Форум » Библеистика » Кто явился Аврааму у дубравы Мамре? » Ответить

Кто явился Аврааму у дубравы Мамре?

о. Андрей: У одного современного новообрядческого богослова прочитал любопытное толкование Библейской истории, повествующей о явлении трех странников Аврааму: [quote]Единственным допустимым, с точки зрения Церкви, образом Святой Троицы является тот, который наиболее известен по «Троице» преподобного Андрея Рублева. Это весьма древний иконографический тип – мы встречаем его уже в римских катакомбах виа Латина (II-III века), мозаиках римского храма Санта Мария Маджоре (V век) и мозаиках равеннского храма Сан Витале (VI век). Он восходит к библейскому рассказу о явлении трех ангелов Аврааму, то есть представляет собой иконографическое изображение конкретного библейского события (хотя на рублевской Троице Авраам и Сарра отсутствуют). Мне не хотелось бы сейчас вдаваться в обсуждение вопроса о том, какое Лицо Святой Троицы представлено каким ангелом: на эту тему существует обширная литература[11]. Мне думается, что речь вообще не может идти об изображении Лиц Святой Троицы: рублевская Троица – это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый собор. Ведь и посещение Авраама тремя ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви»[12]. В соответствии с этим, и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами. ( http://bishop.hilarion.orthodoxia.org/1_3_7_23_2 ) [/quote] Мне это мнение показалось необычным, поскольку, я всегда был уверен, что Аврааму в образе трех странников-ангелов явился Сам Бог, о чем и в Писании прямо сказано: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного» (Бытие 18:1). Так понимал это место св. Писания и св. Иоанн Златоуст: [quote]И такой вопрос тотчас дал ему разуметь, что пришедший не был какой-нибудь обыкновенный человек, когда знал имя его жены. А он отвечает: “Здесь, в шатре” (ст. 9). И так как пришедший, как Бог, хотел обетовать ему нечто вышеестественное, то, самим названием Сарры по имени, Он показывал, что вошедший в кущу его выше человека. “Я опять буду у тебя, - сказал Он, - в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей” (ст. 10). Вот плоды страннолюбия, вот награда усиленной ревности, вот воздаяние трудов Сарры! “Сарра, - сказано, - слушала у входа в шатер, сзади его”. И услышав это, “внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар” (ст. 12). Чтоб оправдать Сарру, божественное Писание предварительно заметило, что Авраам и Сарра “были стары и в летах преклонных” (ст. 11); и еще не остановившись на этом, Писание говорит далее: “И обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось” (там же). Изсох, говорит оно, источник, потемнело око, самый организм поврежден. Обращая на это свое внимание, Сарра размышляла сама в себе и о своих преклонных летах, и о старости праотца. Но в то время, как она размышляла так в куще, Ведущий сокровенные помышления, желая показать и величие силы Своей, и то, что ничто сокровенное не утаится от Него, говорит Аврааму: “Отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"” (ст. 13). Действительно она так в себе помышляла. “Ибо, - говорит, - у Бога не останется бессильным никакое слово” (“Есть ли что трудное для Господа?” ст. 14)? Таким образом, вот Он явно открыл себя. Или вы не знаете, говорит Он, что я, как Господь естества, могу все, что восхощу, и омертвелые ложесна могу оживотворить и сделать их способными (к деторождению)? Ужели, говорит, есть что-нибудь невозможное для Бога? Не Я ли все творю и преобразую? Не Я ли имею власть жизни и смерти? “Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово” (Лк.1:37)? (Беседа 41-я на книгу Бития) [/quote]

Ответов - 50, стр: 1 2 All

Прасковья: Прошу, расскажите про прп. Александра Свирского, и особенно про этот момент ( посещение Святой Троицы ).

о. Андрей: В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Препо-доб-ный получил повеление возвести храм и устроить обитель во имя Святой Троицы. «Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе», — сказал Господь преподобному. И тотчас святой подвижник увидел Господа Исуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. После этого видения преподобный Александр стал размышлять, на каком месте соорудить храм. Ангел Божий указал ему место. В том же году была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, а в 1526 году на ее месте был воздвигнут каменный храм. http://www.saints.ru/a/12_rpAleksandrSvirskii.html

о. Андрей: Виктор К пишет: Вот поэтому, как мне кажется, Стоглавый Собор положительно отнёсся к такому варианту изображения Святой Троицы Но на Рублевской Троице отличия у Ангелов все-таки есть - центральный Ангел одет в такую же одежду, в какой традиционно изображается Спаситель. И именно центральный Ангел указывает (благословляет?) на Чашу на трапезе. В этом видится явный намек на Христа и Его искупительную Жертву.


Виктор К: о. Андрей да, от того некоторые искусствоведы и литургисты склонны говорить при описании этой иконы о Предвечном Совете Пресвятой Троицы, но и тем не менее изображение Троицы в виде Трёх Ангелов более любого другого согласуется с Учением Церкви.

о. Андрей: Полагаю, что лишь потому согласуется, что таковое явление действительно имело место, это вполне историческое событие. Чего нельзя сказать о подавляющем большинстве других символических икон. Собственно и Бог так устроил, что недоступная пониманию простого человека аллегорическая иконопись не получила широкого распространения. Народу ближе образ Богородицы и Николы Чудотворца, чем фантасмагория в краска.

Виктор К: о. Андрей пишет: Народу ближе образ Богородицы и Николы Чудотворца, чем фантасмагория в краска. прости отче, но я бы добавил, что и Учению Церкви это ближе

о. Андрей: Ближе, об этом сказано в 82 пр. 6 Вс. Собора: "Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение закона". Таким образом, новозаветные изображения предпочтительней пророческих видений.

таня : шалом алейхем , из Израиля! я недавно решила посмотреть это место в быт 18-19 , на иврите . там написано , что пришел к Аврааму Иегова . написано , что это были люди ( 3 человека) , а в 19 - что двое из них были " люди -бог" и ангелы. люди-бог , написано прямо в тексте , там последней буквы якобы не хватает , это частое в писании . как будто бы лишняя буква , или она заменена как бы , и по смыслу - это одно слово , а по тексту- другое . в синодальном перевели не текст , а смысл , то, что кажется историей , потому что сам текст - несуразен немного . анашим ха- эль - люди- ( тот самый) бог . а по смыслу , так не говорят , там должна стоять ещё одна буква- хей - и должно бы быть- анашим ха-эле ( люди эти) . отсюда совершенно ясно , что и ангелы эти и люди и бог . объяснение этому очень простое - Иегова всячески демонстрирует свое тело - он показывает , что он человек , он ест , ему моют ноги , он сидит и достает сару . единственное , что у него особо - это то, что они , второем пришли с неба ( в тексте написано , что авраам поднял глаза и увидел , то есть сверху увидел их ) и то, как Иегова исчезает после разговора с Авраамом . это все делал и Иисус , когда воскрес , ел рыбу и мед, давал себя потрогать , и исчезал и вознесся на небо , про него и написано в 1 кор 15 в подстрочнике - Человек с неба . Иегова - это Иисус , а два ангела - это тоже Иисус . ангел - это не только служебный дух - это просто слово посланный . можно перевести , как мастер , или архитектор , или посланник на дело особого назначения . это и апостол тоже . не все люди - ангелы , и не все ангелы - люди . но эти двое - были не только ангелами , но и людьми , и богом ( тем самым) . отец посылает посланника на землю - Иисуса . бог - дух , входит в марию, и без всякого семени , сам воплощается в человека . господь стал семенем , и упал в материю . он воплотился . он и ангел ( посланник с миссией) и бог , и человек - и вот , у него есть тело . Иисус уходит на небо , и там становится отцом - он рождает церковь , и становится папой духов . там , он становится духом ( 1 кор 15 :45) Иисус стал духом животворящим - Иисус посылает духа , то есть , самого себя на землю. то есть , опять становится ангелом , посланником с миссией . кто мне не верит , можете каждое слово в гугле посмотреть . текст не сложный . еврейские раввины , говорят так- в этом тексте , больше вопросов , чем ответов , это единственный текст , который они не могут объяснить , и вывернуть

Борис Бабилуа: Для Тани из Израиля Тора с комментарием Раши и Сончино Недельный раздел Ваера Глава 18 1. И явил Себя ему Господь в Элоне-Мамре; а он сидел при входе в шатер в знойную (пору) дня. [Сончино] 2. И поднял он глаза свои в увидел: в вот три мужа стоят над ним; и увидел и побежал им навстречу от входа шатрового, и поклонился он до земли [Сончино] 3. И сказал он: Господа мои! Если обрел я милость в твоих глазах, то не пройди мимо раба твоего. [Сончино] 4. Пусть же принесут немного воды, и омойте ваши ноги, и прилягте под деревом. [Сончино] 5. И я возьму ломоть хлеба, и подкрепите сердце ваше, затем (дальше) пойдете; ибо (прошу) потому, что вы проходили мимо раба вашего. И сказали они: Делай так, как ты говорил. [Сончино] 6. И поспешил Авраам в шатер к Саре в сказал: Поспеши! Три меры муки, мелкого помола замеси и сделай хлебы. [Сончино] 7. И к скоту побежал Авраам, и взял он тельца, нежного и хорошего, и передал отроку, и поспешил приготовить его. [Сончино] 8. И взял он сливок и молока, и тельца, которого приготовил, и поставил пред ними. И он стоял подле них под деревом, а они ели. [Сончино] 9. И сказали ему: Где Сара, жена твоя? И сказал он: Вот в шатре. [Сончино] 10. И сказал он: Вернусь, вернусь я к тебе как в пору сию; и вот сын у Сары, жены твоей. И Сара слушала при входе в шатер, что позади него. [Сончино] 11. А Авраам и Сара стары, в летах преклонных, прекратилось у Сары обычное у женщин. [Сончино] 12. И засмеялась Сара про себя, говоря: После того, как увяла, будет мне младость? И господин мой стар. [Сончино] 13. И сказал Господь Аврааму: Почему смеялась Сара, говоря: Подлинно ли рожу, а я состарилась? [Сончино] 14. Ужели для Господа недоступное есть? К сроку вернусь к тебе, как в пору сию, и у Сары сын. [Сончино] 15. И отрекалась Сара, говоря: Я не смеялась, - ибо страшилась она. И сказал: Нет, однако смеялась ты. 16. И поднялись оттуда мужи и окинули взором Сдом; а Авраам шел с ними, провожая их. [Сончино] 17. И Господь сказал: Сокрою ли от Авраама то, что Я делаю? [Сончино] 18. А Аврааму быть народом великим и могучим, и благословляться будут им все народы земли. [Сончино] 19. Ибо Я знаю его, потому что заповедает он своим сынам и дому своему после себя: им соблюдать путь Господень, творя милость и суд, чтобы исполнил Господь для Авраама то, что говорил о нем. [Сончино] 20. И сказал Господь: Вопль на Сдом и Амору однако великим стал, а их грех однако стал тяжким весьма. [Сончино] 21. Низойду же и посмотрю, согласно ли воплю на нее, дошедшему до Меня, поступали, - гибель. Если же нет - буду знать. [Сончино] 22. И повернули оттуда мужи и пошли к Сдому; а Авраам все еще стоит пред Господом. [Сончино] 23. И подступил Авраам и сказал: Ужели погубишь и праведного с преступным? [Сончино] 24. Быть может, есть пятьдесят праведных внутри города? Неужели погубишь и не простишь места сего ради пятидесяти праведных, которые в нем? 25. Хула для Тебя делать сему подобное, умертвить праведного с преступным, и будет как праведный, так в преступный. Хула для Тебя (такое). Судья над всею землей не содеет суда (правого)?! [Сончино] 26. И сказал Господь: Если найду в Сдоме пятьдесят праведных, внутри города, то прощу все то место ради них. 27. И отвечал Авраам и сказал: Вот я решился говорить Господину моему, я же прах и пепел. 28. Быть может, не хватит до пятидесяти праведных пятерых. Ужели истребишь из-за пятерых весь город? И сказал Он: Не истреблю, если найду там сорок пять. 29. И продолжал он еще говорить Ему и сказал: Быть может, найдутся там сорок? И сказал Он: Не содею ради сорока. 30. И сказал он: Да не прогневит Господина моего то, что скажу: Быть может, найдутся там тридцать? И сказал Он: Не содею, если найду там тридцать. 31. И сказал он: Вот я решился говорить Господину моему: Быть может, найдутся там двадцать? И сказал Он: Не истреблю ради двадцати. 32. И сказал он: Да не прогневит Господина моего то, что скажу (еще) лишь сей раз: Быть может, найдутся там десять? И сказал Он: Не истреблю ради десяти. 33. И удалился Господь, когда кончил Он говорить с Авраамом, а Авраам возвратился на место свое. [Сончино]

Виктор К: таня пишет: отец посылает посланника на землю - Иисуса . бог - дух , входит в марию, и без всякого семени , сам воплощается в человека . господь стал семенем , и упал в материю . он воплотился . он и ангел ( посланник с миссией) и бог , и человек - и вот , у него есть тело . Иисус уходит на небо , и там становится отцом - он рождает церковь , и становится папой духов . там , он становится духом ( 1 кор 15 :45) Иисус стал духом животворящим - Иисус посылает духа , то есть , самого себя на землю. то есть , опять становится ангелом , посланником с миссией 1 Кор. 15:45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Иоанн Златоуст: (Апостол) сказал это для того, чтобы ты знал, что уже есть знамения и залоги как настоящей, так и будущей жизни: настоящей – Адам, а будущей – Христос. Так как лучшие (блага) он поставляет в надеждах, то теперь доказывает, что начало их уже пришло, что корень и источник их уже явились. Если же корень и источник для всех очевидны, то не должно сомневаться и о плодах. Потому он и говорит: «последний Адам в дух животворящ»; и в другом месте: «оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». (Рим.8:11). Следовательно, животворить – дело Духа. Потом, чтобы кто не сказал: почему худшее прежде, и почему душевное сбылось все, а не в начатке только, духовное же только в начатке, – (апостол) выражает, что таков порядок того и другого. «Но не прежде, – говорит, – духовное, но душевное, потом же духовное» (1Кор.15:46). Не говорит – почему, но довольствуется указанием на распоряжение Божие, имея свидетелем превосходства домостроительства Божия опыт событий и через то доказывая, что все с нами происходит к лучшему, а вместе с тем придает еще более достоверности словам своим. Если сбылось худшее, то тем более надобно ожидать лучшего. Блаж. Феофилакт Болгарский Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первое точно написано (Быт. 2:7), а второе не написано; но поскольку оно случилось по связи событий, то говорит, что написано. Подобно и пророк (Зах. 8:3) сказал об Иерусалиме, что он назовется городом правды; но он буквально не был так назван. Евангелие назвало Господа Эммануилом (Мф. 1:23); однако Он не назывался так, но дела дают Ему такое название. Итак, первый Адам был человек душевный, то есть имел тело, управляемое душевными силами; а последний Адам, Господь, дух животворящий. Не сказал: «в Духе живущий», но выразил нечто большее: животворящий. Ибо Господь имел Духа Святого, существенно соприсущего Ему; Им Он оживлял Свою плоть; Им же и нам даровал нетление. Итак, в первом Адаме мы получили залог настоящей тленной жизни, а во Христе - будущей. Исходя из святоотеческого понимания указанное вами: отец посылает посланника на землю - Иисуса . бог - дух , входит в марию, и без всякого семени , сам воплощается в человека . господь стал семенем , и упал в материю . он воплотился . он и ангел ( посланник с миссией) и бог , и человек - и вот , у него есть тело . Иисус уходит на небо , и там становится отцом - он рождает церковь , и становится папой духов . там , он становится духом ( 1 кор 15 :45) Иисус стал духом животворящим - Иисус посылает духа , то есть , самого себя на землю. то есть , опять становится ангелом , посланником с миссией не верное понимание. отец посылает посланника на землю - Иисуса - не просто посланника, Своего единородного Сына. бог - дух , входит в марию, и без всякого семени , сам воплощается в человека . господь стал семенем , и упал в материю . он воплотился . он и ангел ( посланник с миссией) и бог , и человек - и вот , у него есть тело . - Бог Святой Дух входит в Марию, и без всякого семени - ДА, но вот далее ваше рассуждение, не совсем верно - Слово Божее во Чреве Марии составляет себе плоть без семени и воспринимает эту плоть соединяясь неслитно и нераздельно через эту плоть со всем человечеством, после чего рождается в мире Богомладенец Исус. Нужно понимать, что Слово Божее Вторая Ипостась Святой Троицы восприняла Человеческую Природу. Поэтому формула типа: сам воплощается в человека должна быть понимаема не как превращение Одного в другое, но как соединение Двух Природ в Одном Лице. Иисус уходит на небо , и там становится отцом - он рождает церковь , и становится папой духов . там , он становится духом - а это однозначно антитринитарное рассуждение, а следовательно - ересь. То что было Вознесение, об этом говорит нам Священное Писание, но вот тут опять должно быть правильно понимание: Сын Божий Слово Божее Вторая Ипостась Святой Троицы вознесло на небо воспринятую Плоть. После Вознесения Слово Божее пребывает с Отцом. При этом нужно понимать, что Слово Божее не разлучалось ни на мгновение от Отца Первопричины всего, но пребывало с Ним постоянно неразлучаясь и не отделяясь. Поэтому утверждение, что Исус стал Отцом - ну по меньшей мере - бред. Из этого утверждения следует, что Исус превращается бесконечно то в одного то в другого...после превращения в отца, он становится духом...ангелом... посланником... Короче говоря, если вам не трудно, то перечитайте святоотеческое Предание и Учение Церкви по поднятым вами вопросам. А то что изложено вами, какой бы источник не брался в основе, это ересь.



полная версия страницы