Форум » Библеистика » Притчи. » Ответить

Притчи.

Прасковья: Помогите мне понять притчу о десяти девах. Что символизируют лампады, воздремали все, но пять из них оказались мудрыми и погасили лампады, какой урок мы должны вынести для себя из этой притчи. И потом эти пять мудрых дев отказались поделиться маслом, хотя по христианским заповедям должны были это сделать.

Ответов - 17

о. Андрей: Масло - это добрые дела. Если человек соблюл девство, но более никаких добрых дел не делает, то одно лишь это девство его не спасет. Как и поделиться своими заслугами-добрыми делами (маслом) ни с кем нельзя даже при великом желании, ибо каждый от СВОИХ только дел или осудится, или прославится.

о. Андрей: Вот как объясняет эту притчу св. Иоанн Златоуст: Эти притчи сходны с прежнею притчею о рабе неверном, расточившем имение господина своего. Их четыре, и все они различным образом убеждают нас в одном: именно, чтобы мы старались подавать милостыню и помогать ближнему во всем, в чем только можем, так как иначе нельзя спастись. Но в тех притчах говорится вообще о всяком благодеянии, которое мы должны оказывать ближнему. А в притче о девах говорится в частности о денежном подаянии, и говорится сильнее, нежели в притче предшествующей. Тою притчею осуждается на мучение раб, который бьет товарищей своих, пьет с пьяницами, расточает и губит имение господина своего; а этою и тот, кто не старается о пользе ближнего, и не делает щедрого подаяния бедным от имущества своего. Девы имели масло, но не много, а потому и подвергаются наказанию. Но почему Христос в этой притче представляет не просто какое-либо лицо, а дев? Он превознес девство, когда сказал: “Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного”; и: “Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19:12). Кроме того, Ему известно было и высокое мнение многих о девстве. Оно и по природе своей - великое дело, что видно из того, что как в Ветхом Завете оно не было хранимо даже святыми и великими мужами, так и в Новом не поставлено в необходимый закон. Христос не дал о нем заповеди, а предоставил его произволению слушающих. Поэтому и Павел говорит: “Относительно девства я не имею повеления Господня” (1 Кор. 7:25). Я хвалю того, кто хранит девство, но не принуждаю того, кто не хочет быть девственником, и совета не делаю законом. И вот, так как девство - дело великое, и многие имели о нем высокое понятие, то, чтобы кто-либо, храня его, не предался беспечности, как бы уже исполнивший все, и не стал нерадеть о прочем, Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что девство, хотя бы оно было соединено со всеми другими добродетелями, будучи чуждо дел милосердия, осуждается вместе с людьми прелюбодейными; и бесчеловечный, и немилосердный поставляется наравне с ними. И весьма справедливо: теми обладает плотская страсть, неразумными же девами - сребролюбие. Плотская же страсть и сребролюбие не равны между собою в силе; первая сильнее и мучительнее. Потому, чем слабее противник, тем менее заслуживают прощения побежденные девы. Потому-то Христос и называет их юродивыми, что они, совершивши больший подвиг, за несовершение меньшего лишились всего. Светильниками называет Он здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем - человеколюбие, милосердие и помощь бедным. “И как жених замедлил, то задремали все и уснули” (Мф. 25:5). Он показывает, что будет немалый промежуток времени, отстраняя тем от учеников мысль о скором пришествии Его царствия. Они надеялись на такое пришествие; поэтому Он беспрестанно подавляет в них эту надежду. Притом Он дает понять и то, что смерть есть сон. “И уснули”, сказано. “Но в полночь раздался крик” (ст. 6). Это говорит Он, или сообразуясь с притчею, или показывая, что воскресение случится ночью. О вопле упоминает и Павел, говоря: “При возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба” (1 Фес. 4:16). Что же означают трубы? И что значит вопль? “Жених идет. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла” (Мф. 25:7,8). Спаситель опять называет их юродивыми, чтобы показать, что нет ничего глупее тех, которые собирают здесь деньги, и отходят без всего туда, где особенно нужно человеколюбие и много елея. Юродивы они не только по этой причине, но и потому, что надеялись достать елея у мудрых дев, и искали его не вовремя, хотя эти девы и были в высшей степени человеколюбивы, чем они особенно и прославились. Да и просят юродивые у них не всего, - “Дайте нам, - говорят они, - вашего масла, - и указывают на крайнюю необходимость, говоря: потому что светильники наши гаснут”. Но несмотря и на все это, получили отказ, и ни человеколюбие тех, у которых они просили, ни удобоисполнимость просьбы, ни необходимость и нужда просимого не помогли им получить просимое. Чему это научает нас? Тому, что если изменят нам собственные наши дела, то никто не будет в состоянии помочь нам, и не потому, что не хочет, но потому, что не может. И девы ссылаются на невозможность. Это объяснил и блаженный Авраам, когда сказал: “Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут” (Лк. 16:26). “Пойдите лучше к продающим и купите себе” (Мф. 25:9). Кто эти продающие? Бедные. Где же они? Они здесь, и теперь только надлежит находить их, а не в то время. 2. Видишь ли, какую пользу приносят нам бедные? Ежели ты устранишь их, то лишишься великой надежды на спасение. Итак, здесь надлежит запастись елеем, чтобы там, когда потребует время, воспользоваться им: настоящее, а не будущее время, есть время заготовления. Поэтому не трать напрасно своего имущества на роскошь и для пустой славы, потому что там много для тебя нужно будет елея. Услышав ответ мудрых дев, юродивые пошли купить елея, но ничего не приобрели. Это Христос говорит или для хода и связи притчи, или, показывая тем, что хотя бы мы сделались и человеколюбивейшими по смерти, мы не извлечем из того никакой пользы и не избежим наказания. Так и девам не принесло пользы их усердие, потому что они не здесь, но там уже ходили к продающим, равно как и богачу не принесло пользы, когда Он сделался так человеколюбив, что стал заботиться даже о сродниках своих. Тот, кто проходил мимо лежащего при вратах, спешит исхитить от опасности и из геенны тех, которых он уже не видит, и просит послать к ним кого-либо известить их о том. И все же он не получил никакой пользы, подобно тому как и девы. После того, как они, получив такой ответ, ушли, - “пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир” (ст. 10); а для юродивых двери были затворены. После многих усилий, после великих трудов, после этой жестокой брани и побед над сильными влечениями природы, они, пристыженные, потупив взоры, отошли с угасшими светильниками. Нет ничего мрачнее девства, которое лишено милосердия, почему немилосердых многие обыкновенно и называют помраченными. Итак, где же польза девства, когда те девы не видали и жениха и, после того, как стучались в двери, ничего не добились, но услышали этот страшный голос: отойдите, “не знаю вас”? Когда сам Христос сказал это, то не остается ожидать ничего другого, кроме геенны и несносного мучения; даже более того - эти слова страшнее и самой геенны. Они сказаны также и делающим беззаконие. “Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа” (ст. 13). Видишь, как часто Христос прибавляет эти слова, показывая, что неведение смертного часа полезно для нас? Где же теперь те, которые ведут жизнь беспечную и на обвинения наши говорят, что при кончине все оставят бедным? Пусть услышат они эти слова и исправятся. И в самом деле, многие, будучи похищены внезапною смертью, не могли сделать этого в то время, и не успели объявить о своей воле родственникам.

Прасковья: Вот еще такая притча: некто имел в своем винограднике смоковницу, и пришел искать на ней плода и не нашел и велел срубить её, но раб его просил подождать, обещая о ней позаботиться: «я окопаю её и обложу навозом не принесет ли плода, если же нет, в следующий год срубишь её. » В другом месте евангелия Христос проклинает смоковницу, потому что не нашел плода (ибо еще не было времени собирания смокв). В притче Он проявляет долготерпение, а в другом месте проклинает, может эти моменты никак не связаны?


Сергiй: Бесплодная смоковница - наша жизнь без плодов. Я бы связал эти притчи воедино. Сначала Господь долготерпит, а потом скажет: "Никогда не знал вас". Цель христианина на земле - "будьте святы, как Я свят", не какие-нибудь отдельные святые, а все, каждый христианин должен таковым быть и к этому стремиться. В Царство Небесное не войдет ничто нечистое.

Прасковья: Плодов не было, потому что еще не пришло время собирать смоквы, это в одном случае, а в другом случае она не плодоносила из за того, что не была удобрена, мне кажется смысл здесь более глубокий.

Сергiй: Смыслов в Писании бывает несколько, самое простое и доступное я изложил. Есть люди, именующие себя христианами, выучившие все правила и законы, но так и не научившиеся (и не хотящие) исполнению тех заповедей, о которых прочли. Это и есть смоковница без плодов, с одними листьями. С другой стороны, проклятая смоковница ("Да не будет от тебя плода вовек!") - израильский народ.

Прасковья: Да, Сергий вспомнились слова, что не всякий может найти путь в царство небесные, а хотелось бы.

Прасковья: Сергий, кажется я поняла, когда Он проклял смоковницу, это речь идет о иудеях, тогда понятно почему Христос не стал дожидаться общей жатвы. А в притче речь идет о язычниках, которые пока плоды не приносят, потому что им(на тот момент не было проповедано ). Тогда остается вопрос, почему когда ученики удивились увидев засохшую смоковницу, то Исус сказал им о вере, которая может сдвигать горы.

Сергiй: Ученики много раз удивлялись. Вспомните, когда Он сказал: "Утихни, перестань". А их реакция: "Кто же это?" Вопрос в чем? Почему в тот момент Господь о вере сказал? Думаю, ученики не ожидали столь скорого исполнения слов о смоковнице, а случаев было много, хождение по воде апостола Петра - один из них. Возвращаясь к смоковнице, всё же хочу заострить внимание на том, что конкретно для каждого из чтущих важно. Хорошо знать о том, что смоковница - июдеи, но еще лучше примерять всё на себя.

Прасковья: Сергий, спаси Христос.

Сергiй: Во славу Божию.

Вопрос: Что означают слова Спасителя: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным»?

Виктор К: Вопрос то что сказал - то и означают - добывайте себе друзей богатством неправедным. Богатством неправедно заработанным можно добывать себе друзей. - Вы прочтите всю притчу о неправедном управители и в особенности "о сынах света сего" - всё станет на свои места!!!

Татиана: Прасковья пишет: В притче Он проявляет долготерпение, а в другом месте проклинает, может эти моменты никак не связаны? Бог требовал плодов, веры в посланного Им Христа, покаяния и добрых дел. А смоковница все не давала плода. Владелец виноградника, Бог, сказал виноградарю: Сруби ее, на что она и землю занимает? Добрый виноградарь (Исус Христос) просил отсрочить исполнения этого приговора. Настало время срубить бесплодную смоковницу. Не найдя смокв, Исус сказал: Отныне да не вкушает никто от тебя плоды вовек! И смоковница тотчас засохла.

Георгий, Львов: о. Андрей пишет: Вот как объясняет эту притчу св. Иоанн Златоуст: о. Андрей пишет: А в притче о девах говорится в частности о денежном подаянии, и говорится сильнее, нежели в притче предшествующей. Тою притчею осуждается на мучение раб, который бьет товарищей своих, пьет с пьяницами, расточает и губит имение господина своего; а этою и тот, кто не старается о пользе ближнего, и не делает щедрого подаяния бедным от имущества своего. Добраго здравия,о. Андрею и всем участникам "Форума"! По этому толкованию такие вопросы: 1. Можно ли считать это толкование как от Самого Духа Святого и никак иначе? Т.е., никакого иного смысла кроме приведенного быть не может! Или есть ещё какие-то пояснения от Святого Духа через иных учителей, отцов Церкви, преподобных, святителей? 2. В среде новообрядческой бытует мнение о том, что в притче Спаситель ведёт речь об исполненности человеком Святым Духом и, что "малое наличие" Его (прости, Царю Небесный, если дерзко говорю) наказывается так-то и так-то. Часто приводят якобы слова инока Серафима Саровскаго по этому поводу. Или это не его слова, а им от кого-то взятые? К слову, в 1994-95 г.г., приблизительно, такое же толкование я слышал от одного проповедника из среды баптистов (некто Павел Орлов, ныне покойный...). Благодарю заранее за ответы! П.С. Простите, что ленюсь искать сам их.

андрей ю.: Георгий, Львов 2. В среде новообрядческой бытует мнение о том, что в притче Спаситель ведёт речь об исполненности человеком Святым Духом и, что "малое наличие" Его (прости, Царю Небесный, если дерзко говорю) наказывается так-то и так-то. Часто приводят якобы слова инока Серафима Саровскаго по этому поводу. Ето наверное о стяжании Духа Святаго. Вот толкование "старца" Серафима, противоречащее Златоусту: Некоторые из толкователей Священного Писания говорят об елее, недостававшем у юродивых дев, что елей тот были добрые дела, которых будто бы у них недоставало; но такое разумение есть неправильное толкование. Как же у них был недостаток в добродетелях, когда они хотя и юродивыми, все-таки девами называются? А девство есть самая высочайшая из всех добродетелей добродетель, и если бы у них и был недостаток в других добрых делах, то и оно одно достаточною было бы за все прочие добродетели заменою; девство есть состояние равноангельское. Другие говорят, что у них елея милости и милосердия не хватало; но и это едва ли так. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Святого Духа Божия единственно лишь недоставало, о стяжании которой, как о единственной цели жизни христианской, и беседую я с вами столько времени. Творя добродетели, девы сии по неразумию своему духовному полагали, что в том-то лишь состоит дело христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделал я добро, вот-де я и дело Божие сотворил; а там мне ни до чего и дела нет, то есть получена ли хоть малейшая благодать Духа Святого через сотворенную добродетель, до нее и дела не было творящему ее. А потому ко времени прихода жениха в брачную храмину они увидели, что нет у них или очень мало елея. Про такие образы жизни, опирающиеся лишь только на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Божией, и говорится в отеческих книгах..... Но первая воля Божия и всеспасительная лишь в том состоит, чтобы делать добро и добродетель единственно для стяжания Духа Святого как для сокровища неоскудеваемого, вечного и ничем вовек достойно оцениться не могущего, которое и есть тот елей, коего недоставало у юродивых дев, не обращавших на приобретение его ни малейшего внимания, а удовольствовавшихся лишь счетом видимо содеянных ими добродетелей. Поэтому-то девы сии и названы юродивыми, так как забыли о плоде добродетелей необходимо нужном, то есть о благодати Духа Святого, без Которого и спасения никому нет и быть не может, ибо Духом Святым всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священно-тайне вселяющимся в души наши. И это-то самое вселение в души наши Его Вседержителя, сопребывание с духом нашим Его Троического Всетворческого Единства и даруется нам лишь через стяжание Духа Святого, которое и предуготовляет в душе нашей престол Божиему с духом нашим сопребыванию, по непреложному слову Господа: вселюся в них и похожду, и буду им в Бога, и тии Ми будут в люди Мои (ср.: Лев.26,12; 2Кор. 6,16). В общем он там много пишет что святые отцы мол не так понимали, а он один познал якобы от Бога все как надо. А на законый вопрос Мотовилова: «Как же я и почему именно узнаю, что я в Духе Божием или нет?» Этот, находящийся в глубокой прелести старец, только и смог: " то он, возложив руки свои на плечи мне, сказал: «Да вот, ваше Боголюбие, мы оба теперь с вами в полноте Духа Божия..." Вот так без всяких дел, прикоснулся и полнота благодати... а ответа на вопрос таки и не дал. В общем когда мозги немного просветлели, видишь полный бред этогот учения, только плеваться хочется... Тьфу, гадость.

андрей ю.: А вот еще прикол из записок Мотовилова про Серафима: Долго еще о разных предметах поговоривши, батюшка отец Серафим велел мне с отцом Гурием, Саровским гостинником, на другой день, после ранней обедни, ехать к нему в ближнюю пустыньку..... Отправились мы на другой день к батюшке отцу Серафиму, в его ближнюю пустыньку, ничего не пивши и ничего не евши, и целый день до поздней ночи пробыли у дверей этой ближней его пустыньки. Тысячи народа приходили к великому старцу Серафиму, и все отходили, не получив его благословения, а постояв немного в его сенках, возвращались вспять. Человек семь или восемь остались с нами ждать конца этого дня и выхода из пустыньки батюшки отца Серафима; они решились с нами дождаться отворения дверей великого старца. Наконец и они, смутившись духом, ушли, и даже сам отец Гурий – вечеру уже позднему наставшему – очень смутился и сказал мне: «Уж темно, батюшка, и лошадь проголодалась, и мальчик кучер есть, вероятно, хочет (а мальчик этот был тогда послушник Симеон с гостиной, а ныне иеромонах Саровской пустыни Савватий); да как бы, если позже поедем, и звери на нас не напали бы!» Но я сказал: «Нет, отец Гурий, поезжайте вы одни назад, если боитесь чего, а меня пусть хотя и звери растерзают здесь, а я не отойду от дверей батюшки отца Серафима; хоть бы мне и голодною смертью при них пришлось умереть, я все-таки стану ждать его, покуда отворит он мне двери своей святой келлии!» И батюшка отец Серафим, весьма немного погодя, действительно отворил дверь своей келлии и, обращаясь ко мне, сказал: «Ваше Боголюбие, я вас звал, но не взыщите, что я не отворял целый день; ныне среда, и я безмолствуяй; а вот завтра милости просим; я рад буду душевно с вами побеседовать; Логические комментарии. Старец, зная что завтра он безмолствует, тем не менее приглашает Мотовилова к себе. И тот, как верная собачонка целый день сидит под дверью пока "подвижник" безмолствует, наплевав на тысячи приходящих к нему людей... И в конце дня, вдоволь поиздевавшись над людьми, выходит и говорит (обет молчания нарушен! День то еще не закончился.) чтобы приходили завтра.... В общем полный маразм. Он наверно упивался своей духовной властью над людьми....



полная версия страницы