Форум » Библеистика » СУД НАД ИСУСОМ ХРИСТОМ, РАССМАТРИВАЕМЫЙ С ЮРИДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ » Ответить

СУД НАД ИСУСОМ ХРИСТОМ, РАССМАТРИВАЕМЫЙ С ЮРИДИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Виктор К: Из святых евангелистов двое Матфей и Марк свидетельствуют, что суд над Иисусом Христом был ночью. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь Синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь, что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий. Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы все слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя (Мф. 26, 57-68). Несомненно, суд проходил ночью. Рассказ о трехкратном отречении апостола Петра, которое было до первого крика петуха, помещен после. Древнееврейское право, имевшее богооткровенный источник, не разрешало ночные суды. Когда св. апостол Петр и Иоанн после исцеления хромого от рождения, учили народ о Иисусе, священники, начальники стражи при храме и саддукеи наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер (Деян. 4, 3). Ночью у подсудимого ослаблены умственные и телесные силы. По этой причине он ограничен в своей защите. С другой стороны, судьи во время ночного разбирательства чаще, чем при дневном, могут допустить поспешность и невнимательность. Разрушение нормы судопроизводства израильские судьи допустили из боязни народа. Возможно возражение: в повествовании евангелистов упоминается народ (приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями... (Мк. 14, 43). Несомненно, здесь говориться о той части народа, которая была наиболее податлива ко злу. Это часть того, что Спаситель называет словом «мир» (если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел (Ин.15, 18)). Была и другая причина поспешного проведения суда ночью: следующий день был субботний, в течение которого Моисеев закон предписывает покой. Итак, Синедрион заседал ночью. Известный в литературе вопрос: «А судьи кто?» должен быть поставлен и в нашем тексте. Кто осудил на смертную казнь Того, Кому Отец отдал весь Суд (Ин. 5, 22)? Евангелисты говорят о суде Синедриона (по-еврейски: Санхедрин). Великий синедрион был высшим правительственным и судебным органом в Иудеи. Суду Синедриона подлежали важнейшие религиозные (о богохульстве, ересях, сектах) и гражданские дела. Насколько полным был состав Синедриона, состоявшего из 71 члена, в ту неповторимую для Иерусалима ночь? Точно можем сказать только об отсутствии на заседании святого Иосифа из Аримафеи. Об этом свидетельствует св. евангелист Лука: человек добрый и праведный, не участвовавший в совете и в деле их (Лк. 23, 50-51). По-видимому также не было на совете св. прав. Никодима, который уже пытался остановить незаконные действия вождей иудейских (Ин. 7, 50) Не знаем; был ли в ту ночь в доме Каиафы законоучитель Гамалиил, позже ставший членом Христовой Церкви и прославленный в лике святых. Будучи человеком безбоязненным, честным и мудрым, он, несомненно, возвысил бы голос, чтобы вразумить ослепленных ненавистью фарисеев и саддукеев, как это сделал он позже на заседании их совета, собравшегося осудить св. апостолов Петра и Иоанна (Деян. 5, 34-40). За отсутствием данных не можем также решить вопрос: был ли кворум? Если был, то в заседании Синедриона участвовало не менее 36 полноправных членов. В ту ночь в доме первосвященника и во дворе было многолюдно. Еврейское право не знало «закрытых процессов». Богодухновенный законодатель дал древним евреям понимание гласности как важного принципа справедливого суда. Правда, сама по себе открытость судебного процесса не избавляет от тяжких беззаконий. Участвовали в ночном заседании первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион (Мк. 15, 1). Еврейское судопроизводство, разрешая присутствие народа, вместе с тем запрещало посторонним проявлять какое-либо участие в делах судебного разбирательства. В отношении к Иисусу Христу, возможно, мы имеем дело еще с одним процессуальным нарушением. Св. евангелист Марк говорит: Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату (Мк. 15, 1). Должно обратить внимание в приведенной цитате на соединительное «и» («И весь синедрион»). Ясно, что множество людей, определявших участь узника превышало число членов того совета в Иерусалиме, который только один имел права высшего судебного органа. Для принятия судебного решения нужны были свидетели – лица, обладающие точными сведениями о поступках обвиняемого для вынесения судебного решения, оправдывающего или осуждающего подсудимого. Этот весьма простой способ совершения судебных дел известен с глубокой древности. Без свидетелей судебное решение невозможно. Господь, дав на г. Синай богоизбранному народу Закон, установил и правила относительно свидетелей: По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осужденный на смерть: не должно предавать смерти одного свидетеля (Вт. 17, 6). Спаситель говорит иудеям: в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно (Ин.8, 11). Так как показания свидетелей определяли судьбу человека, жизнь его или смерть, Моисеев закон требовал безукоризненную правдивость. Не произноси, – говорить 9-я заповедь Десятисловия, – ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16). Еврейское судопроизводство предусматривало полную тождественность показания свидетелей. В противном случае, получается один свидетель. На суде над Иисусом Христом старейшины и члены Синедриона привлекали многих для свидетельства, но их показания оказывались юридически несостоятельны. В святом Евангелии они названы лжесвидетелями (Мф. 26, 60-61, Мк. 14, 55-56). Должно заметить, что согласно закону, лжесвидетель подвергался тому наказанию, которое ожидало оговариваемого им подсудимого. Печально, но верно: члены Синедриона в ту ночь суда над ненавидимым ими Учителем забыли эту элементарную юридическую норму, древнееврейского права. Ни один лжесвидетель суду не подвергся. Последними были приглашены мнимые свидетели, которые вспомнили слова Спасителя, сказанные иудеям, требовавшим от Него знамение, подтверждающее его власть изгонять из Храма торговцев: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 18-19). Трудно определить: какое именно преступление видели эти лжесвидетели, выступившие последними. Может быть непочтение к храму или подстрекательство его разрушению? Но вряд ли ускользало от их внимания, что Иисус Христос говорил не только о разрушении, но и созидании. «Основания для смертного приговора здесь не было». Можно было увидеть в этих словах указание на Свою Божественную силу. Но это был слишком косвенный повод для суда. Тем более, иудеи восприняли эти слова буквально: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его (Ин. 2, 19). Заключенное в этих словах пророчество о Своем Воскресении иудеям оказалось недоступным. Свидетельство двух последних выступивших на суде с показаниями не было достаточно (Мк. 14, 59). Почему? Может быть потому, что они не соответствовали тем словам, какие произнес Спаситель в Храме и которые могли слышать первосвященники и старейшины: разрушьте Храм сей и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 18). А свидетели, расходясь между собой приводили другие слова: Я разрушу... (Мк. 14, 58) и могу разрушить... (Мф. 26, 61). Но скорее всего другое: трудно на этих, не понятных им словах построить серьезное обвинения для приговора к смерти. Для членов Синедриона наступил неприятный, тягостный, можно сказать, тупиковый момент. Выход был найден тем же Каиафой, который после великого чуда воскресения четырехдневного Лазаря первосвященникам и фарисеям, недоуменно вопрошавшим: что нам делать (Ин. 11, 47), сказал: вы ничего не знаете (Ин. 11, 49).Суд, желавший придать законный характер приговору, основания для смертного обвинения так и не нашел. Ночное заседание, длившееся, без сомнения, несколько часов, закончилось почти внезапно. Первосвященник вышел на середину. Обратясь к Узнику, он сказал: что же ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют? (Мф. 26, 62; Мк. 14, 60). Этот вопрос ввиду отсутствия свидетельств на Узника не имел реального, т.е. процессуально смысла. Эти слова нужны были Каиафе в качестве психологического вступления к тому, что затем последовало. Каиафа прибег к обычаю, который у евреев существовал с древних времен – заклинанию. У этого славянского слова (от корня клятва, по-еврейски – шевуа) несколько значений. В исследуемом нами случае «заклять» означает взять торжественное обещание. Призывание имени Божия имело цель придать действию особую ответственность. Первое упоминание об этом мы встречаем в книге Бытия: умирающий патриарх Иаков заклял сына своего Иосифа похоронить его в гробе, который он выкопал себе в земле Ханаанской (Быт. 50, 5). О заклинании упоминают священные писатели и в других книгах (Нав. 2, 12-13; 3Цар. 22,18; 2Езд. 8, 92). У вопроса была определенная цель – вызвать ответ, который послужил бы основанием для обвинения в богохульстве. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? (Мф. 26, 63). Евангелист Марк опуская первые слова первосвященника приводит тот же вопрос: Ты ли Христос, Сын Благословенного? (Мк. 14, 61). Повествования евангелистов согласуются между собой, потому что Благословенный (по-еврейски: Барух) является одним из имен Божиих. Следовательно, в приведенном вопросе во втором Евангелии Христос назван тоже Сыном Божиим. Ответ оба евангелиста приводят по смыслу тождественный: У св. Матфея: Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам; отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мф. 26, 64). Согласно св. Марку: Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Мк. 14.62). В еврейской речи словосочетание ты сказал имеет положительно-констативный смысл, что подтверждается тождеством последовавших затем слов Спасителя. Некоторая разница в словах могла возникнуть потому, что Евангелие от Матфея дошло до нас не в оригинале, а в переводе с арамейского языка на греческий. Благовествуя о Царствии Божием, Спаситель открывал Себя как Христа либо ученикам Своим (Мф. 16, 16; 23, 8), либо тем, кто имея чуткую и доверчивую душу, готов был воспринять это. Например самарянке и ее соплеменникам (Ин. 4, 25-42). «Он, – пишет исследователь Дидон, – всегда называл Себя Сыном Божиим и перед народом, и перед фарисеями, и перед членами синедриона. Так как, живя, действуя и уча среди них, Он желал установить Свое Божественное Сыновство, то, несмотря на то, что Он знал, что Его ответ будет смертным для Него приговором, Он не поколебался прервать молчание и на предложенный первосвященником вопрос торжественно засвидетельствовать великую истину. Иисус сказал: Я, и вы узрите Сына человеческого сидящего одесную силы, и грядущего на облаках небесных. В этом торжественном откровении выразилось все учение Христа о Своем Лице предназначении и напомнило Его судьям то, что было им особенно неприятно: соучастие Сына человеческого в могуществе Бога-Отца и Его истинную божественность. Обвиняемый говорил о Себе, как Бог, и, возвещая Своим судьям, согласно с предсказанием Пророка Свое возвращение на облаках небесных, показал им этим, что наступит день, когда они предстанут на Его божественный суд» [Дидон, Спаситель мира..., с. 667-68.] Христос, пришедший в этот в этот мир, чтобы благовествовать о Царстве Небесном, прервал молчание. Его слова мало похожи на ответ подсудимого, а являются откровением о Своем Богочеловечестве. Молчавший на суде Иисус в ответ на вопрос первосвященника исповедал Себя Сыном Божиим не в силу произнесенного Каиафой заклинания, а потому что «исполнились сроки»: Отче! Пришел час, прославить Сына Твоего, да и Сын прославит Тебя (Ин. 17, 1) Первосвященник услышал от Узника ответ, который ни только ожидал, но и желал вызвать. Поэтому, без всякого сомнения, выглядит лицемерием тот порыв его души, в котором он разодрал свои верхние одежды. Это-то лицемерие, которое так часто Иисус Христос обнажал в вождях иудейских, особенно в фарисеях. Обычай раздирать одежды, находясь в состоянии глубокой печали, был у евреев древним. Так поступил патриарх Иаков, когда ему сказали, что его сына Иосифа съел хищный зверь (Быт. 37, 32-34). Разорвали на себе одежды братия патриарха Иосифа, когда в мешке Вениамина при обыске была обнаружена тайно положенная туда серебряная чаша (Быт. 44, 12-12). После военного поражения евреев от жителей Гайя, разорвал на себе одежды св. праведный Иисус Навин (Нав. 7, 4-6). К этому обычаю прибег св. пророк Давид, узнав о смерти царя Саула (2 Цар. 1, 11). Но первосвященникам Господь запретил раздирать одежды. Когда огонь от Господа сжег сынов Аарона Надава и Авиуда за то, что они принесли пред Господа огонь чуждый (Лев. 10, 1), Господь устами пророка Моисея сказал первосвященнику Аарону и сыновьям его Елеазару и Ифамару: голов ваших не обнажайте и одежд ваших не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество (Лев. 10, 6). Никто из присутствовавших на ночном заседании Синедриона, кроме Иисуса Христа, не знал, что поступок первосвященника Каиафы знаменовал завершение целого периода Священной истории. Разодранные одежды архиерея символизировали конец ветхозаветного священства. Первосвященник Христос заключил Новый Завет и уже не с избранным народом, а со всем человечеством. Раздирание одежд потомкам рода Ааронова внешне выражавшее гнев вышедшего из себя человека, было в действительности исполнением пророчества.

Ответов - 3

Виктор К: ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: http://www.goldentime.ru/hrs_text_001.htm Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения

Георгий, Львов: ...очень интересное исследование... Благодарим, брат Виктор, за труд...

Виктор К: Георгий, Львов Во славу Божию!




полная версия страницы