Форум » Поздравления » Вопрос про поздравления » Ответить

Вопрос про поздравления

АлександрАК: Небольшой вопрос. Среди мне знакомых белокринницких, часовенных и поморцев нет традиции праздновать день рождения. Я так понимаю, что в РДЦ есть такая традиция. Чем объясняются такие различия?

Ответов - 17

о. Андрей: АлександрАК пишет: Небольшой вопрос. Среди мне знакомых белокринницких, часовенных и поморцев нет традиции праздновать день рождения. Я так понимаю, что в РДЦ есть такая традиция. Чем объясняются такие различия? В Христовой Церкви всегда праздновали дни рождения, например Господа Исуса Христа, Богородицы, Предотечи и различных святых. О чем зри 51 и 52 правило Лаодикийского Собора. Таким образом, наша традиция исключительно церковная, поэтому не мы должны объяснять, почему ее соблюдаем, но скорее те, кто не соблюдает ее, должны сказать, почему так поступают. Почему твои братья не благодарят Бога, Который каждому из них дал прийти в мир в свой день?

АлександрАК: о. Андрей пишет: Таким образом, наша традиция исключительно церковная, поэтому не мы должны объяснять, почему ее соблюдаем, но скорее те, кто не соблюдает ее, должны сказать, почему так поступают. Есть староверская традиция - надо узнать основания - праздновать исключительно День Ангела, т.е. день крещения, т.е. духовное рождение. Мне ближе именно празднование духовного рождения. Кстати, про темы в пост http://victor-de-vita.livejournal.com/115677.html?thread=982493#t982493

о. Андрей: АлександрАК пишет: Есть староверская традиция - надо узнать основания - праздновать исключительно День Ангела, т.е. день крещения, т.е. духовное рождение. Мне ближе именно празднование духовного рождения. Не только день ангела, но и именины - день памяти небесного покровителя. Впрочем, их часто отождествляют друг с другом. Однако и празднование дня рождения вполне церковная и древняя традиция, что я вполне показал выше. АлександрАК пишет: Кстати, про темы в пост http://victor-de-vita.livejournal.com/115677.html?thread=982493#t982493 Не совсем понял к чему эта ссылка.


Катерина: 52. Не подобает в четыредесятницу совершати браки, или праздновати дни рождения. о. Андрей "Праздновать" это ведь не синоним "поздравлять"?

АлександрАК: о. Андрей пишет: Не совсем понял к чему эта ссылка. Вы там пишите, что праздновать д.р. в Великий пост нельзя, ссылаясь на вышеуказанное правило. Т.е. ограничения есть.

АлександрАК: Катерина пишет: "Праздновать" это ведь не синоним "поздравлять"? Мне кажется синонимично. о. Андрей пишет: Однако и празднование дня рождения вполне церковная и древняя традиция, что я вполне показал выше. Но практически во всех согласиях оно не применялось. Почему? И была ли такая традиция до раскола?

АлександрАК: Хочу сказать, что я не пытаюсь кого-либо обидеть, а хочу лишь для себя понять различия традиций РДЦ, РПсЦ и близких мне часовенных.

о. Андрей: АлександрАК пишет: Вы там пишите, что праздновать д.р. в Великий пост нельзя, ссылаясь на вышеуказанное правило. Т.е. ограничения есть. В толковании на правило указано, что праздновать - это устраивать пиршества, а поздравить человека, ничем предосудительным не является и правила не нарушает. А ограничения на все есть, но ограничения в данном случае лишь подтверждают, что обычай праздновать дни рождения, причем радостной трапезой - это полностью православная и общецерковная традиция. Ведь это же правило запрещает и браки в Четыредесятницу, и поминальные обеды, ставя, таким образом, знак равенства между этими мероприятиями. Таким образом, если негативно относиться к празднованию дней рождения христианами в приличное для этого время, точно также нужно относиться и к совершению брачных и поминальных трапез вообще.

о. Андрей: АлександрАК пишет: Хочу сказать, что я не пытаюсь кого-либо обидеть, а хочу лишь для себя понять различия традиций РДЦ, РПсЦ и близких мне часовенных. Мы и не обижаемся, беседе с хорошим человеком всегда рады А в этом вопросе наша традиция целиком находится в рамках церковных правил.

о. Андрей: АлександрАК пишет: Но практически во всех согласиях оно не применялось. Почему? И была ли такая традиция до раскола? Где была на Руси? В Восточной Церкви очевидно была. А то, что правило кем-то не применяется без канонически оправданных причин, то это тот, кто его не применяет должен указать основание своей позиции, а не тот, кто правилу следует. Впрочем, полагаю, что день рождения Ирода, закончившийся убийством пророка, мог внушить негативное отношение к празднованию дня рождения вообще.

АлександрАК: о. Андрей пишет: В толковании на правило указано, что праздновать - это устраивать пиршества, а поздравить человека, ничем предосудительным не является и правила не нарушает. Понятно. о. Андрей пишет: что обычай праздновать дни рождения, причем радостной трапезой - это полностью православная и общецерковная традиция. Но почему она не сохранилась? Никто из бытописателей староверия, причём любого согласия, в том числе и РДЦ, не упоминает об этой традиции, а наоборот пишут, что ВСЕ староверы не празднуют дни рождения. Например, Данилко, описывая приходы РДЦ в Башкирии пишет именно это. о. Андрей пишет: В Восточной Церкви очевидно была. По историческим исследованиям этого не следует. Найду ссылки на исследования - дам, но так не помню. Возможно, что и это есть объяснение: о. Андрей пишет: Впрочем, полагаю, что день рождения Ирода, закончившийся убийством пророка, мог внушить негативное отношение к празднованию дня рождения вообще. о. Андрей пишет: то это тот, кто его не применяет должен указать основание своей позиции, а не тот, кто правилу следует Я хочу понять, это традиция или реконструкция ХХ века.

о. Андрей: АлександрАК пишет: По историческим исследованиям этого не следует. Найду ссылки на исследования - дам, но так не помню. Если историческое исследование серьезное с научной точки зрения, то оно должно учитывать все источники, а к таковым относится и церковное право, на основании которого можно реконструировать многие исторические события, церковные и народные обычаи. А правила говорят, что обычай праздновать дни рождения в Восточной Церкви, несомненно, был. Причем правило это известно нам не в древнейших списках, но оно постоянно переписывалось и вносилось в кормчии. На него в разное время составлены комментарии святыми мужами, и никто не удивлялся сему правилу, но воспринимал его как должное, вплоть до раскола. Это лучше всяких светских исследований свидетельствует о древности и действенности обычая. АлександрАК пишет: Но почему она не сохранилась? Никто из бытописателей староверия, причём любого согласия, в том числе и РДЦ, не упоминает об этой традиции, а наоборот пишут, что ВСЕ староверы не празднуют дни рождения. Никогда особо не исследовал этот вопрос. Посмотрю. Если что обрету, то размещу здесь.

о. Андрей: АлександрАК пишет: Я хочу понять, это традиция или реконструкция ХХ века. Нашел. Да, до раскола праздновали на Руси дни рождения о чем вполне красноречиво говорит Стоглавый Собор 1551 года: ГЛАВА 94. Аще приспеет праздник царский, в неделю рекши воспоминание дни рождения его, или рожение сына и дщери его, или некое от таковых, прелагается позорище на ин день. Если этого свидетельства мало, то могу еще поискать…

АлександрАК: Понятно, Спаси Христос.

о. Андрей: Во славу Божию.

Jora: Златоуст в бесееде на повествование об Усекновении: И самое время немало служит к осуждению этого беззакония. Тогда как Ироду надлежало благодарить Бога за то, что в этот день произвёл его на свет, он отваживается в это время на такие беззакония. На всякий случай осмелюсь напомнить: 21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, - (Мар.6:21)

о. Андрей: Jora пишет: Златоуст в бесееде на повествование об Усекновении: цитата: И самое время немало служит к осуждению этого беззакония. Тогда как Ироду надлежало благодарить Бога за то, что в этот день произвёл его на свет, он отваживается в это время на такие беззакония. Вот и Златоуст свидетельствует, что нужно в свой день рождения благодарить Бога за то, что Он произвел нас на свет. Коротко, ясно, бесспорно. Спаси Христос за прекрасную цитату!



полная версия страницы