Форум » Догматическое богословие » Православно ли исповедание веры еп. Арсения Швецова? » Ответить

Православно ли исповедание веры еп. Арсения Швецова?

о. Андрей: Ниже привожу т.н. Исповедание веры белокриницкого епископа Арсения (Швецова). Исповедание его не имело бы для нас ровным счетом никакого значения, если бы не канонизация еп. Арсения собором РПСЦ в 2008 году. Поскольку еп. Арсений канонизирован не как мученик, но как святитель, то есть защитник и хранитель веры, то, следовательно, РПСЦ считает исповедание веры еп. Арсения безупречным с богословской точки зрения и, соответственно, общим для всех белокриницких христиан исповеданием. А это уже имеет определенное значение и для нас, поскольку при присоединении лиц, переходящих к нам от иных конфессий (включая и РПСЦ), мы должны учитывать не только каноническое устройство и литургическую практику этих конфессии, но, прежде всего, исповедание веры этих конфессий. Итак, вопрос в том, можно ли считать православным исповедание веры епископа Арсения, а, следовательно, и канонизировавшей его за хранение и распространение этого исповедания РПСЦ? [quote]ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ АРСЕНИЯ ЕПИСКОПА УРАЛЬСКОГО. Новое сочинение священника Василия Механикова, „Критический разбор" моей защиты Белокриницкого Устава понуждает меня еще раз изложить письменно мое исповедание веры по православно-кафолическому Символу о рождении единородного Сына Божия от Бога Отца. Согласно второму члену Символа веры, я исповедал и исповедаю, что единородный Сын Божий рожден от Отца прежде всех век, Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога; Он родился не как невольное какое извержение излишества, но по благоволению Своего Отца (Мф.зач.70; Мр. зач. 2). Кто иначе мудрствует, я того, не обинуясь, проклинаю, как противника символьной вселенской вере. По Символу веры я признаю, что Сын Божий имеет Свое начало или бытие от Отца; Он рожден из Его сущности и следовательно по вине, по рождению, Он имеет начало: но как прежде рождения Сына Божия не было никакого времени, то по времени и Он безначален. Одного Бога в личной ипостаси Отца, как по времени, так и по вине, исповедую безначальным, и никак и никому не повинным. Проклинаю тех, кои признают время или вечность не имеющими никакого начала и сим как бы предваряющими виновное начало Сына Божия от Отца. В равной же степени осуждаю и тех, которые не допускают начала единородному Сыну Божию из сущности Бога Отца и утверждают, что два лица Святой Троицы, Сын и Дух Св., самобытны, независимо от благоволения Отца безначальны. До рождения Сына Божия я не признаю никакого творения и никакого времени. Если кто утверждает, что Бог Отец до рождения Своего Сына творил что-то, т.-е. производил какую-то тварь, того я проклинаю, как низводящего бытие Сына после творения. Предаю проклятию и тех, кои веруют, что Сын Божий и Отец с самого рождения Сына не творили и даже не могли ничего творить, чтобы не ввести и тварь в Свое единосущие, но были в бездеятельности, и только по истечении какого периода, неизвестно кем сотворенного, начали творить. Вечность или, по выражению св. богословов, век простирающийся наравне с Богом (Соборн. болыпой и Иоанна Дамаск. кн. 2, гл. 1), хотя и рассматривается как свойство Божие, но она никак не могла открыться раньше Единородного, получившего себе виновное начало от Отца. А потому и этот век вечный, разумеваемый как свойство Божие, представляется получившим себе начало от рождения единородного Сына Божия. Но как этого века не предваряет никакое время, поэтому он именуется присносущим, т.-е. как бы не имеющим начала, но тем не менее приведенным из небытия в бытие чрез Слово Божие. А кто утверждает, что есть какая-то вечность, существующая как и Бог Отец, никем не приведенная и никакого себе начала не имеющая, того я как еретика осуждаю. Свойство Божие состоит не в одной только вечности, по его существованию, но еще и в творчестве, по его творению, и во многом другом. Но если какая тварь не входит в сущность Божества от вечного свойства творчества Божия, так и вечность его не может и не должна быть Божественною сущностью, я того, как неправомудрствующего, осуждаю и проклинаю. Все существующее, видимое и невидимое, я признаю имеющим начало бытия своего не из Божественной сущности, но из небытия чрез творение Божие. Кто же утверждает, что существует или существовало что-то не сотворенное Словом — Сыном Божиим, т.-е. что с самого рождения Сына Божия были какие-то периоды, моменты, миг, разделяющие или граничащие рождение Сына от веков, и что они не сотворены никем, и не есть поэтому тварь, того я осуждаю как мудрствующего несогласно православному Символу, исповедующему, что Богом вся быша, и противно Евангелию проповедующему, что без Бога ничто же бысть, еже бысть (Иоан. зач. 1). Вот краткое мое исповедание, которое именно и содержится во всей моей защите Белокриницкого Устава о рождении Сына Божия прежде всех век. Оно не противоречит Символу веры и во всем согласно второму члену его. Я принимаю весь Символ, изложенный 1 и 2 вселенскими соборами в том виде, в каком он написан и на- печатан в древних дониконовских церковных книгах,—во всем дословно буквально, еже есть: „Верую во единаго Бога Отца", весь до конца, по сущему смыслу его, кроме всякого искажения. Противоречащих же Символу веры, или старающихся истолковать мою защиту Белокриницкого Устава ложно, как бы противоречащею православному Символу, я предаю проклятию и анафеме. Критический же разбор о. Механикова содержит в себе немало противного православному символу и священному Писанию. Пастырская священная обязанность моя и христианское чувство понуждают меня это сочинение о. Василия Механикова признавать и отвергать как погрешительное и неправославное. Оно проповедует, что Св. Троица во всех трех лицах не имеет начала своего бытия (стр. 14, об.). Чем отрицается начало Сыну Божию и Св. Духу от Бога Отца; Они, т.-е. Сын Божий и Дух Св., заявляет Механиков, так же безначальны, как и Бог Отец (стр. 25). Такое верование Механикова противно Символу, в котором рождение Сына и исхождение Св. Духа исповедуется от Бога Отца, из его сущности, в которой получили они начало свое. Сочинение Механикова признает триипостасное Божество от вечности (стр. 14 и обор. 17, об.,18 об., 20 об., 26 об.) рождение Сына Божия в вечности — в ея пределах (стр. 24 об.), а самую вечность признает безначальною (стр. 24 об.). По Механикову выходит, что какая-то безначальная и следовательно несотворенная вечность предваряла бытие Сына, имеющего начало от Отца, и выше триипостасного Божества. Символ веры такого учения не содержит. Напротив, он исповедует, что Бог есть начало и Творец всего видимого и невидимого. Кроме Него нет ничего безначального. Механиков, хотя и признает рождение Сына прежде всех век, но не прежде вечности. В этом он противоречит символьной вере, противоречит даже и тому тексту, который он привел от богословии Сильвестра, что триипостасное Божество выше всех веков и самой вечности. Его сочинение не соглашается с тем, что с рождения Сына Божия открылась и творческая Его деятельность. По мысли Механикова, если допускать, что века имеют начало от рождения Сына, то значит еретичествовать. Стало быть, Бог Отец и Его живое и действенное Слово (Евр. гл. 4, ст. 12), Сын Божий, по учению Механикова, сейчас после рождения ничего не творили, какой-то период были в бездеятельности, под которой Механиков разумеет молчание (стр. 31). Учение такое крайне нечестиво. Белокриницкий Устав Механиков признает погрешительным за выражение, что Бог Отец до сотворения дел своих бе в молчании, и значит он не соглашается с тем, что до рождения Сына Своего Бог Отец не производил никакой твари. Сам же он, Механиков, приписывает Богу Отцу и его Сыну — Слову, после его рождения, на какой-то период, молчание, т.-е., по понятию Механикова, недеятельность. Таково-то критическое творение о, Механикова. Оно не выдерживает никакой критики и заключает в себе сколько погрешностей и пустословия, столько же лжи и клеветы на меня и на мою защиту. Суд истинного православия в лице св. 1 и 2 вселенского собора признает его еретическим и отвергает его. Пред этим судом должен преклониться всякий православно верующий христианин. Я же исповедую истинную православную веру и анафематствую всякое еретическое и ложное учение. Благословение же Божие да будет со всеми истинно верующими, с которыми по милости Божией и я нижепоименованный пребываю в единстве, твердо уповая на Бога, что Он не оставит меня Своею помощью в борьбе со лжемудрованиями, от которых да избавит Бог и моих критиков. При каковом исповедании и остаюсь смиренный Арсений старообрядствующий епископ Уральский и Оренбургский и временно Нижегородский. 20 сентября 1899 года. [/quote]

Ответов - 237, стр: 1 2 3 4 5 6 All

о. Андрей: Читая Швецова: "Именуя же Церковь Божию Святою, мы научаемся тому, что Господь наш Исус Христос, исполнив закон, данный человеку, достиг совершенной святости, чтобы вечно пребывать во славе Бога Отца Своего, как и славословится Он ныне во Святей Церкви, воспеваемый: Един Свят, Един Господь Исус Христос в славу Бога Отца. И действительно по исполнению закона Он один свят, а мы по преступлению его все грешники" Оправдание Старообрядствующей Святой Христовой Церкви, глава "О Церкви". www.semeyskie.ru/Opravdanie.pdf‎Чему же нас поучает сей старообрядческий муж? По его исповеданию, Христос не имел изначальной святости, но достиг ее лишь по исполнении Им Моисеева закона. То есть Моисеев закон животворящ и сам по себе является основой всякой святости, в том числе и Божественной (Христовой). Таким образом, святость Христа условна - обусловлена святостью исполненного Им Моисеева закона. И если бы Христос не исполнил закон, то не смог бы пребыввать во славе Отца, до этого Он не пребывал... Следовательно, в след за несторианами, Швецов разделяет Христа на две личности, ну, или что еще более немыслимо, он отказывает Логосу в изначальной святости, а значит в единосущности Отцу. Впрочем, это последнее вполне согласуется с мыслями Швецова о том, что Логос родился вместе со временем.

Сергiй: Как же хорошо, что большинство людей ничего не пишет, а еще больше - ничего не говорит!

о.Михаил: Сергiй пишет: Как же хорошо, что большинство людей ничего не пишет, а еще больше - ничего не говорит! Да. "Ученье свет, а не ученных тьма." (Владимир Прошин)


о. Андрей: Сергiй пишет: Как же хорошо, что большинство людей ничего не пишет, а еще больше - ничего не говорит! — Что же я должен делать? — простонал Ипполит Матвеевич. — Вы должны молчать. Иногда для важности надувайте щеки. Ильф и Петров. 12 стульев. Ч. 1. Гл. 16. http://www.koreiko.ru/12-chairs_16.htm

андрей ю.: о. Андрей Чему же нас поучает сей старообрядческий муж? Теперь, когда ореол святости спал с моих глаз, вижу что ничему хорошему он нас не научает. Махровый еретик получается.

о. Андрей: Ох уж этот ореол святости... Кого канонизируют люди? Святых или свою гордыню, предвосхищая суд Божий? Разве не Бог видит глубины сердца? Я понимаю, когда в силе явных чудес, знамений и святости жизни открывается слава у Бога какого-то христианина. Но ведь не так зачастую. Особенно в наши времена. В чем святость Федорова Первопечатника, например? Вопрос риторический…

Сергiй: о. Андрей, класс! Не ожидал от тебя такой цитаты! Вот что значит хорошая библиотека, заботливо собранная дедушкой и мамой!

Сергiй: андрей ю. пишет: когда ореол святости Вы когда-то на одном из форумов (точно не помню уже, где) оценили Собор не по содержанию принятых постановлений, а по составу участников. Я думаю, Ваша беда заключается именно в этом подходе. Если б я спросил уважаемых форумчан, что они знают о короле франков Хлодвиге, полагаю, что мне б ответили, что этот человек был коварным и жестоким, шел по трупам к власти, христианством воспользовался в тех же целях, устранял претендентов из родственников и так далее. Но, почитав его современников, не всегда придешь к тому же выводу. Тогдашняя (имею в виду того времени) Церковь очень положительно о нем отзывалась. Этот пример я привел к тому, что современники часто восхваляют правителей из чувства человекоугодничества или страха, реже - из убеждений (что всё совершаемое так и должно было быть). Грекам вообще присущи панегирики. Как просто с апостолами: Петр отрекся, покаялся. Петр ел с язычниками, по приходу иудеев стал таиться, обличен был апостолом Павлом. "И даже Варнава (восклицает апостол Павел) был увлечен их лицемерием". Марк оказался ненадежным, поэтому произошло разделение Павла и Варнавы. И так далее. И мы хорошо понимаем, что эти великие столпы веры были еще и людьми. Когда же нам предлагают хорошо обработанный алмаз, сверкающий всеми гранями, создается впечатление искусственности. И верить этому не хочется.

Iнок: Сергiй,мощно,сильно,красиво и безжалостно

Назорей Сиона: Iнок пишет: мощно,сильно,красиво и безжалостно Это из какого панегрика ?

Iнок: Назорей Сиона пишет: Это из какого панегрика ? Да не,я не грек и не кого не восхваляю.

Сергiй: Iнок, так Вы - сибиряк?

Сергiй: Iнок пишет: и безжалостно Конечно, какая уж тут похвала?

Iнок: Сергiй пишет: так Вы - сибиряк? Угу. По материнской линии коренной,предки еще при царях в Иркутской губернии очутились,а по отцовской во втором поколении. В гражданскую деда с бабкой сослали осваивать Омскую область,Украина их родина. В общем как то так.

Сергiй: Мне очень понравилась одна цитата о сибиряках: "Это - много снега, это - много тепла, это - очень тёплые отношения между людьми, горячие, я бы сказала... не тёплые, это - горячие отношения, очень близкие и даже между незнакомыми людьми очень родственные. Такая, знаете, пылкость... Пылкость, в том, чтобы помочь или как-то быть рядом с человеком. И это вообще необъяснимо..." В носу защипало, когда услышал.

андрей ю.: Сергiй Ваша беда заключается именно в этом подходе. Будем надеяться что заключалась. Когда же нам предлагают хорошо обработанный алмаз, сверкающий всеми гранями, создается впечатление искусственности. И верить этому не хочется. Так доверчивые мы, и многие верят, т.е. создают себе кумиров. Я помню сам верил, что Серафим Саровский воскреснет, а мои знакомые так и продолжают верить...

Назорей Сиона: андрей ю. пишет: Я помню сам верил, что Серафим Саровский воскреснет, а мои знакомые так и продолжают верить... Вы не поняли . Имеются ввиду вовсе не никониане , а византийцы , в основном прославленные во святых .

Iнок: андрей ю. пишет: Я помню сам верил, что Серафим Саровский воскреснет Андрей Юрьевич,моментами мне за вас страшно. Сергiй пишет: цитата о сибиряках Затрудняюсь что-либо конкретное сказать по данной цитате,кроме того что она красиво звучит. Я много где был в западной России и более всего мне по душе пришлась Кубань,хотя и в Питере люди прекрасные. В общем люблю я Россию

андрей ю.: Iнок Андрей Юрьевич,моментами мне за вас страшно. Не боись Я уже года четыре как перешел исключительно на изучение св. отец и кстати это помогло, наконец наткнулся на Церковь где не увидел расхождения с ними.

Сергiй: андрей ю. пишет: Будем надеяться Тогда простите Христа ради. Оказывается, некоторым (мне) надо сто раз одно и то же повторить. Будем надеяться.

простопоп Владимир: андрей ю. пишет: Я помню сам верил, что Серафим Саровский воскреснет Все воскреснем, а как суд пройдет не нам ведомо.

о. Андрей: По теме. Из Деяний 3-го Вселенского Собора анафемаст св. Григория Богослова на исповедание Швецова:„Если кто говорит, что Христос стал совершен чрез дела, и что Он или по крещении, или по воскресении из мертвых, удостоен всыновления, подобно как еллины допускают богов сопричтенных, — да будет анафема! Ибо то́ не Бог, что́ получило начало, или преуспевает, или усовершается, хотя и говорится это (Лк.2:52) относительно постепенного проявления» http://azbyka.ru/otechnik/?Pravila_Svjatyh/dejanija-vselenskikh-soborov-tom1=3_31_2

Назорей Сиона: о. Андрей , а Вы у о. Александра Панкратова не пробовали интересоваться , что он думает по этому поводу .

о. Андрей: Белокриницкие священнослужители не усваивают данным высказываниям Швецова какого-нибудь принципиального значения. Не замечая, что это не в частной беседе оброненные фразы, но утверждения вполне взвешенные, так сказать кредо Швецова, причем изданное по благословению священноначалия РПСЦ, и через это получившее в РПСЦ общецерковную рецепцию. После же канонизации Швецова обсуждать его персону с белокриницкими стало очень затруднительно, ибо в их глазах любая критика в адрес Швецова - это хула на их святителя.

Назорей Сиона: Тоже , как у никониан - конфессиональная шизофрения .

о. Андрей: А это не сегодня началось. Вот в качестве примера заметка из белокриницкого журнала "Церковь" №7 за 1909 г. (стр. сшивки 252) "Освящение икон": 25-го января с. г. у крестьян Сергеевской волости, Гороховецкого уезда, Владимирской губ., был общественный праздник по случаю дарования им земли с лесом в пустоше Шаховой. Было совершено молебствие в волостном правлении и освящение купленных в память этого дня трех икон. По совершении молебна священниками господствующей церкви старообрядческим священником местной рытовской общины отцом Илией в присутствии земскаго начальника, волостного старшины и при громадном числе публики как из старообрядцев, так и из "православных". Стройно пел рытовский старообрядческий хор под управлением г. Шилова. Это первый у нас пример, чтобы старообрядцы имели одинаковые права и пользовались одинаковым вниманием начальства. В том же порядке шло и освящение икон: сначала чин освящения совершили "православные" священники, а затем - старообрядческий священник о. Илия. Так что расщепление сознания было и до революции. Журнал хвалится тем, что их попу тоже разрешили освятить иконы после никониан. Каким интересно чином?...

Назорей Сиона: М-да

о. Андрей: Назорей Сиона пишет: М-да Московская духовная академия

Назорей Сиона: о. Андрей пишет: Московская духовная академия из которой выперли Кураева за гомоскандал ... расщепление сознания у никониан ... у белокриницких , как выяснилось тоже ... м-да ... московская духовная академия . Вот круг и замкнулся !

Iнок: о. Андрей пишет: А это не сегодня началось. Получается что формально в мире христиане живут по Новому Завету,а реально по ВЗ. Почему? Да потому что как и сказано в ВЗ,спасутся единицы. Сколько христиан РДЦ во всем мире? Правильно,единицы по сравнению со всем населением Земли. Или я фантазирую?

андрей ю.: Iнок Сколько христиан РДЦ во всем мире? Правильно,единицы Ну, для меня по сравнению с ДЦХБИ, очень много христиан в РДЦ Поэтому я немного успокоился. Есть архиереи, есть иереи которые должны заниматься духовными вопросами, с меня спрос маленький.... А тож переживал, когда думал что мы одни в истине стоим, теперь груз спал.

о. Андрей: Iнок пишет: Сколько христиан РДЦ во всем мире? Правильно,единицы по сравнению со всем населением Земли. Да, нас мало, а благочестивых из нас, увы, еще меньше Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет.4:17,18) андрей ю. пишет: много христиан в РДЦ Есть еще и ГДЦ...

Iнок: андрей ю. пишет: Есть архиереи, есть иереи которые должны заниматься духовными вопросами, с меня спрос маленький.... А если самому с себя спрашивать,не пробовали? о. Андрей пишет: Да, нас мало Но мы в тельняшках . Ладно,надо отвлечься. Прислали приглашение в ЗБТ "Сурвариум",пойду с детьми пообщаюсь

о. Андрей: Iнок пишет: пойду с детьми пообщаюсь Вот это правильно

андрей ю.: о. Андрей Есть еще и ГДЦ... А это что такое? Огласите пожалуйста весь список. Супруга спрашивает: есть ли какие погрешности в Поморских ответах?

андрей ю.: Iнок андрей ю. пишет: цитата: Есть архиереи, есть иереи которые должны заниматься духовными вопросами, с меня спрос маленький.... А если самому с себя спрашивать,не пробовали? Как не пробовал, Сергiй и о. Андрей не дадут соврать как я на форумах грудью становился за церковь к которой принадлежал. Впрочем ничего не изменилось, я теперь буду защищать везде где смогу РДЦ. И это не попрыгунство, просто я во что верю, то и защищаю, и умею признавать свои ошибки.

о. Андрей: андрей ю. пишет: А это что такое? Огласите пожалуйста весь список. Это наша братская Церковь - автокефальная Церковь Грузии. http://www.oldorthodox.ge/ - сайт Грузинской Древлеправославной Церкви

андрей ю.: Сергiй Тогда простите Христа ради. Оказывается, некоторым (мне) надо сто раз одно и то же повторить. Да бросьте, предлагаю воспользоваться притчей: "Обличай премудрого, он тебя возлюбит," Вы типа обличаете, а я типа премудрый В итоге получаемся друзья.

Jora: Iнок пишет: Сколько христиан РДЦ во всем мире? Правильно,единицы по сравнению со всем населением Земли. Или я фантазирую? Во дни Ноя спаслось 8 душ, а Сам Христос говорит, что так же (м.б., по такому же принципу) будет и во дни Сына Человеческого. В декабрьских Деяниях верно сказано, что суд Божий о загробной участи восхищать нельзя. Но аналогию с потопом, наверное, провести можно (не с цифрой 8, а вообще, в целом).

андрей ю.: Jora Во дни Ноя спаслось 8 душ, а Сам Христос говорит, что так же (м.б., по такому же принципу) будет и во дни Сына Человеческого. В декабрьских Деяниях верно сказано, что суд Божий о загробной участи восхищать нельзя. Но аналогию с потопом, наверное, провести можно (не с цифрой 8, а вообще, в целом).Грустно, но справедливо. Господь будет судить по правде, от которой многие отклонились. Дай Бог не слукавить в своем сердце. Ведь Бог говорит: "Сыне, даждь мне твое сердце". (Пр. 23, 26)



полная версия страницы