Форум » Догматическое богословие » Епитимия » Ответить

Епитимия

Сергiй: Епитимия. Что это? Великая польза? Бесполезное или даже вредоносное и опасное? Давайте порассуждаем. А начнем вот с чего. Когда-то на Синае Господь дал Моисею и всему народу Израиля Закон, который должен был определять жизнь ветхозаветного народа Божия. Но уже после Воскресения Христова апостол Павел пишет о смертоносном законе. Параллель с епитимьей для меня более чем очевидна. Сталкиваясь на протяжении 10-ти последних лет с отношением к епитимье, сделал для себя далеко не утешительные выводы. Итак, епитимья ради епитимьи? Ну, чтобы соблюсти предписание. Положено? Даю! Епитимья ради наказания и дальнейшего отлучения от причастия? Ну, чтобы реже причащались. Положено раз в год или по крайней мере четыре. Неча дерзать на большее! Еще одна мысль. "Вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что мы работаем". О чем это я? Догадались? Да, да, о пренебрежительном отношении к духовному врачеванию. Я стригу бороду, да, но!!! Я несу за это епитимью!!! Не абсурдно ль это? И так не только с бородой, борода - один из примеров. Нужна ли такая епитимья? Не является ли она смертоносным орудием вместо того, чтобы помогать в деле спасения? Здесь я, разумеется, говорю не вообще об епитимье, а лишь о том, во что она, к сожалению, превратилась. Еще один момент. Давать епитимью-врачевание - хорошо, но если лекарство не помогает, или человек забывает его принимать, то какой толк от лечения? Если ж человек, покаявшись в каком-либо грехе, самостоятельно ведет христианский образ жизни и не возвращается на свою блевотину, вымытый, не валяется снова в грязи, то, собственно, зачем ему епитимья? Ведь цель епитимьи - не сама епитимья, а исправление? Не так ли? Кроме того, покаяние, прежде всего, - изменение сознания. Ну и так далее. Прошу высказываться, добавлять от себя, рассуждать и тому подобное.

Ответов - 57, стр: 1 2 All

Глеб: Пишу с телефона посему кратенько. Я об относительности хочу сказать. Господь сказал - "бремя мое легко" и "приходящего ко мне не изжену вон". Это я к тому что в нынешнее время в некоторых случаях действительно отлучение от причастия приносит больше вреда чем пользы. Хорошо если чадо разумеет за что епитимья и делает из этого вывод. Но чаще чаду только в общих чертах довели и вручили так сказать приговор. От такой епитимьи только озлобление. Уверен что ничтожный процент в РПСЦ той же будет причащаться богоявленской водой при длительном отлучении от причастия, остальные просто наплюют. Мое мнение таково что надо проводить разъяснительную работу, объяснять, увещевать и уж потом давать епитимью. Милосерднее надо быть священству, не врага Христова казнит, а чадо неразумное научает. Ну разъяснять нужно чтобы человек надежду имел о причащении водой дабы ему совсем с катушек не съехать и не впасть в еще большие грехи под предлогом типа пять лет большой срок, все равно не причастят, а я уж потом оптом за все и покаюсь. Как то так, простите Христа ради за сумбурность.

Сергiй: Вполне актуальные мысли, из жизненной практики. Но я смотрю, у нас интересующихся этим вопросом нет, всех всё устраивает?

Глеб: Судя по всему да. Из своей практики в РПСЦ могу предположить еще распространенный там вариант формального наложения епитимьи которая совершенно не обязательно подлежит исполнению. Как говориться каждый играет свою роль. Кстати говоря епитимья совершенно не обязательно должна быть в виде поклонов и молитв. Это может быть и например труд на благо общины для смирения гордецам или раздача милостыни для сребролюбцев. Ввелось бы такое в практику вот когда бы тут такая волна обсуждений поднялась что дым коромыслом. А раз всех устраивает значит предполагаю формальный подход. Чтобы чада не разбежались.


о. Андрей: На самом деле, церковные правила не предписывают никаких епитимий. Согласно правилам, впавший в тяжкий грех человек, ПОСЛЕ ОСТАВЛЕНИЯ ГРЕХА И РАСКАЯНИЯ В НЕМ, должен быть лишь отлучен на уреченное время от Причастия, чтобы за это время утвердить себя в добре и приобрести добрый навык воздержания от греха, в который впал. Ептимии же появились в частной практике духовников, желавших укоротить для человеков время отлучения от Причастия посредством наложения на них обязательства соблюдать то или иное воздержание или послушание (пост, молитва, милостыня и т.п.). То есть епитимья должна быть средством не кары, но человеколюбия. Ее смысл - помочь человеку приобрести добрый навык. Например, отлучили человека от причастия за ненависть. Можно сказать ему: приходи, когда перестанешь ненавидеть, а можно подсказать ему, как именно добиться в себе этого: примириться (пусть и через силу) с тем, кого ненавидишь, молиться ежедневно о нем и по факту прихода в ум дурного помысла об этом человеке. Вот это и есть епитимья. Просто самому человеку в силу неопытности бывает сложно найти путь к приобретению доброго навыка и победе над злом. Епитимья - это подсказка. Поэтому она, естественно, не может компенсировать грех, то есть бессмысленно грешить и нести епитимью за это, думая, что епитимья перекрывает поступок. В данном случае епитимья лишь увеличит ответственность за грех. Да и вообще, как от каждой болезни для каждого свое лекарство, так и епитимья должна быть не только соотнесена с проступком, но и с самим человеком, ибо не всякое лекарство, подходящее одному, подойдет и другому. В историческом же плане, применение епитимьи - практика весьма древняя. Но наиболее структурированной ее сделал св. Иоанн Постник (+595г.). Его Номоканон о епитимьях используется духовниками до сих пор.

о. Андрей: Вот текст Номоканнона св. Иоанна Постника: http://krotov.info/acts/canons/postnik.htm Если русский текст вызывает недоверие, то вот славянский: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=209 Так же следует добавить, что Номоканон оценку имеет неоднозначную. Есть и критика. Например, Николай Грамматик, патр. Константинопольский, на вопрос Иоанна мниха и молчальника: "Подобаеть ли правилы Иоанна Постника правити некыя?", - отвечал: "Таковая правила многое схождение приимше, многы погубишя, темже в разуме добра сущи, от того съгрешающеи да исправятся". Никон Черногорец между прочим замечает: "о снеди же и питии, яже в книзе Постникове лежащая, не съгласуют отнудь божественым правилом".

Виктор К: Сергiй Доброго здоровья! Сергiй пишет: я смотрю, у нас интересующихся этим вопросом нет, всех всё устраивает? нет! ДАЖЕ БЛИЗКО! не устраивает. просто хотелось переварить, обдумать и изложить. основная задача епитимии - не наказание, а врачевание. и тут же встаёт самый болезненный вопрос - в чём же заключается это самое врачевание??? как выясняется из содержания текстов о епитимиях - основное, это отлучение на время от Причащения Святых Христовых Тайн с наложением дополнительных "трудов" (поклоны, посты, чтение молитв....это на усмотрение духовника). НО! Отцы (обращаюсь именно к ним, так как этот вопрос прежде всего в их ВЛАСТИ - да именно - власти), много говорится о Причащении, о необходимости оного, о важности и т.д. А где дела, отцы??? что изменилось? конечно каждый может сказать - "а вот у меня на приходе....". но лично меня не интересует отдельно взятый приход. если стоит вопрос о епитимии, то это проблема общецерковная. и рассматривать её отдельно от общей духовно-нравственной составляющей нашей Церкви - нельзя. а о какой духовности можно говорить - если мы каждую Божественную Литургию нагло лжём - не знаю кому - себе или Богу - когда поём, слушаем и т.д. слова в конце Божественной Литургии "...яко сподобил еси нас причаститися..." Сергiй а что мы можем сделать если духовенство не выполняет постановление Собора Церкви? которое само и подписывает и принимает. Что это? я конечно "молодой" христианин - крестился менее года назад, я конечно же могу многого не понимать в древлеправославии, но я не заметил чтобы на проповеди говорилось о необходимости причащения, о важности Его для христианина. не заметил, чтобы что-то менялось в этом вопросе. о. Андрей пишет: ПОСЛЕ ОСТАВЛЕНИЯ ГРЕХА И РАСКАЯНИЯ В НЕМ, должен быть лишь отлучен на уреченное время от Причастия, чтобы за это время утвердить себя в добре и приобрести добрый навык воздержания от греха, в который впал. хорошо сказано, духовенство и так отлучило христиан от Причащения, прости за резкость, отче. о. Андрей пишет: Например, отлучили человека от причастия за ненависть. Сергiй пишет: Еще одна мысль. "Вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что мы работаем". ну... когда работают, а "инструкции" не исполняют, так значит плохо работают, и самое грустное - сами под этими "инструкциями" подписываются! поэтому прежде всего нужно сказать, что надо бы решить вопрос с общей обстановкой так сказать, а то каково действие епитимии, если отлучать то не от чего, а если отлучать то, сами как бы вроде бы уже отлучены - не причащают нас, и так поставили - раз в год или четыре с вас хватит, а вот интересный вопрос как обстоит тот же момент с самим духовенством?! что-то куда-то я полез...но тем не менее так чтоСергiй вопрос на злобу дня....но однако он поднимает и другие вопросы.

Глеб: о. Андрей пишет: . Просто самому человеку в силу неопытности бывает сложно найти путь к приобретению доброго навыка и победе над злом. Епитимья - это подсказка. Вот это то, о чем я говорил, когда человеку трудно дойти ему надо подсказать, направить. И если уж совсем не доходит только тогда и налагать епитимью. Мы еще в повседневности забываем что на дворе не семнадцатый век, а двадцать первый. То, что в 17 - ом могло выполняться легко сейчас требует определенных усилий ввиду общего падения православия в России. Это должно учитываться обязательно. Так же хотелось бы расмотреть некоторую непоследовательность в современной практике древлеправославия. Почему то приоритет определения качества и не качества все более отдается священству. Например - "Кто, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, три воскресныя дни, в продолжении трех седмиц кряду не приидет в собрание церковное на молитву, таковый если священный извергается, а мирский отлучается, по 90-му правилу Шестаго вселенскаго собора. И 159-е правило Номоканона отлучает, кто не празднует воскресные дни и праздники, но делает во оные работу обыкновенную ". Может ли кто нибудь припомнить кого нибудь отлучили от Церкви за то, что в течении месяца не пришел на Литургию или отлучили от причастия? Уверен что нет такого, на сто процентов уверен. Хотя нет никаких объективных причин для того чтобы не прийти если только человек не в тюрьме. Зато за брадобритие или посризание, которое может быть вызвано целой кучей объективных причин отлучение от причастия (по крайней мере в РПСЦ) прям наработанная практика. Хотя тоже есть местечковость. В каком нибудь деревенском приходе не причащают и чуть ли не в крязь втаптывают, и тут же на крылосах на Рогожке поют брадобрийцы. Двойные стандарты?

Виктор К: Глеб прежде всего нужно понять от чего отлучать? если причащение всего-то 4 раза в год, а для большинства 1 раз в год, то и так все отлучены. Глеб пишет: Хотя нет никаких объективных причин для того чтобы не прийти если только человек не в тюрьме. так вот в том то и проблема - нет не только причин, но и стимула к духовному росту. Причащение обязывает христианина - быть христианином не только номинально. Причащение и все, связанные с ним действия - пост, молитва, исповедь - способствуют росту христианина в духовном плане. А без всего этого и хождение на службу само по себе (я имею в виду хождение, но без Причащения) является уже поводом для наложения епитимии.

Глеб: Виктор К пишет: Глеб прежде всего нужно понять от чего отлучать? если причащение всего-то 4 раза в год, а для большинства 1 раз в год, то и так все отлучены. Совершенно согласен. Мало этого, священство зачастую полагает что раз причащение в посты четыре раза в год то и исповедь тоже можно приурочить к постам и причастию (кто достоин). В итоге возникает устойчивая практика нарушения 52-го апостольского правила. Когда указываешь им на нарушение начинается выпучивание глаз и угрозы отлучить за " незаконное досаждение " иерею. Целый набор подобных недоразумений наблюдал лично.

Виктор К: вот вот... и главное! я смотрю на своих детей и радуюсь и думаю - будьте подольше маааленькими, хоть будете причащаться подольше.

Сергiй: о. Андрей, горячий привет северной столице! Теперь всё понятно. А то удивлялся, отчего молчание. Ты так хорошо написал, что мне вставить нечего, потому что последующее поясняет предыдущее. Если б все так помышляли!

Сергiй: Виктор К пишет: Доброго здоровья! Доброго здоровья, дорогой брат Виктор! Виктор К пишет: просто хотелось переварить, обдумать и изложить. Очень хорошо! И мне хочется, чтобы либо со мной согласились, либо меня поправили, либо, не согласившись, поспорили и, может, убедили. Виктор К пишет: когда поём, слушаем и т.д. слова в конце Божественной Литургии "...яко сподобил еси нас причаститися..." Я думаю, что причастие - серьёзная проблема, но не самая главная. От причастия надо "оторвать" исповедь, поскольку нужда в покаянии, в облегчении груза, ноши греха, тяготящего душу, насущна. Мы часто соблюдаем гигиену тела, но небрежем об исповеди - гигиене души. Я считаю, что за исповедью не должно следовать причащение, исповедь должна быть по нужде, столько, сколько необходимо. А о причащении рассудит духовник. Или сам христианин, сочтя себя недостойным. Как епитимья не может быть ради епитимьи (предписание, буква), так и причастие ради причастия по той же букве. Желание причастия - состояние души, внутренняя потребность. В причастии - соединение со Христом и со всеми членами Единого Тела. Не существует причастия "для меня одного", где "я и Чаша". Виктор К пишет: я конечно "молодой" христианин - крестился менее года назад Брат Виктор, Вы до этого были всё же христианином, а не человеком мира сего. Я уже упоминал, что "омытому надо только ноги умыть", то есть дополнить.

Сергiй: Глеб пишет: Может ли кто нибудь припомнить кого нибудь отлучили от Церкви за то, что в течении месяца не пришел на Литургию или отлучили от причастия? Уверен что нет такого, на сто процентов уверен. Этим грешат не только приходящие помолиться со всеми вместе, но и клирошане, которые, не стесняясь, проходят на клирос, отсутствуя длительное время без уважительных причин. Посещение собраний - проблема древняя. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; (Евр.10:25) Здесь воспитывать надо, прививать с детства любовь к богослужебным собраниям. И правило, Вами упомянутое, как раз говорит о том, что в те времена не ходили регулярно, иначе, откуда бы взяться правилу?

Сергiй: Виктор К пишет: Причащение обязывает христианина - быть христианином не только номинально. Причащение и все, связанные с ним действия - пост, молитва, исповедь - способствуют росту христианина в духовном плане. А без всего этого и хождение на службу само по себе (я имею в виду хождение, но без Причащения) является уже поводом для наложения епитимии. Вот!

Глеб: Сергiй пишет: но и клирошане, которые, не стесняясь, проходят на клирос, отсутствуя длительное время без уважительных причин Не то слово. Лично знаю одну крылошанку в РПСЦ которая с детьми приходит непосредственно к причастию. Спрашиваю однажды мол тебя иерей не ругает еще, а она невинно глядя мне в глаза говорит - " надо же дать малым выспаться". А потом еще и выяснилось что она какая то родственница председателя общины.

Сергiй: Самая настоящая епитимья - когда человеку стыдно за свои поступки. Представим себе человека, зашедшего на торжество в грязной одежде. Кстати, пример в Писании - человек на пиру в небрачной одежде. Куда как красноречиво! И даже, если б он вдруг омылся и переменил одежду, некоторое время ему будет неловко перед чистым и прилично одетым обществом. "Зато у нас многие несут епитимью!" - звучит нагло-вызывающе, кощунственно. Мы бравируем своим греховным состоянием, мы не стыдимся греха. Тогда и епитимья теряет всякое значение, превращается в пустой обряд. И ни добрые дела, ни милостыня не заглаживают грех, грех исправляется покаянием - исповедью. Исповедь - святая святых, всё во всем, без постоянной исповеди нет христианина. Пущу в ЖЖ. Может, кто позлится?

Глеб: Сергiй совершенно согласен. У преподобного Ефрема Сирина есть на тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются. Очень полезно почитать тем любителям бравировать.

Сергiй: Спаси Христос! Эх, провокация-то не удалась, кругом - сплошные согласия.

Глеб: Сергiй так у меня в отношении вас планы, уж никак ссорится нельзя, буду просить взять меня в подмастерья. А если серьезно то честно соглашаюсь, христьянин не прилагающий усилий к духовному росту и находящийся на позиции торговли с иереем мол, "я согрешил, ты наказал, все довольны чего ж тебе еще от меня надо", как мне кажется просто лукавнует. Такого бы и отлучать не грех если только у него нет ОЧЕНЬ веских оправданий.

Сергiй: Сразили окончательно. Глеб пишет: взять меня в подмастерья Кто б меня взял? Глеб пишет: А если серьезно то честно соглашаюсь, христьянин не прилагающий усилий к духовному росту и находящийся на позиции торговли с иереем мол, "я согрешил, ты наказал, все довольны чего ж тебе еще от меня надо", как мне кажется просто лукавнует. Такого бы и отлучать не грех если только у него нет ОЧЕНЬ веских оправданий. Аминь! Мне добавить нечего. Ну, жизнь пошла, всё ладно и гладко. А вдохновение где прикажете черпать? Кто меня раздражать будет? Ау, имярек!!! Без тебя не пишется, не слышится, не дышится.

Сергiй: Кстати, Глеб, вопрос у меня к Вам есть. Я тот Малый катихисис в церковно-славянский перевел, а вот оригинала, по которому править бы надо, у меня нет. А самостоятельно я тексты не обрабатываю, поскольку больше всех не доверяю... самому себе! У Вас только Большой или Малый тоже есть? В любом виде, хоть в Пдф, хоть в картинках, то только оригинал.

Глеб: Сергiй , к сожалению я точно в такой же ситуации, кроме Большого Катехизиса у меня есть вот только такой, он даже не малый, а совершенно для чайников. Других к сожалению не имею.

о. Андрей: Это издание весьма примечательно. Издатель - наш Малехонов, автор же белокриницкий священник, перешедший в католичество

Глеб: о. Андрей Официально Издательский отдел в Древлеправославной Церкви был учрежден при Совете Всероссийского Братства в честь святителя Николы на III Всероссийском Съезде древлеправославных христиан 12 мая 1910 года. Съездом тогда было решено учредить контроль со стороны Совета Братства над издающимися в типографии Л.А. Малехонова книгами церковно-богослужебного и религиозно-нравственного характера, на что Малехонов заявил от имени типографии, что в Совет Братства будут представляться для просмотра все выходящие из печати издания. То есть Малехонов вел двойную игру и не предоставлял для просмотра ВСЕ выходящие из печати издания? А разве у РПСЦ небыло своих книгопечатен? Можно пользоваться этим Катихизисом?

о. Андрей: Дорогой Глеб, Вы не внимательны Малехонов двойной игры не вел. Вы привели цитату из Деяний Съезда 1910 года, а обсуждаемая книжка была напечатана в 1909 году

Глеб: о. Андрей да, вы совершенно правы, просто меня сбило с толку вот это - В 1908 г. древлеправославными христианами была создана типография, получившая название "Московская старообрядческая книгопечатня". Для организации ее работы и распространения книг был основан торговый дом "Л. М. Орлов-Житков, Л. А. Малехонов и Ко". Орлов и Малехонов являлись главными финансистами типографии.. А что ему в РПСЦ не понравилось? Можно пользоваться его Катихизисом?

о. Андрей: А от белокриницких не один Сторожев в католики подался. Католики же всех в сущем сане признают, а у белокриницких это ведь чуть ли не наиважнейший аспект веры. Относительно же катехизиса пока ничего конкретного сказать не могу. Я просматривал его когда-то давно, но в домашней библиотеке не имею. Впрочем, если Вы его отснимете и перешлете, то я ознакомлюсь и скажу свое мнение

Глеб: о. Андрей подводите меня однако? Полный текст в библиотеке группы ( третий снизу) где Вы, если мне не изменяет память, являетесь редактором и гарантом от ересей и другой неправославной закваски.

о. Андрей: Каюсь. Совсем закрутился Исправлюсь

Глеб: Не забудьте написать отзыв, а то возможно Катихизис и не православный и его удалять надо будет из библиотеки.

Сергiй: Вот так, батюшка. Тяжела ноша поповская редакторская. Но, назвался груздем, полезай в кузовок. Ага. А как же хорошо быть вольной птицей!

Глеб: Сергiй , так Вы тоже могли бы и заглянуть, у меня ужо около трехсот единиц по старой вере и пополняется по сусекам, глядишь и чего присмотрели бы? Прайсик Вам отправить что ли?

Сергiй: Сайтик там у Вас? Давайте ссылочку. А "прайсик" - цена, что ли? Шучу.

АлексЭд: Я тоже ссылочку хочу

Глеб: Сергiй http://i055.radikal.ru/1310/b9/e3c59450cfcd.png http://s45.radikal.ru/i109/1310/5c/ead2cebd1029.png http://i020.radikal.ru/1310/64/633770b8557d.png http://s019.radikal.ru/i630/1310/87/b07d601231ff.png http://s020.radikal.ru/i714/1310/12/f9f8e449aaf0.png http://s020.radikal.ru/i716/1310/1f/a87e57cf1b4d.png http://i017.radikal.ru/1310/29/ec9925ac8135.png Это только часть. Это не сайт, группа вконтакте. Староверие (библиотека) http://vk.com/club48267825

Jora: о. Андрей пишет: думая, что епитимья перекрывает поступокТак и в поучениях нескольких есть об этом - что неисполненная епитимия оставляет грех непрощённым. Попробую вспомнить, где именно.

Jora: Насколько достоверна история о Феодоре, дух. дочери св. Василия Великого?

Сергiй: Глеб пишет: Староверие (библиотека) http://vk.com/club48267825 Батюшки-светы! Кого я вижу! Там мой протопоп - единственный и неповторимый! А я и не знал. Вот что значит НЕ СЛЕЖУ. :-))))))))))))) Глеб, спаси Христос! Сейчас всё посмотрю.

Сергiй: А, понял, что это. Хорошая подборка.

cocpucm: Глеб пишет: А разве у РПСЦ небыло своих книгопечатен? Как минимум, у белокриницких были: 1) типография при московском архиепископстве (ИМХО, самая красивая гарнитура из всех старообрядческих типографий, ее оцифровка - шрифт "Канонник") - но из известных мне изданий только перепечатки дораскольных Канонника и Часовника; 2) типография Рябушинского (а вот у него, наоборот, была уродливая никонианская гарнитура), печатали много чего; 3) Уральская типография - ея плоды уже здесь обсуждали; 4) издательство при журнале "Старообрядец" в Нижнем - тоже уродливая никонианская гарнитура и тоже довольно широкий ассортимент изданий



полная версия страницы