Форум » Вопросы-ответы » Юмор в жизни христианина. Позволителен ли смех и улыбки? » Ответить

Юмор в жизни христианина. Позволителен ли смех и улыбки?

Ирина: Дорогие мои, Последнее время не раз поднимались вопросы о смайликах, и об уместности юмора и иронии в обсуждение тем форума. Хотелось бы порассуждать о том, какую роль играет юмор, ирония, смех в жизни христиан.

Ответов - 38

Ирина: Свт. Иоанн Златоуст о шутках и смехе (Беседа 17 на послание к Ефесянам): Что пользы сказать шутку? Только возбудишь ею смех. Скажи мне, сапожник возьмется ли за какое-нибудь дело, непринадлежащее к ремеслу его, или станет ли приобретать какой-нибудь (ненадлежащий) инструмент? Никак, – потому что чего мы не употребляем, то ничего для нас не стоить. Пусть не будет ни одного слова праздного, так как от празднословия можно перейти к неприличному (разговору). Теперь время не увеселения, но плача, скорбен и рыданий. А ты шутишь? Какой боец, вышедши на арену, оставляет борьбу с противником и произносить шутки? Близ тебя дьявол ходить вокруг, рыкая, чтобы поглотить тебя, все воздвигает и все обращает на твою голову, замышляет, как бы выгнать тебя из твоего убежища, скрежещет зубами, воет, раздувает огонь против твоего спасения, – а ты сидишь и произносишь шутки, пустословишь и говоришь неприличные речи? Можешь ли же ты успешно одолеть его? Мы забавляемся по-детски, возлюбленные! Хочешь узнать образ жизни святых? Послушай, что говорить Павел: "Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас" (Деян. 20:31). Если же он употреблял такое попечение о милетянах и ефесянах, – не шутки говорил, а со слезами преподавал учение, – то что ты скажешь о других? Послушай, что он говорить и к Коринфянам: "От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами" (2 Кор. 2:4); и еще: "Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?" (11:29). Послушай, что он говорить еще в другом месте, ежедневно, так сказать, желая переселиться из мира: "Ибо мы, находясь" в храмине, "воздыхаем" (5:4). А ты смеешься и забавляешься? Время войны, – а ты занимаешься тем, что свойственно плясунам? Не видишь ли ты лиц людей воюющих, как они суровы, как строги, как брови их страшны и полны ужаса? У них ты видишь лице суровое, сердце бодрое, ум отважный, быстрый, сдержанный, осторожный и беспокойный, большое благочиние, большую стройность и великое молчание в рядах; не говорю уже, что они не произносят постыдного слова; они вовсе ничего не говорят. Если же они, сражаясь с врагами чувственными и не будучи в опасности потереть какой-либо вред от слов, наблюдают столь великое молчание, то ты, который должен вести войну и за слова, и даже большую часть войны, – как ты допускаешь этой твоей части оставаться обнаженной? Разве ты не знаешь, что мы здесь подвергаемся многим наветам? Шутишь и забавляешься, говоришь остроты, возбуждаешь смех, и нисколько не думаешь о деле? Сколько от шуток происходить клятвопреступлений, сколько вреда, сколько сквернословия! Но, говорят, эти шутки не таковы. Однако, послушай, – (апостол) изгоняет всякие шутки, Ныне время войны и битвы, бдения и бодрствования, вооружения и приготовления к борьбе. В теперешнее время вовсе не может быть места смеху, потому что это – время мира. Послушай, что говорить Христос: "Мир возрадуется; вы печальны будете" (Иоан. 16:20). Христос распялся на крест из-за твоих злодеяний, а ты смеешься? Он потерпел заушения и столько пострадал из-за твоих бедствий и объявшей тебя бури, а ты веселишься? И разве не тем более ты этим Его раздражаешь? Но так как иным это дело кажется безразличном и таким, от которого трудно уберечься, то рассудим немного об этом и покажем, насколько велико это зло. Это дело дьявола – нерадеть о безразличных (поступках). И, во-первых, если бы это было и безразлично, и в таком случае не должно этим пренебрегать, зная, что от этого происходить много зол, которые возрастают и часто оканчиваются любодеянием. А что это не безразлично, видно из следующего. Посмотрим, откуда (этот порок) происходить. Или лучше, посмотрим, каков должен быть святой. Он должен быть тихим, кротким, скорбящим, плачущим, сокрушенным. Следовательно, кто говорит шутки, тот не святой, какой, будь он хотя и эллин, смешон. Это позволительно только играющим на сцене, где гнусность, там и шутки; где безвременный смех, там и остроты. Послушай, что говорить пророк: "Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом" (Пс. 2:11). Шутливость делает душу слабой, ленивой, вялой; она возбуждает часто ссоры и порождает войны.

Ирина: Продолжение Беседы 17 свт. Иоанна Златоуста на послание к Ефесянам: 3. Что же? Разве ты принадлежишь не к числу мужей? Оставь же то, что свойственно детям. Тебе не нравится, если твой раб говорит на площади что-либо бесполезное; а ты, называя себя рабом Бога, произносишь на площади шутки? Прекрасно, если душа трезвенная, – ее нельзя увлечь; а рассеянной кто не увлечет? Она будет обманута сама собою и не нужно ей будет козней и нападений дьявола. А чтобы тебе лучше узнать (дело), обрати внимание на самое название. Шутником (ευτράπελος) называется человек непостоянный, на все готовый, нетвердый, изменчивый, бывающий всем. Но это – несвойственно тем, которые служат Камню. Такой человек легко изворачивается и переменяется, потому что он должен подражать и изменению лица, и словам, и смеху, и походке (других) и всему; при том ему нужно выдумывать остроты, потому что для него и это необходимо. Но играть комедии несвойственно христианину. При том охотнику до шуток необходимо терпеть сильную вражду со стороны осмеиваемых им, присутствуют ли они при этом, или услышать со стороны. Если это дело хорошее, то зачем оно предоставляется мимическим актерам? Ты делаешься таким актером, и не стыдишься? Для чего вы не позволяете этого свободным вашим (женщинам)? Разве этим вы не свидетельствуете, что это нечестный обычай и неблагопристойное дело? Много зол гнездится в пристрастной до шуток душе, большая рассеянность и пустота: расстраивается порядок, ослабляется благоустройство, исчезает страх, отсутствует благочестие. У тебя язык не для того, чтобы передразнивать другого, а чтобы благодарить Бога. Разве ты не видишь, так называемых, смехотворов, клоунов? Вот они – шутники. Изгоните, умоляю вас, из душ своих это непривлекательное удовольствие: это дело паразитов, мимических актеров, плясунов и публичных женщин. Пусть будет оно далеко от души свободной и благородной, даже и от рабов. Если кто бесчестен, если кто мерзок, тот и охотник шутить. Многим это дело кажется даже добродетелью, и это достойно слез. Как похоть мало-помалу доводить до любодеяния, так и наклонность к шуткам кажется привлекательной, а между тем менее всего привлекательна. Послушай, что говорить Писание: "Грому предшествует молния, а стыдливого предваряет благорасположение" (Сир. 32:12). Но ничего нет бесстыднее шутника; потому уста его исполнены не приятности, а горечи. Изгоним этот обычай из-за трапез. Есть некоторые, которые учат этому даже бедняков. О, нелепость! Шутами делают тех, которые окружены горестями! Где нет этой болезни? Она вошла и в Церковь, она уже коснулась и Писаний. Сказать ли нечто, чтобы показать чрезмерность зла? Стыжусь, а все-таки скажу. Я хочу показать, до чего дошло зло, чтобы не подумали, что я занимаюсь мелочами и рассуждаю с вами о чем-нибудь маловажном, чтобы, хотя этим способом мне можно было отвлечь вас от заблуждения. Пусть никто не полагает, что я выдумываю: я скажу то, что слышал. Случилось кому-то быть у одного из тех, которые тщеславятся ученостью, – я знаю, что возбужу смех, а все же скажу; поставивши стол, этот сказал: „хватайте, дети, чтобы не распалился желудок". Равным образом иные говорят: „горе тебе, мамона, и тому, у кого нет тебя". И много таких нелепостей привнесла шутливость, как, наприм., когда говорят: „теперь нет рождения". Я говорю это, показывая нелепость постыдного обычая, потому что подобные выражения (происходят из) души, чуждой благочестия. Не достойны ли такие (слова) молний? Можно бы найти много и других подобных выражений. Потому, умоляю, изгнавши отовсюду этот обычай, будем говорить то, что нам прилично, и пусть снятия уста не произносят слов, свойственных устам бесчестным и позорным. "Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой?" (2 Кор. 6:14)? Лучше, если мы, удалившись от всего неприличного, в состоянии будем воспользоваться обещанными благами, чем если, занимаясь этим, погубим через то трезвенность ума. Человек шутливый скоро делается злоречивым; а злоречивый способен к бесчисленному множеству и других пороков. Итак, упорядочивши эти два душевные состояния и подчинивши их разуму, как послушных коней, – я разумею похоть и гнев, – поставим над ними возницей ум, чтобы получить награду вышнего звания, которой да сподобимся все мы во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Ирина: свт. Иоанн Златоут предостерегает нас от шуток, одновременно есть и примеры того, когда святые отцы сами шутили. Приведу в пример Египетский патерик об Антонии Великом: Пришел некто в пустыню поохотится на диких зверей и застал авву Антония, когда тот говорил братии речи шуточные, и подумал о нем нехорошо. А старец желал изъяснить ему, что иногда братии должно быть оказано снисхождение, говорит ему: "Положи-ка стрелу на лук твой и напрягай тетиву". Тот сделал по слову его. Старец опять говорит: "Еще напрягай"! Тот напряг вовсю, а старец снова за свое: "Напрягай"! Отвечает ему охотник: "Знаешь, если я напрягу чересчур, тетива порвется". И тут молвил ему старец: "Вот так-то и с делом Божиим. Если, беседуя с братьями, напрягать тетиву превыше данной им меры, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им чуточку снисхождения. И охотник, получив многую пользу душевную, удалился; и братья, утешаясь от шутки, отошли восвояси.


Ardalyon: Может быть дело в том, что понималось под шуткой и какой именно юмор? Златоуст пишет: Следовательно, кто говорит шутки, тот не святой, какой, будь он хотя и эллин, смешон. Это позволительно только играющим на сцене, где гнусность, там и шутки; где безвременный смех, там и остроты. Это просто про штатных "юмористов" из телевизора и проч. сказано с их дурным балаганным юмором...

Прасковья: У нас на форуме сложилась дружеская обстановка. В реальной жизни мы так не живем, но здесь мы себе позволяем улыбнуться, что бы стряхнуть напряжение. Как отвечать тем кто не способен понять, что не прав? Ведь правда о себе такая горькая и не все способны её принять, а когда с улыбкой не все так плохо. Видно что люди тебя любят и не хотят обидеть и потому с улыбкой тебя увещают.

Прасковья: Бывают люди которые шутят ради шутки так сказать блеснуть, бывают шутки наглые и вызывающие. У нас же юмор от безысходности, от горечи, в местах где плакать хочется. Для наших гостей это выглядет странно, ведь они нас не знают. А мы то видим кто стоит за такими горькими сообщениями наш брат или сестра. И старается шуткой отвести человека от заблуждения. Я так думаю. Может нам и надо стать серьезнее я не знаю. Скажут отцы не шутить на форуме, значит не будем. Вы уж меня простите что везде писала МЫ.

Sergius Lipovanus: И обратите внмание: св. Иоанн Златоуст вооружается не против веселия, а против острот, потому что они действительно очень часто могут перейти всякую грань. А веселье само, особенно если оно связано с духовным торжеством, не осуждается св Церковью. Например, стихера Пасхе: "Богоотец убо Давыд пред сенным ковчегом, скакаше играя, людие же Божии святии, образ бытия зряще, веселимся божественнии, яко воскресе Христос, яко всесилен!" Потом Господь Исус Христос восходил из ада "веселыми ногами, Пасху хваляще вечную".

искатель: Когда князь Владимир искал истинную веру, он отправил послов к болгарам-мусульманам, немцам и грекам для изучения соответственно ислама, западного христианства и восточного. Вот что рассказали послы, побывавшие в Болгарии: Они же (послы) сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их.

искатель: От улыбки станет всем светлей

Ирина: О смехе и улыбках: Свт. Иоанн Златоуст говорил, что Христос никогда не улыбался. Мне сложно это себе представить. Неужели Он не улыбался на свадьбе? Неужели не улыбался детям? Если и ты плачешь так же, то подражаешь своему Господу. И Он ведь плакал о Лазаре (Ин.11,31), об Иерусалиме (Лк.19,41) и возмутился духом об Иуде (Ин.13,21). Да и часто бывало, что видели Его плачущим а чтобы Он смеялся или мало улыбался, этого никто никогда не видел, – почему ни один из евангелистов не упомянул о том. Так же и Павел, что он плакал, и плакал три года день и ночь, сам о том свидетельствует (Деян.20,31), и другие о нем говорят то; а чтобы когда-либо смеялся, об этом нигде не говорит ни сам он, ни другой апостол, ни один из святых, ни о нем, ни о ком другом подобном. Об одной только Сарре говорит Писание ( Быт.18,12), за что она и получила упрек, также о сыне Ноя, который за то из свободного сделался рабом. Впрочем, я говорю это, не запрещая смеяться, но удерживая от неумеренного смеха. Свт. Иоанн Златоуст, толкование на святого Матфея Евангелиста , Беседа 6.

Ardalyon: Прасковья пишет: Вы уж меня простите что везде писала МЫ. я полностью с Вами, Прасковья, согласен. Так что уже мы с Вами! :)

Ирина: искатель пишет: От улыбки станет всем светлей

Ирина: Прасковья, не за что прощать то! Прасковья пишет: В реальной жизни мы так не живем, но здесь мы себе позволяем улыбнуться, что бы стряхнуть напряжение. А мне сложно в реальной жизни не улыбаться. Некоторые жизненые тяготы легче преодолеваются, если посмотреть на них с юмором. Только смеятся не над другими, а над собой, либо над ситуацией.

ivan: Чтоже вы такие не пробиваемые.Я вам привел цитаты из Иоанна Лествичника,Ирина из Златоуста.А вы все пытаетесь оправдать этот грех,Разве вы в церкви смеетесь?А собрание людей верующих во Христа на форуме?-(где двое или трое во имя Мое там и Я посреди их..)Обсуждаем религиозные темы и скатываемся до кащунства(потому как шутить и паясничать в присутствии Христа считаю кощунством.Я уже придлагал открыть тему отделно для смехотунов.Очень рад что многие ПО НАСТОЯЩЕМУ верующие перестали в сообщениях употреблять смехотворные смайлы,спаси вас Бог.Ирина спаси вас Бог за очень поучительные высказывания св.Иоанна Златоуста.

Прасковья: Христа не трудно понять, почему Он не улыбался. Ведь Он смотрел не на лица, а на сердца и особенно на будущее этих сердец. Мы поверхностны, а Он видел как много народу отправятся в ад, и какую жертву Ему за нас придется принести и как не много тех кто ей воспользуется.

Ирина: ivan пишет: Я вам привел цитаты из Иоанна Лествичника,Ирина из Златоуста.А вы все пытаетесь оправдать этот грех Иван, а как вы прокоментаруете египетский патерик о святом Антонии Великом? И еще, выше я привела цитату Златоуста Ирина пишет: Впрочем, я говорю это, не запрещая смеяться, но удерживая от неумеренного смеха. То есть смеятся то все-таки можно, но знать меру.

Ирина: Прасковья пишет: Христа не трудно понять, почему Он не улыбался. Ведь Он смотрел не на лица, а на сердца и особенно на будущее этих сердец. Мы поверхностны, а Он видел как много народу отправятся в ад, и какую жертву Ему за нас придется принести и как не много тех кто ей воспользуется. Прасковья, спаси Христос.

о.Евгений: Когда приходит к вам друг или подруга, хороший человек, ребенок. Разве не вызывает доброй улыбки? Ведь идет осуждение именно неудержимого смеха-истерического. именно такой смех можно бесовским назвать.

Jora: Sergius Lipovanus пишет: Господь Исус Христос восходил из ада "веселыми ногами, Брат, прости, поправлю: не Христос, а "иже адовыми узами содержими", зряще безчисленное Твое (т.е. Христа) милосердие, к свету идяху веселыми ногами. Переставил слова местами, так понятнее. Sergius Lipovanus пишет: А веселье само, особенно если оно связано с духовным торжеством, не осуждается св Церковью. Это так. Но нужно помнить и такие слова: Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. (Пс.2:11)

ivan: Ирина спаси Бог за поучения Иоанна Златоуста.После прочтенного -нет желания что либо каментировать(хочется плакать о нашей безалаберности).

Ирина: ivan пишет: Ирина спаси Бог за поучения Иоанна Златоуста. Во славу Божию. Простите меня Христа ради, Иван. Мы люди немощные, я вот во всю борюсь со соей язвительностью, сарказмом. А в доброй дружеской улыбке, проявлении радости вместе с ближними не вижу ничего плохого.

ivan: Ирина в этом и я не вижу ничего плохого.Но согласитесь на форуме этого мало.в основном норма нарушается.

Георгий, Львов: ivan пишет: Чтоже вы такие не пробиваемые. Не натягивай тетиву, брате!

о.Евгений: Христос говорит о том, что бы верующие в него были как дети. Вопрос как часто дети улыбаются?Дети много улыбаются и смеются видя родителей или близких людей, это естественно. вот и ответ. Если улыбка естественна,то она не безобразна, а если не естественна, то безобразна и греховна. Не даром говорили о лицедеях и шутах. Которые искусственно веселят людей.

Георгий, Львов: ivan пишет: каментировать И ещё: не бросай камен, не надо нас КАМЕНтировать, разве что сам -- безгрешен аки Христос Бог наш! Но и Он говорил: "И я тебя не сужу! Иди в мир и не греши более!" "А ты кто, что судишь брата своего (уподобляясь "винаревичам" и Ко)?! Перед своим Владыкой он стоит и падает и силён Бог восставить его!" "А кто видит брата согрешающего грехом не к смерти тот пусть за него молится..." Уподобимся святым апостолам, если не может уподобиться Христу, который говорит: "Не судите и не будите судимы".

ivan: 1-е. посл Тимофею.гл.5,20стих:"Согрешающих обличай пред всеми,чтоб и прочие страх имели." Простите если кого осудил. Старался обличить (по моему не приемлемое .для христиан)на сайте.Если когото задел за живое простите.Думал ну что тут такого ? избавиться от этой мимикримии.Серьезные темы.ДУХОВНЫЕ не будут скатываться к паясничанью перед друг другом .Ан нет-целая война разгорелась. в защиту этих смайликов .Счастливо порыготать.Когда будете писать сообщение внимательно посмотрите на лево,и если у вас это не вызывает отвращения мне вас искренне жаль.Спаси вас Христос.

Ardalyon: "Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть” (1Кор.10:12).

о.Михаил : ivan пишет: Очень рад что многие ПО НАСТОЯЩЕМУ верующие перестали в сообщениях употреблять смехотворные смайлы,спаси вас Бог. Простите Христа ради Ivан, а как Вы определяете кто ivan пишет: ПО НАСТОЯЩЕМУ верующие ?

Прасковья: По смайликам! Как еще можно по другому определить по настоящему верующего христианина))))))

Катерина: о.Евгений пишет: Вопрос как часто дети улыбаются? у своего сына я заметила улыбку на второй день жизни (это потому, думаю, что в первый день мне не до улыбок было ) дети улыбаются постоянно. Ребенок не улыбается только в одном случае - если ему плохо, а если он здоров и доволен - постоянно смеется.

Ardalyon: Но вообще - если подходить к теме серьезно, то следует разделить: - смех - улыбку - смехотворство - шутку Итак, никто не видел, чтобы Христос улыбался, однако, один эпизод в св. Евангелии есть, где Господь в виде шутки объясняет сложные вещи - это эпизод с динарием Кесаря - это явный риторический прием, который мы можем считать чем-то похожим на шутку. (Лк 20: 20-26) Собственно - если рассматривать ее структуру это небольшое повествование, заканичивающаяся неожиданно и в корне меняющая смысл его. Итак - здесь - разговор был начат о монете, о том что на ней изображено, затем последовал неожиданный переход к персоне того, кто изображен на монете и кому надо ее, монету отдавать. Таким образом, с точки зрения текста, мы имеем дело с риторическим приемом, который можно назвать шуткой. (собственно - ето не мое мнение, и история етого вопроса давняя). Итак, сам по себе это просто риторический прием, такой же как метафора, гипербола, летота - просто прием, то есть возможность таким образом ниболее точно выразить мысль, что, собственно и отмечено в св. Евангелии - фарисеи не смогли уловить Спасителя. К чему я все ето написал? Да к тому, что опять смешали несколько понятий и без разделения их нельзя точно определить что именно греховно, а что - нет. Смех и улыбка тоже - простые свойства людей, какими наделил нас Господь такие же как потение, слюноотделение, например. И, как нельзя запретить человеку потеть или выделять слюну, так же нельзя вовсе запретить людям улыбаться. Вопрос в том, что и где уместно и благочестиво, а что и где - нет...

Рина: Ardalyon пишет: Смех и улыбка тоже - простые свойства людей, какими наделил нас Господь Ardalyon пишет: Вопрос в том, что и где уместно и благочестиво, а что и где - нет... согласна.

Jora: Правда, что Он был послан, но как человек (потому что в Нем два естества; так, Он утомлялся, и алкал, и жаждал, и был в борении, и плакал - по закону телесной природы), а если послан и как Бог, что из этого? Под посольством понимай благоволение Отца, к Которому Он относит дела Свои, чтобы почтить безлетное начало и не показаться противником Богу. О Нем говорится, что предан (Рим.11:25), но написано также, что Сам Себя предал (Еф.5:2.25). Говорится, что Он воскрешен Отцом и вознесен (Деян.3:15; 1:11), но написано также, что Он Сам себя воскресил и восшел опять на небо(1Сол.4:14; Еф.4:10) - первое по благоволению, второе по власти. Но ты выставляешь на вид уничижительное, а обходишь молчанием возвышающее. Рассуждаешь, что Он страдал, а не добавляешь, что страдал добровольно. Сколько и ныне страждет Слово! Одни чтут его как Бога и объединяют; другие бесчестят Его как плоть - и отделяют. На которых же более прогневается Он или, лучше сказать, которым отпустит грех? Тем ли, которые объединяют, или тем, которые рассекают злочестиво? Ибо первым надлежало разделить, а последним соединить, - первым относительно к числу, а последним относительно к Божеству. Ты соблазняешься плотью? И иудеи также соблазнялись. Не назовешь ли Его и самарянином? О том, что далее, умолчу. Ты не веруешь в Его Божество? Но в Него и бесы веровали, о ты, который невернее бесов и несознательнее иудеев! Одни наименование Сына признавали означающим равночестие, а другие узнавали в изгоняющем Бога, ибо в этом убеждало претерпеваемое от Него. А ты ни равенства не принимаешь, ни Божества не исповедуешь в Нем. Лучше было бы обрезаться и стать бесноватым (скажу нечто смешное), нежели в необрезании и в здравом состоянии иметь лукавые и безбожные мысли. Фрагмент из Слова 45 свт. Григория Богослова на Св. Пасху.

Лесник: 3 Царств 18:26-27 26 И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. 27 В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем - либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!

о.Евгений: Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. (Прит.17:22)

андрей ю.: Прасковья Бывают люди которые шутят ради шутки так сказать блеснуть, бывают шутки наглые и вызывающие.А бывают такие, чтобы сгладить какие то острые моменты, которые могут привести к вражде...а вообще интересная тема...

о. Андрей: Живыи на небесех посмеется... Пс. 2:4

Jora: 6 И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. (Быт.21:6) Уж какой серьёзный Отец - св. Григорий Богослов:... Ты не веруешь в Божество Его? Но в Него и бесы веровали, о ты, который невернее бесов и несознательнее иудеев! Одни наименование Сына признавали означающим равночестие, а другие в изгоняющем узнавали Бога, ибо убеждало в этом претерпеваемое от Него. А ты ни равенства не принимаешь, ни Божества не исповедуешь в Нем. Лучше было бы тебе обрезаться и стать бесноватым (скажу нечто смешное), нежели в необрезании и в здравом состоянии иметь лукавые и безбожные мысли. Слово 38. На Богоявление или на Рожество Спасителя



полная версия страницы