Форум » Предсоборное совещание » Держава » Ответить

Держава

Сергiй: Вопрос обсуждаем давно, да воз и ныне там... Держава. Что это такое? Дал Бог побыть в нашем древнем стольном граде Киеве - колыбели русской государственности, истинной и подлинной столице Руси. При рассматривании фотографий обратил внимание, что между куполов и крестов святых церквей Киево-печерской лавры проглядывает некая огомная идолица-бесовица с мечом... Так вот, когда слышу о некоей державе и покорении ей под нозе всякого врага и супостата (вариант: сопостата), пред моим взором предстает подобная бесовица-идолище. Не пора ли, отцы и братья, на Соборе разобраться с искажением текста, ведь никонову справу ругаем, а у самих в ектениях - незнамо что творится. В иных богослужебных текстах так и вовсе державу державе видел. Да, собственными глазами, в городе Москве. Разумеется, рукою безграмотною исправленные, а не изначально так составленные. Попутно у меня возникает вопрос, почему мы должны молиться "о властех и воинстве" в православно-государственном (византийском) понимании, в то время, когда ни государственная власть, ни воинство православными не являются. Там ведь сейчас либо - еретики, либо - безбожники. На возражение, что нужно молиться, я отвечу утвердительно, спорить не стану, однако, слова молитв должны быть иными и отличаться от молитв за православного государя и православное воинство. Кто из вас мудр и разумен, пусть составит подобающий текст, чтобы и овцы были целы (меня, например, смущает текст молитв за еретиков), и волки сыты (кесарево - кесарю). А уж держава в значении "государство" - полное невежество.

Ответов - 157, стр: 1 2 3 4 All

о.Евгений: Сергiй пишет: Заменив "страну" на "державу" и добавив последней ноги.

Сергiй: Eugene пишет: Люди образованные занимались, из иезуитских школ. Пока я одного иезуита вижу - Вас.

о. Андрей: Eugene пишет: о. Андрей, а как было до 1917 года? О царе молились, а как монархия пала, на 5 Всероссийском Съезде в 1917 году внесли в тексты правку, предложенную пресвитерским советом, однако в чем она заключалась, мне узнать не удалось. Вероятно, пели многая лета Временному правительству... В любом случае, у нас соборно засвидетельствована нашими предками необходимость смысловой правки соответствующих прошений. И если уж править, то править не как в голову взбредет, или как у кого, где услышим (у белокриницких, например), а так, чтобы это не искажало смысл молитв и по возможности имело бы основание в дораскольных текстах. Я предложил изменения, взятые не из головы, а из Большого Потребника, поэтому всякое сравнение с никоновой справой неуместно.


Сергiй: о. Андрей пишет: Вероятно, пели многая лета Временному правительству... "Так за Совет Народных Комиссаров мы грянем громкое ура-ура-ура"?

о. Андрей: Сергiй, Eugene, давайте без колкостей в адрес друг друга обойдемся, есть аргумент - скажи, нет - нет. А так нехорошо все это выглядит. Уж лучше по-христиански обиженным быть, чем обижать.

о. Андрей: Сергiй пишет: "Так за Совет Народных Комиссаров мы грянем громкое ура-ура-ура"? Ну, так, видимо, не делал, потому и ноги-то державе приросли...

Сергiй: Отче, я при исполнении обязанностей. Ничего личного. А наглецов всегда буду ставить на место. Или человек принимает общие правила, приходя к порядочным людям, или он покидает приличное сообщество. Нечего дипломатничать. А вам, священникам, Господь в обязанность воспитывать вменил. И спросит с вас, с каждого, гораздо больше, чем с мирян. Не надо лицемерить. Я же буду говорить открыто. Помимо того, у нас есть правила.

Сергiй: Матушка Екатерина перестала появляться на форуме. В её лице были оскорблены все женщины-христианки и муж-священник, являющийся её главой.

о. Андрей: Сергiй пишет: Матушка Екатерина перестала появляться на форуме. В её лице были оскорблены все женщины-христианки и муж-священник, являющийся её главой. Это так.

Александр г.Самара: Отец Андрей, я понимаю, что Сергей администратор, но он не Русская Древлеправославная Церковь. Его мнение, мнение Русской Древлеправославной Церкви? Сергей пишет: "Если я написал так, значит, это - так. Столица. Вас это не устраивает? А меня не устраиваете Вы. Почитайте правила форума, пожалуйста. Засим разрешите откланяться." Киев, столица киевской Руси, правопреемником Киева является Владимиро-Суздальское княжество, а правопреемником Владимиро-Суздальское княжество Московское, которое и является основоположником Российского государства. Столица там, где православие сохранилось. Сергiй пишет: Матушка Екатерина перестала появляться на форуме. В её лице были оскорблены все женщины-христианки и муж-священник, являющийся её главой. Евгений не отрицал, что её муж её глава. Слова Апостола Павла не есть оскорбление. Ничего оскорбительного в словах Евгения не было. Матушка сама вам сказала, что она обиделась или отец Александр? Почему вы отвечаете за всех женщин-христианок? Сергiй пишет: Пока я одного иезуита вижу - Вас. Идет пост, а вы называете человека еретиком. Причем здесь Катаев? А сирина вы не поправляли за оскорбление св. Иоанна Златоуста. Где адекватность и христианская любовь. Сергiй пишет: А вам, священникам, Господь в обязанность воспитывать вменил. И спросит с вас, с каждого, гораздо больше, чем с мирян. Не надо лицемерить. К священному сану надо относится почтительно. В чем лицемерие о.Андрея. о. Андрей пишет: Да вот печаль большая, что миряне-то не особо говорят, а нужно больше. И участие Ваше, Евгений, я, например, всячески приветствую, только давайте вместе действовать, созидая Церковь, а не разобщая. Вот, что говорит представитель Русской Древлеправославной Церкви. Сергiй пишет: А наглецов всегда буду ставить на место. Лаконичность не агрессия и не грубость. Человека вы не знаете, а я знаю и вашим характеристикам он не соответствует. А вас мне тоже говорил только хорошее, прихожанин нашего храма в г.Самаре, а по высказываниям впечатление складывается противоположное. Вас он не оскорблял на форуме. Надо примириться и вернуть Евгения на ФОРУМ.

Сергiй: Александр г.Самара пишет: Отец Андрей, я понимаю, что Сергей администратор, но он не Русская Древлеправославная Церковь. Его мнение, мнение Русской Древлеправославной Церкви? Александр, у нас тут форум чад РДЦ, а не самой РДЦ. И Сергеев у нас на форуме нет, где Вы такого увидели? Нет у нас таких администраторов. Это - первое. Второе. Отец Андрей форум не ведет. Если есть вопросы, обращайтесь к отцу Евгению. Он у нас - главный администратор. Я являюсь модератором. В мои задачи входит следить за порядком, ориентируясь при этом на христианскую совесть, человеколюбие и правила форума. В правилах есть и пункты о модераторах-администраторах. Потрудитесь их внимательно прочесть. Форум РДЦ является местом общения древлеправославных христиан друг с другом, а также с представителями иных конфессий или с людьми неверующими, которые находятся в духовном поиске. Правила вводятся для создания комфортной и конструктивной атмосферы общения. Если Вас не устраивает установленная форма общения, воздержитесь от участия на нашем форуме. и это: IV. Отношения между пользователями и администрацией. 1.В своих действиях администрация форума руководствуется здравым смыслом и внутренними правилами управления форумом. 2.Обсуждение действий администрации (администраторов и модераторов форума) категорически запрещается в любых рубриках и темах, за исключением специализированной рубрики "Жалобы о работе форума", предназначенного для обсуждения всех аспектов работы всего форума. Третье. Какое дело чадам РДЦ (церкви в целом) до столиц? У каждого она - своя, Вы можете считать столицей хоть Самару, мне всё равно, но мне, пожалуйста, в подобных словах никогда не указывайте, что мне чем считать, договорились? Столица у нас - канонический или нравственный вопрос? Тема открыта по неверному пониманию слова "Держава", ложному его истолкованию. Здесь предлагается всем желающим высказаться по этому поводу, высказаться аргументированно.

Сергiй: Александр г.Самара пишет: Киев, столица киевской Руси, правопреемником Киева является Владимиро-Суздальское княжество, а правопреемником Владимиро-Суздальское княжество Московское, которое и является основоположником Российского государства. Столица там, где православие сохранилось. Мне это глубоко безразлично. А православие на государственном уровне не сохранилось нигде. Впрочем, я уже сказал, что сей вопрос меня не интересует.

Сергiй: Всякой женщине положено молчать. Никакая женщина не может командовать мужчиной. Никакая женщина не может учить мужчин. Никакая женщина не является образом Божиим после грехопадения. Под мужем и женой в отрывке понимаются мужчина и женщина вообще. - цитата из темы "Воспрещать ли брак душевнобольным". Здесь была высказана не только ересь, но и хула. На что там же было сказано отцом Андреем: Послушайте святого Василия Великого, толкующего это место Писания: цитата: «И сотворил Бог человека по образу Своему». «Человека, — говорит жена, — но какое это имеет отношение ко мне? Сотворен был муж, — продолжает она, — ведь не сказал Бог: «Та, которая есть человек», но определением «человек» Он показал, что речь идет о мужском существе. — Далеко не так! Чтобы никто по незнанию не подумал, что определением «человек» обозначается только мужской пол, (Писание) добавляет: «мужчину и женщину сотворил их». Жена наравне с мужем имеет честь быть сотворенной по образу Божиему. Природа того и другого равночестна, равны их добродетели, равны награды, одинаково и возмездие. Пусть (женщина) не говорит: «Я бессильна». Бессилие ведь присуще плоти, а сила — в душе. Поскольку образ Божий, конечно, почитается в них одинаково, пусть будут равночестными и добродетели их обоих и проявление благих дел. Нет никакого оправдания тому, кто ссылается на телесную слабость. Но разве тело такое уж слабое? Напротив, при сострадании оно проявляет выносливость в лишениях, бодрость в бессоннице. Как может мужская природа состязаться с женской, проводящей жизнь в лишениях? Как может мужчина подражать выносливости женщины во время поста, ее упорству в молитве, обилию ее слез, прилежанию в добрых делах? (На Шестоднев) Ну, так кто здесь еретичествует и возносит хулу? Не Вы ли? Вы же ничтоже сумняшеся утверждаете обратное: Александр г.Самара пишет: Ничего оскорбительного в словах Евгения не было.

Сергiй: Александр г.Самара пишет: К священному сану надо относится почтительно. В чем лицемерие о.Андрея. Есть хорошая пьеса у Островского: "Свои собаки грызутся, - чужая не приставай". Если Вам понятен образный язык, то - хорошо, если ж нет - то объяснять бесполезно. Вы ошиблись форумом. Здесь никто никого не поучает. Здесь происходит общение чад нашей Церкви, которые вынашивали мечту о своем форуме долгое время. Вы и Ваш товарищ ворвались, образно говоря, с автоматом, и стали стрелять по всем сторонам. РДЦ - церковь очень добрых и мирных людей, слеза умиления накатывается, когда встречаешься со своими единоверцами. Вы двое - ужасная нелепость, ошибка, недоразумение, страшный сон. Не знаю, что еще сказать, я настолько ошарашен подобным поведением, что... просто растерялся. Вы и Ваш товарищ явились на форуме теми, кто дал место дьяволу. Мало того, что сами в возбуждении, вы возжигаете геенский огонь на форуме в самом начале Великого поста. Ни сами не молитесь, ни другим молиться не даете. Немирное и нездоровое у вас обоих устроение. Я плох лишь тем, что всё это сказал вслух. Но иначе нельзя, иначе вы погибнете, а я за вас отвечать пред Богом буду. Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. (Иез.3:18,19)

Сергiй: Александр г.Самара пишет: Где адекватность Ко мне попрошу обращаться на русском языке, а не на американском. Из правил форума: 4.Старайтесь не делать грамматических ошибок в сообщениях – это создаст негативное впечатление о вас. 5.Уважайте русский язык. Старайтесь не употреблять сленг, а также избегать сознательного коверкания слов.

Сергiй: Вот, сколько драгоценного времени пришлось потерять. А зашел ведь очередной текст вставить. Взял все случаи упоминания в Великой Павечернице, но случай в ектение красноречиво говорит о том, что держава царствия никак государством государства быть не может.

о. Андрей: Ничего не понял... Или ты относительно того, что "держава", это не "государство"?

Александр г.Самара: Идет пост! Простите меня Хритста ради, и вас Бог простит. Лучше всем попрощаться, чем обзываться и гневаться, и главное про бревно в своем глазу не забыть. Еще раз простите Христа ради.

Сергiй: о. Андрей пишет: Ничего не понял... Или ты относительно того, что "держава", это не "государство"? Прежде всего это. Ты же просил подобрать тексты, где такое встречается. Встретилось - я и выставил. И остальное прихватил. Просвещение еще никому не мешало.

о.Евгений: Александр г.Самара пишет: Простите меня Хритста ради, и вас Бог простит. Лучше всем попрощаться, чем обзываться и гневаться, и главное про бревно в своем глазу не забыть. Еще раз простите Христа ради. Бог простит и нас простите! Если Вы желаете беседовать на форуме в мирном русле, то милости просим. Ведь можно ведь беседовать и нормально.

Сергiй: И еще немного размышлений, касающихся современности. Нынешнее государственное устройство представляет из себя три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Какая власть воспринимается нашим современником как таковая? Разумеется, исполнительная. Парламент, собственно говоря, властью и не считают. Судебную считают, но тут не каждый день сталкиваешься. Итак, что такое власть исполнительная? В самом слове заложен смысл: это люди, обязанные исполнять законы, принятые властью законодательной, не править, не господствовать, а исполнять. То есть властью в прямом смысле является Его Величество Закон, а не люди. Законы были и во времена Средневековья, однако Государь являлся господином всех своих подданных, оттого и молитвы возносились о державе царства его, о мощи, о возможности, о власти. Как пример: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, (Иоан.1:12) Где власть: εξουσια возможность или свобода (делать что-либо), власть, право, сила; Вульгата даёт quotquot autem receperunt eum dedit eis potestatem filios Dei fieri his qui credunt in nomine eius то есть ту же возможность. При нынешнем (пусть и декларативном) демократическом устройстве общества сегодня человек имеет власть исполнять законы на государственном уровне, внедрять их в государственную жизнь, завтра другой избирается на его место из народной среды. И это - совсем иное устройство, это ни капли не напоминает византийскую имперскую модель. Вот тут и возвращаемся к апостолу Павлу и его словам, как молиться за людей, находящихся у возможности блюсти Закон. Времена изменились, должно измениться и мировосприятие, средневековые отношения перенести на современное устройство невозможно.

о. Андрей: Сергiй пишет: Времена изменились, должно измениться и мировосприятие, средневековые отношения перенести на современное устройство невозможно. Тем не менее, молиться об благополучии страны и милосердии начальствующих можно во все времена.

Сергiй: Нужно!

о. Андрей: Сергiй пишет: Заменив "страну" на "державу" и добавив последней ноги. Вот, видимо, откуда у "державы" ноги растут: «Послание Св. синода ко всероссийской пастве («К верным чадам Православной Российской Церкви») 9 марта 1917 г. «Благодать вам и мир да умножится» (2 Петр. 1, 2). Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой госу-дарственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Возлюбленные чада Святой Православной Церкви! Временное Правительство вступило в управление страной в тяжелую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем вели-кие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения. [Подписи]: Смиренный Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский; Смиренный Макарий [Парвицкий-Невский], митрополит Московский; Смиренный Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский; Смиренный Тихон [Белавин], архиепископ Литовский; Смиренный Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский; Смиренный Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский; Смиренный Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский; Смиренный Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский; Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов» (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 75-75об. Машинопись. Под-линник). После отречения от престола Государя Николая II Александровича 2 марта 1917г. и отказа 3 марта Великого Князя Михаила Александровича воспринять верховную власть «до решения Учредительного собрания», 6 марта 1917 года Синод издал Определение № 1207 «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.», в котором приказано: «Означенные акты принять к сведению и исполнению и объявить во всех православных храмах, в городских – в первый по получении сих актов день, а в сельских – в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утишении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея. О чем, для исполнения по духовному ведомству, послать подлежащим учреждениям и лицам циркулярные указы [Подписи]: Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский; Макарий [Парвицкий-Невский], митрополит Московский; Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский; Тихон [Белавин], архиепископ Литовский; Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский; Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский; Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский; Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский; Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов; Протопресвитер [военного и морского духовенства] Георгий Шавельский» (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 2 а. Машинопись. Подлин-ник).

Ardalyon: похоже, что ты, отче, корень державы нашел! Теперь бы с царем разобраться... а то и тут сыр-бор

о. Андрей: Ardalyon пишет: Теперь бы с царем разобраться... а то и тут сыр-бор С каким царем?

Георгий, Львов: о. Андрей пишет: С каким царем? ... с "тем", что в тропарях и кондаках на Воздвижение Креста Господня, а, также, в среду и в пятницу... Этот вопрос затронут в теме "Тропари и кондаки праздникам." Ardalyon, я правильно понял?..

Сергiй: Да нет, скорее всего, с тем, который в голове. А если его нет, то так и говорят: "Без царя в голове".

Сергiй: Часослов, лист, 156. Поздравляю всех Михаилов с именинами, если день совпал. Многая лета! Тропарь я прошу внимательно рассмотреть. Предки наши "тёмными" были, "невежественными", не знали, что страна и государство в себя всё включают и почему-то упорно разделяли царя, Отечество и людей. А нонче все просвещенные пошли, всё в одну кучу лепят, но при этом правильно (с их точки зрения) толкуют. Кондак там с теми же словами.

Георгий, Львов: Сергiй пишет: Тропарь я прошу внимательно рассмотреть. ...спаси Христос их святыми молитвами!!! Сергiй пишет: Там ведь сейчас либо - еретики, либо - безбожники. ...но апостол Павел просил молиться за всех людей, царей, начальствующих в то время, когда те уж никак не были благочестивыми в большинстве своем!

Сергiй: А это - смотря как молиться и какие слова вставлять.

Георгий, Львов: Сергiй пишет: смотря как молиться и какие слова вставлять ... ну уж точно не "...щоб їм повилазило..."...

Сергiй: Вот уже идет более нейтральный текст. Уже не царям, ни государствам, а верным на поганыя подаждь победу, а скипетры царствия утверди. Какого царствия, чьи скипетры? Туманно. И правильно. Нечего выслуживаться перед безбожниками.

Сергiй: Мы живем в эпоху не "духовного антихриста", а "духовных агарян".

о.Олег: Имеяи уши слышати, да слышит: О жертвоприношении за царей, какъ благочестивыхъ, такъ и иноплеменныхъ. Книга пророка Варуха, глава 1-я, стихъ 5-12. И плакахуся, и постяхуся, и моляхуся молитвами предъ Господемъ, и собраша сребро, яко же когождо можаше рука, и послаша во Иеросалимъ ко Иакиму жерцу великому, сыну Хелкиину сына Соломля, и къ жерцемъ, и ко всвмъ людямъ, иже обретошася съ нимъ во Иеросалиме. И рекоша: се послахомъ къ вамъ сребро, да купите на сребри всесожжения за грехъ, и фимиамъ, и сотворите жертву, и вознесите на жертвенникъ Господа Бога нашего, и молитеся за житие Навуходоносора, царя вавилонскаго, и за житие Валтасара, сына его, да будутъ дние ихъ, яко же дние небеснии, на земли. 1-я книга пророка Ездры, глава 6-я, стихъ 7-й и 15-й. Ныне оставите дело дому Божия, князи Иудейстии и ста¬рейшины ихъ домъ Божий той да созидаютъ на месте своемъ. И отъ мене повелено бысть, да некогда что сотворите про¬тивно старейшинамъ жидовскимъ въ созидании дому Божия онаго: и отъ имений царскихъ даней сущихъ за рекою при¬лежно, на иждивение да дается мужемъ темъ, еже бы не престало дело то, и еже аще оскудеетъ, и тельцы, и овны, и агнцы, во всесожжения Богу небесному, пшеница, соль, вино, елей, по словеси священниковъ, иже во Иеросалиме, да дается имъ по вся дни, еже аще воспросятъ: да будутъ при¬носящей благоухания Богу небесному; и да молятся о жизни царя и сыновъ его. И отъ мене уставлено повелите, да всякъ человекъ, иже преступитъ повеление cиe, возмется древо отъ дому его, и воздвиженъ обесится на немъ и домъ его, и мнъ будетъ взятъ. И Богъ, его жe обитаетъ имя тамо, да низвратитъ всякаго царя и люди, иже прострутъ руку свою пременити или разорити и домъ Божии, иже во Иеросалиме. Азъ Дарий, поставихъ повелиние, съ прилежаниемъ да будетъ. Тогда Фифанай, князь страны заречныя, Фафарвузанай и сослужебницы его, яко же посла Дарий царь, тако сотвориша тщательно. Старейшины же иудейстии созидаху и левити, по пророчеству Аггея пророка и Захарии сына Аддова, и создаша и совершиша по повелению Бога израилева, и по по¬велению Кира и Дария Артаксеркса, царей перскихъ, и совершиша домъ той даже до дне третьяго месяца адара, иже есть въ лето шестое царства Дария царя. 2-я книга пророка Ездры, гл. 6, ст. 28—31. И азъ повелехъ всячески созидати и прилежати да помогаютъ сущимъ отъ пленения иудеомъ, дондеже совершится храмъ Господень. И отъ дани килисиирийския и финикийския прилежно собрания даяти симъ человъкомъ на жертву Гос¬подню Зоровавелю епарху на юнцы, и овны, и агнцы, такожде и пшеницу, и соль, и вино, и елей. Всегда на всяко лъто, яко же священницы, иже во Иеросалиме, рекутъ, иждивати на всякъ день безъ сомнения. Да приносять возлияния Богу Вышнему за царя и отроки его и да молятъ за ихъ животъ. 1-я книга Маккавейская, гл. 7, ст. 33. И по словесехъ сихъ взыде Никаноръ на гору Сионъ: и изыдоша отъ иepeeвъ отъ святыхъ и отъ старейшинъ людскихъ поздравити его мирно и показати ему всесожжение, приносимое за царя. Апостолъ, зач. 282. Прежде всехъ творити молитвы, моления, и прошения, благодарения, за вся человеки: за царя и за всехъ, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживемъ во всякомъ благочестии и чистоте (1 Посл. къТимоф., гл. 2, ст. 1, 2). Иоаннъ Златоустъ въ толковании на 14 посланий св. апост. Павла, стр. 2413—2414. Но негли речетъ кто, яко не за всъхъ молитися и проч., повелеваетъ апостолъ только за верныхъ. Что убо егда глаголетъ за царей? Не быша бо тогда во-истину благочестивии цapиe, но даже до многа времени нечестивии нечестивыхъ приимающе. Толковый апостолъ, лис. 906 обор. За весь миръ, и за царей, и за вся, еже во власти, мо¬литва отъ церкви бываетъ. Но речетъ кто, еже глаголетъ за вся, толико верны разумеетъ, но несть се, и не быша тогда цapиe Бога хваляще, но въ неверии быша, ибо во время таинъ и за неверныя достоитъ моление приносити. Тертулианъ, послание къ Скапуле, изд. С.-Петербургъ, 1849, г., час. 1-я, стр. 150. Христианинъ никому не врагъ, а темъ более импера¬тору, зная, что онъ поставленъ императоромъ отъ Бога, и что должно его любить, уважать, оказывать ему почести, молиться о здравии его и о спасении государства, доколъ миръ стоить... Мы также приносимъ жертвы за благоденствие императора, но приносимъ ихъ (не идоламъ, а) единому нашему и его Богу. Примечание. При Тертулиане., какъ и при апостоле Павле, благочестивыхъ царей не было. Первымъ благочестивымъ царемъ значится Константинъ Великий, принявший царство въ 307 году (Бол. Феатронъ, изд. въ 1724 году, листъ 164). Христианское чтение за 1884 г., часть 2-я, стр. 192. Вопросы преподобнаго и богоноснаго отца нашего Анастасия Синаита, глава 46. Вопросъ: „Если начальствуютъ у насъ иудеи, или язычники, или еретики, должно ли молиться за нихъ въ церквахъ?" Ответь. „Должно". Потому что когда апостолъ предписалъ молиться за царей и всъхъ началь-. ствующихъ, то еще язычниками были все цари и властели въ мире. И на святой проскомидии иерей такъ умоляетъ Бога: „Помяни, Господи, все души, которыхъ мы помянули и которыхъ не восномянули, всехъ прости и всехъ помилуй". И Христосъ молился на кресте за распинателей своихъ, го¬воря: „Отче прости имъ". И после него первомученикъ Стефанъ: „Не вмени имъ греха сего". ИВарухъ въ первой главе, 11 стихъ: „Молитесь о жизни Навуходоносора и Валтасара, сына его". Геннадия патриapxa: „Благочестивые подвижники въ своихъ собранияхъ молятся о всякомъ создании Божиемъ, чтобы все по возможности исправились и были помилованы". Летопись Барония, лето 179, л. 114 обор. Молю преклонитеся и соизвольте, дабы cиe мучительство на насъ не было. Мы за державу вашу всегда Бога молимъ, дабы и сынъ отеческое царство восприялъ. Книга Никона Черныя горы, Тактиконъ, изд. Москва, единоверческой типографии, 1888 г., слово 20, лис. 119 обор. И паки яко да покажемъ явленъ меры наша и повиновение подобне, яко же Божественная правила повелеваютъ къ царю же и apxиepeю. И къ царю убо повиновение телесное и урокомъ дани, и прочая подобающая: душевное же ни. Apxиepeю же и душевное и телесное купно яко преемникомъ апостольскимъ сущимъ, и образъ Господень имущимъ; и еже отъ некиихъ глаголемое утверждати святую обитель, и елика такова отчасти некако суть, и единственна и многожительна, и на техъ точию восходить, а не на многи еже особь паче подобаетъ, аще и подобаетъ, въ церкви же обдержительная вся и множительная подобаютъ, яко на многихъ восходящая, яко же рече апостолъ: Яко молитеся о царехъ, и всъхъ иже.на предвладычествияхъ сущихъ; и по¬каза вину и яже отъ нея пользу, внегда рещи, яко да тихо и безмолвно житие поживемъ. И сего ради ничто же ино есть изряднейше паче царства и священства. И овъ убо на те¬лесная, овъ же на душевная. И обаче два сия начала въ двоихъ действуютъ, и телесныхъ глаголю и душевныхъ къ Божию благоугождению, отъ техъ же сихъ двоихъ началъ меншайши суть власти, ового убо князи мирстии, ового же причетницы, ихже всехъ собираетъ и совокупляетъ, еже въ церкви приношешя и утверждение, и прочая прилежная моления иepeoвa и людская, по Божественному апостолу. Примечание. Никонъ Черногорецъ свидетельствует, что за царей должно приносить приношения и молиться за нихъ, но история свидетельствует, что онъ находился подъ владычествомъ царей иноверныхъ, о чемъ онъ такъ пишетъ (книга его Тактиконъ, изд. въ единоверческой типографии, 1888 г., слово 20, листъ 120): „Ныне же и владыка патриархъ несть, и паки иноверцы держать страну cию". Тамъ же, листъ 124 обор.: „И обаче ныне держащии иновери, аще внимаемъ, и паче ныне аще и отныне пребудутъ тако, никако же насъ вредятъ; но и вельми ползуютъ, аще хощемъ и не возбраняютъ намъ творити добродетель". Тамъ же, слово 25, листъ 145: „Понеже отъ инонлеменникъ держими есмы". Кн. Училище благочестия или примеры христианскихъ добродетелей, выбранные изъ житий святыхъ, изд. С.-Петербургъ, синодальная типография. 1901 г.. стр. 257, 258 и 259. Василий Великий трепеталъ отъ ужаса, видя тирана, готоваго истребить веру Христову, и сокрушался о злополучии гражданъ; но въ особе царя (Юлиана) земного не переставалъ почитать власть и силу Царя небеснаго. Воздавая Божия Богови и кесарева кесареви, онъ молился и побуждалъ молиться духовныхъ чадъ своихъ къ Господу силъ, чтобы умудрилъ и обратилъ на правый путь Юлиана; но въ злохитру душу не внидетъ премудрость (Прем. Сол. 1, 4). Богоотступникъ не чувствовалъ, сколь великаго имеетъ за себя молитвенника, и восхотелъ до конца посрамить Кесарию въ лице ея святаго архипастыря... Упоенный славою будущихъ победъ Юлианъ пошелъ далее, а святитель, отрину¬тый и поруганный, продолжалъ молиться (за него) Господу, да благодатию Своею просветить преступника и пошлетъ на него духъ умиления и покаяния. История русскаго народа, Н. Полевого, томъ 4-й, второго счета, стр. 72. Грамота Менгу-Темира митрополиту Кириллу: „Вышняго Бога силою и вышния Троицы волею, Менгу-Темирово слово людскимъ баскакамъ, и княземъ, и полководнымъ княземъ, и даньщикамъ, и писцамъ, и мимоездящимъ посламъ, и сокольникамъ, и парусникамъ, и бураложникамъ, и всемъ пошлинникамъ. Чингий царь, потомъ кто ни будетъ, дали есмя жалованныя грамоты русским митрополитамъ и церковнымъ людямъ, тако молвячи, чтобы есте и последние цари по тому-жъ пути пожаловали поповъ,и чернцов и всехъ богадельныхъ людей, да правымъ сердцемъ молят за насъ Бога, и за наше племя, безъ печали благословляютъ насъ". Тамъ же, стр. 73. А попове отъ насъ пожалованы по первымъ грамотамъ, Бога молятъ стояще и насъ благословляюще; аще ли кто иметъ неправымъ сердцемъ за насъ молити Бога, ино тотъ гръхъ на немъ будетъ, или иные люди иметь къ себе приимати, хотя Богови молитися, и въ томъ и такъ что будетъ. Тамъ же, стр. 76. Грамота Узбека митрополиту Петру: „Митрополитъ(Петръ) въ тихомъ и кроткомъ житии, безо всякия голки; да правымъ сердцемъ и правою мыслию молитъ Бога за насъ и за наши жены, и за наши дети, и за наше племя". Тамъ же, стр. 78. А что попы и диаконы ихъ единъ хлебъ едятъ и воединомъ доме живутъ, у кого братъ, или сынъ,темъ потому-жъ пути наше жалованье; ожъ кто будетъ отъ нихъ не выступилъ (выступилъ?), а митрополиту не служить, живетъ (о) себе, тотъ именемъ поповскимъ да не отымается, даетъ дань. А попы и диконы и причты церковные пожало¬ваны отъ насъ по первой нашей грамоте и стоять, молящеся за насъ Богу правымъ сердцемъ и правою мыслию; а кто учнетъ неправымъ сердцемъ о насъ молиться Богу, тотъ грехъ на немъ будетъ. Руководство къ русской церковной истории, составилъ П. Знаменский, изд. 3-е, стр. 63. Пользуясь веротерпимостию, Кириллъ въ самой столице хановъ, Сарае, учредилъ православную епископию, поставилъ на нее епископомъ (въ 1261 г) Митрофана. У хана Менгу-Темира онъ выпросилъ ярлыкъ духовенству. Еще при первомъ обложении Руси данью духовенство было освобождено отъ ея платежа. Ханъ Менгу въ своемъ ярлыке также освобождаетъ все белое и черное духовенство отъ дани и пошлинъ,-пусть безпечально молятся за него и за все его ханово племя. Летопись церковныхъ событий, архимандрита Арсения, изд. 1880 г., лето 177, стр. 46. Наконецъ,—говорить (Афинагоръ),—что христиане, какъ верноподданные, молятся за императоровъ, которымъ сия мо¬литва помогаетъ въ исполнении ихъ долга и для самихъ христиан обращается во благо, такъ что они могутъ вести ти¬хую и покойную жизнь (Тим. 2, 2). Служебникъ Хлудовской библиотеки подъ № 104, изд. Киевъ, 1629 года, стр. 117, въ службе святаго Василия Великаго. О великомъ короли нашемъ, имярек. Служебникъ Хлудовской библиотеки подъ № 106, 'изд. Киевъ, при Иове Борецкомъ, листъ 122, въ службе святаго Василия Великаго. О великомъ короли нашемъ, имярек, и благочестивыхъ государехъ, князехъ и панехъ нашихъ. Служебникъ Хлудовской библиотеки подъ № 130, изд. въ Евю, 1638 года, листъ 9-й обор. О державнемъ государи нашемъ великомъ короли имярек. Служебникъ Хлудовской библиотеки подъ № 134, изд. Вильна, 1640 года, листъ 9 обор. О державнемъ государи нашемъ великомъ короли имярек.То же самое значится и въ служебникахъ, той же Виленской печати, изд. 1638 и 1641 г.г. Книга „Протопопъ Аввакумъ", А. К. Бороздина, изд. С.-Петербургъ, 1904 г., стр. 22, въ приложении. Егда и о царе отщепенце молишься,—наставляетъ Аввакумъ,—благовернымъ его не нарицай, но просто имя рцы: „спаси Господи царя имярек, на сопротивныя даруй", сиречь на бесовы и на диаволы да и прочая. Потомъ же о обращении ихъ на просвиромисании и везде, а буде совестию угнетаемъ не можешь на имя царя и патриapxa просвиры выняти, понеже оттекли отъ телеси церкви, и ты о благоверныхъ князехъ вынимай и освященстве безъимянно. Внутренние вопросы о расколе въ 17 веке, П. С. Смирнова, изд. 1898 г., стр. 106. А за царей Бога молимъ, (писалъ Аввакумъ) соборне и келейне, какъ прилично по Писанию, а не своимъ разумомъ. И священницы наши въ ектенияхъ глаголютъ сице: „О царехъ нашихъ и великихъ князехъ Иване и Петре, и о всехъ болярехъ и о воехъ ихъ Господу помолимся". И въ прочихъ ектенияхъ какъ прилично. О томъ есть много свидетельствъ въ Божественномъ Писании. Въ беседахъ апостольскихъ, зачало 288; и въ Апостолъ толковомъ то же зачало; и въ Никонове книге Черныя горы; и въ Кирилловой, въ предисловияхъ. „И мы,—продолжало послание,—глаголемъ въ тропаре: „Спаси, Господи, люди своя, и благослови до¬стояние свое, победы царемъ нашимъ на сопротивныя даруй, и своя сохраняя крестомъ люди". И прочиe тропари, и стихи, и каноны, потому же. А что кривотолки о томъ насъ поносятъ: и на то намъ нечего смотреть, надобе Бога боятися, да потомъ святому Писанию внимать. Мы поемъ: „Утверди, Боже, веру христианскую, соблюди люди и помилуй царей нашихъ и великихъ князей Ивана и Петра, и царицъ, и чадъ ихъ, и отецъ нашихъ духовныхъ еже о Христе съ братиею, и вся христианы, Господи, спаси". И аще восхощете, и вы творите такоже... А кривотолковъ слушать не хотимъ, понеже у нихъ мудрование не отъ Божественнаго Писания, но отъ своего разума. Должны мы повиноваться правде, а не кривотолкующимъ. Тамъ же, стр. 84—85. Прошло еще два — три года, изъ подъ пера Аввакума вылилась целая молитва, проникнутая глубокимъ и неподдельнымъ чувствомъ. Протопопъ начиналъ текстомъ молитвы на освящение воды въ день Богоявления. „Ты еси Богъ нашъ, иже водою и духомъ обновивый обетшавшее грехомъ есте¬ство наше. Ты еси Богъ нашъ, иже моремъ свободивый отъ работы фараони Моисеемъ родъ еврейский. Ты еси Богъ нашъ, разразивый камень въ пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущая люди своя насытивый. Ты еси Богъ нашъ, иже водою и огнемъ при Илии пременивый Из¬раиля отъ прелести Вааловы. Самъ и НЫНЕ Владыко, премени отъ прелести царя Алексея беднаго, отъ новаго зло¬дея Никона съ диаволомъ, и даждь ему очищение и освящение и душевное прозрение. Просвети светомъ разума къ познанию Твоея истины, вдохни благая въ сердце его, да познаетъ Тя, Сына Божия, и прибегнетъ подъ кровъ покаяния, устави смущение души его, яко воды морския, колеблю¬щиися ветры зельными, приими жертву его слезную паче, нежели Авелеву, приклони ухо Твое къ молению нашему и возглаголи благая въ сердца наша, отецъ нашихъ и братий, о немъ къ Тебе Богу и Спасу всехъ, яко милостивъ еси и щедръ, Боже нашъ, и Тебе славу возсылаемъ, въ Троице славимому Богу Отцу и Сыну и святому Духу, и ныне и присно и во веки векомъ аминь".

Сергiй: о.Олег цитирует: Воздавая Божия Богови и кесарева кесареви, онъ молился и побуждалъ молиться духовныхъ чадъ своихъ къ Господу силъ, чтобы умудрилъ и обратилъ на правый путь Юлиана; но въ злохитру душу не внидетъ премудрость (Прем. Сол. 1, 4). Богоотступникъ не чувствовалъ, сколь великаго имеетъ за себя молитвенника, и восхотелъ до конца посрамить Кесарию въ лице ея святаго архипастыря... Упоенный славою будущихъ победъ Юлианъ пошелъ далее, а святитель, отринутый и поруганный, продолжалъ молиться (за него) Господу, да благодатию Своею просветить преступника и пошлетъ на него духъ умиления и покаяния. Разница в молитве за благочестивого и нечестивого преогромная. Имеющий очеса да зрит!

Сергiй: Канон отцам 11 октября, 9-я песнь, тропарь на "славу". Можете ли Вы эти слова применить к нечестивому правителю? Я не могу. Никонияне в этом случае довольно-таки разумно подсократили, правда, изменив смысл написанного: Да накажемся всевоинством вaрварскагw безсловесия , еже попустил еси на ны . тех стремление и дерзость сам сокруши , и верным споборствуй , надеющымся на тя , вседетелю , благодерзновеными молитвами святых oтец , ихже совершаем память. А как быть с агарянами, так часто повторяющимися в канонах на Павечернице? Интересно, живущие под их игом, не заменяли ль, часом, в текстах агарян на византийцев, как внешних для их государства врагов?



полная версия страницы