Форум » Предсоборное совещание » Vote: ОПК, ОСЭ, НИЧЕГО » Ответить

Vote: ОПК, ОСЭ, НИЧЕГО

о. Андрей: В России предполагается введение в школах нового предмета «Основы православной культуры». В качестве альтернативы предлагается предмет «Основы светской этики». Белокриницкое согласие выбрало ОПК и участвует вместе с новообрядцами в составлении учебника. Беспоповцы-поморцы выбрали ОСЭ. Какой выбор лучше для нас – древлеправославных христиан? Или может быть Церкви следует высказаться за факультативное введение в школах данных предметов и в случае именно такого развития событий, рекомендовать родителям не отдавать своих детей не на один из них?

Ответов - 69, стр: 1 2 All

сирин: факультативное введение , так как свобода выбора всегда от Бога.

о. Андрей: Факультатив - понятно, но детей отдавать на этот факультатив или нет? И если да, то на какой предмет?

Ivant-I: Мне кажется более благоразумно будет, если родители будут сами давать детям надлежащее ,в этом плане, образование. И по возможности создавать Воскресные Древлеправославные школы. Хотя конечно учитывая трудное финансовое положение в РДЦ, последнее делать будет, наверное, весьма затруднительно. А может нам лучше создать учебник-пособие для древлеправославных родителей, опираясь на который родители смогут обучать детей дома сами?


о. Андрей: Ivant-I пишет: Мне кажется более благоразумно будет, если родители будут сами давать детям надлежащее ,в этом плане, образование. Я тоже так думаю. На мой взгляд, древлеправославным христианам не подходит как новообрядческо-старообрядческий ОПК, так и основы светской этики. Что за этика такая? Разве существуют общечеловеческие этические нормы? В Православии многоженство - грех, в исламе - добродетель. В православии мужеложство - грех, в протестантизме - одна из форм богодарованной любви. И так далее... И действительно, только в семье и в церковной общине ребенок может получить приемлемое, с древлеправославной точки зрения, православное образование и этическое воспитание. Ivant-I пишет: А может нам лучше создать учебник-пособие для древлеправославных родителей, опираясь на который родители смогут обучать детей дома сами? Весьма правильное предложение. Мы кстати можем дождаться выхода в свет учебников по ОПК и ОСЭ и просто прокорректировать их нужных для нас образом, а затем распространить среди своих христиан.

Ivant-I: о. Андрей пишет: На мой взгляд, древлеправославным христианам не подходит как новообрядческо-старообрядческий ОПК, так и основы светской этики. Что за этика такая? Разве существуют общечеловеческие этические нормы? В Православии многоженство - грех, в исламе - добродетель. В православии мужеложство - грех, в протестантизме - одна из форм богодарованной любви. И так далее... И действительно, только в семье и в церковной общине ребенок может получить приемлемое, с древлеправославной точки зрения, православное образование и этическое воспитание. Я мыслю так же, отче А в учебник, хорошо бы включить методические советы для родителей, об организации самого процесса обучения. Я думаю это тоже будет полезно.

Ardalyon: 1. Ни тот, ни другой предмет не имеют под собой такой базы, которая могла бы гарантировать получение детьми ценных знаний в области Христианства или этики - не важно. Почему - да потому, что предметы сии высосаны из пальца. Один - перекореженный "Закон Божий" (он и в дореволюционной редакции принес такие плоды что страшно вспомнить -а в нынешней редакции - страшно подумать). Другой - или от советской этики - или вообще нипойми от чего - наспех созданная в альтернативу ОПК химера Пользы от обоих немного. А вот вреда детской психики могут нанести массу К сему же добавляется отсутствие надлежащего учебника и педагогических кадров. ОЧЕВИДНОСТЬ №1 СКАЗАЛ 2. С другой стороны ОПК - если его грамотно преподавать это серьезная площадка для миссии в школе. Но оная площадка может быть использована и будет использована в основном господствующей церковью. Кроме того такая насильственная проповедь всегда дает негативную реакцию ОЧЕВИДНОСТЬ № 2 СКАЗАЛ РЕЗЮМИРУЯ: ввиду неочевидности смысла подобной проповеди как в светской, так и в духовной редакции и очевидности вреда - лучше уж ничего... НО! Объективно 1) РПСЦ правы, что участвуют - может, меньше глупостей напишут... 2) То, что у нас нет возможности нести Свет Христовой Истины в школы - это очень плохо

Алексий: Светская школа ни в коей мере не может брать на себя функцию по "насаждению благочестия". Думается, что и у РПЦ это ничем хорошим не закончится. Главное, что и преподавателей на сии предметы не найдется. Лживость обстановки проявится очень скоро, когда. например, издерганная, с кучей семейных и бытовых проблем, преподавательница истории(литературы, географии и т.д) начнет по "методичке" излагать вещи духовные. Хотя сама такой жизнью ни в коей мере не живет. А "идейные миссионеры", это как правило, экзальтированные тетки в прелести. Вот у мусульман, в некоторых регионах, может все хорошо получиться. Так что "затрещит" государство. Считаю, что и сейчас, путем небольшой корректировки учебных программ по истории.литературе, географии, биологии и т.д можно знакомить учащихся и с мировыми религиями и с правилами человеческого общежития. А подрастающих древлеправославных чад духовно обучать в семьях и воскресных школах. На что действительно необходим некий учебник.

о. Андрей: Ivant-I пишет: А в учебник, хорошо бы включить методические советы для родителей, об организации самого процесса обучения. Я думаю это тоже будет полезно. Если Господь позволит, то и это будет. Домашнее обучение сейчас не редкость. Ardalyon пишет: педагогических кадров Вот!!! Вот одна из главнейших причин! Кадров нет, чтобы преподавать эти предметы даже и по тем учебникам, что будут созданы. Все это взвалят на плечи каких-нибудь литераторов, наспех проведя курсы переквалификации. Ardalyon пишет: если его грамотно преподавать это серьезная площадка для миссии в школе Это ошибка. В отрыве от семьи, миссия среди детей, как правило, это пустая трата времени, что уже неоднократно доказано на практике. Дети, безусловно, слушают, что-то впитывают, но альтернативная пропаганда, особенно в семье, разрушает вскоре все, что в них вкладывается. А если ребенок воспитывается в семье верующей, то понятно, что слово "миссия" к нему неприменимо. Ardalyon пишет: будет использована в основном господствующей церковью. Не будет толка. Мне доводилось наблюдать за созданной ими системой так называемого православного образования - убожество полное. Имею в виду преподавательский состав - в основном это, мягко говоря, светские люди, все православие которых ограничивается свечками по праздникам, водичкой и песочком от Матронушки. Ardalyon пишет: Кроме того такая насильственная проповедь всегда дает негативную реакцию В том-то и дело, и мне удивительно, что дореволюционный опыт так ничему и не научил. Взрослых, взрослых нужно в Церковь приводить, а они уже спасаясь сами, спасут и весь дом свой. Нигде в Писании не сказано, чтобы к языческим детям обращалась апостольская проповедь. Были, безусловно, в истории примеры миссии среди детей (свв. Климент Анкирский, Вавила, Стефан Пермский), но это чуть ли не единственные исключения, да и что равнять тех святых проповедников и нынешних предполагаемых преподавателей. Ardalyon пишет: Объективно 1) РПСЦ правы, что участвуют - может, меньше глупостей напишут... Наоборот, участите РПСЦ не сможет устранить главной направленности учебника - агитации за РПЦ МП, но в тоже время, у неграмотного народа будет формироваться неправильное представление об исторических и нынешних взаимоотношениях этих конфессий, но да это дело РПСЦ. Они ведь не смогут сами преподавать, следовательно, о них с ИХ ПОЗВОЛЕНИЯ И ОДОБРЕНИЯ будут рассказывать новообрядцы. Тут даже нет необходимости, что-либо пояснять... Ardalyon пишет: То, что у нас нет возможности нести Свет Христовой Истины в школы - это очень плохо Очень плохо, что мы не всегда Свет несем в те семьи, что уже принадлежат Церкви. Нужно сначала дома порядок навести, а потом людей приглашать. Новообрядцы-то, именно такую цель преследуют, они ведь всех россиян своей паствой считают. Так, что у них с логикой все в порядке, а чего мы туда полезем? Нужно, как уже было сказано выше нашим братом, в своих приходах больше уделять внимания православному образованию и духовно-нравственному воспитанию приходских детей. У нас еще с Воскресными школами толком дело не налажено, что уж в светские-то лезть... Если же какая конфессия адекватно своих возможностей не оценивает, то мы у оной на поводу идти не должны. Но и естественно, что серафимо-матронушкино православие с мельниковским старообрядчеством пускать в слух своих детей нет никакого желания.

о. Андрей: Алексий пишет: Лживость обстановки проявится очень скоро, когда. например, издерганная, с кучей семейных и бытовых проблем, преподавательница истории(литературы, географии и т.д) начнет по "методичке" излагать вещи духовные. Хотя сама такой жизнью ни в коей мере не живет. А "идейные миссионеры", это как правило, экзальтированные тетки в прелести. Аминь! Алексий пишет: Считаю, что и сейчас, путем небольшой корректировки учебных программ по истории.литературе, географии, биологии и т.д можно знакомить учащихся и с мировыми религиями и с правилами человеческого общежития. Аминь! Алексий пишет: А подрастающих древлеправославных чад духовно обучать в семьях и воскресных школах. На что действительно необходим некий учебник. Аминь!

Виктор К: о. Андрей пишет: Ivant-I пишет: цитата: А может нам лучше создать учебник-пособие для древлеправославных родителей, опираясь на который родители смогут обучать детей дома сами? Весьма правильное предложение. Мы кстати можем дождаться выхода в свет учебников по ОПК и ОСЭ и просто прокорректировать их нужных для нас образом, а затем распространить среди своих христиан. очень хорошая идея!!!

Виктор К: Интересная дисциплина - Основы Православной культуры, а основы светской этики - это вообще предел фантазий. Прежде всего с первым нужно определиться - что такое "православная культура"???? Чем там детям будут голову морочить. Честно говоря для меня понятие "светская этика" больше понятно и конкретно, чем "православная культура". Светская культура - доброжелательное отношение с пониманием к половым меньшинствам, к абортам положительное отношение и тд. почему так говорю, потому, что всё к этому сводится, ну а если преподавание доверят какой-нибудь феминистке, так здесь вообще будет не весть что - и муж не муж и семья не семья..... А учитывая, что о православной культуре будут размышлять РПЦ-шники, то, полагаю, разницы между первым и вторым - нет.

Виктор К: Следовательно отдавать на такой предмет своих детей не желательно. Я бы вообще представил справку о том, что мой ребёнок проходит обучение в воскресной школе при таком-то храме (на бланке храма с печатью и подписью) и всё и все свободны. А аттестация по данному предмету - необязательна!

о. Андрей: Виктор К пишет: Следовательно отдавать на такой предмет своих детей не желательно. Я бы вообще представил справку о том, что мой ребёнок проходит обучение в воскресной школе при таком-то храме (на бланке храма с печатью и подписью) и всё и все свободны. А аттестация по данному предмету - необязательна! Едва ли предмет введут как обязательный, от факультатива же можно отказаться, не затрудняя себя объяснениями.

о. Андрей: Дорогие братья и сестры! На форуме нас 30 человек, а мнение по вопросу высказало только 7... Толи детей ни у кого нет больше... Активней, активней! А хорошо бы и у единоверцев (у которых дети школьники или дошкольники есть) в приходе поспрашивать и результат здесь в голосовании отразить по числу ответивших. Вопрос-то серьезный, и на Соборе непременно будет рассматриваться.

Виктор К: о. Андрей пишет: Едва ли предмет введут как обязательный в том то и дело, что Едва ли - в нашем государстве всё может быть....у нас ведь, что не учёный, так Павлов, только эксперементы ставят на людях...

о. Андрей: Я потому и вопрос поднял, что все что угодно может быть. Но если будет необходимое постановление нашего Собора, то можно будет, ссылаясь на него и на соответствующую статью Конституции о свободе вероисповедания, отказаться даже и от обязательного предмета.

Катерина: Я проголосовала за ОПК. Сейчас поясню. Я думаю, что введение этого предмета в школе не внесет особые коррективы в мировоззрения древлеправославных школьников. Сужу по себе – я своего ребенка, в духовном плане, буду воспитывать дома. И буду вкладывать ему в голову то, что считаю нужным. Поэтому предмет ОПК в лучшем случае позволит увидеть взгляд на православия МП, на опыте убедившись в различиях Церквей, в худшем случае – дите напрасно потратит время. Но особого вреда от введения ОПК для древлеправославного школьника я не вижу. Что касается остального большинства неверующих детей, то в лучшем случае они ознакомятся с историей и традициями России, в худшем случае… а вот тут приведу грустный пример: как-то общаясь на форуме волгоградских родителей у одной молодой мамочки прочитала следующих постик «христианство ненавижу, был у нас препод в универе, по совместительству ректор, студентам мозги православием выворачивал, сейчас в рясе гоняет. С тех пор все, что касается религии, тошноту вызывает». Вот он худший случай Но если учебник будет составлен качественно, и преподаваться будет талантливо, то предмет ОПК будет и интересным и полезным. Собственно за такое «светлое будущее» я и голосовала Мне кажется, куда больший вред для наших чад несут уроки секспросвета и закон о ювенальной юстиции. Вот это вызывает серьезную тревогу

Виктор К: Катерина пишет: Поэтому предмет ОПК в лучшем случае позволит увидеть взгляд на православия МП, на опыте убедившись в различиях Церквей, в худшем случае – дите напрасно потратит время. Но особого вреда от введения ОПК для древлеправославного школьника я не вижу. Что касается остального большинства неверующих детей, то в лучшем случае они ознакомятся с историей и традициями России, в худшем случае… а вот тут приведу грустный пример: как-то общаясь на форуме волгоградских родителей у одной молодой мамочки прочитала следующих постик «христианство ненавижу, был у нас препод в универе, по совместительству ректор, студентам мозги православием выворачивал, сейчас в рясе гоняет. С тех пор все, что касается религии, тошноту вызывает». Вот он худший случай Но если учебник будет составлен качественно, и преподаваться будет талантливо, то предмет ОПК будет и интересным и полезным. Собственно за такое «светлое будущее» я и голосовала ПРОСТИТЕ, не соглашусь с Вашими выводами Катерина пишет: позволит увидеть взгляд на православия МП а оно Вам надо??? или Вашему дитяти - мозги засорять будет поп в джинсах и т.д. и будет разглагольствовать о (обойдёмся без подробностей).....

о. Андрей: Катерина пишет: Я проголосовала за ОПК. Сейчас поясню. Я думаю, что введение этого предмета в школе не внесет особые коррективы в мировоззрения древлеправославных школьников. Но отсутствие вреда - это не "за", "за" - это наличие пользы. Какая же польза от введения ОПК, если все равно духовное воспитание отводится семье?

о. Андрей: Катерина пишет: Мне кажется, куда больший вред для наших чад несут уроки секспросвета и закон о ювенальной юстиции. Вот это вызывает серьезную тревогу С этим согласен.

Jora: Катерина пишет: Я проголосовала за ОПК. Сейчас поясню. А не видно в результатах... С матушкой отчасти согласен, но воообще подумать нужно. Если, напрмер, говорить о полковых попах, то я, исходя из опыта совей двухгодичной службы был бы не против пообщаться с любым никонианином, чем слушать мат сослуживцев и нюхать табачный дым. (Конечно, можно было читать карманную Библию, но не всегда удавалось). А среди сослуживцев были и неплохие ребята. Если бы пришёл поп и поговрил бы человеческим языком о нравственности и т.п. - ХУЖЕ НЕ БЫЛО БЫ. Полагаю так, исходя из принципа о двух злах. Знаю, что будет масса минусов, но лучше так, чем никак (т.е. в свободной время солдаты смотрят порно, с оображают на троих и т.п.).

Катерина: Виктор К пишет: а оно Вам надо??? или Вашему дитяти - мозги засорять будет поп в джинсах и т. д. и будет разглагольствовать о (обойдёмся без подробностей)..... откровенно говоря - не надо. но вот "мозги засорять" это сильно сказано. все таки преподавать будут не мутанты, зомбирующие и давящие на неокрепшую психику детей :-) о. Андрей пишет: Но отсутствие вреда - это не "за", "за" - это наличие пользы к сожалению, отче, в наше нелегкое время отсутствие вреда - уже польза :)о. Андрей пишет: Какая же польза от введения ОПК, если все равно духовное воспитание отводится семье? я имела ввиду вред/пользу для своего конкретного ребенка. а хочется объять современных детей вообще. можно я опять из личного примера? я уже писала об "светлом будущем". но так вот. если преподаваться предмет будем вдохновенно и талантливо то польза будет для тех детей, где духовного воспитания в семье как раз таки нет. Мой отец (отец Олег) преподает в медицинском колледже, на своих лекциях помимо анатомии и генетики он рассказывает о православии, о политических и культурных событиях современного общества с христианской точки зрения. За это имеет серьезные проблемы с руководством. Но после занятий к нему подходят студенты (3-4 человека) и просят :"Олег Александрович, расскажите еще что-нибудь, нам ведь это никто не рассказывает. родители неверующие". Некоторые из этих студентов (пусть единицы) но пришли в Церковь. Я имела ввиду вот такое "идейное" адекватное преподавание. Кстати, никто не мешает древлеправославным христианам преподавать ОПК. есть же среди староверов педагоги, пущай дерзают!

о. Андрей: Катерина пишет: все таки преподавать будут не мутанты, зомбирующие и давящие на неокрепшую психику детей:) Увы, но, скорее всего, нередко именно так и будет... Катерина пишет: к сожалению, отче, в наше нелегкое время отсутствие вреда - уже польза :) Но едва ли сие применимо в отношении к ОПК. Кадры, где кадры, для объективного преподавания истории Православия? А в противном случае вред не только вероятен, но и будет всенепременно. Катерина пишет: если преподаваться предмет будем вдохновенно и талантливо В 99,999 % случаев этого не будет. Схоластика, она и есть схоластика.

о. Андрей: Jora пишет: Если, напрмер, говорить о полковых попах, то я, исходя из опыта совей двухгодичной службы был бы не против пообщаться с любым никонианином, чем слушать мат сослуживцев и нюхать табачный дым. (Конечно, можно было читать карманную Библию, но не всегда удавалось). А среди сослуживцев были и неплохие ребята. Если бы пришёл поп и поговрил бы человеческим языком о нравственности и т.п. - ХУЖЕ НЕ БЫЛО БЫ. Полагаю так, исходя из принципа о двух злах. Сравнение неудачное. Это когда два зла, то выбирают наименьшее, но когда зла еще нет, то даже и маленькое (?) не следует привносить. Детская душа - чистая бумага и нельзя позволить ее загаживать. Впрочем, скоро должен выйти учебник по ОПК. Бог даст, почитаем, чтобы предметным был разговор. Сейчас мы пока в теории беседуем.

Виктор К: о. Андрей пишет: Увы, но, скорее всего, нередко именно так и будет... Полностью поддержу Вас отче. РПЦ - мутированная добродетель поражённая западной демократией и правами человекаКатерина пишет: Мой отец (отче Олег) преподает в медицинском колледже, на своих лекциях помимо анатомии и генетики он рассказывает о православии, о политических и культурных событиях современного общества с христианской точки зрения. матушка, но здесь небо и земля, простите - одно дело древлеправославный поп, дугое дело мутированное сознание никонианского попа. о. Андрей пишет: Jora пишет: цитата: Если, напрмер, говорить о полковых попах, то я, исходя из опыта совей двухгодичной службы был бы не против пообщаться с любым никонианином, чем слушать мат сослуживцев и нюхать табачный дым. (Конечно, можно было читать карманную Библию, но не всегда удавалось). А среди сослуживцев были и неплохие ребята. Если бы пришёл поп и поговрил бы человеческим языком о нравственности и т.п. - ХУЖЕ НЕ БЫЛО БЫ. Полагаю так, исходя из принципа о двух злах. Сравнение неудачное. Это когда два зла, то выбирают наименьшее, но когда зла еще нет, то даже и маленькое (?) не следует привносить. Детская душа - чистая бумага и нельзя позволить ее загаживать. Впрочем, скоро должен выйти учебник по ОПК. Бог даст, почитаем, чтобы предметным был разговор. Сейчас мы пока в теории беседуем. полностью Вас поддерживаю, отче. речь ведь идёт о детях, у которых есть только декларативно право выбора, а у этих сослуживцев было право выбора в действии и они выбрали что хотели - ребёнок же подчинится нашему выбору =- в силу того, что он ребёнок.

Сергiй: о. Андрей пишет: Это ошибка. В отрыве от семьи, миссия среди детей, как правило, это пустая трата времени, что уже неоднократно доказано на практике. Дети, безусловно, слушают, что-то впитывают, но альтернативная пропаганда, особенно в семье, разрушает вскоре все, что в них вкладывается. А если ребенок воспитывается в семье верующей, то понятно, что слово "миссия" к нему неприменимо. Один к одному - моя жизнь и восприятие информации (безбожной) в школе и противопоставление этому дома. Разумеется, домашнее одержало победу.

Виктор К: отсутствие вреда - уже польза :) похоже на ложь во спасение. На память пришла одна беседа с никонианским благочинным Туркестанского округа (приблизительно 93-95 годы). Так он мне попытался объяснить одну из заповедей Блаженств "Блаженни вы, егда поносят вас и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще мене ради" Так вот лжуще мене ради он объяснил, как возможность лгать ради Господа. Хотя смысл этой заповеди вообще в другом и близко даже не о том, о чём он мне пытался объяснить. Так что, вот пример мутации...

Виктор К: А теперь представим ситуацию, когда Вашему ребёнку объясняют заповеди на таком уровне.... ребёнок придёт к Вам и скажет - мама, папа - А лгать, то оказывается можно, лишь бы это оправдывалось - "Мене ради".... Какая Ваша реакция??? Или ещё пример. Посетил как то мусульманин воскресную школу, выходит из неё в шоке, я спрашиваю - в чём дело. Ну и вот получаю такой вопрос-ответ. А правда что Бога Отца сейчас на небе нет??? Постановка вопроса неожиданная. Тем более когда не знаешь - с чего это вдруг. А потом выясняется, что для того, чтобы привлечь этого горемыку в православие в воскресной школе ему сказали - вот мусульмане зря Богу поклоняются - Бога Отца на небе уже давно нет, Есть только Бог Сын.... Вот как после этого говорить об никонианах????

Катерина: о. Андрей пишет: Кадры, где кадры, для объективного преподавания истории Православия? А в противном случае вред не только вероятен, но и будет всенепременно. думаю РПЦ объективно понимает сию ситуацию с кадрами, но какие предложения высказывает по этому поводу? не интересовались? я читала речи Кураева о необходимости адекватного выбора педагогов, но вот конкретных вариантов не наблюдала... о. Андрей пишет: В 99,999 % случаев этого не будет. Схоластика, она и есть схоластика. да уж наверное. у моего отца в колледже ввели предмет ммм..что-то типа "мировые религии", но вести его дали не диакону, реально заинтересованному и знающему, а библиотекарше, которая студентов уверяет что все религии одинаковы, несут свет и добро. (это ж до какой степени надо быть несостоятельным в собственном предмете, чтоб подобную чушь утверждать?) но я все таки за идею ОПК как таковую.. Рассуждаю по принципу – не ошибается тот, кто ничего не делает. Проблему вижу не в самом вопросе «нужен ли в школах предмет ОПК» а в методах его решения. о. Андрей пишет: скоро должен выйти учебник по ОПК. Бог даст, почитаем, чтобы предметным был разговор думаю всю расчудесность даже самого расчудесного учебника бездарность педагога сведет на нет:(

сирин: Катерина пишет: я имела ввиду вред/пользу для своего конкретного ребенка. а хочется объять современных детей вообще тем более непонятен Ваш выбор,подкорректировать взгляды своему ребенку навеянные ОПК,Вы сможете,но большинство родителей нет,так как не принадлежат к истинной церкви и не умеют отличить пропаганду от реальности.Мне кажется лучше поступать по совету Святых Отцов,если какое-то яство смущает тебя-не ешь.

Катерина: Виктор К пишет: Вот как после этого говорить об никонианах???? думаю относиться к таким вещам нужно по принципу " в семье не без урода". Помню, девочкой, приходила в храм на службу, и пока в притворе повязывала платок получала целый арсенал "необходимых", "благочестивых" знаний от бабушек. Можно было составлять уже "новейшее" писание. Но это не говорит о мракобесии староверов. Хотя очень многие люди судят о старообрядчестве именно по таким вот "авторететнейшим" заявлением благочестивых старушек. Не будешь же из-за этого запрещать ребенку в храм ходить или вступать в общение с бабушками. Ограниченность отдельных индивидов никониан печалит, но от глобальных выводов думаю, стоит воздержаться :)

Виктор К: Катерина пишет: Ограниченность отдельных индивидов никониан печалит, но от глобальных выводов думаю, стоит воздержаться :) Ну, глобальные выводы по поводу никониан сделаны за доооолго до меня - вот уже 300 лет исповедники древнего благочестия "глобально" сделали свой выбор. И этот выбор далеко не в пользу, как отдельных индивидов, так и всего, на чём стоит печать никонианства...

Катерина: сирин пишет: тем более непонятен Ваш выбор,подкорректировать взгляды своему ребенку навеянные ОПК думаю немного не так, в худшем случае ОПК может подкорректировать древлеправославные взгляды моего ребенка:) но в этом я сильно сомневаюсь. врядли 40минутный урок может вызвать сумбур и капитальную переоценку ценностей в душе моего ребенка, воспитанного в древлеправославной семье. скорее всего этот урок позволит увидеть разницу между Церквями. а вот грамотный урок для неверующих может быть вполне полезен. но это я уже повторяюсь. сирин пишет: Мне кажется лучше поступать по совету Святых Отцов,если какое-то яство смущает тебя-не ешь я полагаю, тут есть другая сторона. Если я, по словам апостола, чтоб не искушать брата своего (в данном случае - древлеправославного школьника) откажусь от мяса, то не умрут ли с голоду те братья ( в данном случае недревле и не православные школьники) которым кроме мяса кушать нечего? вот как-то так рассуждаю...:) простите Христа ради.

Катерина: Виктор К пишет: Ну, глобальные выводы по поводу никониан сделаны за доооолго до меня - вот уже 300 лет исповедники древнего благочестия "глобально" сделали свой выбор. И этот выбор далеко не в пользу, как отдельных индивидов, так и всего, на чём стоит печать никонианства... но мы ведь говорим не о догматике, верно? в догматических вопросах, касающихся никониан я с Вами солидарна. мы говорили о перлах типа Виктор К пишет: мусульмане зря Богу поклоняются - Бога Отца на небе уже давно нет, Есть только Бог Сын.... и мне показалось вполне справедливым напоминание о наших собственных "бревнах в глазах". я ни в коей мере не веду речь о реабилитации никонианства, просто не вижу серьезных негативных последствий от введения ОПК...

Катерина: Jora пишет: А не видно в результатах... да вот не знаю почему так...честно щелкала мышкой на нужный кружок..

сирин: Катерина пишет: не умрут ли с голоду те братья ( в данном случае недревле и не православные школьники) которым кроме мяса кушать нечего? Вот теперь понятно.Только зачем обязательно кормить суррогатом(не мясом) своих,факультативное введение и отказ.

Сергiй: Виктор К пишет: РПЦ - мутированная добродетель, поражённая западной демократией и правами человека Западная демократия и человеческие права (именно так они называются на Западе) - явление положительное. Если Вы здесь не живете, то и не торопитесь рассуждать с чужих слов, лучше поинтересуйтесь у тех, кто прожил не один десяток лет при советском тоталитаризме и при западных демократиях. Вам хором ответят, что второе лучше. Западная демократия позволяет спокойно и беспрепятственно веровать. Времена, когда лозунгом было "какой у тебя король (государь), такова и вера", отошли в прошлое и преданы забвению. И слава Богу!

о. Андрей: Катерина пишет: думаю РПЦ объективно понимает сию ситуацию с кадрами, но какие предложения высказывает по этому поводу? не интересовались? я читала речи Кураева о необходимости адекватного выбора педагогов, но вот конкретных вариантов не наблюдала... Интересовался. РПЦ совершенно ослеплено мечтаниями о возвращении ситуации в России к периоду дореволюционному. Никто о кадрах всерьез не думает, надеются на авось. Главное захватить зону влияния в обществе, а потом будут разбираться. Выращивание педагогов - это длительный процесс. У них есть, например, ПСТБИ, но никто ведь из его выпускников не поедет в деревню, да и выпускников там по пальцам посчитать можно. В школах учителей химии, истории, русского языка не хватает. Какой там ОПК?! Это все превратиться в фарс. Не сомневаюсь в этом. Нужно воспитать сначала кадры. По мере их взращивания, обеспечивать их по договору с конкретными школами рабочими местами, чрез факультативное введение предмета. И лишь когда это примет действительно общегосударственный масштаб, тогда и кружить голову правительству. А так кроме дестабилизации общественных отношений насильное введение ОПК ничего не дат. Уже атеисты на дыбах, как и прочие конфессии, и нам ненужно Православие не понятно какого извода. Причем ненужно забывать, что историю староверия там будут подавать в белокриницком варианте, хуже этого вообще ничего придумать невозможно. Даже новообрядческие преподаватели будут доверять этим мистификациям, наивно полагая, что это и есть аутентичная история Древлеправославия. И т.д. И т.п. Катерина пишет: Проблему вижу не в самом вопросе «нужен ли в школах предмет ОПК» а в методах его решения. Само собой - НАШ ОПК однозначно нужен! Катерина пишет: думаю всю расчудесность даже самого расчудесного учебника бездарность педагога сведет на нет:( Это несомненно. Катерина пишет: Хотя очень многие люди судят о старообрядчестве именно по таким вот "авторететнейшим" заявлением благочестивых старушек Намноооого более таких старушек (при чем не просто учительных, но еще и злобных) в храма РПЦ. Катерина пишет: я ни в коей мере не веду речь о реабилитации никонианства, просто не вижу серьезных негативных последствий от введения ОПК... Дай срок, матушка, увидишь... только дай срок... Эти их бездумные ОПК (Закон Божий) уже привели народ российский к безбожию и революции... Вспомни, что именно никониане, причем поповские сынки стояли у руля безбожного движения, например, Добролюбов и Чернышевский. А "попы"-недоучки Сталин, Петровский, Подвойский и др.? А клирошанин Ворошилов? Не знаю, по-моему, новообрядцы уже достаточно поэкспериментировали над русским народом... Думаешь, что они в этот раз принесут плод более достойный? Весьма сомневаюсь... Тот же составитель учебника Кураев проповедует, что запах табака - это запах Православия! Так отец-просветитель пишет: Кто может объяснить, почему кликуши в России XIX века боялись не только запаха ладана, но и запаха табака? Для ответа нужно поставить другой вопрос: а от кого не пахло табаком в ту пору? Атеистов в стране не было. А вот религиозные люди делились на православных и неправославных. Не курили как раз сектанты – староверы и штундисты (баптисты). "Господа, не нюхающие табаку"– как называл их Василий Розанов. Соответственно, ЗАПАХ ТАБАКА в России XIX века это был ЗАПАХ ЧЕЛОВЕКА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО К ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ, и бесы на это реагировали Для Кураева, что табак, что ладан… Вот тебе, матушка, и учителя... Катерина пишет: да вот не знаю почему так...честно щелкала мышкой на нужный кружок.. Наверное, Божья воля...

maxtalmann: о. Андрей пишет: Для Кураева, что табак, что ладан… Вот тебе, матушка, и учителя...

Катерина: о. Андрей пишет: Наверное, Божья воля... Господь явил Свою волю через моего супруга, который, как оказалось, от моего лица уже проголосовал о. Андрей пишет: что запах табака - это запах Православия Помню, читала. Неприятно. о. Андрей пишет: что историю староверия там будут подавать в белокриницком варианте, хуже этого вообще ничего придумать невозможно. Даже новообрядческие преподаватели будут доверять этим мистификациям, наивно полагая, что это и есть аутентичная история Древлеправославия. И т.д. И т.п. к своему стыду, отче, с этой стороны вопрос не рассматривала Участие австрийцев в этом проекте сочла за желание лишний раз "авторитетно засветиться" за счет РПЦ...Отче, может я сейчас глупость спрошу, но чем обосновывается наше неучастие? просто интересно... о. Андрей пишет: Вот тебе, матушка, и учителя... хорошо, батюшка, убедили. Ваши предложения по борьбе с этим злом? не хотелось бы чтобы наша оппозиция ОПК выглядела как банальный протест против "никонианщины". Так как многие староверы рассуждают по принципу "что от никониан может быть хорошего"...а это не аргумент, хотелось бы четкой позиции, чтоб в приходах аргументировать. Вы будете рассмотрение на Собор выносить? или это для Собора слишком мелко?

о. Андрей: Катерина пишет: Господь явил Свою волю через моего супруга, который, как оказалось, от моего лица уже проголосовал Как я понимаю, батюшка солидарен со мной и другими, кто проголосовал против? Катерина пишет: Участие австрийцев в этом проекте сочла за желание лишний раз "авторитетно засветиться" за счет РПЦ.. Это именно так, но от этого засвечивания будут весьма назойливые блики... Катерина пишет: Отче, может я сейчас глупость спрошу, но чем обосновывается наше неучастие? просто интересно... Нам просто не предлагали участие Но дело впрочем, и не в этом. Мы вообще стараемся в общественной и политической жизни таким вот образом не участвовать. Это ведь, прежде всего, политические игры, а уже потом проповедь... Плата слишком велика. По-нашему учебник однозначно не напишут, а смириться с тем, что напишут и еще подписать это - значит соучаствовать. Я почти не сомневаюсь, что в учебнике под интеллигентно оформленными словоформами в отношении староверов будет продвигаться лишь одна мысль - это раскольники, но Церковь-мать их любит и делает все для их "воцерковления". Раз белокриницкие поставят под этим свою подпись, значит, согласятся и с этим мнением. Другого просто не может быть. А если новообрядцы не напишут в таком духе, то я в них разочаруюсь окончательно, ибо только очевидный безбожник может толерантно относиться к еретику или раскольнику. Открытые отношения всегда предпочтительней. Мы считаем схизматиками их, они нас, все честно. Высветили проблему, обсуждаем и ищем решение. А попытка все размыть и завуалировать загонит болезнь внутрь и сделает выздоровление вообще невозможным. Вот если разногласия будут преодолены, тогда будем и учебники совместные писать. Катерина пишет: не хотелось бы чтобы наша оппозиция ОПК выглядела как банальный протест против "никонианщины". Ни в коем случае. Мы не против никониан, мы за Древлеправославие. Это разные вещи. Мы не воюем с людьми, но с заблуждениями и отцом этих заблуждений - диаволом. Катерина пишет: Ваши предложения по борьбе с этим злом? Нужно дождаться выхода учебника, чтобы делать какие-то окончательные суждения. А на уровне приходов вопрос решать через организацию воскресных школ. Катерина пишет: Вы будете рассмотрение на Собор выносить? или это для Собора слишком мелко? Все, что касается жизни наших христиан, не может быть мелким, Соборы собираются именно для обсуждения таких вот вопросов.

Виктор К: о. Андрей пишет: Интересовался. РПЦ совершенно ослеплено мечтаниями о возвращении ситуации в России к периоду дореволюционному. Никто о кадрах всерьез не думает, надеются на авось. Главное захватить зону влияния в обществе, а потом будут разбираться. Выращивание педагогов - это длительный процесс. У них есть, например, ПСТБИ, но никто ведь из его выпускников не поедет в деревню, да и выпускников там по пальцам посчитать можно. Полностью поддерживаю, так оно и есть. Катерина пишет: но мы ведь говорим не о догматике, верно? в догматических вопросах, касающихся никониан я с Вами солидарна. мы говорили о перлах типа А ОПК это не догматика - это больше вопросы нравственные, но если Вы полагаете, что у никониан с этим всё в порядке, то это заблуждение. Катерина пишет: что от никониан может быть хорошего"...а это не аргумент очень даже аргумент, приведите - что от них было хорошего???

Катерина: о. Андрей пишет: Как я понимаю, батюшка солидарен со мной и другими, кто проголосовал против? да, отче. Виктор К пишет: цитата: что от никониан может быть хорошего"...а это не аргумент очень даже аргумент, приведите - что от них было хорошего??? я Вам начинаю завидовать хорошо, когда среди Вас есть люди, для которых это высказывание является аргументом мне в дискуссиях не так везет. о. Андрей пишет: Церковь-мать их любит и делает все для их "воцерковления ну да, некоторые никониане говорят о нас что-то типа "сестра Церковь, немножко заблудшая" Отче, благодарю Вас за разъяснения. В принципе, выше уже обсуждались более-менее конкретные причины нашего недовольства ОПК, поэтому у меня в голове некоторые мысли по этому поводу оформились в некое целое. Спаси Христос.

Jora: Моя позиция в целом совпадает с мнением матушки Екатерины. Для невежественных наших сограждан ОПК - меньшее зло, чем просто невежество. Это страшно. Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих. (Ос.4:6)

о. Андрей: Катерина пишет: я Вам начинаю завидовать хорошо, когда среди Вас есть люди, для которых это высказывание является аргументом мне в дискуссиях не так везет. Виктор знает никоникан не понаслышке... Катерина пишет: да, отче. А может быть у батюшки найдется когда время поучаствовать на этом форуме не только в голосовании? Jora пишет: Моя позиция в целом совпадает с мнением матушки Екатерины. Для невежественных наших сограждан ОПК - меньшее зло, чем просто невежество. Это страшно. Ой, Юра дорогой, даже и не знаю... Все-таки незнавший Бога будет менее виновен, чем неправомыслящий о Нем...

Jora: о. Андрей пишет: даже и не знаю... Вот и я написал, сел ужинать и понял, что написал не то, что хотел сказать... В заголовке о. Андрей пишет: Какой выбор лучше для нас – древлеправославных христиан? На выбор Минобраза мы не повлияем, хоть заявим, хоть промолчим... А для верных чад Церкви всё равно, они детям дома противоядие дают. Голосую против всего!

о. Андрей: Jora пишет: На выбор Минобраза мы не повлияем, хоть заявим, хоть промолчим... Эн нет, я думаю повлиять сможем, если будет необходимость. Пока шашкой махать рано - учебников нет, форма внедрения в школу неизвестна, но когда сие все проясниться, мы вполне сможем высказать свою позицию и потребовать ее учесть. В этом вопросе авторитетных сторонников у нас множество: http://www.polit.ru/science/2008/03/11/protiv_opk.html Jora пишет: А для верных чад Церкви всё равно, они детям дома противоядие дают. Дадут, если понадобится, но лучше ведь не травиться

Катерина: о. Андрей пишет: А может быть у батюшки найдется когда время поучаствовать на этом форуме не только в голосовании? я думаю, поучавствует, как только начнет дома чаще бывать отче, поэтапно опишите, как зарегистрироваться второму участнику на одном компьютере? я больше не вижу кнопочки "регистрация" о. Андрей пишет: Виктор знает никоникан не понаслышке... мне кажется, отче, мы все их хорошо знаем

о. Александр: о. Андрей пишет: А может быть у батюшки найдется когда время поучаствовать на этом форуме не только в голосовании? Приветствую тебя, дорогой отченька, и всех участников сего форума. С наступающим праздником Воскресения Христова! вот и аз, грешный, наконец зарегистирировался. Буду стараться по силе возможности принимать участие в обсуждениях.

Сергiй: Ой, какие люди к нам зашли! Рад Вас видеть!

о. Александр: Сергiй пишет: Ой, какие люди к нам зашли! Рад Вас видеть! Благодарю Вас, дорогой Сергий! Мир Вам и Божье благословение!

Сергiй: Спаси Христос!

о. Андрей: о. Александр пишет: Приветствую тебя, дорогой отченька, и всех участников сего форума. С наступающим праздником Воскресения Христова! вот и аз, грешный, наконец зарегистирировался. Буду стараться по силе возможности принимать участие в обсуждениях. Спаси Христос! Христос Воскресе! Очень рад твоему участию! Катерина пишет: отче, поэтапно опишите, как зарегистрироваться второму участнику на одном компьютере? я больше не вижу кнопочки "регистрация" Судя по всему, батюшка уже с успехом справился с таковой задачей Катерина пишет: мне кажется, отче, мы все их хорошо знаем Поверь, Виктор их знает намного лучше нас...

Виктор К: Катерина пишет: я Вам начинаю завидовать хорошо, когда среди Вас есть люди, для которых это высказывание является аргументом мне в дискуссиях не так везет. Завидовать не стоит. Дело в том, что РПЦ не выдерживает исторической правды. А здесь всё просто - как говорится делаем как учили... Зайдите в тему "КНИЖНАЯ СПРАВА" на этом форуме. Более чем достаточным будет привести выдержки из богослужебных текстов искаверканные никонианскими правщиками. Или профанация Таинства Крещения....Ну а если спросить о том, за что берут деньги никонианские попы когда едут причащать болящего - фот тут путаница в показаниях начинается ..... Ну а что касается истории, так здесь ещё проще - прямо по учебнику для школьников.

Виктор К: о. Андрей пишет: Поверь, Виктор их знает намного лучше нас... Ох, да, отче, да, к моему великому сожалению. Хотя, знаете, отче, пришли на память строки из одной пьессы архиепископа Иоанна Сан-Франциского (князя Шаховского): "...тьму видит тот, кто к Свету ближе" Чем более для меня открывалась Святость Древлеправославия - тем ужаснее для меня проявлялась эта тьма и тем более хочется переехать в Россию-матушку, что бы быть поближе к единоверным братьям.

о.Евгений: Мне лично трудно судить по этой теме, так как я не видел и не знаю программы обучения, что одного, что другого. Тут только можно положиться на свою интуицию. Конечно, для любого старообрядца, все, что преподает РПЦ или допустим от их лица, для нас многое не может быть приемлемо, хотя бы их отношение к расколу, и их понимание истории. Преподавание их понимания православной культуры (отношение к курению, например.) Кроме как осуждения ничего нет, но осуждение есть и на каждой пачке сигаретной от Минздрава. Толку от этого нет никакого. Тоже самое и в отношении светской культуры, что она нам может предложить хорошего? Поведение в светском обществе, которого, по сути, нет? Преподать мораль? Так у христиан она и так есть. P.S. Я так понимаю, что данная проблема, больше пока распространена в России. Хотя и у нас начинают нечто подобное по примеру России.

Катерина: о. Андрей пишет: Судя по всему, батюшка уже с успехом справился с таковой задачей талантлив, что тут скажешь отче, я увидела кнопочку "выход" Виктор К пишет: Завидовать не стоит. Дело в том, что РПЦ не выдерживает исторической правды. А здесь всё просто - как говорится делаем как учили... Зайдите в тему "КНИЖНАЯ СПРАВА" на этом форуме Виктор, о. Андрей! я ни в коем случае не являюсь адвокатом "никонианщины", упаси меня Бог от этого! Просто я во всем люблю конкретику. И фраза " что от никониан может быть хорошего" для меня не аргумент, а голословие. Поясню ход мыслей. ОПК для древлеправославного школьника зло, потому что : а) у МП нет кадров для нормального преподавания предмета б) введение сего предмета обусловлено, в первую очередь, властолюбивыми амбициями МП, нежели заботой о нравственности детей ;в) участие австрийцев в этом проекте может привести к узости и искажению представлений о старообрядчестве и так далее четко по теме. А если ко мне подойдет прихожанка и скажет что она хочет для своего дитяти ОПК и я начну ее убеждать что никониане нехорошие, тексты изувечили, то она может справедливо заметить что в учебниках кондаки и тропари не печатают и искаженный Символ Веры детей учить не заставляют. А преподают "общехристианские понятия" об абортах, послушании родителям и проч. Поэтому, исходя из тех аргументов, что предлагает Виктор, убедить человека лично мне будет сложно. Поэтому, я выступаю за объективную оценку "никонианских" возможностей на сегодняшний день, а не за реабилитацию РПЦ. (уже повторяюсь). о. Андрей пишет: Поверь, Виктор их знает намного лучше нас... все как то таинственно...просветите меня на этот счет, пожалуйста. поделюсь своим опытом общения с никонианами. Среди моих знакомых есть и священники и миряне РПЦ. География знакомств обширна. Не только наш город, но и Самара (особенно, так как я там выросла), Москва, Воронеж и тд. Поэтому, мнение об РПЦ складывается более-менее объективное, на примере жизни разных епархий. В одном городе навещали мы с мужем как-то в больнице приятеля, и за одно, зашли к лежащему там знакомому никонианскому попу (сочувствующему староверию) Буквально на несколько минут. Спустя год, в неком порыве откровенности, этот человек признался, что он вынужден обо всех контактах с иноверцами докладывать своему начальству (епископу). и о том случае, посещения его в больнице, тоже писал рапорт, сколько мы у него пробыли, о чем говорили. Потом добавил, что все за всеми следят. В том числе и сами никониане за своими собратьями. Поэтому известны некоторые подробности личной жизни попов РДЦ, где живут, с кем живут, на чем ездят, куда ездят и проч. Причем, видимо чтоб убедить нас, привел некоторые подробности (личного характера) из жизни одного знакомого священника РДЦ. Не знаю, по сплетням ли собраны данные или и вправду ведется "досье" но мутить от всего этого меня начало. Дальше - больше. Здесь, в Волгограде, знакомый священник РПЦ любит периодически рассказывать как попы МП подсиживают друг друга, доносят друг на друга, причем в таких подробностях... почему он сам в этом "гадюшнике" остается - неизвестно. Если выпадет случай пообщаться с никонианским монахом...то его рассказы могут смело конкурировать с бульварными детективами. Тут и отмывание денег на пожертвованиях монастырю, и сексуальная ориентация некоторых епископов в подробностях, и таксы на должности и приходы...не говоря уже об откровенностях обиженных, "неугодных" бывших влиятельных протопопов. И, к сожалению, все это приходилось слышать лично, а не с чужих слов. К чему я все это пишу - уверяю вас, братья, я не имею абсолютно никаких иллюзий на счет никонианства. Абсолютно никаких. Но, тем не менее, я считаю, что весь мой "негативный опыт" общения с никонцами не может служить аргументом против ОПК. Так как всю грязь МП выливать на головы своих единоверцев я не буду. Это скорее метод самих никониан. Поэтому, хочется опереться на "цензурно" нормальные и объективные основания для отказа от ОПК.( это я к теме Виктора "за что берут деньги у больных на дому") Простите Христа ради

о. Андрей: Катерина пишет: о том случае, посещения его в больнице, тоже писал рапорт, сколько мы у него пробыли, о чем говорили. Потом добавил, что все за всеми следят. В том числе и сами никониане за своими собратьями. Поэтому известны некоторые подробности личной жизни попов РДЦ, где живут, с кем живут, на чем ездят, куда ездят и проч. Причем, видимо чтоб убедить нас, привел некоторые подробности (личного характера) из жизни одного знакомого священника РДЦ. Не знаю, по сплетням ли собраны данные или и вправду ведется "досье" но мутить от всего этого меня начало. Все-таки сексотство введенное Петром 1 у них неистребимо... Катерина пишет: Но, тем не менее, я считаю, что весь мой "негативный опыт" общения с никонцами не может служить аргументом против ОПК. Так как всю грязь МП выливать на головы своих единоверцев я не буду. Это скорее метод самих никониан. Это правильно.

Jora: Дорогой отец Андрей, я уже говорю об это не в первый раз, и, м.б., надоел, но: НЕОБХОДИМА НАША КНИГА "ЗАКОН БОЖИЙ". Что дать читать моим племянникам, например?! Старшие из детской Библии выросли, до взрослой не доросли... Ну и вообще, в каждом доме такая книга должна быть.

о. Андрей: А у нас же издан Закон Божий для детей. В твердом переплет голубого цвета, с цве тными вкладками. Они оный читали?

Виктор К: Катерина пишет: а) у МП нет кадров для нормального преподавания предмета б) введение сего предмета обусловлено, в первую очередь, властолюбивыми амбициями МП, нежели заботой о нравственности детей ; Матушка, ну если нет кадров о чём говорим тогда???? Ну если гордыня ими правит о чём разсуждаем тогда?????

Виктор К: Катерина! я согласен с Вами трудно бывает убеждать, особенно тогда, когда вопрос на столько уже со всех сторон изучен, сложно - когда человек хочет услышать от Вас то что ему хочется. Когда я вижу, что человек настроен именно так, то всегда напрямую спрашиваю его - "что Вы хотите от меня услышать?". Такая постановка вопроса отрезвляет человека. Если ещё напомнить слова апостола, когда он говорит, что настанут времена, когда люди будут выбирать себе учителей по себе, по своим страстям и похотям. Да и самое главное не стараться убедить в своей правоте, главное заставить человека думать и привести ему реальные примеры или цитаты из Св. Писания. Вот когда человек задумается, вот только тогда есть смысл с ним говорить по настойчивее. А пока человек ждёт от Вас ответа, выгодного ему - ничего не выйдет! Простите.

Сергiй: Катерина Спаси Христос! Всё очень живо и подробно. Понимаю, что вынудили Вас написать. Но и после всех подробностей полностью разделяю Ваши слова Просто я во всем люблю конкретику. И фраза " что от никониан может быть хорошего" для меня не аргумент, а голословие.

о. Андрей: Сергiй пишет: полностью разделяю Ваши слова Ну кроме общих фраз вроде бы уже выяснили и конкретику

Катерина: о. Андрей пишет: Ну кроме общих фраз вроде бы уже выяснили и конкретику выяснили отче, Спаси Христос! мнение поменяно, ждем выхода учебника...

о. Андрей: Катерина пишет: ждем выхода учебника... Да, подождем...

Катерина: Учебник появился? Есть у кого новые мысли по поводу ОПК? Очень нужно их услышать!

о. Андрей: Я прочитал учебник ОПК подготовленный Кураевым - никонианская пропаганда. Нет ни слова о том, что кроме их литургической традиции есть и иная. Хотя бы уж со своей колокольни упомянули. Впрочем вопросы нравственного порядка освещены неплохо, но учебник всеже имеет ярко выраженную конфессиональную окраску.

о.Михаил : Христос воскресе, честные отцы, братья и сестры! о.Андрей пишет: Добролюбов и Чернышевский. А "попы"-недоучки Сталин, Петровский, Подвойский и др.? А клирошанин Ворошилов а еще "поп"-недоучка Нечаев- автор "Катехизиса революционера"



полная версия страницы