Форум » Вопросы-ответы » Якоже худей птице » Ответить

Якоже худей птице

Сергiй: В службе священномученику Василию, епископу Амасийскому есть такой тропарь: Любопытные слова: якоже худей птице. Какой смысл в них заложен? Есть мысли? Почему птице? Может, какая история с этим связана? P.S. Ах, да, 26 апреля.

Ответов - 187, стр: 1 2 3 4 5 All

Валентиныч: http://www.youtube.com/watch?v=cjOsrx4vKVI

Алексий: Может быть (?) под "куропаткой" раньше представляли что либо похожее на сорных кур? http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=616861

Сергiй: Сорные куры распространены в Южном полушарии: в Австралии и на островах Тихого океана. Они населяют главным образом тропические леса, также живут и на коралловых островах с бедной растительностью, в полупустынных районах Австралии. Ага. Составители текста службы священномученику Василию, епископу Амасийскому, об Австралии и слыхом не слыхивали.


сирин: И поведения эти куры хорошего, они почти по домострою живут и чужими яйцами и цыплятами не интересуются. Надо худых искать с тяжелой судьбой, которые могли бы пропеть о себе : " Перебиты, поломаны крылья, дикой болью всю душу свело, ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля ля-ля, все дороги мои замело. "

Сергiй: сирин пишет: ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля ля-ля Какой текст! Вот это глубина мысли! Но есть и положительное в том. Это не американское bla-bla-bla, распространившееся за последние 22 года среди населения. И не чувствуют даже, что по-русски это звучит почти непечатно. Поразительная потеря языкового чутья!

Валентиныч: сирин пишет: ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля ля-ля Ты Петрович, просто не знаешь что заменил Сирин этими ля-ля!

Сергiй: Конечно, не знаю. И, может, в этом - моё счастье? Я вообще до 18-ти лет многого не знал. А из армии столько грязи принес! Такого наслушался!

Валентиныч: Сергiй пишет: Я вообще до 18-ти лет многого не знал. А из армии столько грязи принес! Такого наслушался! В армию надо идтить подготовленным!

Валентиныч: Сергiй пишет: из армии столько грязи принес! Грязь не сало - поскреб и отстало!

сирин: Валентиныч пишет: В армию надо идтить подготовленным! Точно, а ежели сильно подготовиться, то можно и не ходить.Сергiй пишет: А из армии столько грязи принес! Такого наслушался! Во-во, то ли еще будет в лагерях

Сергiй: Есть разница в смысле слов слушать и слышать. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Так и в армии, так и в лагере. Невредимым (неповрежденным в вере) окажется тот, кто себя в вере сохранит, а это - не внешнее проявление, в тех условиях только на внутреннем и продержишься. Те же, кого лишают внешнего, и которые при этом отходят от веры, по сути дела ее никогда и не имели.

Сергiй: Валентиныч пишет: В армию надо идтить подготовленным! Я рад, что пошел туда хоть и с детской наивностью, но с верой в Бога. Первое время по замполитам потаскали.

Алексий: Сергiй пишет: Составители текста службы священномученику Василию, епископу Амасийскому, об Австралии и слыхом не слыхивали. Ну речь то идет о временах гораздо более ранних, т.е. о времени Пророка Иеремии. Может быть на Востоке, водились подобные "пестрые" птицы, а может быть такие птицы были в культурном птицеводстве? Кстати, и о кукушке в народном фольклоре есть упоминание как о "кукушке рябе". Ты, кукушка ряба, Ты кому же кума? У ле-ле-ле, а кокушка ряба У ле-ле-ле, а кому ж ты кума. кокушка, кокушка, несильно родила. Кокушка рябая, трава шелковая. А вот иудейское толкование на это место у пророка Иеремии:

Алексий: Сергiй пишет: Первое время по замполитам потаскали. Точно! Когда нашли у меня записную книжку с молитвами, разбирались, как такое возможно. Грозились перевести "охранять зону", но потом отстали, просто перевели на другой объект нашей же части.

Валентиныч: Алексий пишет: "кукушке рябе" Это в смысле расцветки. А не курочка-ряба. У евреев и про куропатку и про богатых нечестно нажившихся, чепуха.

Алексий: Не нравится еврейское толкование, тогда опять на Св. Отец со ссылкой на античные научные авторитеты: Бл.Иероним "Толкование на пророка Иеремию" Для полной картины в толкованиях Отец - Св. Ефрем Сирин «Толкование на книгу пророка Иеремии» Возгласи ряб... ихже не роди (Иер.17:11). Пророк обличает тех, которые приобретают богатство не по закону и не по правде. Он говорит, что неразумие таковых изобличено будет при конце жизни их и предлагает назидание в виде притчи. Куропатка (ряб) крадет яйца из гнезд других куропаток, садится на них, согревает их и выводит птенцов. Но когда птенцы вырастут и оперятся, тогда, едва услышат голос настоящих матерей своих, идут за ними и оставляют ту, которая их выводила, как чужую, и хотя она зовет их, не слушают ее голоса. И пророк, как ранее вразумлял князей Иудейских не полагаться на силу человеческую, так и в этом месте говорит, что достояние их, которое собирали они обманом и коварством, не останется у них, но из их рук перейдет в руки врагов их, Вавилонян. И потому суетна их надежда на богатство, которое не принесет им пользы и не избавит от хищников Вавилонян. В другом смысле это может быть отнесено к Навуходоносору, которого пророк ранее называл погубляяй языки(Иер.4:7), а теперь говорит о нем, что собрал он богатство свое не с судом(Иер.17:11), а потому отнято у него будет то, что похитил он коварно, и конец его будет бесславен. Это и случилось с Навуходоносором, который расхитил вселенную, и корыстями, собранными у народов земных, умножил богатство, но впоследствии потерял рассудок и сделался подобен зверям полевым, и жил с ними в лесах. Или еще пророк предрекает, что то же будет с внуком Навуходоносора, Валтасаром, потому что богатство его, собранное со всех пределов земных, оставит его и перейдет к Мидянам и Персам, а сам он будет убит, и царственный город его разрушен.

Валентиныч: Та же чушь.

Сергiй: Лаконично.

Сергiй: Алексий, любопытно. Но, думаю, к выставленному мной тексту это всё вряд ли имеет отношение. Зачем ругаться худой птице? Может, это вроде "шакал я паршивый" в те времена? А для нас - непонятный смысл, затерянный в веках?

Алексий: Что то мы орнитологию обсуждаем. Видимо смысл то в другом.

Сергiй: Несомненно. Только в чем?

Алексий: Зазирать естественнонаучное недомыслие Св. Отец я бы не стал. Все таки они жили на земле в условиях натурального хозяйства и "кур", как и прочую живность, видели каждодневно. Видимо были основания толковать это место у пророка Иеремии таким образом. Замечу, что и жили Отцы в разных местах и в разное время: Св. Ипполит Римский (170-235), Св. Ефрем Сирин (306-373), блаженный Иероним (342-420). (Даты их жизни более-менее выверены по комплексу источников). Ни последователи, ни переписчики, ни светские исследователи до сего дня не указали на несостоятельность Св. Отец как этодогов (специалистов в поведении животных). Алексий пишет: смысл то в другом. Сергiй пишет: Несомненно. Только в чем? Вот и пытаемся, надеюсь серьезно, разобраться. Меня вопрос заинтересовал в следующем аспекте. Действительно, ни в Писании, ни в мифологии птица не является "худой". Наоборот птицы, как мифические - Зиз, Феникс, Сирин, Алконост, Гамаюн, так и реально существующие наделены всяческими положительными свойствами. Ряд птиц Орел,Голубь, Цапля, Пеликан воспринимались в раннем христианстве как Образ Божий, многие другие как сакральные - лебедь, гусь, утка, павлин, фазан, ворон, сова и некоторые другие. Понятно, что автор канона св. Василию, написав о "худой птице" не выдумывал никаких слов и образов, так как за "худой птицей" стояла устойчивая традиция восприятия, может быть античная, но более вероятная традиция из Писания. В Писании негативную окраску имеет некий "ряб" пророка Иеремии и в Апокалипсисе есть некая "птица нечистая". В остальных случаях упоминания о птицах носят положительную или нейтральную окраску. Полагаю, что именно император Лициний фигурирует в каноне, как "худая птица", который являлся самым сильным и опасным противником императору Константину Великому. И кровавая борьба за власть в империи продолжалась многие годы. Св. Василий Амасийский косвенно в этой борьбе поучаствовал выказав расположение сестре императора Константина Великого Констанции, которая по политическим расчетам была отдана Лицинию в жены. После поражения Лициния ему "напомнили" все грехи, в том числе гонения на христиан и убийство св. Василия. Почитание св. Василия Амасийского, помимо Амасии имело и в столице (в частности в Софийском Соборе), что косвенно указывает о его особом значении у императоров Византии.

сирин: Алексий пишет: Видимо были основания толковать это место у пророка Иеремии таким образом Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994: "Иногда несколько самок куропатки откладывают яйца в одно гнездо, в результате чего появляется кладка в 20-30 яиц ". Все дело вот в этом " иногда ". Хотелось бы остановиться на естественных и символических особенностях этой птички, например Плиний Старший пишет о ее самцах ужасные вещи, а у ассирийцев есть притча " Охотник и куропатка " осуждающая предателей ( кстати по фене, если не ошибаюсь, предатели так и прозываются ). Другую любопытную информацию можно найти в этих уголках click here click here, а если крепкие катушки, то можно заглянуть на разгул символики к Бобу Грейвзу.

Алексий: Вот брат Виталий встали мы на "защиту" Святых Отец.

Сергiй: Алексий пишет: Наоборот птицы, как мифические - Зиз, Феникс, Сирин, Алконост, Гамаюн, Особенно, сирин.

Валентиныч: А мне Алко-нос нравится зело!

сирин: Я чту законы и за их нарушение в лагерь не хочу Кстати о законах, свое прозвище Кропотка - древний предок Петра Алексеевича тоже вероятно от этой птички получил click here А еще намечалась интересная операция " Белая куропатка", о которой Тихон Хренников рассказывал.

сирин: Обилие прозаической информации утомляет, нужна музыкальная пауза, что-нибудь экзотическое... click here

Валентиныч: сирин пишет: Я чту законы А Вы в РФ живете? сирин пишет: и за их нарушение в лагерь не хочу Таки можно и не нарушая.

Сергiй: сирин пишет: Я чту законы и за их нарушение в лагерь не хочу Если ты будешь чтить Закон вместо законов, то рано или поздно угодишь. Виталь, ну ты специально надо мной издеваешься? Смотри, что великий апостол пишет: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Исусе, будут гонимы. (2Тим.3:12) Это не я придумал. Сегодня - тихо, завтра... "А, завтра, быть может, кого и поднимут толпой разъяренной на древо креста".

Сергiй: другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. (Евр.11:36-38) И это было не только в те далекие времена, это было и в наше время. И вот на кого надо ориентироваться, надо равняться.

сирин: Валентиныч пишет: А Вы в РФ живете? Нет, несколько южнее и не знаю плакать от этого или веселиться, но вообще-то я о других законах, о высших, нарушая которые как раз попадают без видимой причины. Валентиныч пишет: Таки можно и не нарушая Да простит меня Сергiй, я еще не готов, не достоин

Валентиныч: сирин пишет: о высших, нарушая которые как раз попадают без видимой причины. Куда попадают? Ах, да! Как куропатка богатства неправедно нажитое удержать не могут и т.д. и т.п. ...

Сергiй: сирин пишет: Да простит меня Сергiй, я еще не готов, не достоин Прекрасно! Однако на советскую пропаганду я ответил христианской контрпропагандой. Сатисфакция-с!

сирин: Сергiй пишет: Сегодня - тихо Угу, тихо. ну ты специально надо мной издеваешься? Не издеваюсь, а лишь горько иронизирую, очень уж меня твоя мысль о лагерях поразила, хожу под впечатлением.

Алексий: сирин пишет: Обилие прозаической информации утомляет, Тогда картинки: Крест Константина Великого побеждает Аквилу (символ Юпитера) императора язычника Лициния.

сирин: Досадно только, что львиная ( или орлиная ) доля плодов этой победы досталась арианам, потом полуарианам, четвертьарианам и т.д. и т.п. вплоть до наших дней.

Сергiй: Христос не нуждается в победах земных владык. И еще очень давно было сказано "не надейтесь на князи, на сыны человеческия".

сирин: Сергiй пишет: Христос не нуждается в победах земных владык Но подданные этих земных владык нуждаются, иначе зачем было создавать молитвы о благочестивом воинстве, властях и т.п.

Сергiй: действительно...



полная версия страницы