Форум » Библеистика » Исус Христос и волхвы » Ответить

Исус Христос и волхвы

искатель: Из Евангелия известно о приходе к Исусу Христу волхвов. Но ведь в древней Руси волхвами называли колдунов и языческих жрецов! Летописец Нестор в своей Повести временных лет неоднократно их критикует. Вот, например, что он пишет об волхвовании: "Тем-то они (бесы) и прельщают людей, что велят им рассказывать видения, являющиеся им, нетвёрдым в вере, одним во сне, а другим в мечтании, и так волхвуют научением бесовским. Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину. Потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями. Но и мужчины неверные бывают прельщаемы бесами, как это было в прежние времена. При апостолах ведь был Симон Волхв, который заставлял волшебством собак говорить по-человечески и сам оборачивался то старым, то молодым или кого-нибудь оборачивал в иной образ, в мечтании. Так творили Ананий и Мамврий: они волхвованием чудеса творили, соревнуясь с Моисеем, но вскоре уже ничего не могли сделать равное ему". Самое интересное то, что в этой же летописи Нестор называет волхвами людей, пришедших к Исусу Христу с дарами. Также и другие летописи осуждают волхвов. В "Повести о волхвованиии" волхвов предлагалось "огнем жечи". По «Домострою», грешники, оставившие Бога и призывавшие к себе чародеев, кудесников и волхвов, уготовляют себя дьяволу и будут мучиться вечно. Отрицательно относится к волхвам и "Слово о злых дусех". Стоглавый собор 1551 г. осудил волхвов, которые, как отметили отцы собора "мир прельщают и от Бога отлучают". И как можно после этого называть волхвов мудрецами? (в одном из новообрядческих Евангелий написано что волхвы - это мудрецы). Кстати на одном из старооборядческих сайтов волхвы прямо названы языческими жрецами. Не понятен ещё один момент: в новообрядческом Евангелии написано, что волхвы пришли с востока так как видели звезду Его на востоке. Но если они пришли с востока значит звезда была на западе. Или если звезда была на востоке значит волхвы пришли с запада. А на одном из старообрядческих сайтов написано, что звезда была на юге.

Ответов - 70, стр: 1 2 All

Виктор К: искатель пишет: И как можно после этого называть волхвов мудрецами? а в чём собственно говоря противоречие - вспомните описание жизни Моисея в доме фараона. Он был научен всей МУДРОСТИ языческой. волхвы, жрецы, звездочёты - люди обладавшие различными знаниями в астрономии, алхимии, медицине и т.д. Не понимаю, что здесь может быть непонятно... А о том откуда звезда - так почитайте Евангелие....

искатель: Я так понимаю, что христианство и язычество понятия несовместимые. Можно ли служить одновременно двум господам? Виктор К пишет: волхвы, жрецы, звездочёты - люди обладавшие различными знаниями в астрономии, алхимии, медицине и т.д. я бы ещё добавил: люди обладавшие различными знаниями..... и в колдовстве, астрологии, поклонении идолам. А за что тогда не любили волхвов на Руси? Виктор К пишет: А о том откуда звезда - так почитайте Евангелие.... К сожалению у меня нет старообрядческого Евангелия, поэтому я почитал новообрядческое (надеюсь в данном вопросе разницы нет). Там написано:"И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец". Я правильно понял, что сначала звезда была на востоке, а потом переместилась на запад и повела волхвов на запад. Волхвы шли с востока, в Евангелии написано: "...пришли в Иерусалим волхвы с востока...". Возможно я что-то не понимаю.

Алексий: Волхвы Ветхого Завета несколько отличались от волхвов нового времени. В понятийном Ветхозаветном плане Волхв - это мудрец, потом волхв - колдун,жрец языческого культа.


о. Андрей: искатель пишет: И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец". Я правильно понял, что сначала звезда была на востоке, а потом переместилась на запад и повела волхвов на запад. Волхвы шли с востока, в Евангелии написано: "...пришли в Иерусалим волхвы с востока...". Возможно я что-то не понимаю. Звезда явилась на Востоке, мудрецы жили на Востоке (северо-востоке относительно Палестины), она явилась НАД ними и имея необычную природу, она двигалась и вела их на юго-запад - в Иерусалим. Поэтому нет никакого противоречия, волхвы пришли с Востока за звездой, которая явилась у них на родине над их головами.

о. Андрей: искатель пишет: И как можно после этого называть волхвов мудрецами? Волхвы - это общее название и для колдунов, и для астрологов. Упоминаемые в Евангелие волхвы были естественно астрологами, ибо по звездам пытались предсказать судьбы человечества. Они, увидев новую звезду, связали ее появление с рождением царя иудейского, но на самом деле мы знаем, что родился не царь иудейский, а Царь царей. Так Бог еще раз показал, что астрология - пустышка. Но почему же Бог посчитал нужным привести к поклонению Богомладенцу персидских астрологов и почему именно через звезду? Бог изначально решил призвать к вере язычников, а призвал Он их через то видение, которое было в том их состоянии доступно для их понимания, но не следует думать, что волхвы служили двум господам. Нет, они до появления звезды, до встречи с Богомладенцем были язычниками, но пришли и поклонились Христу, унеся в Персию благовестие о родившемся Миссии. И более они демонам не служили, их честные мощи почивают в Германии в Кельнском соборе. Я приведу на Ваш вопрос замечательный ответ св. Иоанна Златоуста, вот он пишет о причине призвания волхвов: Для того, чтобы обличить нечувствительных иудеев, и лишить их - неблагодарных - всякого способа к оправданию. Так как цель пришествия Христова была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе, и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая чрез чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христовом, не обращали на то особенного внимания, - Господь внушил варварам придти из отдаленной страны, расспрашивать о Царе, родившемуся у иудеев; и они от персов первых узнают то, чему не хотели научиться у пророков. Бог сделал это для того, чтобы дать им вернейший способ убедиться, если будут благоразумны, или лишить всякого оправдания, если будут упорны. В самом деле, что могут сказать в свое оправдание иудеи, не принявшие Христа после столь многих пророческих доказательств, видя волхвов, которые по явлению только звезды приняли Его, и поклонились явившемуся? Итак, с волхвами Бог поступил так же, как с ниневитянами, к которым послал Иону, так же, как с самарянкою и хананеянкою. Потому и сказано: “Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят” и: “Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит” род сей (Мф. 12:41,42), - потому что они поверили меньшему, а иудеи не поверили и большему. Ты спросишь, для чего Бог привел волхвов к Христу таким явлением? А как же бы надлежало? Послать пророков? Но волхвы пророков не приняли бы. Дать глас свыше? Но они гласу не вняли бы. Послать ангела? Но и того не послушали бы. Поэтому Бог, оставивши такие средства, по особенному Своему снисхождению употребляет для призвания их то, что было им больше знакомо: показывает большую и необычайную звезду, чтобы она поразила их и величиною, и прекрасным видом, и необыкновенным течением. Подражая этому, и апостол Павел, когда рассуждает с эллинами, начинает речь с жертвенника, и приводит свидетельства из их стихотворцев; а когда проповедует иудеям, говорит об обрезании, - уча живущих под законом, начинает с жертв. Так как всякий любит то, к чему привык, то к этому применяются и Бог и люди, посылаемые Им для спасения мира. Итак, не думай, чтобы недостойно было Бога призывать волхвов посредством звезды; иначе должен будешь отвергнуть все иудейское - и жертвы, и очищения, и новомесячия, и ковчег, и самый храм, потому что все это допущено по языческой грубости иудеев. И Бог для спасения заблуждающихся с небольшим изменением допустил в служении Себе то, что наблюдали язычники при служении демонам, чтобы, понемногу отвлекая от языческих привычек, возвести к высокому любомудрию. Так поступил он и с волхвами, благоволив призвать их явлением звезды, чтобы потом удостоить высшего. Побудивший их идти и руководствовавший в пути, после того как поставил пред яслями, наставляет их уже не чрез звезду, а чрез ангела; таким образом, понемногу они восходили к высшему. Подобно этому Бог поступил и с жителями Аскалона и Газы. Когда пять филистимских городов, по прибытии к ним ковчега, поражены были смертною язвою и не находили никаких средств к избавлению от постигшего их бедствия, тогда, созвавши волхвов, в общем собрании советовались, как освободиться от этой язвы, ниспосылаемой от Бога; волхвы присоветовали взять коров, которые не были еще под ярмом и принесли первых телят, запрячь под кивот и пустить одних идти, куда хотят, чтобы чрез то увидеть, от Бога ли это ниспосланная язва, или какая случайная болезнь. Если коровы, - говорили они, - как не привыкшие к ярму, разобьют его, или воротятся к телятам, то будет значить, что язва произошла по случаю; если же пойдут прямо, мычание телят не произведет на них никакого действия и они не собьются с дороги, им незнакомой, то будет явно, что рука Божия коснулась этих городов (1 Цар. 5-6). Жители послушались волхвов, и поступили по их совету; и Бог, по Своему снисхождению, не почел для Себя недостойным, применяясь к мнению волхвов, привести в действие предсказанное ими, и оправдать слова их событием. Такое действие было тем важнее, что и сами противники засвидетельствовали силу Божию, а учителя их подтвердили то своим приговором. Много и других примеров видеть можно в божественном домостроительстве. Так, например, и то, что известно о чревовещательнице (1 Цар. 28), случилось по тому же божественному промыслу, о чем сами вы можете рассудить по сказанному выше. Все это сказано мною для объяснения написанного о звезде; вы же сами, может быть, в состоянии сказать и более, - сказано ведь: “Дай [наставление] мудрому, и он будет еще мудрее” (Притч. 9:9).

Александр г.Самара: Уважаемый искатель, могу предложить вот эту ссылку: http://evangelue.ru/index.php?id_menu=55

искатель: о. Андрей, мне понравились Ваши комментарии. Я с Вами согласен. Вы пишете: их честные мощи почивают в Германии в Кельнском соборе Признаюсь честно, я впервые об этом узнаю. Написано ли их житие? Есть ли иконы с их изображением? Я знаю, что волхвы могут быть изображены на иконах, посвящённых Рождеству Исуса Христа. А есть ли другие иконы на которых изображены только они? И есть ли на них нимб?

искатель: нашёл фреску 12 века в пещерной церкви в Каппадокии: http://i053.radikal.ru/1009/f0/c4be7b6c292f.jpg

искатель: икона 15 века (волхвы без нимбов): http://s003.radikal.ru/i202/1009/5d/5bb3d6e7cd1a.jpg

о. Андрей: Все правильно изображено. Здесь волхвы без нимбов, ибо еще только едут к Богомладенцу: http://s003.radikal.ru/i202/1009/5d/5bb3d6e7cd1a.jpg , а здесь с нимбами, ибо уже поклоняются Спасителю мира.

о. Андрей: искатель пишет: Признаюсь честно, я впервые об этом узнаю. Написано ли их житие? Память им совершается в день Рождества Христова - 25 дек. (7янв.). В Макарьевских четьих минеях (16в.) есть поучения посвященные их памяти, но привести здесь я могу лишь из житийных миней Дмитрия Ростовского, ибо Макарьевских в интернете не обретаю, а копировать с компьютера слишком много: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/1133.html

искатель: У меня есть ещё один вопрос не совсем по теме. В первом моём сообщении я привожу цитату из летописи в которой летописец отрицательно высказывается о мечтании. Что он мог иметь в виду? Неужели мечтание этот грех?

Прасковья: А о чем мы мечтаем? Я думаю о приятном, а что нам приятно, голодному харчи, бедному деньги, унылому слава и т.д. То есть чего нам в жизни не хватает. В то время как мы мужественно должны переносить все лишения и заботиться о Божьем, мы предаемся мечтаниям о земном. Ну, а бесы нам в этом помогают, развивая через мечты наши пристрастия. Я так это понимаю.

Jora: искатель пишет: И как можно после этого называть волхвов мудрецами? (в Волхвы 2000 лет назад и 500 лет назад - разные понятия и явления. В каноне Рожетсву Христову они называются учениками мудрыми древнего волхва Валаама, а он известен пророчеством о Мессии-Спасителе. искатель пишет: волхвы пришли с востока так как видели звезду Его на востоке. В Учительном Евангелии в чтении на РХ сказано, что вифлеемская звезда - "некая ангельская сила". искатель пишет: летописец отрицательно высказывается о мечтании. В слав. языке "мечтание" - призрак, обман зрения. В Прологе на Петра и Павла повествуется о "лазерном шоу" Симона волхва, но ап. Петр его посрамил, вот это "мечтание" в понимании того времени.

о. Андрей: Jora пишет: они называются учениками мудрыми древнего волхва Валаама, а он известен пророчеством о Мессии-Спасителе Он вот еще чем известен: "Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали" (Откр.2:14). "Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей" (Иуд.1:11) Пророчество то не от добродетели Валаама было, но ради язычников.

искатель: Jora пишет: Волхвы 2000 лет назад и 500 лет назад - разные понятия и явления. Я с этим не согласен. Волхвы не могли сначала быть хорошими, а потом вдруг сговориться и стать плохими. И волхвы которые пришли к Исусу сначала были астрологами и скорей всего и язычниками. Но Бог их "плавно" привёл к истинной вере. И вернулись они к себе на родину уже не волхвами. Я так это понял читая комментарии о. Андрея.

о. Андрей: искатель пишет: скорей всего и язычниками Несомненно язычниками.

Jora: искатель пишет: сначала были астрологами и скорей всего и язычниками. Имел в виду трансформирование понятия "волхв". Сначала этим словом могли назвать и астролога, позже это мог быть только колдун.

Алексий: о. Андрей пишет: Несомненно язычниками. А может зороастрийцами?

искатель: Jora пишет: Сначала этим словом могли назвать и астролога, позже это мог быть только колдун. В Википедии нашёл следующее: Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит «ΜΑΓΟΣ», что обычно означает людей, искусных в чародействе. Похоже, в Википедии написана правда. Следовательно, волхвы сначала были и магами, т. е. колдунами. Но я ещё раз подчёркиваю, что волхвы перестали быть магами после того как поклонились Исусу Христу и осознали истинную веру.

искатель: Алексий пишет: А может зороастрийцами? Я тоже раньше так думал. Но в Википедии недавно прочитал: Религия Ирана — зороастризм — так же, как и христианство, исповедует монотеизм, то есть веру в единого Бога. Авеста (священная книга зороастрийцев), как и Библия, обещает приход Спасителя в мир. Основной темой зороастризма является противостояние добра и зла и выбор человека между ними. Я не знаю насколько это правда. В данном случае имеется в виду, что зороастризм - религия доисламского Ирана (Персии).

о. Андрей: Алексий пишет: А может зороастрийцами? Да, вполне вероятно, что зороастрийцами, поскольку они были из Персии. Но ведь зороастрийство - это огнепоклонство - язычество.

Алексий: о. Андрей пишет: язычество Дуализм.

искатель: У меня попутно родился ещё один вопрос, связанный с понятием "маг". Существуют так называемые белые маги. Они используют христианскую символику и иконы и сначала даже можно предположить, что это глубоко верующие люди. В тоже время они используют странные обряды которые никак нельзя назвать христианскими, а также заговоры, состоящие из христианских и языческих терминов. Конечно сейчас большинство белых магов или знахарей это шарлатаны, делающие на этом бизнес. Но есть знахари, владеющие какими-то способностями. Они могут, например заговором остановить кровотечение или снять порчу и человеку станет легче. То есть они делают добрые дела. Но кто им помогает? Бесы? Но если бесы будут делать добрые дела то их царство должно расколоться. Предвижу ответ: "Знахари тело исцеляют, а душу губят". Но ведь когда Исус Христос исцелял больных, пошли слухи, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. На что Исус ответил: "если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?" Следовательно, знахари помощью бесов не пользуются. Но чьей помощью они исцеляют? А может им не помогают ни бесы ни Бог, а исцеляют они людей изгнанием бесов с помощью имени Исуса Христа? Может быть знахари потом скажут: "Не от твоего ли имени мы изгоняли бесов?". Исус им ответит: "я не знаю вас, творящих беззаконие". Ведь и новообрядцы тоже могут изгонять бесов, но это ещё не говорит что новообрядчество - истинная вера.

Прасковья: Я не думаю, что здравомыслящий христианин будет заниматься магией, даже белой. Я таких лекарей стараюсь стороной обходить.

Алексий: На память новых мученик Михайла Черниговского и болярина Феодора: Как воспринимаются на Руси 13 века волхвы СКАЗАНИЕ ОБ УБИЕНИИ В ОРДЕ КНЯЗЯ МИХАИЛА ЧЕРНИГОВСКОГО И ЕГО БОЛЯРИНА ФЕОДОРА Проехав многие земли, прибыл Михаил к Батыю. Поведали Батыю: «Великий князь русский Михаил приехал поклониться тебе». Царь Батый велел позвать волхвов своих. И когда волхвы пришли к нему, то сказал им царь: «Все, что нужно по вашему обычаю, сотворите и с князем Михаилом, а потом приведите его ко мне». Тогда они, придя к Михаилу, сказали ему: «Батый зовет тебя». Он же, взяв Феодора, пошел вместе с ним. И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Михаил же и Феодор сказали им: «Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только Отцу и Сыну и Святому Духу». Михаил же сказал Феодору: «Нельзя нам поклоняться тому, чему они поклоняются». Тогда волхвы, оставив Михаила и Феодора на том месте, куда привели их, пошли и сказали царю: «Михаил повеления твоего, царь, не слушает: через огонь не идет и богам твоим не кланяется, говорит, что не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ничему сотворенному, солнцу и идолам, а следует поклоняться только создавшему все это — Отцу и Сыну и Святому Духу». Царь сильно разъярился, и послал одного из вельмож своих, по имени Елдега, и сказал ему: «Так передай Михаилу: «Как посмел повелением моим пренебречь — почему богам моим не поклонился? Теперь одно из двух выбирай: или богам моим поклонишься и тогда останешься жив и получишь княжение, или же, если не поклонишься богам моим, то злой смертью умрешь». Елдега, приехав к Михаилу, сказал ему: «Так говорит царь: «Как посмел повелением моим пренебречь — почему богам моим не поклонился? Теперь одно из двух выбирай: или богам моим поклонишься и тогда останешься жив и получишь княжение, или же, если не поклонишься богам моим, то злой смертью умрешь». Тогда ответил Михаил: «Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться,— не поклонюсь». И сказал ему Елдега: «Михаил, знай — ты мертв!» Михаил же ответил ему: «Я того и хочу, чтобы мне за Христа моего пострадать и за православную веру пролить кровь свою».

о.Евгений: искатель пишет: Существуют так называемые белые маги. Думаю, Вам будет интересно почитать немного похожую тему по вашему вопросу. http://rdc.forum24.ru/?1-0-0-00000019-000-10001-0-1265684428

о. Андрей: Алексий пишет: Дуализм. Ну, это только религиоведы так различают, а для нас все, кто истинного Бога не признает - язычники. Вот, например, иудеи и мусульмане - первочинные еретики.

искатель: Прасковья пишет: Я таких лекарей стараюсь стороной обходить. Это очень правильное решение. Я, например, считаю, если неизвестно кто помогает знахарям - лучше к ним не обращаться. То же можно сказать и про сны. Если неизвестно кто их показывает - лучше их не слушать.

Виктор К: думаю, будет, что называется, в тему...: Глава 1 - о волхвах, числогадателях и волшебниках, а также и об астрологах, чародеях и к тому же о колдовствах, отравах и амулетах А 61-е правило VI Собора - предавшихся волшебникам, или колдунам, или так называемым стоначальникам, или водящим медведиц или других зверей на посмешище и на вред простейших, или облакогонителям, или гадателям, или тем, которые дают предохранительные талисманы, или тем, которые, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастьи, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков, и говорят, что один рожден в злополучный день, а другой, напротив, под счастливою звездою, - всех внимающих сим осуждает на шестилетний срок, а упорно пребывающих в этом зле совершенно отлучает от Церкви, т.е. мирян; а у посвященных нет никакого извинения к тому, чтобы не быть извергнутыми: ибо, как речено Апостолом, кое сложение церкви Божией со идолы (2 Кор. 6, 16) и прочее? О колдовстве Колдунами называются те, которые, предав и вверив себя демонам, через некоторые знаки демонского научения пытаются прозревать в будущее. О стоначалъниках А стоначальниками называются те, которые несколько мудрее рассуждают о подобных вещах и потому считают себя передовыми. О водящих медведей А водящие медведиц - те, которые, привешивая к ним сосуды с жидкостию и отрезывая волосы от них, дают то и другое женщинам, как имеющее силу прогонять болезни и зависть; а другие носят в пазухе змей, совершая колдовство посредством их. [Срав. Номоканон при большом Требнике, пр. 20-е.] Об облакогонителях А облакогонигели - те, которые предсказывают что-либо по внешнему виду облаков. О чародеях А чародеи суть те, которые поют иногда Давидовы псалмы и упоминают мученические имена и даже Самую Пресвятую Богородицу и к сим приплетают демонское колдовство. А другие вешают на шеи детей сложенные бумажки, исписанные какими попало (случайными) песнопениями, перевязывая их красными лентами, для предотвращения будто бы всякого вреда, которые и называют талисманами и амулетами. Часто были извергаемы на соборе и священники, дававшие некоторым есть хлеб великого четвертка для того, чтобы отыскать украденное, в случае, если не скоро будет потреблен оный. Немедленно был извержен и другой священник, делающий вопросы о некоторых делах по псалмам Давидовым, с Евангелием, привязанным к дереву и вращаемым вокруг. Таковы же и сидящие у церквей или у святых икон жены, усиливающиеся знать от них будущее и предрекать, подобно имущим в древности дух Пифона. О всем этом божественный Златоуст говорит, что, хотя в таковых случаях произносится имя Святой Троицы, хотя бывают призывания святых, хотя изображается знамение креста, должно избегать такового и отвращаться. Кроме того, в 21-й беседе о статуях, а также в 5-м (6-м) слове против иудеев строго обличает это. А 24-е (пр.) анкирского собора отлучает на пятилетие тех, которые безрассудно последуя языческим обычаям, для уничтожения. [В древне-греческом рукописи, изд. Синтагмы 1375 г.: для отыскания, как и в подлиннике правила. См. прим. в Synt. Rhalli et Potli, Tom. VI, p. 357.] будто бы чар и волшебства, приводят в свои домы волшебников, как обещающих очистить дом от такового осквернения (так как одержимые болезнию подозревают, что от этого они подверглись продолжительной болезни), или как могущих указать что-либо из потерянного. Таковым же епитимиям подвергаются и те, которые приходят к ворожеям и гадальщицам на ячмене. [Добав. к правилу из Вапьсамона. Ср. номоканон при большом Требнике, прав. 17-е (Номокан. А.С. Павлова, стр. 48.)] То же самое правило буквально приводится и в 83-м прав. Великого Василия: только настоящее правило пользующимся таковым злом простирает епитимию до шестилетия; посему однажды впавшие в заблуждение и потом отставшие от зла должны быть подвергнуты меньшей епитимии. А Лаодикийского (собора) правило 36-е определяет совершенно изгонять из Церкви клириков, сделавшихся волшебниками и обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делателями так называемых талисманов. Волшебники - это те, которые призывают благодетельных будто бы демонов для устроения какого-либо блага, хотя все они человекоубийцы произволением и злокозненны. Об обаятелях А обаятели, чародеи - те, которые посредством напеваний привлекают демонов в свои желания и связывают зверей и пресмыкающихся для того, чтобы они не вредили будто бы животному, находящемуся где-нибудь вне двора. А другие заговаривают даже и змей, берут их в руки и остаются неуязвимыми от них и невредимыми. [Из толкования Зонары на правило 36-е соб. Лаодикийского. Ср. прав. Номоканона при большом Требнике: 13, 14, 15, 183. Различие между волхвами, колдунами, чародеями, обаятелями и проч. см. в Реал. слов. клас. древн. по Любкеру. С.-Петербург, 1885 г. под словами: "divinatio", стр. 418-424 и "madgi" и "magia", стр. 809-812.] О числогадателях А числогадатели - те, которые думают, что небесные тела имеют владычество над всем и что наши дела устрояются согласно с движением их. [Букв. по толк. Вальсам, на 36 пр. соб. Лаодик. ] А относящееся к математическому знанию делится на следующие две науки: астрономию и астрологию; и первая дозволена самими святыми (отцами собора Лаодикийского), так как показывает положение и движение всех небесных тел, а также их взаимное отношение и расстояние; [Согласно с Зонарою на прав. 36-е того же собора.] астрология же, т.е. выходящее отсюда предсказывание по соотношению будто бы небесных тел и предугадывающая будущее, отнюдь не дозволена отцами, [Ср. толков. Зонар.] так как заставляет простейших внимать родословию и судьбе. А астрологи - те, которые делают предсказание по звездам, при содействии демонов, и внимают им как богам. Существуют четыре книги, так называемые математические: арифметика, музыка, геометрия и астрономия. Итак, правило запрещает не читать сии книги, а с особенною заботливостию заниматься ими и верить, что вместе с движением небесных тех обращаются и наши тела, и думать, что можно предузнавать будущее, которое будто бы необходимо должно случиться по причине известного движения звезд. [Согласно с Зонарою. См. Thes. Eccl. tom. 2, p. 285-286. Так же Слов. клас. древ по Любкеру, под словами: "astrologia и astronomia" стр. 172. Ср. правила Номоканона при большом Требнике: 15, 20, 183, 196.]

Георгий, Львов: Виктор К пишет: А астрологи - те, которые делают предсказание по звездам, при содействии демонов, и внимают им как богам. Существуют четыре книги, так называемые математические: арифметика, музыка, геометрия и астрономия. Итак, правило запрещает не читать сии книги, а с особенною заботливостию заниматься ими и верить, что вместе с движением небесных тех обращаются и наши тела, и думать, что можно предузнавать будущее, которое будто бы необходимо должно случиться по причине известного движения звезд. ...согласно с последними словами: "можно предузнавать будущее по причине известнаго течения звёзд", -- значит, у древних были такие знания и не отвергались Христовой Церковью... Я правильно понял?

о. Андрей: Какие знания, что звезды двигаются? Конечно же не отвергались. А вот то, что по ним можно предузнавать будущее правило запрещает. Читай внимательно: правило запрещает... думать, что можно предузнавать будущее, которое будто бы необходимо должно случиться по причине известного движения звезд.

искатель: Я прочитал тему, предложенную о. Евгением, а также и другие комментарии к моей теме. В теме "Не к собору. Порча" говорится в основном о порче - результате вредного воздействия диавола, вызванного чёрными магами. В своей теме я начал рассуждать о белых магах. Возможно, белые и чёрные маги - это одно и то же. Но на первый взгляд кажется, что белые маги делают добрые дела. Но их деятельность у меня вызывает подозрения которые рождают вопрос: а не стоит ли за этими "добрыми" делами очень большое зло? На данный момент у меня сформировались следующие версии: Версия 1 Белые маги - слуги диавола и бесов. Белые маги исцеляют людей, изгоня из них бесов силой князя бесовского. Но разве возможно это? (Здесь и далее я рассматриваю болезни связанные с воздействием бесов). Исус Христос исцелял также и физические болезни и ясно дал понять, что бесы не могут так как Он исцелять физические болезни иначе их царство расколется. А может белые маги не изгоняют бесов, а просят их временно оставить больного, чтобы завоевать доверие больных к белому магу и ввести больного в искушение? Версия 2 Белые маги не связаны с тёмными силами, а изгоняют бесов с помощью молитв, креста и икон. Бесы убегают от больного так как панически боятся икон, крестов и молитв, а не личности белого мага. Но из жития святых отцов известно, что бесы могут спокойно находиться в храме где кресты и иконы и даже воздействовать на монахов. Версия 3 Белые маги не связаны с тёмными силами. Белые маги это обыкновенные люди у которых мощное положительное биополе, которым они и исцеляют людей.

о. Андрей: Бог не делает никакого разделения между волшебниками на черных и белых, но отвергает всех: "Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них" (Лев.19:31).

Прасковья: Кем был Чумак?

Сергей Маркин: Прасковья пишет: Кем был Чумак? По мне - так самым обыкновенным шарлатаном. Как и все эти черно-белые маги.

о. Андрей: Сергей Маркин пишет: Кем был Чумак? А почему был?

Виктор К: искатель пишет: Порча" говорится в основном о порче - результате вредного воздействия диавола, вызванного чёрными магами. Дорогой мой - что вы, простите - несёте???? какая порча, какой результат воздействия диавола, вызванного чёрными магами?!?!?! ЧТО ЗА БРЕД??? - И ВОЛОС С ГЛАВЫ ВАШЕЙ НЕ УПАДЁТ!!!! Дорогой мой - вот откуда всё Ваше непонимание и "разбирание" и деление... Знаете после коров когда идёшь по полю - полно отходов - кизяков, но бывает одни целые, а другие поломанные - вот тоже самое и с теми кого Вы пытаетесь классифицировать.... Не нужно этого делать - категорически!!! НИКТО, КРОМЕ БОГА НАШЕГО НЕ ИМЕЕТ НИКАКОЙ СИЛЫ. ПОРЧИ - НЕ СУЩЕСТВУЕТ - ЕЁ ПРИДУМАЛИ ЧУМАКИ И ЕМУ ПОДОБНЫЕ "КИЗЯКИ"! ТОЛЬКО ГОСПОДЬ ВОЛЕН ЧТО ТО РЕШАТЬ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ И ВЫ! И ЕСЛИ ЧТО ТО С ВАМИ СЛУЧАЕТСЯ, ТО ТОЛЬКО ПО ВОЛЕ БОЖИЕЙ И ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ЕГО ПРОМЫШЛЕНИЮ О ВАС, НАС И ВСЁМ МИРЕ - КРОМЕ ГОСПОДА МОЕГО НИКТО НЕ ВОЛЕН И ВОЛОСА С МОЕЙ ГОЛОВЫ СОРВАТЬ! О каком влиянии, о какой порче вы ведёте беседу? Только по попущению Божию может быть то или другое!

искатель: Виктор К, постарайтесь быть безпристрастным. О. Андрей, например, вот что пишет: Порча, как проявление действия на человечка демонических сил точно также может действовать на крещеных, как и на некрещеных. Идол в мире ничто, но бесы, по попущению Божию, воздействие на людей оказывать могут и в действительности оказывают. В противном бы случае, все крещеные вообще были бы избавлены от действий бесовских и за само только свое крещение прибывали бы безгрешными и бесстрастными. Но мы знаем, что это не так, и что любой крещеный на всякий день многократно уязвляется от бесов, идя на поводу у разжигаемых ими страстями, и постоянно совершая различные грехопадения. а также это: порча - это колдовское действие, посредством которого человек, одержимый страстью ненависти, желает причинить, как правило, физический вред ненавидимому им человеку. Я считаю, что порча существует, возможно её слеудет правильно называть "отрицательное воздействие на человека злых сил через попущение Божие" или как-то иначе. Но факт такого воздействия существует!!!!!! Виктор К, вы что не читали ни одного жития святых отцов?

Виктор К: искатель беспристрастным!? это как? чёрное называть серым? Порчи не существуeт - почитайте историческое происхождение этого понятия - "порча" и "сглаз". Хотя бы к примеру Василия Великого или Иоанна Златоустаго. А ещё лучше почитайте Григория Паламу - он уже, если я не ошибаюсь в 14 веке все эти воздействия разложил... искатель пишет: Порча, ....... может действовать на крещеных, как и на некрещеных. Да ладно - приведите примеры??? Пожалуйста - конкретный пример. Идол в мире ничто, но бесы, по попущению Божию, воздействие на людей оказывать могут и в действительности оказывают. бесы - да. согласен. Но Вы искатель утверждаете, что на меня могут оказывать влияние так наз. маги сами по себе. В противном бы случае, все крещеные вообще были бы избавлены от действий бесовских и за само только свое крещение прибывали бы безгрешными и бесстрастными. А так оно и есть - через Крещение человек омывается от всего, но в силу СВОЕЙ греховности (природной) подвержен воздействию бесов. Но мы знаем, что это не так, и что любой крещеный на всякий день многократно уязвляется от бесов, идя на поводу у разжигаемых ими страстями, и постоянно совершая различные грехопадения. полностью с этим согласен Но где здесь про воздействие неких магов - не усмотрел. Простите .



полная версия страницы