Форум » Древлеправославие сегодня » Св. отцы о еретиках, цитаты. Чем отличается еретик от заблудника? » Ответить

Св. отцы о еретиках, цитаты. Чем отличается еретик от заблудника?

андрей ю.: [quote]Сочинения преподобнаго Максима грека ч.1., печ. Казань 1859 г.; гл. 25, стр 528: «Еретикъ бо онъ есть, кто мнению своему лживому крепце прилепляется и известною совестию истине верно и противу глаголетъ, жестоце безъ надежи исправления. Аще бо отъ неведения сие сотворитъ, тогда наречется заблудникъ, а не еретикъ.» [/quote] Как определить ту грань, когда человек от неведения творит (заблудник), или намеренно против истины глаголет?

Ответов - 258, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

андрей ю.: Никон черногорский (Тактикон. Сл.22): «Соборныя бо церкви не стены суть, но правая учения и предания Божественных правил, святыхъ соборовъ и святыхъ апостоловъ.» Иосиф Волоцкий, Просветитель, изд. III, в Казани 1896 г.; слово 5-е, «Аще ли кто Божественныя Писания укоряетъ, или ухуждаетъ и похваляетъ свой разумъ, несть сего безумнейша на земли» (стр. 186) «Аще ли кто речетъ, яко ложна суть святыхъ отецъ писания и таковых суть уста отца ихъ сатаны» (там же, стр. 338). «И иже Христосъ, токмо не собою, но Божественными апостолы и святыми отцы предалъ есть, намъ подобаетъ хранити, а иже убо отмеща и хуля, всехъ неверныхъ невернейши есть и ниже христианиномъ можетъ быти » (там же, стр. 441) три выписки из Большого катехизиса, (старопечатный, листы 18 об; 120 об., глава 21) А). ВОПРОС: «Како иматъ кто познати учение о вере, аще истинно есть?» ОТВЕТ: Познати бо имутъ истинное учение о вере отъ Церкве Христовы, и отъ учителей Церковных. Аще последуютъ преданию святыхъ отецъ, вселенскихъ седми соборовъ. И евангельскую проповедь, и апостольская учения право сказуютъ безъ прилоговъ еретическихъ и латинскихъ обычаевъ» Б). «Церковь Божия есть собрание всехъ верныхъ Божиихъ, иже непоколебимую держатъ едину православную веру, и въ любви пребываютъ, облобызаютъ же учение евангельское непоколебимое. И иже суть достойни приимати святыя и божественныя тайны» В). Вопрос: «Почему познавати еретики?» Ответ: «Делъ ради сихъ: аще не имеютъ истиннаго пристанища, рекше святыя апостольския церкви. Аще не призываеми входятъ въ чин учительства и учатъ не тако. Аще ино некое новое оучение предлагаютъ его же отцы наши не предаша нам. Глаголетъ бо о сем Иоаннъ Богословъ въ соборномъ послании своемъ, въ 75 зачале: аще кто грядетъ к вам, и сего оучения не приноситъ, не приемлете его въ домъ и радоватися ему не глаголите. Аще противни православней вере являются, и веру нашу отметают, и во смущение нас приводятъ, повелевающе намъ последовати своимъ преданиемъ. О семъ божественный апостолъ Павелъ въ послании своемъ къ Титу глаголетъ: еретика человека по первомъ и второмъ наказании отрицайся, ведый, яко развратился таковый, и согрешаетъ, и есть самоосужденъ»

андрей ю.: Апостол Павел (2 Фессалоникийцам, 2,15).: «Братие, стойте и держите Предания, имъ же научитеся или словомъ, или посланимъ нашимъ» Кириллова книга, гл. 34, лист 305 обор. а по-другому изд. 328 обор.: «Прикладающихъ же что, или отъемлющихъ, или инако претворяющихъ, аще и самъ будетъ крайнейший оучитель кто; никакоже слушати, но удалятися таковаго, якоже божественнии апостолы научаютъ насъ сице глаголющее: аще и мы или ангелъ съ небесе, благовеститъ вамъ, паче еже благовестихомъ вам, анафема да будетъ, и прочая. Законъ бо Господень не порочен николиже исправления требуетъ» Кириллова книга, лист 29: «Аще кто въ той седми вселенскими соборы утвержденной правде пребудетъ спасен будетъ, яко же пишетъ, а кто отступитъ или въ чёмъ порушитъ, во веки погибнетъ» Никон Черногорский, глава 63: «Отметающий же церковное предание, писанное и неписанное конечному осуждению себя полагает».Великий катехизис, лист 121 оборот: «Се есть церковь соборная, яже всему евангелию и всему учению вселенскихъ соборовъ веруетъ, а не части» Книга о вере», печ. В Москве 7156 (1648), в предисл. л.5 слово святаго Петра Дамаскина: «Велие безумие есть, оставити глаголы готовы, и глаголати своя.» (Примеч. читателя: «глаголы готовы» - Писание и Предание)

андрей ю.: Альфа и Омега, гл.IX, лист 65, обор, и 60: «Ино убо грехъ есть, и ино нечестие. Грех от немощи бывает вернаго человека, ему же предлежит покаяние и очищение кровию Христовою. Нечестие же вольное отъ благочестия отступление, еже и ересь именуется. Не токмо таковии не каются о нечестии, но и в гордость преуспевают, яко же и самъ сатана» Потреб. Иосиф. патр., Глава 21, ли.323: «Аще кто отъ оугодныхъ богоноснымъ отцемъ поколеблетъ что не къ тому се смотрение нарицаем, но преступление предания веление и къ Богу нечестие … Яко еретикъ есть и еретическимъ подлежит законамъ, аще и мало что оуклоняяся отъ православныя веры» (Кормчая., гл. 71) (Примеч. читателя: «преступление предания веление». Следует читать как «преступление предания велению», смотри домонгольские правила орфографии, сохраняемые при цитировании древних источников) Афанасий, архиепископ Александрийский, речения и толкования притчей Св. Евангелия (то же и в скрижали Никона патриарха, лист 28, 4-го счёт): Вопросъ 38: «Откуду глаголется ересь?» Ответъ: «О еже избрати что свое, и сему последовати» Никон черногорский (Тактикон. Сл.22): «Соборныя бо церкви не стены суть, но правая учения и предания Божественных правил, святыхъ соборовъ и святыхъ апостоловъ.»


андрей ю.: Творения св. Ефрема Сирина изд., IV 1895 г., часть 1, стр 23: «Да будет проклят читающий Писания и противоречащий им, читающий апостолов и противящийся учению» «Св. Писание должно изъяснять и толковать не иначе как истолковывают его святые отцы.» Деян. 1 всел. Собор., гл. 4, стр. 32, по изд. 1887 т. «Послание св. Равноапостольного царя Константина» «Злономеренный же толкователь, по истине есть некоторый образ и подобие дьявола» Иоанн Златоуст, Беседы на бытие, изд. Киев 1773 г., беседа 2, лис. 6 обор., по другой печ. лис. 8: «Если кто не веру¬ет Писанию: то ты отвратися его, яко беснующагося и изумленного. Ибо кто Содетелю всех (Богу) не верует, и истину во лжу вменяет, кое таковый прощение может получити; притворный они имеют вид, и во образ кротости одеявшеся, кроют под овчею кожею волка. Ты же не прельщай¬ся, но сего ради паче возненавиди его, что он к тебе, к подобному себе служителю кротость притворяет, а противу Бога общаго всех Влады¬ки, всеми образы воюет, и тем противу спасения своего, не чувствуя самаго себя, стремится. Впрочем, мы не на разрушимом камени утвержда¬емся» Иоанн Златоуст, Беседы на бытие, изд. Киев 1773 г., беседа 10 там же, лист 50, по друг. Печ. Лист. 59: «Когда случится тебе видети кого, который от своих замыслов побуждаемый, начнет противоречети Божественному Писанию, то ты его отвратися яко от обезумленного: или паче не отвращайся но милосердуя о его невежестве, приведи ему от Божественного Писания.»

андрей ю.: прп. Викентий Лиринский. О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков. «… Как, поэтому, поступил бы теперь православный христианин, если бы какая-нибудь частичка Церкви отделилась от общения вселенской веры?- Не иначе, конечно, как предпочтя здравость всеобщего Тела вредоносной зараженной части. А если новая какая-нибудь зараза покусится запятнать не частичку уже только, но всю одновременно Церковь?- Тогда, значит, надобно пристать к древности, которая, разумеется, не может уже быть обольщена никаким коварством новизны. А если в самой древности окажется заблуждение, которого держались два-три человека, пожалуй - целый город, или даже какая-нибудь целая область? Тогда, без сомнения, следует упорству или беззрассудству немногих предпочесть те определения, которые в древности постановлены были всей Церковью с общим согласием. А если в будущем встретится какой-нибудь такого рода вопрос, что в древности нельзя найти на него решения, постановленного по общему согласию? Тогда надобно постараться разобрать и сличить мнения отцов, живших хотя бы то в разные времена и в разных местах, но непременно пребывавших по вере в общении с единой вселенской Церковью и бывших уважаемыми учителями, и если окажется, что не один, или двое только, но все вместе единогласно что-либо такое содержали, писали, преподавали,- открыто, часто, неизменно, то следует принять, что и мы так же должны в это веровать без всякого сомнения «Следовательно, возвещать христианам - православным что-нибудь такое, чего не приняли они (Примеч. читателя: ранее от Писания и Предания), никогда не позволялось, никогда не позволяется, никогда не будет позволяться, и анафематствовать тех, которые возвещают что-либо кроме раз и навсегда принятого всегда должно было, всегда должно и всегда будет должно.» (Примеч. читателя: в ниже приведённом тексте св. Викентий подробно объясняет отрывок из послания к Тимофею (1Тим.6:20.21)) «… Но возвратимся к Апостолу. О Тимофее, говорит он, предание сохрани, уклоняяся скверных новизн слов. Уклоняйся, говорит, как будто ехидны, как будто скорпиона, как будто василиска, дабы не поразили тебя не только прикосновением, но и взглядом и дыханием. Что значит уклоняться? Значит: с таковым ниже ясти (1Кор.5:11). Чего же уклоняйся? Аще кто, говорит, приходит к вам, и сего учения не приносит (2Ин.1:10). Какого это учения, кроме кафолического, всеобщего и неизменного, которое распространяется из века в век посредством неповрежденного предания истины и имеет продолжиться в безконечные веки? Что далее? Не приемлите его, говорит, в дом и радоватися ему не глаголите: глаголяй бо ему радоватися, сообщается делом его злым (2Ин.1:10.11). Скверных, говорит, новизн слов. Каких это скверных? Таких, которые ничего не имеют ни святого, ни боголюбезного, совершенно чужды таинниц Церкви, которая есть храм Божий. Скверных, говорит, новизн слов. Слов - то есть новых учений, дел, мнений, противных старине и древности, в случае принятия которых необходимо должна рушиться вера блаженных отцов или вся, или по крайней мере в большей части, и необходимо будет объявить, что все верующие всех веков, все святые, все непорочные, подвижники, девственницы, все клирики, левиты и священники, столько тысяч исповедников, столько воинств мучеников, такое множество знаменитых городов и народов, столько островов, областей, царей, языков, царств, наций, наконец почти вся уже вселенная, чрез кафолическую веру совокупившаяся с главою Христом во едино тело, в течение стольких веков блуждали в неведении, погрешали, богохульствовали, не знали, чему верили. Уклоняйся, говорит, скверных новизн слов, принятие которых и последование которым никогда не бывало делом православных, но всегда было делом еретиков. В самом деле, не всякая ли ересь возникала всегда под известным именем, в известном месте, в известное время? Не тот ли всегда основывал ереси, кто сначала сам отделялся от согласия со всеобщностью и древностью вселенской Церкви?»

андрей ю.: Священномученикъ Игнатій Богоносецъ: «Нѣкоторые имѣютъ обычай коварно носить имя Христово, между тѣмъ дѣлаютъ дѣла, недостойныя Бога. Отъ нихъ вы должны убѣгать, какъ отъ дикихъ звѣрей; ибо это бешеные псы, изподтишка кусающіе. Вамъ должно остерегаться ихъ, ибо они страдаютъ неудобоисцѣлимымъ недугомъ. Для нихъ есть одинъ врачъ... Господь нашъ Исусъ Христосъ. Не обольщайтесь, братія мои! Растлѣвающіе домы Царствія Божія не наслѣдуютъ. Но если дѣлающіе сіе въ отношеніи къ плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли болѣе, — если кто злымъ ученіемъ растлѣваетъ вѣру Божію, за которою Исусъ Христосъ распятъ? Такой человѣкъ, какъ скверный, пойдетъ въ неугасимый огонь, равно какъ и тотъ, кто его слушаетъ. О всякомъ же, кто дерзаетъ учить противно преданному намъ, хотя бы онъ постился, хотя бы былъ дѣвственникъ, хотя бы пророчествовалъ, хотя бы чудотворилъ, — вѣдайте, что сей есть волкъ въ овечьей шкурѣ, служащій орудіемъ въ расточеніи словесныхъ овецъ.» Блаженный Августинъ: «Кто не между членами Христовыми, тотъ не можетъ имѣть христіанскаго спасенія. Можно имѣть почесть, можно имѣть таинство, можно пѣть «аллилуіа», можно отвѣчать «аминь», можно держать Евангеліе, можно имѣть вѣру въ Отца и Сына и Святаго Духа и проповѣдывать ее, но нигдѣ, кромѣ Православной Каѳолической Церкви, нельзя найти спасенія. Всякій, отдѣлившійся отъ общенія съ Церковію, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконіе, что отторгся отъ единенія со Христомъ, не будетъ имѣть жизни, но гнѣвъ Божій пребываетъ на немъ. Да не дерзнетъ кто-либо вводить нѣчто новоизмышленное, ибо нововведенія погубляютъ древнее преданіе, а между тѣмъ Женихъ и Его Невѣста, Церковь, не имѣютъ никакого порока.»

андрей ю.: Святитель Іоаннъ Златоустый: «Есть такая простая вещь какъ доброе раздѣленіе. Точно такъ же какъ согласіе можетъ быть добрымъ, есть и такая вещь какъ недоброе согласіе. Ни коей же пользы нѣтъ въ «чистомъ житіи» при прилежаніи къ негоднымъ догматамъ вѣры... ибо не токмо еретики суть враги Божіи, но такожде и тѣ, кои состоятъ съ сими въ общеніи. Аще кто исповѣдуетъ нѣкую ересь о Вѣрѣ, бѣги отъ онаго и не имѣй съ онымъ ничего общаго, не токмо аще сей человѣкъ есть, но и аще есть ангелъ съ небесе пришедый. Оберегайся со всякимъ тщаніемъ отъ любви къ еретикамъ; да не примешь сего ради нѣкую ложную вѣру (догматъ) во имя сей любви... Чистота еретиковъ хуже всякаго разврата... ибо какъ можетъ дѣвственникъ или дѣвственница, противоставъ истинной Вѣрѣ, обращать теперь вниманіе на заблужденія, предавъ себя вѣрѣ демоновъ и почитая ложь? Возлюбленніи, многажды вамъ глаголахъ о безбожныхъ еретицехъ и нынѣ молю, не совокуплятися съ ними ни въ яденіи, ни въ питіи, ни въ дружбѣ, ни въ любви: творяй бо сія, чюжа себѣ творитъ Христовой Церквѣ. Аще кто и безплотныхъ житіе подъиметъ, еретикомъ же пріобщаяся въ дружбѣ и въ любви, таковый чюжъ есть Христа Владыки: якоже убо сытости не имамы Владыку Христа любити, такоже не имамы сытости врага его ненавидети. Глаголетъ бо Самъ: иже нѣсть со Мною, на Мя есть (Лук. 11, 23).

андрей ю.: Священномученикъ Кипріанъ Карѳагенскій: «Человѣки, не хранящіе союза и пріискренняго общенія съ Церковію, хотя бы предали себя на смерть за исповѣданіе Имени Христова, грѣхъ ихъ не омоется и самою кровію: неизгладимая и тяжкая вина раздѣленія не очищается даже страданіями. Находящійся внѣ Церкви не можетъ быть мученикомъ; оставляющій Церковь, имѣющую царствовать, не можетъ сподобиться Царствія.» Преподобный Максимъ Исповѣдникъ: «Я не желаю, чтобы еретики мучались и не радуюсь ихъ злу — Боже сохрани! — но сугубо радуюсь ихъ обращенію... Я не потерялъ разсудокъ, чтобы цѣнить немилосердіе выше человѣколюбія. Напротивъ, я совѣтую со вниманіемъ и усердіемъ творить добро всѣмъ людямъ и всѣмъ вѣрнымъ быть всѣмъ для нуждающихся. Но при этомъ я говорю: нельзя помогать еретикамъ въ утвержденіи ихъ безумныхъ вѣрованій, здѣсь нужно быть рѣзкимъ и непримиримымъ. Ибо я не называю любовію, но человѣконенавистничествомъ и отпаденіемъ отъ Божественной любви то, когда кто-либо утверждаетъ еретиковъ въ ихъ заблужденіи на неминуемую погибель этихъ людей.»Св. Геннадій Схоларій: « Слѣдите за своими епископами и священниками въ отношеніи ихъ Православія, да не зайдутъ оные такъ далеко, что станутъ учить противъ истинной Вѣры или сослужить съ еретиками или схизматиками. Что же до другихъ [невѣрныхъ] вещей, то оные дѣйствуютъ или по невѣжеству, или же ради дней лукавыхъ... и оные дадутъ за сіе отвѣтъ только Богу.»

андрей ю.: Преподобный Ѳеодоръ Студитъ: «Не только невѣрныхъ еретиковъ, не только блудниковъ и прелюбодѣевъ и иныхъ, творящихъ подобныя непотребства, забираетъ подъ власть свою змій; но и тѣхъ, кои безразлично относятся ко всѣмъ такимъ и вступаютъ въ общеніе съ ними, такъ какъ вѣрно слово, что касаяся смолѣ очернится; и общаяйся гордому, точенъ ему будетъ (Сир. 13, 1). О таковыхъ бо подобаетъ плакать; о тѣхъ изъ нихъ, кто остались еще въ живыхъ, молиться, да дано имъ будетъ исторгнуться изъ сѣтей діавола; о себѣ же благодарить яко избралъ есть насъ Богъ во спасеніе во святыни Духа и вѣры истины (2 Сол. 2, 13), чтобы поработать Ему въ православной Вѣрѣ до настоящаго исповѣдничества, за которое, если совершимъ его непорочно и безукоризненно, да сподобитъ Онъ насъ небеснаго Царствія Своего. Еретики въ отношеніи Вѣры оказались какъ бы на кораблѣ, который и потопленъ былъ совершенно; но что до иныхъ, которые если и не погрѣшили въ своемъ исповѣдованіи, сіи однако жъ такожде были потреблены вмѣстѣ съ иными своего ради общенія съ ересью. Нынѣ, когда гонители не продолжаютъ гоненіе за Христа, намъ надлежитъ пророческаго послушаться слова: изыдите изъ среды ихъ и отлучитеся, глаголетъ Господь (Ис. 52, 11; 2 Кор. 6, 17). Если иные дѣйствуютъ въ семъ отношеніи, они сами за себя дадутъ Господу отвѣтъ въ день суда. Мнѣ же кажется, что идти вмѣстѣ съ ними есть то же, что безразличничать въ отношеніяхъ своихъ къ еретикамъ. Господь бо заповѣдуетъ не умолчать, когда вѣра въ опасности. Никто не можетъ сказать: «А я кто такой [чтобы говорить]? Священникъ ли я или правитель? Нѣтъ. Солдатъ ли? земледѣлецъ ли? Нѣтъ, я нищій человѣкъ, заботящійся только о хлѣбѣ насущномъ; не мое дѣло говорить, или заботиться объ этомъ». Увы! камни вопіютъ, а ты молчишь и остаешься безпечнымъ?!»

андрей ю.: Преподобный Ефремъ Сиринъ: «Чтó есть причина того, что нѣкоторые вводятъ новины въ Церковь Божію, или же нерадятъ объ устраненіи таковыхъ? Невѣжество и надменіе дѣлаютъ людей неспособными ни понять смыслъ и значеніе преданій Церкви, ни терпѣть ихъ; сіе-то и заставляетъ людей изобрѣтать нововведенія.» Преподобный Іоаннъ Дамаскинъ: «Братіе! станемъ твердо на камнѣ Вѣры и преданіи Церкви, никакоже дерзая упразднять уставы и завѣты Святыхъ Отцовъ или позволяя вершить свои дѣла тѣмъ, кто идетъ путемъ нововведеній и разрушенія Святой Соборной и Апостольской Божіей Церкви. Святитель Григорій Богословъ: «Не всякимъ единствомъ надобно дорожить. Есть бо самое пагубное единство и самое прекрасное разномысліе. Проклятъ миръ, удаляющій насъ отъ Бога!» Святитель Фотій Великій: «Въ вопросахъ Вѣры даже самое малое уклоненіе уже есть грѣхъ, ведущій къ смерти; и даже малое пренебреженіе преданіемъ ведетъ къ полному забвенію догматовъ Вѣры.» Св. Кирилл Александрийский хорошо выразил различие между прибавлением новшеств и правильным толкованием веры. Сказав о запрете Ефесского Собора вносить «другую веру», он ссылается на слова ап. Петра (1 Петр 3,15) «будьте всегда готовы... дать ответ (в вашем уповании)» и пишет: «... кто так поступает, ничего нового не прибавляет и не повинен в введении новшеств в изложение веры: он даже представляет вопрошающим более ясною ту веру, которую имеет о Христе». Правила святого вселенского шестого собора, константинопольского, иже в Трулле царских палат. 1. … Божиею благодатию определяем: хранить неприкосновенно нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных Апостолов; … Толкование Аристена. Вера Апостолов не допускает нововведений. …

Виктор К: андрей ю. может тему перенести в другой раздел?

андрей ю.: Все, устал, т.к. у меня только цитаты, что еретики - это те, кто нарушает Писание, Предание, правила, то получается пробел. Нет цитат, где говорится, что еретики - это те, которых соборно осудили. О.Андрей и Виктор надеюсь восполнят этот пробел.

Глеб: Легко определяется. Если я считаю так, а другой считает по другому (естественно если человек древлеправославный християнин) то я всегда спрашиваю мол это его мнение лично или его духовный отец так же считает. Если оба так считают то это уже не заблуждение одного и вопрос требует изучения. А один может и заблуждаться.

о. Андрей: Андрей, Вы опять смешиваете все во едино. Ересь является ересью при самом ее возникновении даже еще до того, как человек ее озвучит. Но отсекает человека от Церкви за ересь суд Церкви, а если бы было не так, и человек отсекался сразу же, как приходил ему в голову еретический помысел, то уже и Церкви бы не было. Ведь как можно быть в ком-то уверенным, даже и в себе? Вдруг рядом с Вами еретик, просто он молчит? Поэтому и существует длинная процедура, связанная с увещеванием и лишь потом, в случае неуспешности увещевания еретика, его отсекают от тела Церкви. И вот пока его не отсекли от Церкви, по милости Божьей и ради простодушия людей, благодать Божья через такого человека действует и освящает окружающих. А если бы не так, то уже все давно бы присеклось. Вы прочитайте письмо св. Федора Студита к чтецу Стефану. Суд отцов всегда был долготерпелив. Поэтому еретик, это всякий мыслящий против Православия, но безблагодатный еретик, это еретик отсеченный от Церкви церковным судом. А что есть ересь в буквальном смысле описано в 1-м правиле св. Василия Великого и нет необходиомсости приводить море цитат, имеющих к вопросу косвенное отношение. Еретик в собственном смысле - это человек не принимающий догмат о Троице. Раскольник - принимающий догмат о Троице, но погрешающий в частностях этого догмата или в других нюансах Православного вероучения, например, экклесиологии, сотериологии, космогонии, эсхатологии и т.п. Раздорник - это человек вообще в вере не погрешающий, но устраивающий церковный мятеж и разделение из-за какой-либо человеческой страсти или обиды. Вот и все учение о ереси и о еретиках. И нет необходимости простыни исписывать цитатами

Сергiй: о. Андрей пишет: Вдруг рядом с Вами еретик, просто он молчит? Кругом вообще сплошь молчащие еретики. И правильно делают, что молчат, это у много говорящих язык чешется. Что ни слово - то ересь. о. Андрей пишет: Суд отцов всегда был долготерпелив. Поэтому еретик, это всякий мыслящий против Православия, но безблагодатный еретик, это еретик отсеченный от Церкви церковным судом. Ну нет, так неинтересно. А как же анафемы? Как жить без них? Ведь не обругаешь еретика - не спасешься никакого удовольствия. о. Андрей пишет: И нет необходимости простыни исписывать цитатами На простынях, вообще-то, спать надо. А писать на бумаге. о. Андрей пишет: А что есть ересь в буквальном смысле описано в 1-м правиле св. Василия Великого и нет необходиомсости приводить море цитат, имеющих к вопросу косвенное отношение. Еретик в собственном смысле - это человек не принимающий догмат о Троице. Раскольник - принимающий догмат о Троице, но погрешающий в частностях этого догмата или в других нюансах Православного вероучения, например, экклесиологии, сотериологии, космогонии, эсхатологии и т.п. Раздорник - это человек вообще в вере не погрешающий, но устраивающий церковный мятеж и разделение из-за какой-либо человеческой страсти или обиды. Вот и все учение о ереси и о еретиках. Батюшка, ты - гений! Так кратко и компактно изложил! Нет слов! Приезжай, я тебя в награду бесплатно по нашему городу повожу.

Прасковья: о. Андрей пишет: Еретик в собственном смысле - это человек не принимающий догмат о Троице. Раскольник - принимающий догмат о Троице, но погрешающий в частностях этого догмата? а тогда к кому отнести католиков?

о. Андрей: Католики в общем смысле - еретики, как и вообще все, кто хоть даже и в малом чем отступает о Православной веры, но в каноническом (юридическом) смысле они - раскольники. И принимать их положено, через миропомазание (Собор Восточных патриархов 1482г.), однако, из-за того, что они утратили преемственное погружательное крещение, католиков крестят полностью по апостольскому обычаю.

Сергiй: о. Андрей пишет: из-за того, что они утратили преемственное погружательное крещение, католиков крестят полностью по апостольскому обычаю. И только поэтому. Впрочем, на эмоциональном уровне это рассматривается иначе, а каноническое сознание (и знание) отсутствует у подавляющего большинства.

Виктор К: Сергiй пишет: Впрочем, на эмоциональном уровне это рассматривается иначе, а каноническое сознание (и знание) отсутствует у подавляющего большинства. Вот это и есть основная беда. Всё только на эмоциях и искренность воспринимается только тогда, когда говоришь так как они хотят слышать, а если иначе, то всё совсем по другому или издеваешься или гордость понимаешь....

Сергiй: Вот и я говорю: строгое следование канонам - очень сложный путь, большинству непонятный да и ненужный.

Алексий: Сергiй пишет: Что ни слово - то ересь. Особенно на форумах. о. Андрей пишет: Католики в общем смысле - еретики, как и вообще все, кто хоть даже и в малом чем отступает о Православной веры, но в каноническом (юридическом) смысле они - раскольники. И принимать их положено, через миропомазание (Собор Восточных патриархов 1482г.), однако, из-за того, что они утратили преемственное погружательное крещение, католиков крестят полностью по апостольскому обычаю. А вдруг кто из Милана обратится или из маронитов?

Сергiй: Когда обратятся, тогда и решать будете. Журавль в небе.

Валентиныч: Прасковья пишет: а тогда к кому отнести католиков? Прасковья, никуда их носить не надо, они и так хорошо лежат. Лежат и даже не догадываются, что есть такая истинная РДЦ. Ну разве некоторые узкие специалисты в одной из папских акедемий наук.

Алексий: Сергiй пишет: Когда обратятся, тогда и решать будете А может потому и не обращаются, что не знают как примем?

Сергiй: Да нормальные католики ни к кому не собираются переходить, а те из перешедших, с которыми приходилось встречаться, мягко говоря, смутьяны. Я многократно говорил, что староверов могут понять только русские, и то, далеко не все. А с заграницей всегда будет конфуз.

Сергiй: Нам давно пора уяснить, что под критерии всемирной церкви (в самом лучшем толковании) мы не подходим. К нам не потекут все народы, как это когда-то было на заре Христианства. Тогда складывались самые различные традиции и обычаи, от чинов служб до облачений, от изобразительного искусства до разнообразия мелодий, соответствовавших культурным традициям народов. А мы сейчас своё местечковое выставляем преданием от Христа и апостолов, забывая о том, что сами во единый на десять час пришли в виноградник. Есть основополагающие вопросы, как с погружательным крещением, догматом о Троице и другими, а есть обычаи. Я, например, не вижу никакой необходимости в древней Колонии Агриппине вспоминать о разгроме Тохтамыша под Урюпинском.

Алексий: Сергiй пишет: о разгроме Тохтамыша под Урюпинском. Речь о службе "Владимирской"?

Сергiй: Я не о конкретной службе, я о принципе обязательности, так как Богородице я чту ежедневно каноны на Павечерницах. И они гораздо содержательнее многих поздних русских. Разве что я их воспринимаю душевно, а надо духовно... Это забыл, простите. У греков имелось множество Богородичных икон, по многим из них названы храмы, но ни одного праздника к нам не перешло. Событие, имеющее значение для какой-либо местности, теряет смысл в иных местах, никто не понимает, что к чему.

о. Андрей: Сергiй пишет: Я, например, не вижу никакой необходимости в древней Колонии Агриппине вспоминать о разгроме Тохтамыша под Урюпинском. Так никто и не вспоминает. У нас нет проблемы филитизма. Никто не будет препятствовать совершать раскаявшимся католикам службу по своему чинопоследованию. Единственно, что оно должно соответствовать дораскольной (10 век) традиции, то есть не иметь на себе отпечатка латинского богословия.

Сергiй: о. Андрей пишет: Единственно, что оно должно соответствовать дораскольной (10 век) традиции, то есть не иметь на себе отпечатка латинского богословия. Аминь.

Виктор К: андрей ю. пишет: О.Андрей и Виктор надеюсь восполнят этот пробел как приятно, когда так заботятся... ...один вон заботился, заботился и попрощался , теперь вы... тут уже было сказано: ГОРБАТОГО МОГИЛА ИСПРАВИТ . НУ НЕ ИСПРАВЛЯЙТЕ НАС - ПОЖАЛУЙСТА....

о. Андрей: Андрей имел в виду, что не мы восполним его цитатами пробел в своих знаниях, но в этой теме восполним пробел своими цитатами

андрей ю.: о. Андрей Андрей имел в виду, что не мы восполним его цитатами пробел в своих знаниях, но в этой теме восполним пробел своими цитатами Да. Виктор К ГОРБАТОГО МОГИЛА ИСПРАВИТ А Вам стоило бы поучиться у своего духовника терпимости. Я уже привык ко всяким оскорблениям на других форумах, мне не повредит. А вот если оттолкнете своей грубостью ищущего человека, то сами понимаете какой это грех. может тему перенести в другой раздел?Да мне безразницы, сам ломал голову в какой раздел ее влепить.

Виктор К: андрей ю. пишет: Я уже привык ко всяким оскорблениям на других форумах, мне не повредит. так я Вас не оскорблял, я понял вас иначе: что, мы исправим пробел в своих знаниях благодаря этим цитатам. андрей ю. Кстати мой духовник понял меня правильно поэтому про горбатого, я относил не к вам, а прежде всего к себе. прошу меня простить. андрей ю. пишет: ломал голову в какой раздел ее влепить. да вот или в догматику или в канонический (как мне кажется), но это в любом случае к администрации.

Виктор К: андрей ю. пишет: А вот если оттолкнете своей грубостью ищущего человека, то сами понимаете какой это грех. я так думаю, что если человек ищет - меня, то оттолкнув его от себя - не согрешу, а если человек ищет не меня и не желает утешить своё самолюбие, а искренне ищет веру, то до моей грубости ему какое дело? Искренне ищущего Бога Господь приведёт к Себе. а эти всякие разговоры, про то, что кто-то кого-то от чего-то отпугнул или отпугнёт не более, чем просто - разговор. Неужели я сильнее Господа хотящего всех спасти и ведущего всех к себе.

Сергiй: Виктор К пишет: я так думаю, что если человек ищет - меня, то оттолкнув его от себя - не согрешу, а если человек ищет не меня и не желает утешить своё самолюбие, а искренне ищет веру, то до моей грубости ему какое дело? Позвольте не согласиться. По-братски.

Сергiй: Я думал, что я один, кто не может сообразить, в какой раздел тему помещать. Приятно. Мне кажется, разделы умещаются только в головах авторов.

Jora: Виктор К пишет: я так думаю, что если человек ищет - меня, то оттолкнув его от себя - не согрешу, а если человек ищет не меня и не желает утешить своё самолюбие, а искренне ищет веру, то до моей грубости ему какое дело? Искренне ищущего Бога Господь приведёт к Себе. а эти всякие разговоры, про то, что кто-то кого-то от чего-то отпугнул или отпугнёт не более, чем просто - разговор. Неужели я сильнее Господа хотящего всех спасти и ведущего всех к себе. Дорогой Виктор, простите Христа ради, хотя и моложе Вас, но не могу в этом согласиться. Новому человеку ещё и бес мешает найти Путь, и собственные всякие обстоятельства, поэтому мы должны быть или самой любезностью, или же (если уж не можем сдержаться) бесстрастными как робот: вопрос-ответ, без переходов на личности. Простите меня Христа ради.

Сергiй: У нас в народе на поведение верующих всегда обращали внимание. Это сейчас появились интернет-"верующие", особливо из... впрочем, нет, не только они. Мне многократно говорили на то или другое: А тебе нельзя! (Например, в моем присутствии молодой сержант дотронулся пальчиком до носика девушки, а на меня посмотрели и сразу предупредили, хотя я и не собирался). А однажды я стоял в очередь, и одна знакомая бабушка без очереди полезла. Женщины не просто возмутились, но и припечатали: А еще верующая! И так нас внешние ограждали даже от тех поступков, которые мы не стремились совершить. "Горе миру от соблазнов". Вот, Андрей Ю. спрашивает, как определить ту грань? А мне кажется, грань давно определена: не течет из одного источника горькая и сладкая вода, а уж если какие гнойные выделения из нас произошли, то ведь гной - свидетельство болезни (и у меня, и у других). Jora пишет: или же (если уж не можем сдержаться) бесстрастными как робот Бесстрастным даже при очень сильной любви не получается быть. Мгновенная вспышка гнева хотя бы внутри человека произойдет. Не вспыхивают лишь святые-совершенные или... как бы помягче выразиться?

о. Андрей: Феофилакт Болгарский написал, что не гневается только скотина, потому что не имеет разума. Сказано: Гневаясь не согрешайте. То есть не гнев вообще запрещен, но гнев по плоти, а гнев на нечестие или упорное заблуждение - оправдан.



полная версия страницы