае: "Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом" (Иакова 2:13). Пусть Бог поможет вам с батюшкой воспитать настоящего христианина и не одного… !

Никола: О . Андрей , спаси Христос !

Катерина: о. Андрей пишет: В ногах нет никаких жизненноважных органов, а чувствительность хорошая (что собственно и требуется). а мне медики говорили что по попе шлепать полезно, так массажируется седалищный нерв о. Андрей пишет: Лупить наотмашь сгоряча, вымещая свой гнев – жестоко и вредно. у нас ремень скорее как напоминание о наказании, нежели постоянное орудие воспитания. Спаси Христос, отче, за развернутый ответ! Сергiй пишет: Непонятен смысл сказанного Вами. Поясните, пожалуйста прошу простить меня за вольность. Я имела ввиду "мой батюшка". Исправлюсь. Буду внимательней. о. Андрей пишет: Пусть Бог поможет вам с батюшкой воспитать настоящего христианина и не одного… ! Будем стараться, отче!

Никола: Катерина пишет: а мне медики говорили что по попе шлепать полезно, так массажируется седалищный нерв А мне говорили , что мальчиков полезно шлёпать по попе , а девочек лучше всё-таки по ногам .

о. Андрей: Катерина пишет: а мне медики говорили что по попе шлепать полезно, так массажируется седалищный нерв Нерв может быть и массажируется, а вот копчик запросто травмируется. Особенно, если случаем применить вместо ремня ладонь. К тому же слово "шлепать" не совсем соответствует понятию наказание... Нужно все-таки чтобы ребенок почувствовал не массаж, а именно наказание за проступок. Таким образом, на уровне подсознания у человека фиксируется связь между совершенным преступлением и неотвратимостью наказания. Причем, я считаю, что самое важное донести до понимания ребенка, что его наказывают не за сам формальный поступок, а за непослушание, которое, как правило, и является причиной самих проступков. Также одно из самых серьезных прегрешений ребенка – это сокрытие проступка или отведение от себя вины, следует приложить максимум усилий, чтобы научить ребенка признавать свои ошибки и мужественно платить по счетам. В жизни это все ой как пригодится. Катерина пишет: у нас ремень скорее как напоминание о наказании, нежели постоянное орудие воспитания. Ну, у меня-то ведь тоже! Неужели же я призываю лупить при первой возможности?! Бывает и раза достаточно, чтобы на всю жизнь были сделаны выводы. Человек человеку - разница. Кроме битья есть выговор, внушение, ограничение игр, вкушения сладостей и тому подобные воздействия. Катерина пишет: Спаси Христос, отче, за развернутый ответ! Никола пишет: О . Андрей , спаси Христос ! Во славу Божию!

Никола: Если такое обсуждение публично бы велось в стране моего теперешняго обитания , то приехала бы полиция

о. Андрей: Как приехали бы, так и уехали бы. Наше обсуждение ведется исключительно в рамках Торы

Катерина: Никола пишет: Если такое обсуждение публично бы велось в стране моего теперешняго обитания , то приехала бы полиция Я думаю, что в России подобное скоро будет. Ждем-с. Астахов уже заявил что ребенок, как гражданин, имеет теже права, что и взрослый. И шлепать дите, а также ставить в угол он запрещает. (А вот на счет права голоса ребенка на выборах как-то умолчал ) о. Андрей пишет: Особенно, если случаем применить вместо ремня ладонь тоже так думаю, узкий ремень безопасней. Сегодня сынуля всю полунощницу молился (в смысле не убегал из комнаты). С удовольствием, радостно кланялся. Конечно основное время он провел под столом, играя. Но на поклоны из под стола вылезал

о. Андрей: Катерина пишет: Я думаю, что в России подобное скоро будет. Ждем-с. Астахов уже заявил что ребенок, как гражданин, имеет теже права, что и взрослый. И шлепать дите, а также ставить в угол он запрещает. (А вот на счет права голоса ребенка на выборах как-то умолчал Да уж, перспектива... Посадил человеков Господь на главы наши... Что ж все вверх дном переворачивать вполне современно. Вон Фурсенко русский язык вульгаризирует, Астахов родителей за исполнение родительских прав привлекать собирается, кто дальше, кто больше? Катерина пишет: тоже так думаю, узкий ремень безопасней. Но узкий ремень больнее широкого... Катерина пишет: Сегодня сынуля всю полунощницу молился (в смысле не убегал из комнаты). С удовольствием, радостно кланялся. Конечно основное время он провел под столом, играя. Но на поклоны из под стола вылезал Ну, вот это вполне конструктивно - наглядно и без насилия. Если родители сами делают, то и дети усвоят.

Никола: о. Андрей пишет: Наше обсуждение ведется исключительно в рамках ТорыДа здесь уже несколько лет гонения на ортодоксальных иудеев и с каждым годом они всё усиливаются . Новому мировому порядку ортодоксы не нужны , их здесь терпели пока не поняли , что они не только сами не ассимилируются , но ещё и размножаются . И в виду того , что привлечь к ответственности их больше не за что , начинают привлекать за детей . о. Андрей пишет: Но узкий ремень больнее широкого...Я в своё время предпочитал хворостину .

Сергiй: Катерина пишет: прошу простить меня за вольность. Бог Вас простит, меня простите Христа ради. Я просто воспользовался Вашей цитатой для обращения ко всем участникам, так как подобное часто встречается в нашей среде. У меня тут возникла мысль создать раздел, где можно было бы говорить о распространенных ошибках и пояснении непонятных слов, ведь часто даже очень похожие русские слова (например, дряхлый) имеют абсолютно иное значение в богослужебных текстах. Господину Вашему от меня - сугубый поклон.

Сергiй: Катерина пишет: С удовольствием, радостно кланялся. Конечно основное время он провел под столом, играя. Но на поклоны из под стола вылезал Стало быть, всё очень правильно усвоил. Для его возраста, думаю, лучшего не стоит и ожидать. Дай Бог, чтобы и дальше развивалось в том же направлении.

о. Андрей: Никола пишет: Да здесь уже несколько лет гонения на ортодоксальных иудеев и с каждым годом они всё усиливаются . Новому мировому порядку ортодоксы не нужны , их здесь терпели пока не поняли , что они не только сами не ассимилируются , но ещё и размножаются . И в виду того , что привлечь к ответственности их больше не за что , начинают привлекать за детей . Да, да. В связи с этим вспоминаю любопытный случай. Был как-то «светский раут» представителей религиозных организаций при администрации губернатора Алтайского края. Зван же был и я... Так вот, среди участников обратила на себя внимания молодая дамочка в брючном облегающем костюме, с короткой стрижкой и непокрытой головой. Оказалось она представляет движение т.н. модернистского иудаизма. У них «брачат» однополые сожития и прочие. Вот меня тогда сие открытие удивило весьма. От иудеев я такой «шизы» никак не ожидал.

Никола: о. Андрей пишет: Вот меня тогда сие открытие удивило весьма. От иудеев я такой «шизы» никак не ожидал.Так это и есть «иудеи» будущего . Ортодоксальные антихристу не поклонятся ( по закону не смогут ) .

Jora: Сергiй пишет: Стало быть, всё очень правильно усвоил. Для его возраста, думаю, лучшего не стоит и ожидать. Дай Бог, чтобы и дальше развивалось в том же направлении. Вот и я о том же! М. б., все подумали, что я за казарменную строгость??? Ни-ни Если малый ребенок на соборной или домашней молитве не шумит, это уже хорошо

Jora: Сергiй пишет: часто даже очень похожие русские слова (например, дряхлый) имеют абсолютно иное значение в богослужебных текстах. ... И ЕСТА ДРЯХЛА? (Лук.24:17) Я в детстве думал, что это Лука и Клеопа шли и ели нечто невкусное.

Сергiй: Jora пишет: что это Лука и Клеопа шли и ели нечто невкусное. А я никак не мог понять, как 12 учеников со Христом могли поместиться в маленькую лодку, да к тому же Он еще спал на корме, а они к нему пришли. Пока в Израиле корабли не увидел, и только после того всё на свои места стало. О чем говорят наши с Юрой детские воспоминания? А вот о том же, о живой передаче традиции. Многое имеется из того, что самому невозможно уразуметь, и книги не помогают, нужен живой носитель традиции.

о.Евгений: Думается мне, что есть домашняя молитва келейная(тайная) и общая. Келейно обычно молятся чтобы супруг не слышал, тайно, зачастую и не знаешь, что молится. Общая за обед ужин, воскресная, павечерница и полуношница как правило.

Фотиния: Виктор К пишет: 1. Домашняя молитва должна быть совместной (вся семья) или это не принципиально. 2. Молитвы для детей какие молитвы дети должны знать 1. У нас, например, совместно получаются субботние молитвы - это всей семьей, и папа читает. Двое младших (3г и 1,5г) стоят, как правило приходные поклоны, а дальше расползаются :), хотя на 3х-летнего иногда находит вдохновение, и он молится дольше. Школьники - двое (12 и 7 лет)- молятся утром в будни сами или с кем-то из нас, взрослых, краткий начал. А так у нас с мужем получается по-разному молиться. Я стараюсь где можно петь, и совместно с детьми или их по очереди прошу читать по молитве, а он читает сам, но зато при этом такая тишина!!! 2. Молитвы дети как-то сами запоминают по мере их повторения. Стариший знает уже наизусть весь краткий начал, 7-летний - с Трисвятого по "Отче наш", "Богородице Дево", о здравии (5 поклонов), ему батюшка на исповеди назначил учить "Верую" (путается пока). Уже и 5-летняя "Отче наш" и "Богородицу" выучила... А еще мы действительно любим с детьми молиться за конкретные нужды, или болящих людей, им это очень понятно.

Виктор К: Фотиния пишет: 1. У нас, например, совместно получаются субботние молитвы - это всей семьей, и папа читает. Двое младших (3г и 1,5г) стоят, как правило приходные поклоны, а дальше расползаются :), хотя на 3х-летнего иногда находит вдохновение, и он молится дольше. Школьники - двое (12 и 7 лет)- молятся утром в будни сами или с кем-то из нас, взрослых, краткий начал. А так у нас с мужем получается по-разному молиться. Я стараюсь где можно петь, и совместно с детьми или их по очереди прошу читать по молитве, а он читает сам, но зато при этом такая тишина!!! 2. Молитвы дети как-то сами запоминают по мере их повторения. Стариший знает уже наизусть весь краткий начал, 7-летний - с Трисвятого по "Отче наш", "Богородице Дево", о здравии (5 поклонов), ему батюшка на исповеди назначил учить "Верую" (путается пока). Уже и 5-летняя "Отче наш" и "Богородицу" выучила... СПАСИ ВАС ХРИСТОС!

о. Андрей: Да, Фотиния с супругом молодцы! Активно и благополучно решают демографическую проблему и в стране, и в Церкви! Так держать!

Фотиния: о. Андрей пишет: Активно и благополучно решают демографическую проблему О.Андрей, Вы всё шутите... Серёжин друг назвал его как-то демографическим террористом Помолитесь за нас (меня), пожалуйста. Ожидаемый в мае Чудик вроде как решил сложившейся очерёдности не нарушать (мальчик-девочка-мальчик)... А вот с работой как-то бы смочь разрулить (не выходя в декретный отпуск и в то же время не надорваться). Правда, работа со своими же детьми, но бумажной отчётности много.

д.Михаил: о.Евгений пишет: Думается мне, что есть домашняя молитва келейная(тайная) и общая. Вообще есть молитва келейная и церковная, и у меня вопрос о поклонах. В уставе поклоны делятся на церковные и келейные. Если учесть,что семья - это малая церковь, то при участии на молитве всей семьи поклоны делаются как в церкви? В нашем кратком молитвослове указано, что в домашней молитве все поклоны в обычные дни должны быть земные; что здесь имеется ввиду под домашней молитвой - келейная?

д.Михаил: о.Евгений пишет: Думается мне, что есть домашняя молитва келейная(тайная) и общая. У меня вопрос о поклонах: в уставе они подразделяются на келейные и церковные. Если считать, что семья - это малая церковь, то при общей молитве какие должны быть поклоны? В нашем кратком молитвослове указано, что в домашней молитве в обычные дни все поклоны должны быть земные, какая молитва здесь названа домашней - келейная?

о. Андрей: Домашней молитвой названа домашняя, в смысле не храмовая. Домашняя и келейная - это одно и тоже. Поэтому разницы нет, один человек домашнюю молитву совершает или вся семья вместе. Однако утверждение, что в келейной молитве всегда поклоны земные - неверно. Устав обычно указывает, когда на келейной молитве поклоны земные, когда на произволение, а когда непременно поясные, как, например, в Пятидесятницу.

Фотиния: 3 месяца назад...

Сергiй: Какие детки славные! Загляденье!

о.Евгений: д.Михаил пишет: В нашем кратком молитвослове указано, что в домашней молитве в обычные дни все поклоны должны быть земные, какая молитва здесь названа домашней - келейная? По домам мы и так молимся, и уставом пользуемся для церкви. А Келия все же как бы тайное. Думаю,что в молитвослове имеется в виду келейная молитва.

о. Андрей: о.Евгений пишет: По домам мы и так молимся, и уставом пользуемся для церкви. А Келия все же как бы тайное. Думаю,что в молитвослове имеется в виду келейная молитва. Дорогие отцы и братья, не стоит забывать, что уставы написаны для монастырей, а у монахов семьи нет, в семье иначе все, кроме прочего то, что мы молимся по домам по церковному уставу, вообще никогда не предполагалось древними. В уставных службах по домам видели в древности оказательство раскола и даже крестить возбраняли. Поэтому наши вынужденные случаи нельзя в полной мере объяснить или привести в соответствие с Уставом, который оные совершенно не предполагает.

Сергiй: о. Андрей пишет: о, что мы молимся по домам по церковному уставу, вообще никогда не предполагалось древними. У древних храмы были и общины, а тут хоть бы не забыть, как всё это совершаться должно, хоть беспоповским чином.



полная версия страницы