Форум » Поздравления » С Праздником! » Ответить

С Праздником!

Алексий: С Праздником явления иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во граде Можайске, иже на Колоче! Так случилось, что сей день у нас в Церкви почитается особо. Вот прилагаю повесть 15 века от Р.Х. ПОВЕСТЬ О ЛУКЕ КОЛОЧСКОМ Влета 6921 правящу тогда скипетры всероссийскаго державствия христолюбивому великому князю Василию Дмитриевичу. Бысть во области брата его, князя Андрея Дмитриевича, в пределах града Можайска, * яко пятнадесять поприщ, на месте, зовомо Колочка, идеже жилище имый некий человек, земледелец прост, поселянин и убог сый, именем Лука. И ходящу ему в лесе близ жилища своего и обрете на некоем древе стоящу икону со двема затворцы. На ней же написан образ Пресвятыя Богородицы, на руку держащу Предвечнаго Младенца Господа нашего Исуса Христа. На затворцех же на едином бяше образ божия ревнителя и великого пророка Илии, а на другом затворце -- святителя и чюдотворца Николая. Земледелец же той, поклонение пред нею сотворя, снят ю со древа и, верою многою любезно облобызав, изнесе ю из леса и поставив у своей нивы на древе на месте просте. Посем прииде ин некий человек, такожде убог, и взят ю оттуду к себе. Лука же умолив его, и дав ему хлеб овсяный, и паки взят у него тое икону к себе и принес ю в дом свой. В дому же его бяше человек разслаблен, лежаще много лет. Ему же той поселянин Лука сказа вся подробну, како обрете святую ту икону. Разслабленный же почюдився таковому дивному изобретению и моляше его, да принесет близу его тое святую икону. И егда донесе ю к нему, разслабленный же, верою утвердився и знаменався иконою Божий Матери по челу, и по очима, и по устама, и в той час здрав бысть, яко николи же болев. Слышано же бысть сие от всех, иже тамо живущих людей, и вскоре снидошася людие мнози и принесоша болящих различными недуги, и вси здрави быша. И тако начаша отвею ду приносити множество недужных и исцелевахуся. И оттоле многая и безчисленная чюдеса бываху от образа Пресвятыя Богоматери в дому того поселянина Луки, и того ради начата вей людие того поселянина Луку вельми чтити, яко пророка или яко апостола Божия. Поселянин же той Лука взем чюдотворную икону Богоматери и понесе ю прежде ко граду Можайску. Ей же во сретение изиде сам благоверный князь Андрей Дмитриевич со кресты со всем освященным собором и с своими боляры и со всем народом града того от мала и до велика. И быша чюдеса многа от иконы Богоматери. Таже оттуду понесе ю Лука к Москве, и сретоша ю сам преосвященный Фотий, * митрополит всея Росии с епископы и со всем освященным собором со кресты. Такожде и боляре и жены и чада их и все воинство и народное множество безчисленно з женами и з детьми, и страждущий различными недуги исцеление от иконы Богоматери приимаху: слепии прозираху, хромии хождаху, разслабленнии востаяху, немии глаголаху, глусии слышаху и всякими недуги одержими здрави бываху. Толико безчисленное и неизреченное тьмами тем безпрестани тогда чюдеса быша, яко ум человеческий не может изрещи. Поселянин же Лука с иконою Божия Матере хождаше от града во град, от нея же везде неизреченный чюдеса содевахуся, и вси даяху многую милостыню в руце тому Луке. Он же аще и прост человек и последний поселянин, но обаче добродетелен бяше, возвратився паки в Можайский предел, во свое пребывание, имея с собою чюдотворный образ Богоматери, ея же милосердием много и безчисленно богатство собра и церковь поставив во имя пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения, в ней же чюдесную ту икону Богородицыну поставив, идеже есть иыне монастырь Колоческий. Себе же дом созда велий. В нем же учинив храмины светлы и велицы. И многие рабы и рабыни притяжа и отроки предстоящий ему и предтекущия и светлыми одеждами оболченныя. И трапеза его бяше драгаго брашна и много пития благовоннаго исполнена, и всегда ему в пищи и питии веселящуся со служащими своими. И ловы деющу со птицы и со псы, ухващши суетную себе утеху полковыми ловитвами содевая. И тако Лука от препростия в суровство пременися, и не токмо вельможам и властем и сановником супротивен являшеся, но я самому князю Андрею Дмитриевичю жесток и непокорен бываше. Еще же, егда ему ловы деющу, самого князя соколы и ястребы грабляше и к себе взимая. Князь же вся сия терпяше образа ради Пречистыя Богородицы. Человеколюбивый же бог судьбами своими всем хотяй спастися и в разум истинный прийти, тако и сего Луку не презрев в нечестии пребывающа, но прежде конца на покаяние обратив его сицевым образом. Некогда ловцы благочестиваго князя Андрея Дмитриевича уловили медведя люта и везяху его в ларе мимо дом Лукин. Его же узре Лука и повеле медведя того выпустить из ларя на своем дворе. Медведь же выпусчен со многими людьми и, мимо всех самого Луку достигши, смяте, и еле жива отнята его. Князь же увидев сия и в тот час потщався скоро прииде от града и посети его. И виде его едва дышуща и глагола ему: "О, како неразумен еси, человече. Видя, како тя Бог прослави чюдотворением от святыя иконы Пречистыя Его Матери, и почто о суетных потщался еси и вдался еси мирским позором и глумлением и пьянством, к неполезному житию сшел еси. Того ради сице тебе и случишася таковая искушения, да не уповаеши на множество богатства своего, но Бога себе помощника (и не хотя пути спасенаго) взыщеши". Лука же, яко от сна возбнув и в чювство и в покаяние пришед, раскаявся о непотребном житии своем, поминая Пресвятыя Богородицы чюдотворнаго образа великия и неизреченный чюдеса, такожде и свое первое добродетельное житие. И плакався со слезами, горце рыдая и моляше князя Андрея Дмитриевича, да сотворит с ним милость, богатством его промыслит, яко Богу угодно и Пречистой Его Матери Богородице. Еже на пользу души его, тако да устроит. Князь же Андрей Дмитриевич, боголюбив сый, нимало закоснев, но вскоре таковым его безчисленным богатством монастырь создав Пресвятыя Богородицы, глаголемый Колоческий, идеже церковь Лукою прежде поставлена бысть, в ней же бяше чюдотворяая икона Божия Матере, от нея же многая чюдеса содевахуся и до сего дни. Боголюбивый же князь Андрей Дмитриевич моляся чюдотворному образу Пречистыя Богородицы и глаголя: "Посетил мя Господь Бог своею неизреченною милостею таковым чюдотворным образом и град сей и окрестная веси и пределы града моего -- благословение прадед моих". И глаголя, моляся: "Державная моя помощница и великая воеводо и надеждо всем христианом, не остави нас, всегда надеющеяся на тя". И, совершив молебная пения, даде в дом чюдотворного образа Пречистыя Богородицы на пропитание братии села и имения множество и глаголя: "Бог с нами, никто же на ны". Тогда в том монастыре и Лука пострижеся в монашеский образ и поживе в нем неколико лет во умилении и в слезах и в покаянии дондеже и преставиея о Господе. Честнаго же чюдотворнаго явления образа Богоматере торжественное празднество совершается месяца июля в девятый

Ответов - 13 новых

Прасковья: Алексий, спаси Христос, присоединяюсь к поздравлению! Всех с праздником!

Игорь: Всех с праздником! Спаси Христос!

Ivant-I: Всех с праздником!


maxtalmann: Первообраз Колочской иконы Божией Матери был утерян в 70-е годы прошлого века. :((((

maxtalmann: Чтимый список с чудотворного образа, созданный в 1689 г., находился также в Петропавловском приделе Успенского собора Московского Кремля. Иконографически образ принадлежит к типу Одигитрии, отличается слегка склоненной в сторону Младенца главой Богоматери, а также рисунком краев мафория на Ее груди (они запахнуты так, что виден фрагмент хитона). Особенностью колочской иконы было наличие боковых створок, на которых представлены свт. Николай и пр. Илия. Изображение свт. Николая связано с особым его почитанием в Можайске, где находился его скульптурный чудотворный образ. На публикуемой иконе эти святые также помещены по сторонам от центрального образа Богородицы. В верхней части иконы — «Троица Ветхозаветная» (в центре), изображения Иоанна Предтечи (слева) и праведного Симеона Богоприимца. В нижнем регистре в медальонах представлены три вселенских святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а по сторонам от них — прпп. Авраамий Смоленский (слева) и Пафнутий Боровский (справа). Икона, как это следует из текста надписи на ее обороте, была создана по заказу жителей Можайска в 1897 г. Стиль ее письма, ориентированный на образцы древнерусской иконописи, полностью соответствует стилю, принятому в ведущих московских иконописных мастерских, основанных в конце XIX в. выходцами из с. Мстёра, Владимирской губернии (В.П.Гурьяновым, М.И.Дикаревым, И.С.Чириковым и др.).

Алексий: http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=619&pagefile=619-0270 http://www.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=619

Георгий, Львов: Слава Богу за Его неизреченная чюдеса, содеваемыя во Имя Исуса Христа чрез заступление Пречистой Девы!

Татиана: Спаси Христос

Феодорит: Подскажите, пожалуйста, как правильно ставить ударение - Ко'лоча или Коло'ча? Соответственно и сама икона - Ко'лочская или Коло'чская? В Трефологе с сайта ТСЛ (по выше данной ссылке) не разборчиво.

Алексий: У нас в Месяцеслове - "Иже на КолОче".

Феодорит: Благодарю Вас. На выше представленной иконе точно также надписано: «иже на Коло'че», а в самом Колочском монастыре (РПЦ) говорят Ко'лоча. И в топонимическом словаре Московской области тоже Ко'лоча.

о. Андрей: Язык просто эволюционирует потихоньку, в связи с этим изменение ударений не удивительно.

Алексий: Думаю, что данная работа очень познавательна. Автор показал как формировалась традиция празднования чудотворным иконам Богородицы в Русской Церкви 15-16 веков, на примере Колочской, Казанской и Смоленской икон Пресвятой Богородицы. http://www.academia.edu/6863682/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%BB%D1%8E%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_._%D0%AF%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_XV_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9



полная версия страницы