Форум » Библеистика » Возшел ли Илия на небо? » Ответить

Возшел ли Илия на небо?

Димитрий Н.Б.: Ранее никогда не задумывался над етим вопросом. Думал - конечно возшел. Но вот вчера на сайте "православие ру" вижу статью новообрядного дьякона П.Михалева, где весьма убедительно, со ссылками на Писание и Св.Отцов, показывается - НЕ ВОЗШЕЛ. Вот статья: ВОСХОДИЛИ ЛИ ЕНОХ И ИЛИЯ НА НЕБО? Оказывается, всё не так просто. Ведь действительно, если в русскоязычном варианте Библии (4 Цар.) мы много раз читаем: "взят на небо", то в тех же текстах, написанных по-славянски, эти фразы неизменно звучат "взят ЯКО на небо". П.Михалев напоминает, что синодальный перевод Библии - производный от масоретского - искаженного - перевода. И там написано неправильно. Приводит много ссылок на Св.Отцов. А самое главное - действительно, в Евангелии Господь в беседе с Никодимом говорит: [quote]...Никтоже взыде на небо, токмо сшедыи с небесе, сын человеческии, сыи на небеси [/quote] (Ин.зач.9, 3, 13) Мог бы Господь сказать так, если бы Илия восходил именно на небо? ... Но с другой стороны, в богослужебных текстах в Минее есть и противоположные указания. Так, на великой вечерне, на воззвашных стихерах 2-го гласа, несколько раз повторяется "вознесеся на небеса", причем в первой из них еще и уточняется: "ныне со ангелы ликующе". А наиболее выпукло ето противоречие выражено во втором каноне, 2-й тропарь 9-й песни: [quote]...Сам господь рекл есть, понеже илия...согрешающу израилю терпети не можеши, взыди ты ко мне, да аз доле сниду [/quote] С евангельскими словами как-то совсем не вяжется. Как это можно объяснить? Верно ли толкует д.П.Михалев?

Ответов - 91, стр: 1 2 3 All

Виктор К: Jora простите Христа ради, но Единосущие Сына Отцу вытекает из Священного Писания. Вам ли этого не знать! «Исследуйте Писания... а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39) ЕДИНОСУЩИЕ (греч. ὁμοούσιος) – богословское понятие, выражающее единство божественной природы (сущности) в Лицах Отца, Сына и Святого Духа. Если мы возьмемся за груды материала, сохранившиеся от Вселенских Соборов, то невольно встанет вопрос: что являлось основой их творчества? Отцы этих Соборов брали за нее Священное Писание. В настоящее время глубина понимания Св. Писания, которая имела место в описываемую эпоху, утеряна, и мы не питаемся им так, как питалась Писанием древняя Церковь. Ранние же отцы, кроме объяснения тех или иных его мест и полемических писем против еретиков, базирующихся на том же Св. Писании, ничего после себя не оставили. Поэтому упреки протестантов относительно того, что в Православии недостаточно изучается Писание, неуместны, ибо все предание отцов Церкви пропитано и освящено им. Отцы были бы даже удивлены, скажи им кто-нибудь, что существует иное богословие, кроме скриптуального. И если для протестантов Библия не просто книга, а Слово Божие, то и для православных, каждый раз, когда во время службы произносится: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...», Слово Божие также является подлинной реальностью.    Итак, основным ключом к объяснению догматов веры всегда служило Св. Писание. Дальнейшая работа отцов заключалась в том, чтобы сочетать истины веры с понятиями греческой философии, т.е. в приспособлении философии к восприятию христианства или в воцерковлении умов. Когда возник спор с арианами, православный мир мучительно думал о том, что противопоставить этой ереси, диалектика которой, казалось, была сильней. Арий ссылался на целый ряд текстов из Св. Писания, обосновывавших, по его мнению, его утверждения («Отец Мой более Меня!» – Ин. 14:28), «О дне же том, или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» – Мк. 13:32). И вот, когда богословы пытались научно ответить Арию, базируясь на Св. Писании, Афанасием Великим было внезапно выдвинуто слово «омоусиос». Оно отсутствовало в Писании и было совершенно новым в богословии, но только это слово, лишь оно одно могло спасти Церковь от арианской ереси. Только это слово подходило для того, чтобы догмат о божественности природы Христовой был утвержден окончательно. так...между прочим добавлю, что святитель Василий Великий не был сразу сторонником православного учения относительно единосущия "омоусиос" в отличии скажем, от Афанасия Великого, ну это так - между прочим... я не думаю, Георгий, что вам необходим мой труд для приведения вам цитат из Священного Писания, на основании которых Афанасий Великий вывел это понимание - омоусиос, хотя если есть необходимость, могу потрудиться, вы только напишите, что уж... богословие есть наука, которая своим объектом полагает Бога и все божественное. Оно есть раскрытие Откровения на основании самого Откровения – Евангелия, благой вести о жизни и смерти Христовой. Глубочайшее внутреннее тождество богословия и Откровения постигается через определение природы богословия. Последнее берет человека и ставит его перед дверью Откровения, где должна молчать «всякая плоть человеческая», ибо «входит Царь царствующих и Господь господствующих». Откровение является специальной сферой богословия; назначения богословия – раскрытие этого Откровения. Каждый из нас призван сделать это богословие своим жизненным источником и защищать его от замутнения. Ну а это для тех кто не знает или делает вид, что не знает: Самое исповедание веры, дабы веровати во Отца и Сына и Святаго Духа, из каких писаний имеем мы? Научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се , Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Виктор К: Jora не уже ли вы не можете отличить богословское понятие от Догмата???

Jora: Виктор К пишет: вы не можете отличить богословское понятие от Догмата??? Что Вы имеете в виду?


Виктор К: Виктор К пишет: андрей ю. давайте пойдём от противного. Покажите Догмат Церкви, который не имеет в себе основания в Священном Писании, а имеет исключительно основание в Священном Предании. Jora пишет: "Омоусиос". Буквально в Писании нет, вытекает логически, "последовательными помышлении и писательными учении" Отцов Церкви = Предание. Виктор К пишет: ЕДИНОСУЩИЕ (греч. ὁμοούσιος омоусиос) – богословское понятие, выражающее единство божественной природы (сущности) в Лицах Отца, Сына и Святого Духа. вы привели богословское понятие, а речь шла о догмате веры, в связи с этим и возник вопрос.

Виктор К: если так не понятно попробую описать так Церковь имеет Догмат о том, что Отец и Сын и Святой Дух имеют одну природу, одно существо и равны между собой. Церковь имеет Догмат о равенстве Отца и Сына, о Единой Природе Отца и Сына и о том, что Отец и Сын одного существа. Для облегчения понимания этого Догмата, который вытекает исключительно из Священного Писания святитель Афанасий Великий ввёл новое понятие "единосущность", в отличие от утверждения оппонентов, которые использовали богословское понятие "подобосущность". Так вот, завершая - омоусиос или, по-русски - единосущность - это не Догмат, а богословское понятие.

Jora: Виктор К пишет: единосущность - это не Догмат, а богословское понятие. Допустим. Но - смотрите, на скольких Отцов Вы ссылались, говоря о б. понятии, доказывающем/раскрывающем догмат. Делаю вывод, что брат Андрей (чтоб не спутать с о. А.) прав.

Виктор К: Jora о чём Вы??? я и не пытался раскрыть догмат вообще, если это нужно можно сделать и это, только речь о другом. Делайте вывод какой угодно понятие от этого Догматом не станет. Прикольно, теперь буду знать, что правильность высказывания определяется количеством приведённых Отцов, ну Вы даёте... да и это, я не набираю голоса "за" или "против". ...как писал и выше - оставайтесь при своём мнении, меня попросили высказать, я высказал.

Виктор К: Jora пишет: Делаю вывод о ! это важно ! наверное надо склониться и принять Вашу волю...

Jora: Виктор К пишет: ...как писал и выше - оставайтесь при своём мнении, меня попросили высказать, я высказал. Ну, да Однако, Ваши эмоции выдают себя. И это тоже аргумент.

Виктор К: Jora пишет: Ваши эмоции выдают себя в смысле? то есть эмоционально написанное обязательно не правильно

Виктор К: Jora пишет: Однако, Ваши эмоции выдают себя. И это тоже аргумент. аргумент чего? я предпочитаю быть горячим, всегда горячим... потому как в отстаивании вопросов веры это важно, а если вам важно быть ни холодным ни горячим напомню вам: Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден...

Jora: Виктор К пишет: в смысле? Догматы, Святые Отцы, Писание и Предание - те вещи, о которых можно и нужно рассуждать часами рассуждать, не спеша, спокойно, не отвлекаясь на сиюминутные порывы, сиречь, эмоции , Конечно, все мы - живые люди.

Виктор К: Jora иногда именно эмоции помогают, вы представляете Собор Восточных отцов - жаркие споры, отстаивание позиции, а ведь все они по натуре-то люди восточные темпераментные...

андрей ю.: Чей то я вообще не понимаю об чем спор. Есть 91 пр. Василия Великого, где ясно показано что догматы и от Писания и от Предания. Это правило утверждено Вселенским собором... что может быть круче Вс. собора?

Виктор К: андрей ю. внимательно надо читать Правила и не выдавать желаемое за действительное: В Правиле приведённом тобой указанно, откуда мы имеем догматы, а я писал о другом, о том откуда эти Догматы которые мы имеем по словам святителя Василия Великого имеют источник или основание.

Виктор К: При этом само по себе правило говорит о Священном Предании о том, сколько мы имеем благодаря Священному Преданию, я же пишу о Догматах установленных Вселенскими Соборами. Догматы – непререкаемые истины веры, данные через Божественное Откровение, в большинстве своем определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах.

Виктор К: попробую так вот ещё донести свою мысль 1. Мы имеем традицию крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (то о чём пишет Василий Великий), а теперь зададимся вопросом - почему? 2. Вполне можно допустить такой вариант крестить во имя Отца и Сына и Матери, но однако мы не имеем такой традиции, а теперь зададимся вопросом - почему? Я думаю, что скорее всего первый вариант мы имеем, потому как имеем на то основание в Священном Писании. И так любая норма в жизни Церкви, мы даже само Священное Предание имеем лишь по тому, что на то имеем основание в Священном Писании.

Виктор К: Да без Священного Предания немыслима жизнь Церкви, оно просто огромно и обнимает все сферы жизни христиан, но традиции, обычаи становятся Священным Преданием лишь если они не противоречат Священному Писанию. Сколько было ересеархов, все они обличались прежде всего Священным Писанием, потому на Вселенских Соборах принимаемые Догматы в своей основе имеют Священное Писание. Разве Символ веры, принятый на Вселенских Соборах имеет в себе основание в Священном Предании? Откройте Катехизис - каждый ответ опирается не на Священное Предание, а на Священное Писание. _______________________________________________ в общем и целом я свою мысль изложил как мог, для себя более возвращаться к этой теме не вижу смысла. Простите Христа ради кого чем обидел своей эмоциональностью, основной целью преследовал - донести свою мысль.

андрей ю.: Виктор К андрей ю. внимательно надо читать Правила и не выдавать желаемое за действительное: В Правиле приведённом тобой указанно, откуда мы имеем догматы,Правильно. Мы их имеем от Писания и от Предания. Больше я ничего не утверждал. Причем здесь желаемое и действитеьное? я же пишу о Догматах установленных Вселенскими Соборами. А от куда я это мог понять? Вобщем теперь все ясно. Те догматы, которые были до Василия Великого, имели основу от Писания и Предания. Те которые появились после него на Вселенских соборах, имели основу на Писании. Догматы – непререкаемые истины веры, данные через Божественное Откровение, в большинстве своем определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах. Я говорил только про те догматы, которые имел в виду Василий Великий. попробую так вот ещё донести свою мысль 1. Мы имеем традицию крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (то о чём пишет Василий Великий), а теперь зададимся вопросом - почему? 2. Вполне можно допустить такой вариант крестить во имя Отца и Сына и Матери, но однако мы не имеем такой традиции, а теперь зададимся вопросом - почему? Я думаю, что скорее всего первый вариант мы имеем, потому как имеем на то основание в Священном Писании. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам;(Мф. 28, 19-20) Кстати, тут видно, что Христос посылает учить ....., до написания 1-го Евангелия было лет 35-40. Встает вопрос: тогда никаких еще догматов не было? Чему учили то? мы даже само Священное Предание имеем лишь по тому, что на то имеем основание в Священном Писании. Ето ты перемудрил Предание появилось раньше Писания. Ведь чему то же учили апостолы до того как появилось Писание? А что появилось позже, не может быть основой тому, что появилось раньше. Скорее из Предания появилось Писание. А если быть точнее, то Писание - это записанное Предание. И Предание гораздо больше Писания. Что мы и видим из того же правила: "...Слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол или евангелие, но и прежде и после оных произносим и другия, как имеющия великую силу в таинстве, приняв их от неписаннаго учения. Благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго, по какому писанию? Не по предани ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? Самому помазыванию елеем, какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека? И прочее бывающее при крещении, отрицатися сатаны и ангелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охраняти святыню таинства? Ибо какое было бы приличие, писанием оглашати учение о том, на что непосвященным в таинство и воззрение не позволительно? И далее. Сия есть вина предания без писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения, по привычке. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются..."(91 пр. В.В.) Кстати, из этого правила видно, что Василий Великий догматами называл необнародованное, тайное учение, которое непосвященным знать не следовало..... Так чего спорить, если понятие о догматах, о которых говорит св. Василий, и о которых говоришь ты - разное. Подводя итог можно констатировать, что Предание первично, а Писание вторично. Предание - это то, чему учил Христос апостолов. Писание - это то, что записано из того, чему учил Христос. Писание - это часть Предания.

Виктор К: андрей ю. пишет: А от куда я это мог понять? ну Андрей я же выше об этом писал. андрей ю. пишет: Чему учили то? как чему - тому что Он заповедал уча их соблюдать всё, что Я повелел вам;(Мф. 28, 19-20) андрей ю. пишет: Ето ты перемудрил Предание появилось раньше Писания. я не знаю как доносить мысль... при чём здесь что появилось раньше, а что позже??? когда мы говорим о предании, с теми, кто отрицает это самое предание, то мы прежде всего ссылаемся на Апостола Павла, который говорит: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес.2,15). «Храни преданное тебе» (1Тим.6,20-21). Без Священного Предания нельзя понять и Священного Писания. «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7) То есть подтверждаем свою правоту на основании Священного Писания. В различных спорах о традициях в пище мы ссылаемся на Священное Писание... и т.д. ношение длинных/коротких волос! - прежде всего ссылаемся на Священное Писание, да много можно привести примеров. Я Говорю о том, что первым мерилом всего является Священное Писание, потому, что это единственный непререкаемый и авторитетный источник для всех. андрей ю. пишет: Писание - это часть Предания. не не не... а то сейчас Перемудришь ты Священное Писание это Сверхъестественное Божественное Откровение записанное избранными людьми. ну а вот Священное Предание это то, что не записано а передавалось устно, а позже стало записываться.

андрей ю.: Ох, нравится мне дюже вот этот клип прям форумные баталии напоминает Особенно когда они начали друг друга палками лупить Не хватает часто наимудрейшего У нас правда иногда эту функцию о.Андрей берет Скажи свое слово в этом споре

о. Андрей: андрей ю. пишет: У нас правда иногда эту функцию о.Андрей берет Берет андрей ю. пишет: Скажи свое слово в этом споре Скажу пока по поводу отношения Предания к Писанию (Библии). Несомненно, что Писание не существует само по себе, но родилось Церковью и в Церкви по внушению Духа Святаго. Писание по своему составу определено Апостольскими и соборными правилами. Таким образом, оно является часть Священного Предания. Но, как сказал ап. Павел, в доме есть сосуды разного употребления. Поэтому Священное Писание - непререкаемая и неизменяемая, самая важная часть Священного Предания. Основа и источник христианского вероучения.

о. Андрей: Виктор К пишет: Священное Предание это то, что не записано а передавалось устно, а позже стало записываться Предание, это все, что предано (передано, заповедано). А передавать можно как устно, так и письменно, и чрез иные источники. Потому ведь и существует два понятия "писанное Предание" и "неписанное Предание".

Brick: о. Андрей пишет: и "неписанное Предание" Что Вы знаете об этом? Поподробнее если можно, это интересно.

о. Андрей: Так об этом все знают, мне кажется. Неписанное, это которое передается устно. Например, обычай совершать поклоны в некоторых местах богослужения, что обсуждается в соседней теме.

Виктор К: о. Андрей пишет: Поэтому Священное Писание - непререкаемая и неизменяемая, самая важная часть Священного Предания. Основа и источник христианского вероучения.

о. Андрей: Массовый прессотренинг

Brick: о. Андрей пишет: Неписанное, это которое передается устно. Ничего не понял. Басни? Что конкретно устно передаётся? Про поклоны знаю что в ДПЦ на лавочку поклоны делают. И шугаются всех пришлых типа меня, даже отходят при молитве в другую сторону. Что это за неписанное придание? Что то типа секретных материалов?

о. Андрей: андрей ю. пишет: что может быть круче Вс. собора? Тот Собор, который решает, какой Собор Вселенский, а какой нет. В связи с этим, самый "крутой" это Собор, бывший в Константинополе в 843 году, о решении которого знают все православные, но о самом Соборе единицы. По статусу он был пометным, но по сути, степени значимости он сам бы Вселенским, 8-м.

о. Андрей: Brick пишет: Басни? Что конкретно устно передаётся? То, что общеизвестно, закреплено долговременной и широко распространенной практикой и не требует поэтому письменного фиксирования. Например, обычай молиться поклоны "в лавочку". Это устное предание.

Виктор К: есть ещё такие версии: VIII Вселенский Собор: Большой Софийский собор 879—880 гг. Другое название: IV Константинопольский. Деяния и Постановления: восстановление Фотия на Константинопольском престоле, осуждение филиокве и анафематствование любых изменений Никео-Константинопольского Символа веры. В греческих Церквях единодушно признаётся фактическим Восьмым Вселенским - Окружное послание 1848 года. IX Вселенский Собор 1341—1351 гг. Другое название: V Константинопольский. Деяния и Постановления: подтвердил богословие исихазма св. Григория Паламы и осудил противостоявших ему философа Варлаама и других антипаламитов.

о. Андрей: Но это лишь мнения, с которыми кто-то соглашается, а кто-то и нет, а я привел пример бесспорный, ибо Вселенским Собором 7-й Собор был впервые признан именно Собором 843г., все другие лишь соглашались с предыдущим. То есть круче никого

Brick: о. Андрей пишет: То, что общеизвестно, закреплено долговременной и широко распространенной практикой и не требует поэтому письменного фиксирования. Например, обычай молиться поклоны "в лавочку". Это устное предание. То что можно молится в лавочку это козе понятно. Я то думал тайный заговор.

о. Андрей: Устно, это ведь не значит, что тайно. Об этом-то и речи не шло.

Brick: о. Андрей пишет: Устно, это ведь не значит, что тайно. Об этом-то и речи не шло. Ну да не шло, однако я согласно "Правилам" верю в это. А "Правила" и всё и никто возразить не может. Тайный заговор. С РПЦ и РПСЦ.

о. Андрей: Brick пишет: С РПЦ и РПСЦ. Ну, у них своя свадьба, мы об этом ничего не знаем, наша задача печься о чадах РДЦ. Как и Христос молил Отца не о всем мире, но о тех, которых Он Ему дал.

андрей ю.: о. Андрей Тот Собор, который решает, какой Собор Вселенский, а какой нет. В связи с этим, самый "крутой" это Собор, бывший в Константинополе в 843 году, о решении которого знают все православные, но о самом Соборе единицы. По статусу он был пометным, но по сути, степени значимости он сам бы Вселенским, 8-м. Что за собор? Какие решения? Давай выкладывай, я правда первый раз слышу....

cocpucm: Виктор К пишет: Церковь имеет Догмат о том, что Отец и Сын и Святой Дух имеют одну природу, одно существо и равны между собой. Церковь имеет Догмат о равенстве Отца и Сына, о Единой Природе Отца и Сына и о том, что Отец и Сын одного существа. Я далеко не идеально знаю Новый Завет, но не припомню, что бы где-нибудь в нем были напрямую записаны данные догматы

о. Андрей: cocpucm пишет: не припомню, что бы где-нибудь в нем были напрямую записаны данные догматы Они не записаны дословно, но иными словами записаны, а иначе бы их никогда не утвердила бы Церковь. cocpucm пишет: Церковь имеет Догмат о том, что Отец и Сын и Святой Дух имеют одну природу, одно существо и равны между собой. Христос Говорит: крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Матф.28:19). Все три объединены одной мыслью и именем, что бесспорно свидетельствует о равенстве, равенство предполагает единое состояние, то есть природу. Слово же "имя", стоящее в единственном числе, говорит о едином существе. cocpucm пишет: Церковь имеет Догмат о равенстве Отца и Сына, о Единой Природе Отца и Сына и о том, что Отец и Сын одного существа. Христос Сам говорит: "Я и Отец - одно" (Иоан.10:30); " Видевший Меня видел Отца" (Иоан.14:9). Ап. Иоанн говорит о едином существе, единой природе и равенстве Отца и Сына: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоан.1:1). Итак, догматы все несомненно из Писания, а вот термины многие для выражения догматов введены в употребление помимо Писания, но не в отрыве от его сути. Поэтому действительно нельзя эти вещи смешивать - догматы и термины. То есть, существует догмат о вере в Пресвятую Троицу, но нет догмата о термине "Троица". Как и нет догмата о слове "догмат".

о. Андрей: андрей ю. пишет: Что за собор? Какие решения? Давай выкладывай, я правда первый раз слышу.... Не сохранилось ни его решений, ни догматического определения, но сохранилось описание сути происходившего. Это Собор прекративший в Церкви иконоборчество второй (и последней) волны. Поставивший в этом вопросе точку. Патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик был устранен, а на Константинопольскую кафедру взошел св. исповедник Мефодий. Этот Собор впервые подтвердил статус 7-го Вселенского Собора именно в качестве Вселенского. Тогда же установлен был и праздник "Торжества Православия", что совершает Церковь в первое воскресение каждого Великого поста.



полная версия страницы