Форум » Вопросы-ответы » Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно (Исх. 20, 7) » Ответить

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно (Исх. 20, 7)

Татиана: Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: "да, да" и "нет, нет", дабы вам не подпасть осуждению. (Соборное послание св. Ап. Иакова (5,12).) Значит, употреблять имя Господне можно только в молитве. А слова, такие как : "Бог в помощь" предосудительны?

Ответов - 9

Игорь Иванович: Вот что пишет по этому поводу Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский) : ,, Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие впадете."(Иакова 5:12) Толкование:,,Утверждение ваше пусть будет твердо в твердом и отрицание ваше пусть будет такое же. Иначе: пусть свидетельство вашей жизни будет тверже клятвы. Если кто-нибудь бесстыдный, не уважая вашей жизни, настоятельно будет требовать от вас клятвы, то вместо клятвы пусть будет у вас "да, да" и "нет, нет"." ,,Прежде же всех, братие моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою; буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни; да не в лицемерие впадете" - лицемерием называет или то осуждение, которое постигнет нещадно клянущихся и от привычки к клятве доходящих до клятвопреступления, или и самое лицемерие, которое иное есть и иным кажется. Каким же образом клянущийся впадет в лицемерие? Следующим: как клянущийся, он признается утверждающим истину, а когда последует преступление клятвы, он оказывается сущим лжецом. Клясться Богом апостол запрещает во избежание клятвопреступления, а небом и прочими предметами - для того, чтобы им не усвоить чести Божеской, ибо все клянущиеся клянутся высшим (Евр. 6, 16). Но скажет иной: что делать, если иного принуждают клясться? Отвечаем: страх Божий сильнее насилия принуждающего. Иной, имея в виду ветхий закон, будет и так недоумевать: если ветхий закон одобряет клянущегося именем Господним, то как возбраняет делать это благодать? Отвечаем: ветхий закон повелел иудеям клясться Богом, чтобы отвратить их от клятвы идолами, подобно тому как повелел он им приносить жертвы Богу, чтобы отвлечь их от принесения жертв идолам. Но когда он достаточно научил иудеев благочестию, тогда отменил и жертвы, как бесполезные, стал требовать в жертву не заклания животных, но души сокрушенной. Какой же это? Такой, которая через смирение вся сожигается огнем любви, подобно Павлу, который в высшей степени воспламенялся, когда некоторые из верных соблазнялись (2 Кор.11, 29). А вот что пишет святой Иоанн Златоуст на эти слова апостола:,,Как не (клясться), если кто-либо требует клятвы и указывает необходимость ее? Страх Божий пусть будет сильнее этой необходимости. Если будешь ссылаться на такие основания, то не исполнишь повеленного. И относительно человеческих законов никогда не осмелишься ссылаться на это, и не скажешь, а волей-неволей согласишься с написанным. Или иначе — никогда не подчинишься необходимости. Кто прежде слышал о блаженствах и расположил себя так, как повелел Христос, никогда, ни в каком случае, не подчинится такой необходимости, будучи во всем совестливым и честным. Что лишнего в словах: ей, ей и ни, ни? Клятва не для клятвопреступления; этого клятвопреступления никто не должен знать, потому что оно от лукавого, есть лишнее и даже противоположное; излишнее и большее есть клятва." Также о клятве он говорит в своей 17 беседе на Евангелие от Матфея .Вот ссылка http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Osnovi/IoannZl/07/Z07_1_17.htm. Очень интересное толкование о клятвах есть у Лопухина. Вот ссылка ,толкование на 5 главу Евангелия от Матфея на 33-37 стихи: http://www.bible.in.ua/underl/Lop/

Татиана: Игорь Иванович, Спаси Христос за подробный ответ, за ссылки!

Татиана: вторая вообще замечательная ссылка.


Татиана: Мы порой даже не задумываемся, говоря, Господи, Господи... Например, Исаак Ньютон настолько благоговел перед Богом, что когда произносил имя Божие, снимал головной убор.

андрей ю.: Татиана Мы порой даже не задумываемся, говоря, Господи, Господи... Например, Исаак Ньютон настолько благоговел перед Богом, что когда произносил имя Божие, снимал головной убор. Это внешнее благоговение.. а Господь ищет: " Даждь Ми, сыне, твое сердце (Прит. 23, 26);

Татиана: Андрей, мне бы просто хотелось узнать - наши люди часто говорят - "С Богом", т.е. всего доброго, счастливо. Стоит задуматься, правильно ли это? В этом ведь нет плохого. Или не стоит так все-таки говорить? Впрочем, чаще произносим имя Господа действительно не задумываясь, напрасно. А здесь все-таки пожелание добра другому человеку.

андрей ю.: Татиана Андрей, мне бы просто хотелось узнать - наши люди часто говорят - "С Богом", т.е. всего доброго, счастливо. Стоит задуматься, правильно ли это? В этом ведь нет плохого. Или не стоит так все-таки говорить?Все зависит от внутреннего расположения, напомню: " Даждь Ми, сыне, твое сердце (Прит. 23, 26);... Все зависит от того, с каким расположением человек произносит это. Но, т.к. мы не сердцеведцы, то должны считать что все говорится искренне.... Лучше не осудить преступника, чем осудить не виновного...

Татиана: андрей ю. пишет: Все зависит от того, с каким расположением человек произносит это. ну, конечно, с добром. Я же вижу их глаза. есть фраза: "То, что другие люди говорят обо мне, никак не характеризует меня, зато отлично характеризует их".

Катерина: Когда я была студенткой, как-то в компании знакомых мы выходили из университета и, поговорив о том о сем, начали прощаться, и вот один парень сказал: " Ну все ребят, я пошел, всем пока. С Богом" Обычный парень, вполне себе светский студент. Но лично мне было необыкновенно приятно услышать эти слова. Я даже как-то задумалась, что как хорошо, когда вот так кто-то желает , чтобы Господь был твоим попутчиком. Конечно, часто смысл подобных фраз "затирается" и мы говорим многое на автомате, но и "Спаси Христос" очень часто на автомате же и произносится, не углубляясь в то, что мы желаем душевного спасения человеку. Кроме того, бывает что люди, после "Спаси Христос", "С Богом" начинают расспрашивать, а верующий ли ты человек и в какую церковь ходишь. Так что почему бы не давать лишний повод к таким разговорам?



полная версия страницы