Форум » Догматическое богословие » Жизнь после смерти. » Ответить

Жизнь после смерти.

Прасковья: Когда человек умирает, то проходит 40 дневные мытарства. Так же я слышала версию, что после смерти 3 дня душа умершаго находится возле гроба, посещает родных. После похорон возносится в царство небесное, где ей показывают все блага которые были сделаны для праведников. После девятого дня, до 40 ей показывают ад. На 40 день её отправляют дожидаться суда. Какая версия правильная?

Ответов - 57, стр: 1 2 All

Людмила: Прасковья пишет: На 40 день её отправляют дожидаться суда И где, по Вашему, она его дожидается На 40-ой день совершается частный суд и выносится "частное определение": рай или ад. В одном из этих мест душа и пребывает до окончательного, Страшного суда, который будет во Второе пришествие Христово. Однако для грешников, томящихся в аду, от одного суда до другого остается надежда: по молитвам Церкви, духовного отца, родных, друзей душа может быть искуплена. При условии, конечно, что все они пребывали в Истинной церкви.

о. Андрей: Поминовение усопшего в 3-й, 9-й и 40-й день Церковь совершает по следующим причинам: Кормчая, Л 28 об.

о. Андрей: Прасковья пишет: Когда человек умирает, то проходит 40 дневные мытарства. Так же я слышала версию, что после смерти 3 дня душа умершаго находится возле гроба, посещает родных. После похорон возносится в царство небесное, где ей показывают все блага которые были сделаны для праведников. После девятого дня, до 40 ей показывают ад. На 40 день её отправляют дожидаться суда. Какая версия правильная? Церковь не имеет догматического определения об устройстве загробного мира, но есть т.н. учение о мытарствах, которое наиболее полно содержится в житии прп. Василия Нового (Хождение Феодоры по воздушным мытарствам: http://voliaboga.narod.ru/biblioteka/texti/mitarstva_feodori/mitarstva_feodori.htm ).


Виктор К: я бы сказал представление о том, что возможно так бывает. Священное Писание на этот счёт не имеет никаких указаний, как и Правила Отцов. Есть ещё (не припомню что) патриарха Геннадия Константинопольского на эту тему...

о. Андрей: Ну, почему же, у многих отцов есть рассуждения на тему мытарств, но в Писании этого нет, поэтому видимо и основ для догматизации не хватило... Вот мнения некоторых Отцов: Святитель Иоанн Златоуст: «Тогда нужны нам многие молитвы, многие помощники, многие добрые дела, великое заступление от ангелов при шествии чрез воздушное пространство. Если, путешествуя в чужую страну или чужой город, нуждаемся в путеводителе, то сколько нужнее нам путеводители и помощники для руководства нас мимо невидимых старейшинств и властей-миродержителей этого воздуха, называемых и гонителями, и мытарями, и сборщиками податей!». От лица почивших христианских младенцев Златоуст: «Нас святые ангелы мирно разлучили от тела, и мы свободно миновали старейшинства и властей воздушных. Мы имели благонадежных руководителей! Лукавые духи не нашли в нас того, чего искали, не увидели того, что желали бы увидеть. Увидев тело неоскверненное, они посрамились; увидев душу чистую, чуждую злобы, они устыдились; не нашли в нас слов порочных и умолкли. Мы прошли и уничижили их; мы прошли сквозь них и попрали их; сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. " Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их" (Пс. 123: 6–7). Когда это совершилось, руководившие нас ангелы возрадовались; они начали лобызать нас, оправданных, и говорить в веселии: " Агнцы Божии! ублажаем ваше пришествие сюда; отверзся вам прародительский рай; предоставлено вам лоно Авраама. Прияла вас десная рука Владыки; призвал Его глас в десную часть. Благосклонными очами воззрел Он на вас; в Книгу Жизни вписал Он вас". И сказали мы: " Господь! Праведный Судия! Ты лишил нас благ земных – не лиши небесных. Ты отлучил нас от отцов и матерей – не отлучи от святых Твоих. Знамения крещения сохранились целыми на нас: тело наше мы представляем Тебе чистым по причине младенчества нашего"» (Маргарит. Слово о терпении и благодарении и о том, чтоб мы не плакали неутешно о умерших). Святитель Кирилл Александрийский: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел… Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих; но и будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы, или таможни, на которых изыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царство, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств потребуется отчет в особенных грехах. Первое мытарство – грехов, совершенных посредством уст и языка. На нем представляются духами грехи, в которых душа согрешила словом, каковы: ложь, клевета, заклятия, клятвопреступления, празднословие, злословие, пустословие, кощунства, ругательства. К ним присоединяются и грехи чревобесия: блудодеяние, пьянство, безмерный смех, нечистые и непристойные целования, блудные песни. Вопреки им, святые ангелы, которые некогда наставляли и руководили душу в добре, обнаруживают то, что она говорили доброго устами и языком; указывают на молитвы, благодарения, пение псалмов и духовных песней, чтение Писаний, словом, выставляют все то, что мы устами и языком принесли в благоугождение Богу. Второе мытарство духов лести и прелести – грехов зрения. На нем бесы износят то, чем страстно поражалось наше зрение, что приглядно казалось для глаз, и влекут к себе пристрастных к непристойному взиранию, к непотребному любопытству и к необузданному воззрению. Третье мытарство – грехов слуха. Все, что льстиво раздражает наш слух и страстно услаждает нас, к чему пристрастны были любители слушать, бесы принимают и хранят до суда. Четвертое мытарство – стражников над прелестью обоняния; все, что служит к страстному услаждению чувства обоняния, как то: благовонные экстракты из растений и цветов, так называемые духи, масти, обыкновенно употребляемые на прельщение блудными женщинами, – все это содержится стражниками этого мытарства. Пятое мытарство – всех беззаконий и мерзких дел, учиненных посредством рук. К дальнейшим мытарствам относятся прочие грехи, как то: злоба, ненависть, зависть, тщеславие и гордость… Кратко сказать, каждая страсть души, всякий грех подобным образом будут иметь своих мытарей и истязателей… При этом будут присутствовать и божественные силы, и сонмы нечистых духов; и как первые будут представлять добродетели души, так последние – обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением. Между тем душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока наконец, по своим поступкам, делам и словам или быв осуждена, заключится в оковы или, быв оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за благочестивую и богоугодную жизнь свою она окажется достойною, то ее восприимут ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к Царству, сопровождаемая святыми силами… Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит этот страшный голос: " Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа" (Ис. 26: 10)… тогда оставят ее ангелы Божии и возьмут страшные демоны… и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские, где заключены души от века умерших грешников, " в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака… где нет устройства, где темно, как самая тьма" (Иов 10: 21, 22), но где пребывает вечная болезнь, бесконечная печаль, непрестанный плач, неумолкаемый скрежет зубов и непрерываемые воздыхания… Отказывается язык выразить болезни и страдания там находящихся и заключенных душ. Никто из людей не может вообразить страха и ужаса, никакие уста человеческие не в состоянии высказать беду и тесноту заключенных… Помыслите, каковым подобает быть нам, имеющим отдать подробный отчет в каждом поступке нашем – и великом, и малом» (Слово об исходе души. Псалтирь следованная. Гл. 35). Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, беседовал о смерти и о исходе души из тела, как ему о том открыто было преподобным Симеоном Столпником: «Когда душа выйдет из тела и начнет восходить к небу, встречают ее лики бесов и подвергают многим затруднениям и истязаниям. Они истязают ее во лжи, клевете, ярости, зависти, гневе, памятозлобии, гордости, срамословии, непокорстве, лихве, сребролюбии, пьянстве, объядении, злопомнении, волхвовании, братоненавидении, убийстве, воровстве, немилосердии, блуде, прелюбодеянии. Во время шествия души от земли к небу самые святые ангелы не могут помочь ей: помогают ей единственно ее покаяние, ее добрые дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвению, то милостынею можем избавиться от насилия бесовских мытарств. Братия! ведая это, убоимся горького часа встречи с суровыми и немилостивыми мытарями, часа, в который придем в недоумение, что отвечать нам истязателям нашим. Ныне покаемся во всех грехах наших, дадим по силе нашей милостыню, могущую проводить нас от земли на небо и избавить от задержания бесами. Велика их ненависть к нам, великий страх ожидает нас на воздухе, великое бедствие!» (Пролог, 19 декабря). Преподобный Симеон Столпник говорит о загробной участи христианина в дошедшем до нас отрывке из его поучения. В этом слове преподобный сперва открывает, что ему возвещено Святым Духом о малом числе спасающихся, о малом числе сохраняющихся в руках ангельских в настоящее время, то есть во время жизни угодника Божия. Далее он говорит, что душу неоскверненную и праведную ангелы воспринимают с любовию, ублажают, с песнопением возносят, отражая силу врагов и возвышаясь превыше мытарств восхода. Напротив того, грешная душа не допускается подняться в страну, превысшую воздуха: диавол имеет повод обвинять ее. Он препирается с несущими ее ангелами, представляя ее согрешения, по причине которых она должна принадлежать ему, представляя недостаточество ее в той степени добродетели, которая необходима для спасения и для свободного шествия сквозь воздух (См.: Пролог, 13 марта). Преподобный Иоанн Лествичник рассказывает, что падшие иноки, приносившие глубокое и постоянное покаяние, среди прочих, исполненных умиления и сопровождаемых стенаниями слов своих произносили следующее: " Убо прейде ли душа наша воду воздушных духов непостоянную?" (Пс. 123: 5). Так говорили они, еще не ощутили уверенности, но издали созерцали то, что совершается на воздушном истязании» (Слово 5. 22). Преподобный Исаия Отшельник: «Каждодневно имейте пред очами смерть и заботливо помышляйте о том, как имеете выйти из тела, миновать власти тьмы, встречающие нас в воздухе, и беспреткновенно предстать пред Бога, простирая взор и ко страшному дню последнего суда Его и воздаяния каждому за дела, слова и помышления. " Ибо вся нага и объявлена пред очами Того, Кому нам предлежит давать слово ответное" (Евр. 4: 13)» (Главы о подвижничестве и безмолвии. Слово 1. 4). Он же пишет: «Какая же, думаешь, радость будет душе того, кто, начав работать Богу, успешно окончит это дело свое? При исходе его из мира сего такое дело его сделает ему то, что с ним будут радоваться ангелы, увидев, что он освободился от властей тьмы. Ибо когда изыдет душа из тела, ей сшествуют ангелы; навстречу же ей выходят все силы тьмы, желая схватить ее и изыскивая, нет ли в ней чего ихнего. Тогда не ангелы борются с ними, а дела, содеянные душою, ограждают ее, как стеною, и охраняют ее от них, чтоб не касались ее. Когда дела ее одержат победу, тогда ангелы (идя) впереди ее поют, пока не предстанет она Богу в радовании. В час тот забывает она о всяком деле мира сего и о сем труде своем». Святой Иоанн Карпафийский пишет: «Ратуя и поношая, с дерзостию находит на душу, исшедшую из тела, враг, этот горький и страшный клеветник в содеянных ею грехах. Тогда боголюбивая и вернейшая душа, хотя бы и была уязвлена многими грехами, не придет в ужас от его устремления и угроз. Укрепляемая Господом, воскрыляемая радостию, ободряемая святыми силами, ее наставляющими, ограждаемая светом веры, она с великим мужеством противостоит лукавому диаволу и отвечает ему: " Что нам и тебе, чуждый Бога? Что нам и тебе, беглец с неба и раб лукавый? Ты не имеешь власти над нами: власть над нами и над всеми принадлежит Христу, Сыну Божию. Пред Ним согрешили мы, Ему и дадим отчет, имея Его честный крест залогом Его милосердия к нам и нашего спасения. Губитель! беги далеко от нас: нет ничего общего между тобою и рабами Христовыми". Когда душа мужественно говорит так, диавол обращается в бегство и вопиет: " Не могу противостоять имени Христову!" А душа парит превыше врага… и после этого в радости приносится божественными ангелами в места, определенные ей по степени ее духовного преуспеяния» (Утешительная глава 25). Святой Исихий, пресвитер Иерусалимский: «Найдет на нас час смерти, придет он, и избегнуть его будет невозможно. О, если б князь мира и воздуха, долженствующий тогда встретить нас, нашел наши беззакония ничтожными и незначительными и не мог обличить нас правильно! В противном случае, восплачемся бесполезно. " Раб, – говорит Писание, – ведевшый волю господина своего" и не исполнивший ее, " биен будет много" (Лк. 12: 47, 48). Не видит света родившийся слепым, так и не пребывающий в трезвении не видит богатого сияния высшей благодати и не освободится от лукавых и богоненавистных дел, слов и помышлении. Таковой при кончине своей несвободно минует тартарских князей» (Слово о трезвении. Гл. 161 // Добротолюбие. Ч. 2). Преподобный Феогност: «Хотя тщася о чистой, с Богом невещественно соединяющей невещественный ум молитве, и достиг ты уже того, что, как в зерцале, видишь имеющую сретить тебя после конца здешней жизни участь, как приявший залог Духа и Царствие Небесное внутри стяжавший всем чувством с полным удостоверением; при всем том не допусти себя разрешиться от плоти без предузнания смерти, но и усердно молись об этом и внутренне благонадежен будь улучить сие, если будет благоугодно Богу и полезно тебе, пред исходом, – к коему и уготовляй себя денно-нощно, отревая всякую боязливость, как бы прошедши воздушные пространства и избежав духов злобы, дерзновенно и небоязненно был ты уже в небесных областях, споставляемый с ангельскими чинами и сопричисляемый к избранным от века праведникам, и Бога зря, сколько сие доступно, или всячески зря блага, от Него нам уготованные, и Бога-Слово созерцая, лучами Своими освещающего все пренебесное, поклоняемого единым с пречистою плотью Своего поклонением, купно с Отцом и Святым Духом, от всех небесных сил и святых всех» (О жизни деятельной и созерцательной и о священстве главы. Гл. 75 // Добротолюбие. Ч. 3).

Виктор К: так, отче! Согласен, о. Андрей пишет: у многих отцов есть рассуждения на тему мытарств я просто много спрашивал у многих и священников и монахов и образованных слишком и не очень - в общем ответ был следующий: "прямого указания из Священного Писания мы не имеем, то что есть - только лишь МЫСЛИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, РАССУЖДЕНИЯ - не более, отрицать не можем, но и утверждать - будет именно так... - не стали" Вот, отче я как бы рассуждаю пока также... при этом рассуждения отцов все сводятся к тому, что загробный мир существует - указание на это мы имеем из Священного Писания; что касается уже вот более подробного указания - тут только на уровне рассуждений, представлений, размышлений. Я как то попытался однажды задать этот вопрос здесь - на форуме - в ответ была тишина.... Я конечно же полностью согласен со всеми отцами в этом вопросе, но ведь - согласитесь - это не учение, а скорее просто представление отцов Церкви об этом обстоятельстве. Вот если на таком уровне (представление, но никак не учение) я могу принять. Может я и не прав. Дело в том, что УЧЕНИЕ Церкви зиждется исключительно на Священном Писании и Правилах (Догматах) Церкви.

Людмила: Виктор К пишет: - согласитесь - это не учение, а скорее просто представление отцов Церкви Однако у нас вряд ли есть основания не доверять Отцам - носителям Духа Святаго, чьими устами Он и глаголал.

Виктор К: о. Андрей есть вот к примеру рассуждения относительно души - когда она появляется и т.д. - рассуждений много, сторон - много. При этом все мнения о душе, противоречащие Учению Церкви - были полностью преданы анафеме - такие как мнение Оригена о предсуществовании душ. Другие были оставлены - так как их нельзя не утвердить, не опровергнуть Священным писанием и опытом Церкви - так и здесь - в общем и целом рассуждения приведённые выше не противоречат Учению Церкви - значит отметать их нельзя.

Виктор К: Людмила пишет: Однако у нас вряд ли есть основания не доверять Отцам - носителям Духа Святаго, чьими устами Он и глаголал. ну вот здесь я бы был осторожен.... мнение отцов - это ОДНО, а вот учение Церкви - построенное на Священном Писание и Предании - как ОПЫТЕ Церкви - это ИНОЕ. можно привести много случаев, когда святые отцы не всегда правильно мыслили по некоторым вопросам... Можно даже привести случаи противостояния Святых Отцов друг другу. так что здесь нужно быть осторожным дабы отстаивая одну сторону не впасть в крайность и ересь. Простите.

Виктор К: На сегодняшний день Учение церкви достаточно систематизировано и твердО, как КАМЕНЬ, на котором и стоит ЦЕРКОВЬ. Ну а вот уж чего Догматическое Богословие не содержит - здесь можно рассуждать, мыслить, думать - главное - не фантазировать. Простите ещё раз.

о. Андрей: Виктор К пишет: мнение отцов - это ОДНО, а вот учение Церкви - построенное на Священном Писание и Предании - как ОПЫТЕ Церкви - это ИНОЕ Ну, отчасти мнение о мытарствах перешло все-таки в учение, когда попало в Большой Катехизис, изданный при патр. Филарете по соборному рассуждению...

Виктор К: о. Андрей как мнение не противоречащее Учению Церкви - если Церковь так решила Соборно - то хотелось бы видеть таковое решение. Если так - то с СОБОРНЫМ РАЗУМОМ Церкви - согласен и не мало вопреки глаголю , но сначала нужно ознакомиться. грешен я, отче - не успел прочесть ещё Большой Катихизис за неимением оного. Я то учился по Блаженному Феофилакту Болгарскому.

о. Андрей: Виктор К пишет: Дело в том, что УЧЕНИЕ Церкви зиждется исключительно на Священном Писании и Правилах (Догматах) ЦерквиЯ уже сказал, что непосредственно в Священном Писании нет прямых указаний в пользу учения/мнения о мытарствах. Но там много на что нет прямых указаний. Мне например, учение о мытарствах представляется вполне естественным, единственное, что вызывает сомнение, так это привязка в земному времени этапов частного суда, почему я и поместил цитату из Кормчей, говорящую, что поминовение в 3-й, 9-й и 40-й дни не связывалось Церковью с этапами частного суда. Виктор К пишет: как мнение не противоречащее Учению Церкви - если Церковь так решила Соборно - то хотелось бы видеть таковое решение Конкретно по мытарствам соборного суждения я не знаю. Есть соборное суждение о Катехизисе Зизания, который, после его рассмотрения и исправления, был напечатан в Москве.

Виктор К: о. Андрей пишет: непосредственно в Священном Писании нет прямых указаний в пользу учения/мнения о мытарствах Мне например, учение о мытарствах представляется вполне естественным да конечно - согласен, отче - как и сама смерть. о. Андрей я думаю, что учение/мнение о мытарствах и вообще о том как именно происходит это событие - смерть - для души человека не утверждается и не опровергается Соборами в силу именно как ты сказал - естественности и опять же не противоречивости Учению Церкви. Надо у Иоанна Дамаскина глянуть, что-нибудь там наверняка есть по этому вопросу - вопрос то сам по себе меня давно волнует - я бы и лично для себя очень хотел бы НА КОНЕЦ ТО определиться и здесь. а пока для себя я давно определил: Верую...Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь ВОТ, что определённо известно о судьбе человека

Виктор К: о. Андрей отче, прошу только не воспринимать изложение мною своей позиции как спор - не в коем разе - я просто хочу высказаться полностью, чтобы полностью и по всем вопросам самому себе определиться. Прости отче.

Виктор К: Людмила пишет: душа может быть искуплена. вот только не искуплена - потому как все мы уже были искуплены Драгоценной Кровию Христовой. Искупительная жертва уже была принесены о всём человечестве - однажды. Больше такого не будет. Больше никто не может приносить подобные жертвы. Молитвы помогают, облегчают - но это не искупление - так и до чистилища дойти можно - и удовлетворить Божественную Справедливость.

о. Андрей: Виктор К пишет: Надо у Иоанна Дамаскина глянуть, что-нибудь там наверняка есть по этому вопросу По крайней мере, в "Точном изложении православной веры" о мытарствах и вообще о смерти человека ничего нет...

Виктор К: о. Андрей - будем искать...

Прасковья: Вот и получается, смысл жизни в том что бы приготовься к смерти, как мало и редко я об этом думаю однако. спаси Христос за ответы.

Виктор К: и всё же я не соглашусь с описанием неких "мытарств" ВОТ МОИ ТЕЗИСЫ: 1. РАСХОЖДЕНИЯ - есть предание о том, что мытарства сорокадневные - тогда это идёт в разрез с другим преданием о том, что после смерти душа на третий день представляться престолу Божию, также и на 9 и 40 день 2 ПОЧЕМУ душа держит ответ перед бесами? всё можно принять - но причём тут бесы - я могу согласиться, что свитки у Ангелов - но причём тут бесы??? 3. Ну уж простите но описание мытарств ну не выдерживает ну никакой критики - простите, ну что за смерть - что за особа??? НУ нет такого: Наконец, пришла и сама смерть, рыкающая как лев и очень страшная по виду; она похожа была на человека, но только не имела никакого тела и была составлена из одних голых человеческих костей. При ней находились различные орудия для мучений: мечи, копья, стрелы, косы, пилы, топоры и другие неизвестные мне орудия. Затрепетала бедная душа моя, увидев это. Святые же Ангелы сказали смерти: что же медлишь, освободи эту душу от тела, освободи тихо и скоро, потому что за ней нет многих грехов. Повинуясь этому приказанию, смерть подошла ко мне, взяла малый оскорд и прежде всего отсекла мне ноги, потом руки, затем постепенно другими орудиями отсекла прочие члены мои, отделяя состав от состава, и все тело мое омертвело. Затем, взявши теслу, она отсекла мне голову, и она сделалась для меня как бы чужая, ибо я не могла ею повернуть. После этого смерть сделала в чаше какое-то питье и, поднеся к моим устам, насильно напоила меня. Питье это было так горько, что душа моя не могла этого вынести - она содрогнулась и выскочила из тела, как бы насильно вырванная из него. Тогда светлые Ангелы взяли ее себе на руки. где? скажИте про смерть сказано??? СкАжите Ангел смерти - ну, простите - здесь не про Ангела, а про смерть - как некую самобытную личность! Она откуда то пришла........???????????????????????? Во как 4. Бесы, бывшие в образе эфиопов, обступили державших меня святых Ангелов и кричали, показывая мои грехи: "Душа эта имеет множество грехов, пусть даст нам за них ответ!". Ну это не в какие рамки - КОМУ ЭТО ДУША ДОЛЖНА ДАТЬ ОТВЕТ ЗА СВОИ ДЕЛА - А ну, как - откроем Св. Писание...... ну а то, что идёт далее.....ну сказка - ладно - но ПРОСТИТЕ - не учение

о. Андрей: Виктор К пишет: 1. РАСХОЖДЕНИЯ - есть предание о том, что мытарства сорокадневные - тогда это идёт в разрез с другим преданием о том, что после смерти душа на третий день представляться престолу Божию, также и на 9 и 40 день Святоотеческое предание? Виктор К пишет: 2 ПОЧЕМУ душа держит ответ перед бесами? всё можно принять - но причём тут бесы - я могу согласиться, что свитки у Ангелов - но причём тут бесы??? Бесы еще не связаны окончательно и потому их спор с ангелами о душе умершего вполне логичен. Они не в качестве судий выступают, но в качестве свидетелей со стороны обвинения, а ответ душа держит перед Богом. В Писании неоднократно упоминается, как дьявол вступал в прения и с Богом (книга Иова), и с Ангелами (Иуд.1:9) относительно людей. Виктор К пишет: 3. Ну уж простите но описание мытарств ну не выдерживает ну никакой критики - простите, ну что за смерть - что за особа??? Аллегория самого акта умирания Виктор К пишет: ну а то, что идёт далее.....ну сказка - ладно - но ПРОСТИТЕ - не учение Церковь в Катехизис внесла не "Мытарства прп. Феодоры", а описание мытарств, сделанное св. Кирилом Александрийским. А "Мытарства прп. Феодоры" - это книга для народного чтения

Людмила: о. Андрей пишет: А "Мытарства прп. Феодоры" - это книга для народного чтения Это уж точно! А ад - это не сковородки, не щипцы и проч., это мрак, теснота, вселенская тоска и Богооставленность...

о. Андрей: Людмила пишет: это мрак, теснота, вселенская тоска и Богооставленность... А как жен огнь и червь?

Людмила: это мрак, теснота, вселенская тоска и Богооставленность... У меня было так...

о. Андрей: Людмила пишет: У меня было так...Что так, вполне возможно, но это не ад, ибо, как о Рае сказано, что не слышало того ухо, не видел глаз, и не приходило на сердце человеку то, каков он, так можно сказать и об аде. Лучше и не знать никогда...

Виктор К: о. Андрей пишет: "Мытарства прп. Феодоры" - это книга для народного чтения Тогда так и надо определять - "Мытарства Феодоры" - это сказка. Но ведь именно эти мытарства наиболее популярны в народе и их пересказывают не весть как... этот бред про смерть, как личность, про ОТВЕТ перед бесами... У КИРИЛЛА Александрийского всё не так - у него всё сдержано, всё в рамках исключительно святоотеческих преданий и нет сказочных аллегорий. С Кириллом Александрийским нельзя не согласиться в силу правильности его языка (изложения), а также в виду того, что это всёже Вселенский учитель!!! И вот почему: Святитель Кирилл Александрийский: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел… Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и в ужасе будет искать себе защиты у ангелов Божиих; но и будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы, или таможни, на которых изыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царство, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств потребуется отчет в особенных грехах. Первое мытарство – грехов, совершенных посредством уст и языка. На нем представляются духами грехи, в которых душа согрешила словом, каковы: ложь, клевета, заклятия, клятвопреступления, празднословие, злословие, пустословие, кощунства, ругательства. К ним присоединяются и грехи чревобесия: блудодеяние, пьянство, безмерный смех, нечистые и непристойные целования, блудные песни. Вопреки им, святые ангелы, которые некогда наставляли и руководили душу в добре, обнаруживают то, что она говорила доброго устами и языком; указывают на молитвы, благодарения, пение псалмов и духовных песней, чтение Писаний, словом, выставляют все то, что мы устами и языком принесли в благоугождение Богу. Второе мытарство духов лести и прелести – грехов зрения. На нем бесы износят то, чем страстно поражалось наше зрение, что приглядно казалось для глаз, и влекут к себе пристрастных к непристойному взиранию, к непотребному любопытству и к необузданному воззрению. Третье мытарство – грехов слуха. Все, что льстиво раздражает наш слух и страстно услаждает нас, к чему пристрастны были любители слушать, бесы принимают и хранят до суда. Четвертое мытарство – стражников над прелестью обоняния; все, что служит к страстному услаждению чувства обоняния, как то: благовонные экстракты из растений и цветов, так называемые духи, масти, обыкновенно употребляемые на прельщение блудными женщинами, – все это содержится стражниками этого мытарства. Пятое мытарство – всех беззаконий и мерзких дел, учиненных посредством рук. К дальнейшим мытарствам относятся прочие грехи, как то: злоба, ненависть, зависть, тщеславие и гордость… Кратко сказать, каждая страсть души, всякий грех подобным образом будут иметь своих мытарей и истязателей… При этом будут присутствовать и божественные силы, и сонмы нечистых духов; и как первые будут представлять добродетели души, так последние – обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением. Между тем душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока наконец, по своим поступкам, делам и словам или быв осуждена, заключится в оковы или, быв оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за благочестивую и богоугодную жизнь свою она окажется достойною, то ее восприимут ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к Царству, сопровождаемая святыми силами… Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит этот страшный голос: " Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа" (Ис. 26: 10)… тогда оставят ее ангелы Божии и возьмут страшные демоны… и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские, где заключены души от века умерших грешников, " в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака… где нет устройства, где темно, как самая тьма" (Иов 10: 21, 22), но где пребывает вечная болезнь, бесконечная печаль, непрестанный плач, неумолкаемый скрежет зубов и непрерываемые воздыхания… Отказывается язык выразить болезни и страдания там находящихся и заключенных душ. Никто из людей не может вообразить страха и ужаса, никакие уста человеческие не в состоянии высказать беду и тесноту заключенных… Помыслите, каковым подобает быть нам, имеющим отдать подробный отчет в каждом поступке нашем – и великом, и малом» (Слово об исходе души. Псалтирь следованная. Гл. 35). Вот это изложение события, ожидающего каждого из нас можно без колебаний принять как Православное учение, но не в коем случае не ту сказку, которую так раскрутили - которую так хорошо все знают... Наконец, пришла и сама смерть, рыкающая как лев и очень страшная по виду; она похожа была на человека, но только не имела никакого тела и была составлена из одних голых человеческих костей. При ней находились различные орудия для мучений: мечи, копья, стрелы, косы, пилы, топоры и другие неизвестные мне орудия. Затрепетала бедная душа моя, увидев это. Святые же Ангелы сказали смерти: что же медлишь, освободи эту душу от тела, освободи тихо и скоро, потому что за ней нет многих грехов. Повинуясь этому приказанию, смерть подошла ко мне, взяла малый оскорд и прежде всего отсекла мне ноги, потом руки, затем постепенно другими орудиями отсекла прочие члены мои, отделяя состав от состава, и все тело мое омертвело. Затем, взявши теслу, она отсекла мне голову, и она сделалась для меня как бы чужая, ибо я не могла ею повернуть. После этого смерть сделала в чаше какое-то питье и, поднеся к моим устам, насильно напоила меня. Питье это было так горько, что душа моя не могла этого вынести - она содрогнулась и выскочила из тела, как бы насильно вырванная из него. Тогда светлые Ангелы взяли ее себе на руки. заметьте, что в словах святителя Кирилла нет ни слова о каких то там выкупах и так далее - всё просто представляется это, представляется то - никто ни у кого не выкупает: Между тем душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока наконец, по своим поступкам, делам и словам или быв осуждена, заключится в оковы или, быв оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов). И если за благочестивую и богоугодную жизнь свою она окажется достойною, то ее восприимут ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к Царству, сопровождаемая святыми силами… Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит этот страшный голос: " Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа" (Ис. 26: 10)… тогда оставят ее ангелы Божии и возьмут страшные демоны… и душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские, где заключены души от века умерших грешников, " в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака… где нет устройства, где темно, как самая тьма" (Иов 10: 21, 22), но где пребывает вечная болезнь, бесконечная печаль, непрестанный плач, неумолкаемый скрежет зубов и непрерываемые воздыхания…

Людмила: Спаси Христос, брат, за труды!

о. Андрей: Виктор К пишет: Тогда так и надо определять - "Мытарства Феодоры" - это сказка. Но ведь именно эти мытарства наиболее популярны в народе и их пересказывают не весть как... Ну почему сразу сказка? Это притча о смерти. В притчах не все и не всегда соответствует действительности (пример - притча о богатом и Лазаре). Важна мораль. К тому же, повествование о мытарствах прп. Феодоры составлено на сновании видения, а видение всегда преисполнено всевозможных аллегорий.

Виктор К: о. Андрей я думаю, что именно вот от таких аллегорий в народе потом появляются всякие апокрифы... небылицы и т.д. с течением времени уже и теряешься - а не святоотеческое ли это предание, начинаешь рыться, копаться и на тебе - а такого то и нет... а в беседе с одним с другим да и упомянул об этом, а человек, то поверил моему слову и принял это за чистую монету... Прости меня отче - я вот больше боюсь чтобы вот так не было.... А то без разбора и сам начинаешь всякие сказы пересказывать... типа - "Жила была Смерть..."

Виктор К: о. Андрей Прасковья Людмила Спаси вас Христос! я для себя вроде бы разобрался в этом вопросе.

Ardalyon: а св. Кирилл Александрийский откуда описывал мытарства? Что послужило основанием?

о. Андрей: Нужно у него спросить Но ведь не он один описывал, я выше из целого ряда отцов выписки о мытарствах привел, а ведь есть еще и жития святых. Ну, вот например, из жития святого Антония Великого (написанного святителем Афанасием Великим): «Однажды он [Антоний Великий] при наступлении девятого часа, начав молиться перед вкушением пищи, был внезапно восхищен Духом и вознесен ангелами на высоту. Воздушные демоны противились его шествию; ангелы, препираясь с ними, требовали изложения причин их противодействия, потому что Антоний не имел никаких грехов. Демоны старались выставить грехи, соделанные им от самого рождения; но ангелы заградили уста клеветников, сказав им, что они не должны исчислять согрешений его от рождения, уже изглажденных благодатию Христовою, но пусть представят, если имеют, грехи, соделанные им после того времени, как он поступлением в монашество посвятил себя Богу. При обвинении демоны произносили много наглой лжи; но как клеветы их лишены были доказательств, то для Антония открылся свободный путь. Тотчас он пришел в себя и увидел, что стоит на том самом месте, на котором стал для молитвы. Забыв о пище, он провел всю ночь в слезах и стенаниях, размышляя о множестве врагов человеческих, о борьбе с таким воинством, о трудности пути к небу чрез воздух и о словах апостола, который сказал: " Несть наша брань к плоти и крови, но к началом власти сего воздуха" (Еф. 6: 12), который, зная, что воздушные власти того только и доискиваются, о том заботятся со всем усилием, к тому напрягаются и стремятся, чтоб лишить нас свободного прохода к небу, увещевает: " Приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют" (Еф. 6: 13), да " противный посрамится, ничтоже имея глаголати о нас укорно" (Тит. 2: 8). А мы, слыша это, пpиведем себе на память апостола, котоpый говоpит: " Аще в теле, не вем, аще ли кpоме тела, не вем, Бог весть" (2 Коp. 12: 2). Но Павел восхищен был до тpетьего неба, и нисшел оттоле, услышав неизpеченные глаголы, Антоний же видел себя пpоходящим по воздуху и боpовшимся там, пока не оказался свободным».

Людмила: о. Андрей пишет: но ангелы заградили уста клеветников, сказав им, что они не должны исчислять согрешений его от рождения, уже изглажденных благодатию Христовою Можем ли и мы, новокрещенные, надеяться, что все наши грехи изглажены во Святом крещении? Вроде бы, и знаю, что так, но сомнения не отпускают... О них надо совсем забыть, или все же упоминать в келейной молитве?

о. Андрей: Так учит Церковь - в Святом Крещении прощается всякий грех, в том числе и первородный. Поминать те грехи не нужно, но помнить нужно, чтобы опять в них не впасть.

Виктор К: о. Андрей а мне говорили что и Венчание и Священство - так или нет???

о. Андрей: Нет, Венчание и Священство не прощает грехи, поскольку есть прямые правила, что, если каноническое препятствие обнаруживается после рукоположения, то клирик все равно должен быть сана лишен, сохраняя в лучшем случае честь клирика (одежду, прическу, место при храмовом богослужении и т.п.). Впрочем, Вальсамон рассуждал об исключительности архиерейской хиротонии, дескать, оная, подобно крещению, омывает всякий грех. Не вступая в дискуссию с Вальсамоном, тем не менее, замечу, что не нахожу этому подтверждения ни в правилах, ни в трудах других отцов. О Венчании также есть правило, что, например, если окажется, что супруга второбрачная, то это становится препятствием к хиротонии мужа. Если бы Венчание омывало грехи, то ясно, что такого бы правила не было. Так же не омывает грехи и монашество, но лишь сокращает срок епитимьи.

о.Евгений: Виктор К пишет: а мне говорили что и Венчание и Священство Слышал такое мнение, что при хиротониях грехи смываются, но толком та и не понял где это узнать можно.

о. Андрей: о.Евгений пишет: Слышал такое мнение, что при хиротониях грехи смываются, но толком та и не понял где это узнать можно. Басня. В таком случае нужно всех, кающихся крещеных убийц и волхвов вместо епитимьи в попы рукоположить

Виктор К: о. Андрей спаси Христос!

о. Андрей: Хочу еще добавить, что во всех Таинствах грехи прощаются. Мы принимаем и причастие во оставление грехов, и в хиротонии Божественная благодать немощных врачует, и елеосвящение разрешает от греховных уз. Но прощение грехов в этих таинствах не устраняет значимости самих грехов. И лишь крещение действительно пожигает и истребляет всякий грех. Сложный вопрос - это миропомазание. По суду епископа, человек допускается к причастию после миропомазания без всякой епитимьи. Но можно ли считать, что так истребляется совершенно всякий грех? Едва ли, ибо, например, человек добровольно отрекшийся Христа принимается через миро, но причастие получает лишь перед смерть...



полная версия страницы