Форум » Догматическое богословие » Про молитву, и чтение - поучения св. отец и советы мирян » Ответить

Про молитву, и чтение - поучения св. отец и советы мирян

андрей ю.: 2. Тому, кто научился молиться как должно, не столько потребно чтение, потому что его душу исполняет божественным светом и божественно изменяет благодать Святого Духа. Но тот, кто предпочитает больше сидеть за чтением, нежели научаться молиться как должно, находится в прелести и сам себя отдаляет от спасения; лучше же сказать, таковый бесчувствен, хотя и говорит, что прочитал все Писание и всегда имеет его на языке. Не может быть, чтобы плод земной созрел без теплоты солнечной. Пусть семя прозябнет во время зимы и весною прорастет и даст ствол, но если все время будет стоять пасмурное и холодное, то никак не созреет плод его. Это будет произрастание ни к чему негожее и бесполезное, лучше бы ему совсем не прорастать. Таким же образом и тот, кто не согревается теплотою умного Солнца - Христа Господа, посредством молитвы, как должно совершаемой, не может получить зрелого плода духовного, то есть сладости и пользы от чтения своего. (Симеон новый богослов, слово 8) Это ко мне относится.... Хотелось бы в этой теме услышать наставления про молитву и чтение...

Ответов - 22

андрей ю.: Про чтение Писаний. "В отношении же к Божественному Писанию, то, чтобы читать оное, в нашей состоит власти, а то, чтобы понимать читаемое, и от нас самих зависит, и не от нас. От нас зависит старание и внимание, какие надлежит иметь при чтении; то же, чтобы понимать читаемое, есть дело благодати Божией. Но то, чтобы удерживать в уме и помнить понятое, есть дело единой благодати Божией. Почему не много таких, которые удерживают сие в уме, как и вообще спасаемых избранников немного. - Чтение научает человека тому, что руководит его к Богу и делает Божиим, а молитва делает то, что Бог милосердствует к человеку и просвещает ум его, чтобы понимал и помнил прочитываемое. То, что написано об иных мирских делах, читающие могут понимать и сами, но вещей божественных и спасительных никому невозможно понять или помнить без просвещения от Святого Духа Как говорится - без Бога, не до порога.....

Алексий: андрей ю. пишет: кто предпочитает больше сидеть за чтением, нежели научаться молиться как должно, Разный подход к Богословию. Один созерцательно-мистический (условно, Византия), другой схоластический (условно, латинский запад).

андрей ю.: Алексий Разный подход к Богословию. Один созерцательно-мистический (условно, Византия), другой схоластический (условно, латинский запад).И кто какому принадлежит? Я в этом вообще не разбираюсь.


Jora: Алексий пишет: Разный подход к Богословию. Возможно, истина где-то посредине...

Прасковья: Осмелюсь написать. Думаю чтение нам необходимо для научения, назидания и сохранения от греха. По крайней мере пока человек читает, в это время не согрешает , ну как мне кажется. Счастлив человек, который может позволить себе чтение Божественного писания, святых отцов и другой назидательной литературы. Особенно в наше время, когда со всех сторон идут соблазны и искушения. Но у всего есть две строны, так и у чтения есть сторона отрицательная и именно о ней пишет Симеон новый богослов. Мне кажется, быть праздным, христианин не может себе позволить. Всегда надо бодриться удобным для нас способом: чтением, пением, молитвой, трудами и прочим. И тогда Господь, видя наши старания откроет для нас путь к Себе. Главное в нашем спасение, понравиться Господу и тогда нам откроется путь в царство небесное. Ну, а про молитву, лично я предпочитаю пение. Просто в своем сердце пою "Богородице дево радуйся" "кресту твоему покланяемся Владыко" и другие короткие песнопения. Стремлюсь бесперестанно петь, но не всегда получается. Простите Христа ради.

андрей ю.: Прасковья Думаю чтение нам необходимо для научения,Так и есть. Вот я например прочел: "Нет греха больше, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения. Кто молится или поет псалмы просто, как попало, с небрежностию и презорством, тот явно не знает, что такое есть Бог, не знает и небрежничает. Почему Бог, от Коего исходит и отпущение грехов, и всякое благо, хотел бы помиловать и его, но не может, а паче гневается. Лучше такому совсем не молиться, чем так молиться, то есть устами только. Душе не свойственно молиться устами, а умом, и тот, кто поет псалмы и молитвы творит, а ум его не заключает себя в молитву, которую он говорит, делает дело несообразное, почему подвигает на гнев Бога, Которому молится. Как ум видит и ум слышит, так надобно, чтобы ум же и молился посредством уст. Кто совсем не молится, тот не исполняет своего долга и остается должником Богу, но когда-нибудь он опомнится и может испросить себе отпущение долга у Бога, Коему должен. Тот же, кто молится кое-как, с небрежностию, подвигает на гнев Самого долгов решителя Бога, Коему молится, ибо таковый устами Богу молится, а ум с бесами ведет беседу. От кого же после сего ожидать ему милости?" (Пр. Симеон сл. 9) И задумался о своей молитве... а не прочел бы, то и думал бы, что все у меня нормально... Но у всего есть две строны, так и у чтения есть сторона отрицательная и именно о ней пишет Симеон новый богослов.Это когда кто думает, что чтение может заменить молитву (сам так думал)...

Глеб: А чтение Псалтыря или Апостол или Евангелие на службе чем является?

Алексий: андрей ю. пишет: кто какому принадлежит? Преподобный Симеон созерцатель-мистик. Через молитву он добивался земного Богообщения. На Руси его знали, но не сильно широко.

андрей ю.: Алексий Преподобный Симеон созерцатель-мистик. Через молитву он добивался земного Богообщения.Еще он один из трех богословов, носящих сей титул официально. Этим все сказано. Глеб А чтение Псалтыря или Апостол или Евангелие на службе чем является?Вот можешь ты озадачить Это пусть священники отвечают.

Jora: Высокую планку ставит прп. Симеон...

Глеб: Ага, просто дзен-буддизм какой то.

Прасковья: андрей ю. пишет: Тот же, кто молится кое-как, ну да, это все так, но если мы совсем руки опустим мне кажется еще хуже будет. Просто надо осознавать, что молимся плохо, без должного усердия каиться перед Богом и просить исправления. Глеб пишет: Ага, просто дзен-буддизм какой то. все он верно пишет, просто нам до этого ну невероятно далеко. Это тоже самое что сравнить омебу с человеком Поэтому чтение Пр.Симеона интересно, но надо быть реалистами. В конце- концов мы не монахи, мы миряне и для нас планка все-равно пониже должна быть.

Глеб: Точно. Начитавшись Симеона нормальный человек может впасть в состояние фрустрации с суицидальными мыслями совершенно оставить духовный труд и впасть в отличную от симеоновской крайности крайность полного погружения в обмирщение.

андрей ю.: Прасковья ну да, это все так, но если мы совсем руки опустим мне кажется еще хуже будет.Какое опустим?! Православие - это религия мужественных! Просто по себе, когда я понял задачу, то знаю к чему надо стремиться... А конечный пункт - это прийти к этому к моменту разлучения души от тела... "В чем застану, в том и сужу" Просто надо осознавать, что молимся плохо, без должного усердия каиться перед Богом и просить исправления.Осознать - это главное, ну а дальше пытаться исправится. В утешение всем нам слова Златоуста: ""Как от бездействия рождается ленность, так и от упражнения появляется усердие.Поэтому,хотя бы ты был исполнен бесчисленным множеством грехов,хотя бы ты был нечист,- не убегай от здешнего собрания.Но что же скажешь, если я слушаю, но не исполняю? Не малое приобретение и это - признать себя достойным сожаления.Не бесполезен и этот страх: не бесплодна и эта боязнь.Если только будешь сокрушаться о том, что, слушая, не исполняешб, то неприменно приидешь когда нибудь и к исполнению." (И.Златоуст)

Алексий: Глеб пишет: Начитавшись Симеона нормальный человек Да. Такой путь далеко не для всех. Может для одного из многих тысяч?

андрей ю.: Алексий Да. Такой путь далеко не для всех. Может для одного из многих тысяч?Зато полезно знать, т.к. смиряет душу.... видишь, что хоть ты и постишься и молишься и.т.д., но ничего особенного не сделал... Одно это уже не маловажно, т.к. подсекает гордыню, от которой и все грехи происходят... "17:10. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать. (Лк.) " Но если какой раб загордится, говоря, что он так хорошо делает свое дело, то бывает бит за то самое, чтобы помнил, что он не мог сделать ничего больше того, что должен был сделать, - так что, если хочет такой раб (исправный во всем), чтоб господин его благодарил его, то должен всячески смиряться и говорить: я сделал только то, что должен был сделать, и если бы не сделал того, то был бы бит, как раб неключимый."(преп.Симеон)

андрей ю.: Глеб Точно. Начитавшись Симеона нормальный человек может впасть в состояние фрустрации с суицидальными мыслями совершенно оставить духовный труд Так мы жеж не нормальные Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1 Кор. 3, 18–20).

Татиана: Прасковья пишет: Просто в своем сердце пою "Богородице дево радуйся" "кресту твоему покланяемся Владыко" и другие короткие песнопения. а мне особенно нравится слушать песнопение: "... прийдите чада послушайте мене, страху Господню научю вас...".

о.Евгений: Татиана пишет: "... прийдите чада послушайте мене, страху Господню научю вас...". хм. и мне нравится :)

Jora: Весь Псалом состоит из метких фраз (бледное выражение, конечно).

Прасковья: Jora пишет: Весь Псалом речь идет полностью о 33 псалме или он еще как то по другому поется?

о.Михаил: Jora пишет: Весь Псалом состоит из метких фраз (бледное выражение, конечно). Весь Псалтырь.



полная версия страницы