Форум » Книгочей » Лицевой Свод Иоанна Грозного » Ответить

Лицевой Свод Иоанна Грозного

р.Б.Елена: Кто читал или читает Лицевой Свод? Его написал святой святитель Макарий , который является автором Четьи-Миней. Святитель Макарий присутствовал на Стоглавом Соборе. Я читаю электронную версию с этого сайта . Там внизу есть 3 тома на русском языке: http://oldpspb.ru/faksimilnye-izdaniya/ .Читаю пока первый том от Македонского до Иоанна Грозного, очень поразили главы, где описывается Иудейская война . Может есть уже тема об этом-не увидела((Хочется знать ваше мнение о самом Лицевом Своде. Спаси Христос!

Ответов - 8

о. Андрей: Книга интересная, но ее необходимо рассматривать в контексте других исторических источников, все-таки, м. Макарий был религиозный деятель, а не ученый-историк. Однако иллюстрации в Своде выше всяких похвал, по ним можно изучать и одежду, и обычаи, и архитектуру эпохи Стоглава.

р.Б.Елена: Вот , например, на стр .267,1 тома ,думаю, всем будет интересна такая история: О Феодоре жидовине При нем еврей некий, с христианами путешествуя в пустыни в стра- не Сирьской, разболелся так, что не мог совсем двигаться. Бывшие же с ним христиане приняли со многими слезами решение оставить его, опасаясь, чтобы и самим не погибнуть из-за отсутствия воды в той пус- тыне, так как засуха была сильная. Иудей же, увидев их уходящими, начал с плачем к ним говорить: «Заклинаю вас сотворившим небо и землю, сошедшим на спасение человекам и хотящим придти судить жи- вых и мертвых, не оставляйте меня умирать жидовином, но крестите меня, и тогда отойдете от меня». Они же сказали: «Невозможно нам это сделать, не имеющим сана, но ведь также и воды здесь нет, как ты ви- дишь». Он же продолжал стоять на своем, теми же клятвами принуждая их и осуждая. Пребывая в большом затруднении, сказал один из них прочим: «Ведите и разденьте его». Со многим трудом поставили того, как могли, и сняли с него одежду. Он же, в руки свои песок набрав, по- сыпал им голову жидовина, говоря троекратно: «Крещается Феодор во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а прочие отвечали на каждое про- возглашение имени: «Аминь». И вскоре настолько окреп, что со многим желанием и здоровьем пошел с ними. Пришли же когда они в Александрию, поведали об этом архиеписко- пу Дионисию, и тот, ужаснувшись, тотчас весь клир созвал и спросил их об этом случае: «Имеет ли уже иудей крещение после песочного по- сыпания или нет?» И одни говорили, что имеет, о чем свидетельству- ет скорое его исцеление, другие же не принимали это, так как не име- ет церковь такого устава. Так же и Господь к Никодиму сказал: «Аше кто не родится водою и Духом, не имать внити в Царство небесное». Поскольку и те и другие продолжали рассуждать, повелел святой Дио- нисий крестить его, и послал к Иордану креститься, а крестившего его песком, по достоинству его, поставил дьяконом уларным. Хорошо известно же, что Григорий Великий, перечисляя все 5 ви- дов крещений, сказал: «Прежде крестил Моисей в воде, и в море, и в облаке. Крестил же и Иоанн уже не по-иудейски водою только, но и в покаяние. Крестил и Исус, но Духом, это — совершенство. Знаю 4-е крещение — мучением, кровью. Знаю и 5-е также — слезами». Так что справедливо и весьма сообразно не приняли крещения песком. Ибо ка- ким из этих крещений крестился, чтобы считалось оно истинным и бо- жественным? Где вы, говорящие, чтобы не имеющие сана или женщины крестили, если случилась беда с иереем, и что крещение это будет счи- таться божественным и совершенным? Споря, а скорее же пустословя и богохульствуя из-за многой неразумности и желания поспорить, ни свя- тое Апостольское учение слушают, ни его запрещений, говорящее: «Не повелеваем простецем глаголюще творити ничтоже, творящим священ- ником, яже суть: жертва, крещение, или рук возложение, или благос- ловения, мала или велика. Не о собе бо кто приимает честь, но званый Богом, но возложения ради руку епископлю дастся таковая слава. А емуже не поручено се, но исхитив и насильствовав ю, себе грех и казнь Саулю и Озиеву приимет. И еще же ни прочим клириком повелеваем крестити, иже суть дияконе уларне, или четцы, или певцы, или слугы, токмо единем епископом и прозвитером, послужащем им дияконом. Аще ли дръзнет створити се, критяньское оружие приимут. И еще же ни прозвитером ставити диякон, ни дьяконец, ни четця, ни слугы или дверники, но единем епископом. То бо есть чин законен церковный, и богоугодное соглашение, и уставление». Напрасно еретичествуют или, вернее сказать, богохульствуют, те, которые иерейские дары, и одновре- менно деяния, женам и простецам раздающие, на развращение слушаю- щим и верящим пустословию их и болтовне, совершенно не понимая ни что такое священство, ни какова разница между простецами и иереями.

о. Андрей: Это бэзпоповцам и никоньянам на заметку


р.Б.Елена: Ага))), отче, тоже так сразу подумала. Они любят про крещение песком вспоминать.

cocpucm: р.Б.Елена пишет: Его написал святой святитель Макарий , который является автором Четьи-Миней Пожалуйста, дайте ссылку на доказательство этого тезиса. Книги, безспорно, хорошие и язык не очень сложный (сам читал эти факсимильные издания на ЦСЯ), но об авторстве митр. Макария слышу первый раз

о. Андрей: В Лицевом своде описаны похороны Макария и времена значительно более поздние, но он мог вполне быть одним из соавторов.

р.Б.Елена: Ссылку на доказательства я не смогу предоставить ,так как доказывать ничего не планировала. Пожалуй, это нужно спросить у "Общества любителей древней письменности". Сами они, делая презентацию этого факсимильного издания пишут: Лицевой летописный свод был создан в XVI веке по приказу русского царя Ивана Грозного для обучения царских детей. Возглавил работу по составлению данного Свода образованнейший человек своего времени — Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Над составлением Свода трудились лучшие писцы и иконописцы столицы. То, что ими исполнено: собрание всех достоверно известных источников от Священного писания (текст Септуагинты) до истории Александра Македонского и сочинений Иосифа Флавия — вся писаная история человечества от сотворения мира до XVI века включительно. Все времена и все народы, имевшие письменность отражены в десятках книг этого собрания. Подобного летописного собрания, украшенного огромным количеством высокохудожественных иллюстраций, не создавала ни одна цивилизация человечества: ни Европа, ни Азия, ни Америка либо Африка. Судьба самого русского царя и его детей сложилась трагически. Лицевой летописный свод царевичам не пригодился. По прочтении Лицевого свода, часть из которого посвящена периоду Грозного, становится понятным — почему. За последующие сотни лет появилась официальная историография, зачастую конъюнктурная и политически ангажированная, и потому достоверные летописные источники были обречены на уничтожение либо исправление, то есть фальсификацию. Лицевой летописный свод пережил эти столетия благодаря тому, что после смерти Ивана Грозного в период смут и безвременья этот фолиант стал вожделенным объектом для «просвещенных» библиофилов. Его фрагменты растащили по своим библиотекам влиятельнейшие вельможи своего времени: Остерман, Шереметев, Голицын и другие. Ведь и тогда сановные коллекционеры понимали, что такому фолианту с шестнадцатью тысячами миниатюр цены нет. Так и дожил Свод до революции и был грудами свален в нескольких музеях и хранилищах. Здесь говорится, что святитель Макарий возглавил работу , значит работала группа людей.. Они и могли закончить работу уже после смерти своего руководителя. Вот википедия : Макарий способствовал составлению нового Владычного летописного свода. Много внимания владыка уделяет реставрации старинных икон и храмов, в Софийском соборе были поновлены фрески. Здесь же, в Новгороде, была предпринята первая попытка собрать воедино все книги «в русской земле чтомые», первая редакция знаменитых «Макарьевских миней». В свод входили как жития святых, так и дидактические и богословские произведения. В 1541 году все 12 томов свода были переданы в библиотеку Софийского собора. А более точные доказательства не знаю, где нужно искать .

cocpucm: Стерлиговцам я не очень доверяю - они "фантасты" те еще . А в светской литературе, что я видел, период создания ЛЛС указывается более поздним, чем год смерти митр. Макария



полная версия страницы