Форум » Вопросы-ответы » Устав о ядении завтра 24 февраля » Ответить

Устав о ядении завтра 24 февраля

Димитрий Н.Б.: Как постимся завтра 24 февраля (обретение честныя главы св.Иоанна Предотечи, понедельник 3 нед.)? В календаре ДПЦ указание "без масла", да и навскидку тоже так вспоминается: если не вторник и не четверток, то без масла. Однако стал читать в книгах и не нахожу, где сие конкретно указано. Если буквально понимать указания Ока лист 516 на об., то выходит - с маслом: [quote]...В прочих же седмицах великого поста, кроме среды и пятка, ядим два варения с маслом, и пием вино. В среду же и в пяток, ядим два варения без масла, и пием вино [/quote] То же самое и в Минеи лист 189 на об. Про понедельник ничего не сказано, оговорено только про среду и пяток. В маленьком "Уставе домашней молитвы" преображенск.печати, лист 96 на об. сказано о вторнике и четвертке (с маслом), про среду и пяток (без масла), про понедельник опять ни слова. Так как же?

Ответов - 38

о. Андрей: Вообще, по логике устава, для постящихся в понедельник (у которых оный к среде и пятнице всегда приравнен) пища без масла, а для прочих масло, полагаю, не предосудительно. Это как с понедельником "пестрой" недели. Но это всегда вызывает дискуссии, ибо устав-то отражает, прежде всего, монастырскую практику, а монахи всегда по понедельникам постятся, как в среду и в пяток.

Димитрий Н.Б.: Логично, но здесь, как видим,нельзя сказать, что устав отражает именно монастырскую практику - понедельник прямо не приравнен к среде и пятку, но "многозначительно" оставлен в умолчании. В отличие, например, от общих указаний, Око лист 967 на об.: ...В понедельник, и в среду, и в пяток, сухо ясти подобает. Во вторник и в четверток варение без масла. Здесь о понедельнике чётко сказано. Различие очевидно. Поетому на сегодня, наверное, Вы правы: для прочих масло, полагаю, не предосудительно Странно, что общая практика идёт другим путём, более строгим. Похвально, конечно, но всё же устав есть устав...

Виктор К: Димитрий Н.Б. пишет: Странно, что общая практика идёт другим путём, более строгим. Похвально, конечно, но всё же устав есть устав... вот вот то что предписано не выполняем, придумываем из благочестивых побуждений какие-то дополнительные ограничения, а потом и получается, что налагаем бремена неудобоносимые и т.д.


Глеб: Димитрий Н.Б. пишет: В отличие, например, от общих указаний, Око лист 967 на об.: Хорошая мысль, завтра пронумерую Око. А то иногда сложно искать, а славянскую "цифренность" вообще на дух не переношу.

о. Андрей: Димитрий Н.Б. пишет: но здесь, как видим,нельзя сказать, что устав отражает именно монастырскую практику - понедельник прямо не приравнен к среде и пятку, но "многозначительно" оставлен в умолчании. Вот в этом умолчании и кроется первичность иноческого устава, то есть напрямую об очевидном написать не рискнули. Нужно не забывать, что Око - труд компилятивный и за любую необдуманную мысль составитель мог отправиться и на дыбу, а то и на костер. С авторами первого варианта так чуть и не поступили. Повезло Логгину, что помер раньше ))) Патриарх Филарет дюже зазирал устав 1610 года за новаторство, в 1633 году он издал свой устав с рукописи 16 века, но патриарх Иосиф в 1641 году вновь переиздал устав 1610 года, которым мы теперь и пользуемся. Так что с ентим уставом не все так просто...

Глеб: Стоп-стоп, разве Большой Устав не калька с Устава Савы Освященаго?

Димитрий Н.Б.: Виктор К пишет: то что предписано не выполняем, придумываем из благочестивых побуждений какие-то дополнительные ограничения, а потом и получается, что налагаем бремена неудобоносимые и т.д. Мне кажется, дело в том, что издавна Око не было в общем употреблении, во многих регионах действовали местные монастырские уставы. Например, весь Север ориентировался на Выг, где устав по многим пунктам отличается от Ока. В Сибири, вероятно, тоже было что-то своё - по крайней мере, откуда-то взялись весьма многие особенности у часовенных, которые значительно выделяются из прочих и по богослужебной практике, и по ядению. Недавно разговаривал со знакомым часовенным, так он вообще никогда не слыхал, чтобы в Вел.Посту масло вкушали кроме суббот и недель, какой бы святой не праздновался.

Димитрий Н.Б.: Глеб пишет: Хорошая мысль, завтра пронумерую Око. У меня оно вовсе не нумеровано, просто на клавиатуре славянской цифири нету...

Глеб: Димитрий Н.Б. так я карандашиком. На бумажном варианте. )

о. Андрей: Глеб пишет: Стоп-стоп, разве Большой Устав не калька с Устава Савы Освященаго? Конечно же нет. Устав св. Савы раза в три тоньше Да там прямо в тексте многократно встречается " А у нас на Руси такой сложился обычай...".

Глеб: о. Андрей и чего теперь делать? По обычаю не значит по церковному. Как содержать веру православную?

о. Андрей: Просто уставы в древности никогда не кодифицировались и Церковь допускала в них некоторое многообразие. Не нужно оные противопоставлять друг другу. Впрочем, если желательна определенность, то устав 1641 года является последним словом дораскольной Церкви. Его и следует придерживаться, что впрочем все и делают, на самом деле.

Алексий: Вроде, по Палестинской традиции в понедельник на Обретенье без масла, по Афонской с маслом и вином.

о. Андрей: А русские собрали все многообразие и ломают голову теперь над противоречиями

андрей ю.: Виктор К вот вот то что предписано не выполняем, придумываем из благочестивых побуждений какие-то дополнительные ограничения, а потом и получается, что налагаем бремена неудобоносимые и т.д.Во во, вспомнилось: “Тогда приходят к Исусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои” и пр. (Мф. 15:1). Они не говорят: почему ученики Твои преступают закон Моисеев, но - почему нарушают “предание старцев”? Отсюда видно, что священники много вводили нового, хотя Моисей под страхом великого наказания и со многими угрозами запрещал им что-либо прилагать к закону, или отнимать от него, говоря: “Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того” (Втор. 4:2). И тем не менее, они вводили новые постановления, каково было и то, что не должно есть неумытыми руками, что чаши и котлы надобно омывать и самим омываться. Тогда как иудейскому народу надлежало уже оставить прежние постановления, они навязывали ему еще более, опасаясь лишиться власти и желая, чтобы их тем более страшились, что они и сами законодатели. От этого дело дошло до такого нечестия, что их заповеди сохраняли, а Божии нарушали; и столь велика была власть их, что это не почиталось уже и преступлением. Потому на них и лежала двойная вина: и за то, что вводили новые постановления, и за то, что, оставляя без внимания Божии заповеди, тем более вступались за свои. (И.Златоуст)

Виктор К: андрей ю. ну да ну да, как-то так...

Алексий: Есть и такой Устав на "Обретенье": Это Служебник 1610 г. Может быть в нашем ежегодном календаре появится ссылка для "немощных" на "ин Устав".

Глеб: Алексий такое письмо я написал давеча одному иерею - "Доброго здоровья. Вопрос такой, чем обусловлено указание в календаре, на начало Великого Поста, разрешение на варево без масла, хотя в Церковном Оке четко написано - "От правил святых отец и о предании апостольских сице лепо есть поститися, всякому православному християнину. В великий Пост, в первую неделю , глаголемую феодорову, поститися два дни, в понедельник и во вторник, ни хлеба ясти, ни воды пити, но на молитвы и на поклоны подвизатися. А в среду, по отпущении вечери, в девятый час дни, ямы сухоядение, и сурово зелие, и надобна таковым и пием укроп с медом." Я только сейчас обнаружил. Постится начал как привык в РПСЦ. Это не ревность не по разуму в чем меня все пытаются постоянно обвинить, это Устав. В данном случае я и не должен по моему благословляться у духовного отца на усиление поста посему как Устав писан прежде бывшими святыми отцами. Почему тогда календарь в противоречии? Причем календарь РПСЦ за нынешний год в соответствии и трапеза не поставляется с разрешениями по Уставу болезным и старым".

Алексий: Глеб пишет: я написал давеча одному иерею Глеб пишет: Глеб! Вы ожидаете моего комментария?

Глеб: Алексий конечно. Мне же интересно знать что ответите вы потому что ответил иерей я знаю.

андрей ю.: Глеб "От правил святых отец и о предании апостольских сице лепо есть поститися, всякому православному християнину. В великий Пост, в первую неделю , глаголемую феодорову, поститися два дни, в понедельник и во вторник, ни хлеба ясти, ни воды пити, но на молитвы и на поклоны подвизатися. А в среду, по отпущении вечери, в девятый час дни, ямы сухоядение, и сурово зелие, и надобна таковым и пием укроп с медом." .....Устав писан прежде бывшими святыми отцами. Почему тогда календарь в противоречии? Нормальный календарь! Братья, не слухайте его, он нас всех голодом заморит...

Глеб: андрей ю. пишет: он нас всех голодом заморит диакон Олег подтвердит что человек до 30 суток без еды живет и до четырех без воды.

Алексий: Глеб пишет: что ответите вы Можно и на "ты". Что по вопросу, то вижу дело так: На Руси, как впрочем и во сем православном мире, единого Устава, что Богослужебного, что на пищу, не было. Практически каждый Соборный храм, монастырь, скит имел свой Устав или неписанную традицию. Можно, условно, Устав сравнить с руслом реки, что выходит за берега, то неприемлемо ни в коем случае, но то что по руслу достаточно вариативно. Что касается "Ока", то это лишь одно из названий Устава, до раскола вышли три издания "Ока" и все они имеют в частностях различия между собой. Помимо "Ока Церковного" издавались и "Служебники" и "Типиконы", это все Уставы различных редакций, а за ними море Уставов рукописных. Как решить вопрос Вам с определенностью и на чем остановиться и чем руководствоваться, то поступите следующим образом: благословитесь у духовного отца и правящего епископа следовать "Оку Церковному" (1641 г.), а на остальное не обращайте внимания. Вот ради примера приведу вариант Устава на пищу Иосифо-Волоколамского монастыря известного своей строгостью: Тут есть разрешение на икру (красную или черную) во все Недели поста.

Глеб: Алексий спросился у духовного отца, владыка Василий благословил руководствоваться Оком и не слушать никого.

Алексий: Вот и Слава Богу!

Глеб: Алексий пишет: Вот и Слава Богу! вот уж слава Богу, разрешил душевные терзания!

Глеб: Кстати, запретил какие либо изобретения в чине исповеди несогласные с Большим Потребником. Сказал как положено пред Олтарем в церкви так и делать. У меня какие либо письменные исповеди принимать отказался наотрез.

Алексий: Решил разместить здесь. Канонические ответы Евфимия святогорца, о нем - http://www.pravenc.ru/text/187800.html По изданию К. Келидзе " Литургические грузинские памятники..." Тифлис, 1908 г. Отрывок о соблюдении постов.

диакон Олег: Глеб пишет: диакон Олег подтвердит что человек до 30 суток без еды живет и до четырех без воды Ой! - не было со мной такого, не было ... ни разу... Я почему одну голову-то аватару отослал - остальное не вместится!

Катерина: А вот как то случай был, по новостям передавали, мужчина ехал в метель, не справился с управлением и его занесло, а машину снегом засыпало, он месяц прожил в этой машине. Снег начал таять и машину увидели, человек жив был, только крайне ослабел. Еды в машине не было, он сначала имеющую воду пил, а потом снег ел.

Алексий: Вот еще устав на пищу. Вариация Студийского устава 11 века. Изложено как для монахов, так и для мирян.

Алексий: А тут для послушников и работников в монастыре, т.е. для мирян.

Георгий, Львов: Добраго здравия, брат Алексей! Прочитал с интересом. Заметил то, что наблюдал на юге Украины в сёлах: за трапезой много вина (детям в т.ч.).

андрей ю.: Алексий и по три красовули вина Это сколько? Переведи.

Алексий: андрей ю. пишет: Это сколько? Переведи. Красовуля- мера жидкости по размеру сжатого кулака. В выше приведенном тексте- мера кулака игумена.

андрей ю.: Алексий Красовуля- мера жидкости по размеру сжатого кулака. В выше приведенном тексте- мера кулака игумена. Интересно, игумен здоровый мужик был По словарю прочел: красо(в)у́ля "монастырский кубок, кружка, чаша" (Мельников и др.), укр. красоу́ля, красову́ля "кубок", сербск.-цслав. красоволии, красоволь "мера", из ср.-греч. κρασοβόλι(ον) Может тогда, если объединить, получится: красовуля - это такой монастырский кубок, который сможет поднять в кулаке игумен монастыря Чем больший кубок сможет поднять, тем больше красовуля получится

Глеб: андрей ю. красовуля - это примерно триста грамм. Но учитывая что в Риме и Греции пить неразведенное вино считалось плебейством и алкоголизмом то вино разбавляли водой примерно пополам. Учитывая что настоящее виноградное вино является весьма концентрированным (на основании своего опыта пития кавказских вин домашней выработки) при разведении не теряется ни вкус ни аромат, только крепость. Примерно как развести вермут содовой.

cocpucm: Алексий, спаси Христос! Вы не могли бы разместить где-нибудь на файлообменнике книгу, из которой Вы взяли устав на пищу? Или, если она у Вас в бумажном виде, сделать сканы устава в бОльшем разрешении?



полная версия страницы