Форум » Библеистика » Праведный Лот готов отдать дочерей в жертву содомлянам » Ответить

Праведный Лот готов отдать дочерей в жертву содомлянам

Ирина: Когда собрались все жители Содома, от мала до велика, и стали требовать у праведного Лота, что бы он выдал им странников на поругание, Лот, чтобы спасти странников, предлагает отдать на растерзание своих невинных дочерей. Якобы чтобы уменьшить грех беззаконников, что бы те не совершали противоестественного. Не могу примириться с этим эпизодом. Как можно праведнику отдать дочерей в жертву насильникам на поругание? Святые отцы призывают восхищаться такой добродетелью, любовью, страннолюбием праведника, который даже дочерей своих не пощадил ради спасения неизвестных ему путников.

Ответов - 11

о. Андрей: Во-первых, не нужно идеализировать Лота. Он был спасен по молитве Авраама, но его жизнь в Содоме свидетельствует ему не в плюс – он мирился с окружающей безнравственностью, хотя дядя его вышел из земли отцов, чтобы сохранить себя от идолов. А во-вторых, следует, все-таки, принимать во внимание менталитет того общества, о котором повествует Библия. Соломон сожительствовал с полуторатысячей женщин и называется праведным. У каждого времени свое мерило праведности. Учитывая, в каком болоте жил Лот и не пал в ту же трясину, его жизнь праведна, но от христиан требуется более этого. Поэтому неправильно судить Ветхозаветных праведников мерилом Евангельской праведности. К каждому духовному возрасту предъявляются свои требования. Как апостол Павел сказал, что пока был младенец, то и мыслил по-младенчески, а как вырос, то отбросил младенческое. Так и Лот, он был младенец и поступал, как младенец, мы же взрослые во Христе, поэтому и думать должны, как взрослые, и поступать, как взрослые, и к духовным младенцам относится соответствующим образом - снисходительно.

Ирина: Отче, мне гораздо ближе и понятнее Ваш ответ, нежели толкование св. Иоанна Златоуста по этому вопросу... О, долготерпение праведника! О, глубина смирения! Обращаться с такими людьми с такой кротостью – вот истинная добродетель. Без сомнения, желая уврачевать больного, или образумить беснующегося, никто не делает этого с гневом и жестокостью. Смотри же, как он называет братьями хотевших совершить такое преступление, желая устыдить их, пробудить их совесть и отклонить их от гнусного намерения: "братья мои", говорит он, "не делайте зла". Не замышляйте, говорит, ничего такого, не затевайте этого постыдного дела, не извращайте самой природы, не выдумывайте противоестественного смешения. А если уже хотите удовлетворить влечению ваших неистовых страстей, то я доставлю вам к этому средство такое, что ваше преступление будет несколько легче: "вот у меня две дочери, которые не познали мужа" (Быт.19:8). Они еще не испытали, говорит он, брачного сожития, остаются неприкосновенными, в самом цветущем возрасте, блистают красотой. Я готов отдать их всем вам; делайте с ними, что хотите. Взявши их, говорит, исполните ваше непотребство с ними и удовлетворите ваше нечистое желание; "только людям сим не делайте ничего так как они пришли под кров дома моего". Я принудил их, говорит, войти под кров мой; итак, чтобы беззаконный поступок с ними не был приписан мне, чтобы мне не сделаться для них виновником оскорбления, они пусть будут свободны от ваших рук, а вот вместо них я даю вам двух моих дочерей. Какая добродетель в праведнике! Она превосходит всякое страннолюбие! Кто достойно восхвалит такую любовь (к ближним) этого праведника, который даже дочерей своих решился не пощадить, чтобы только оказать уважение странникам и спасти их от беззакония содомлян? И вот, он даже дочерей своих отдает, чтобы посторонних путников (опять повторю), ни в каком отношении неизвестных ему, избавить от насилия беззаконников. Св. Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия, том 4 беседа 43.

Ирина: о. Андрей пишет: его жизнь в Содоме свидетельствует ему не в плюс – он мирился с окружающей безнравственностью, хотя дядя его вышел из земли отцов, чтобы сохранить себя от идолов. здесь св. Златоуст пишет, что Лот остался в Содоме по любви, чтобы своею праведностью обуздывать силу их злых болезней, как врач, который даже видя неизлечимую болезнь, не может бросить своего пациента. заметим не только все неистовство их (содомлян), не заслуживающее никакого прощения, поразмыслим и о том, как праведник, живя среди таких зверей, так просиял и показал столь великое превосходство добродетели, – как он мог переносить их беззаконие, как не бежал из такого города, как терпел какой-либо разговор с ними. – Я объясню, как это было. Господь всяческих, предвидя чрезмерное нечестие содомлян, устроил так, что между ними поселился этот праведник, для того, чтобы он, как наилучший врач, мог обуздывать силу их злых болезней. И хотя праведник видел, что они уже заражены неисцелимыми болезнями, и не хотят принимать никакого врачевания, но все-таки не оставил их. Таково свойство врача: хотя он и видит, что болезнь не поддается его искусству, однако же, не перестает исполнять свой долг, для того, чтобы показать силу своего искусства, если сумеет со временем восставить (от болезни) страждущего; если же нисколько не успеет, то, по крайней мере, будет иметь тем больше для себя оправдания в том, что со своей стороны он ничего не оставил, что только мог сделать. Так было и здесь. Праведник, не смотря на то, что жил среди таких людей, остался праведным и сохранял любовь к добру; а они лишились всякого прощения потому что не только не оставили зла, но более и более умножали его. Св. Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия, том 4 беседа 43.


Ирина: о. Андрей пишет: У каждого времени свое мерило праведности. Учитывая, в каком болоте жил Лот и не пал в ту же трясину, его жизнь праведна, но от христиан требуется более этого. Поэтому неправильно судить Ветхозаветных праведников мерилом Евангельской праведности. Согласна, но Св. Иоанн Златоуст приводит это как пример для подражания: Итак, умоляю, станем подражать этому праведнику, и даже если бы нужно было для спасения ближнего потерпеть что-либо неприятное, не откажемся и от этого. Такое терпение послужит для нас залогом спасения и даст нам великое дерзновение (перед Богом).

Сергей Мизов: о. Андрей пишет: Во-первых, не нужно идеализировать Лота. А во вторых дочерей. Сбежавши из города, они напились и устроили инцест с отцом. Итак, умоляю, станем подражать этому праведнику Аполо́гия (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо. Предполагается, что объект апологии подвергается внешним нападкам. В настоящее время слово «апология» означает чрезмерное восхваление чего-нибудь или кого-нибудь, защиту (обычно предвзятую)

Алексий: Ирина пишет: Св. Иоанн Златоуст приводит это как пример для подражания: Время Св. Иоанна Златоуста еще время поздней античности, другие критерии оценки, другое мироощущение.

Ирина: Алексий пишет: Время Св. Иоанна Златоуста еще время поздней античности, другие критерии оценки, другое мироощущение. Да, видимо это так. Пока читала его толкования Нового Завета, ничего не вызывало сомнений, а как добралась до ВЗ, стали возникать вопросы.

Глеб: Не знаю правильно ли, но я читаю Ветхий Завет как пролог, зачин. Как историческое повествование предваряющее пришествие Спасителя. Новый Завет уже как Закон.

о. Андрей: В определенном смысле так и есть. Ветхий завет является доказательством истинности Нового завета, этим они неразрывно связаны, также Ветхий завет содержит наглядные примеры взаимоотношений человечества и Бога, взлетов и падений. Многочисленные негативные примеры человеческого поведения предупреждают нас от повторения этих ошибок. Примеры же благочестивой жизни и веры укрепляют на пути исполнения заповедей. Советы мудрецов также имеют непреходящие значение. То есть действительно - это и пролог, и Пролог.

Прасковья: Сергей Мизов пишет: А во вторых дочерей. Сбежавши из города, они напились и устроили инцест с отцом. Они отца напоили, ради продолжения рода. Этот момент тоже меня удивляет. Вообще насколько это было оправдано? И какова история народов которые произошли от них.

о. Андрей: И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, 37 и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне. 38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне. Аммонитяне Аммонитяне, или сыны Аммона (Быт. XIX, 38) — были потомками Бен-Амми, сына Лотова, по кровосмешении его со своей младшей дочерью. Он родился вблизи Сура, но потомство его распространилось к с. и занимало гористые страны Галаада, между потоками Арноном и Явоком. Первоначально владения их граничили к с. потоком Явок, к з. Иорданом, к ю. Арноном и вдавались с восточной стороны в Аравию. Аморитяне, при своем царе Сигоне, изгнали аммонитян из плодороднейшей части их владений, лежавшей между двумя реками; но Моисей взял эту землю у аморитян и разделил оную между коленами Рувимовым и Гадовым. Вследствие того западной границей аммонитян сделался один из потоков р. Явок, при котором стоял их главный город Рабба, или Рабба-Аммон. Горы Галаадские составляли восточную границу земли Аммонитской, а страна Моавитская — южную. Сыны Аммоновы предавались глубокому идолопоклонству (Суд. X, 6). Главным идолом их был Молох, как полагают, одно и то же божество, что и Ваал. История их наполнена многими проявлениями гнева Божия, который они многократно навлекали на себя своим нечестием, хотя и были пощажены, по нарочитому повелению Божию, когда Израиль обошел страну их во время своего похода из Египта (II Пар. XX, 10, Втор. II, 19). Спустя 300 лет после сего царь аммонитский объявил войну израильтянам под тем предлогом, что они занимали страну его (Суд. XI, 13). После кровавой битвы аммонитяне были разбиты с большой потерей. В начале царствования Саула (I Цар. XI, 1) аммонитяне под начальством Гааса, своего царя, осадили город Иавис-Галаадский и согласны были заключить союз с жителями оного только при таком условии, чтобы у каждого из жителей был выколот правый глаз. Израильтяне потребовали семь дней срока для ответа и к концу его собрали значительное войско из 33 тысяч для сражения с аммонитянами и так побили их наголову, что не осталось из них двоих вместе (I Цар. XI, 11). Через 50 или 60 лет после того умер один из царей аммонитских, и Давид, по-видимому обязанный некогда ему, отправил к его сыну и преемнику послов с изъявлением своего соболезнования. Это дружеское расположение, к сожалению, было встречено царем аммонитским враждебно; с посланниками Давида было поступлено грубо и оскорбительно. Ожидая, что Давид не преминет отомстить за оскорбление, они постарались запастись наемным войском из сирийцев. Давид, услышав об их враждебных замыслах, послал навстречу им Иоава с отборным войском израильским. Исход битвы был гибелен для аммонитян: они и их союзники были разбиты и бежали; Равва, столица, и прочие города их были разрушены израильтянами; венец царя их Давид взял и возложил на себя, народ же бывший во взятых городах вывели, клали под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросали в обжигательные печи (II Цар. XII, 29, 31). Так поступил Давид, по словам свящ. историка, со всеми городами аммонитскими (II Цар. XII, 29-31). В состоянии рабства они оставались до царствования Иосафата. В союзе с моавитянами и другими народами они объявили войну Иуде, но были поражены чудесным образом (II Пар. XX). После этого Иофам вступил с ними в войну, победил их и сделал своими данниками на несколько лет. Самый грозный суд Божий был произнесен над ними и их столицей за то именно, что они захватили и заняли часть земли Израильской (Иер. XLIX, 1-6), и за то, что они надменно торжествовали и глумились над израильтянами во дни их плена (Иез. XXV, 2-7). Все сии грозные предсказания исполнились над ними во всей точности и силе, как, несомненно, то подтверждают и светские историки. Они как народ скоро исчезли с лица земли, и Ориген, писатель III в., говорит, что в его время они были известны только под общим наименованием арабов. На том месте, где находился их главный город, разбросано в настоящее время бедное селение Емман, в двенадцати милях к ю.-з. от нового города Исалт. Главный город их в настоящее время есть в собственном смысле стойло верблюдов (Иез. XXV, 5) и место для лежания стад; вся страна их, прежде столь многолюдная и цветущая, теперь обращена в обширную пустыню, изредка усеянную только стадами бедуинов. Моавитяне Моавитяне (об этимологии слова см. Моав; о происхождении народа см. Лот). Согл. Библии, М. родственны аммонитянам, и оба эти народа состояли в родстве с Израилем. М. обитали вост. Мертвого моря, сев. Эдома и юж. Аммона. Они изгнали эмимов и заняли их тер. (Втор 2:10,11). Однако ко времени появления израильтян в Заиорданье аморреи во главе с Сигоном, царем Хешбона (в Синод. пер. - Есевона) оттеснили М. и аммонитян, отняв у них земли между Арноном и Иавоком (Чис 21:13,26-30). При разделении Ханаана и Заиорданья между коленами Израиля колено Рувима получило в удел область от Ароера, стоящего на реке Арнон, до Иордана, включая все нагорье в области Медевы (Мадабы) вместе с Хешбоном (Есевоном) и зависящими от него городами (Нав 13:15-23). Так рувимляне стали сев. соседями М., что постоянно создавало для последних трудности политич. характера. Уже ко времени исхода Израиля из Египта М. входили в число крупнейших в пределах Ханаана народов (Исх 15:15). В песне Моисея (Исх 15) говорится об эйлей Моав - "сильных Моава" (в Синод. пер. - "вожди Моавитские"), что может быть понято и как "овны Моава": такое обозначение могло быть намеком на обилие скота в Моаве (см. 4Цар 3:4), кр. того, в древнейшей ближневост. символике овен означал правителя. Господь запретил израильтянам враждовать с М. и нападать на них (Втор 2:9). М. позволили израильтянам пройти через свои земли в Ханаан (Втор 2:28,29), однако не только не встретили их хлебом и водой, но даже призвали см. Валаама, чтобы тот проклял народ Господень (Втор 23:4,5). В наказание М. и в десятом поколении не дано было войти в общество Господне (Втор 23:3). В Ситтиме М. совращали израильтян к идолопоклонству (Чис 25; Ос 9:10). Царь М. Еглон, покорив израильтян, угнетал их 18 лет, пока судья Аод не поразил его, подготовив этим избавление от ига М. (Суд 3:12-30). Однако во взаимоотношениях израильтян и М. наблюдаются и нек-рые проявления приязни. Так, Руфь, прабабка Давида, была моавитянкой; Давид доверил своих родителей охране царя Моава во время преследований Саула (1Цар 22:3,4). После разрушения Иерусалима в 586 г. до Р.Х. нек-рые иудеи нашли пристанище в Моаве (Иер 40:11). Чаще, однако, М. были противниками израильтян. Саул вел с ними войну (1Цар 14:47), Давид, победив, сделал их своими данниками (2Цар 8:2,12; 1Пар 18:2,11). Об истории М. в IX в. до Р.Х. см. Меша см. Камень Меши. При израил. царе Иоасе моавитские полчища вторглись в страну (4Цар 13:20,21). М. платили дань ассир. царям Тиглатпаласару III, Синаххерибу и Асархаддону, поддерживали Ашшурбанапала. Во время восстания Иоакима против Навуходоносора они напали на Иудею (4Цар 24:2). М. заключили с Седекией временный союз против Навуходоносора (Иер 27:3), однако впоследствии радовались поражению Иудеи (Иез 25:8-11). После возвращения из вавил. плена нек-рые иудеи взяли себе в жены моавитянок (Езд 9:1,2; Неем 13:23). С течением времени М. были поглощены арабами. Пророки по-разному описывали грядущий суд над М., к-рый постигнет их, гл. образом, за гордость и высокомерие (Ис 15-16; Иер 9:25,26; 25:21; 48; Ам 2:1-3; Соф 2:8-11). М. были язычниками, главным их божеством был Кемош (в Синод. пер. - Хамос, 3Цар 11:7). (См. надпись на Камне Меши, где помимо Кемоша, упоминается Аштар-Кемош - вероятно, верховная богиня.) Почитаемым у М. божеством был также Ваал-Фегор (Чис 25:1-3); по-видимому, считалось, что он обитает на одной из вершин Аваримских гор (см. Моав, 2).



полная версия страницы