Форум » Догматическое богословие » Догматические отступления Рима » Ответить

Догматические отступления Рима

Виктор К: а) в учении о Св. Духе И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего» — так преподал нам, Церкви Своей Сам Христос, так засвидетельст-вовали самовидцы Слова, апостолы, утвердили Все-ленские соборы. Начиная с XI века Римо-Католическая Церковь исповедует, что Св. Дух «от Отца и Сына исходит»: в Никео-Цареградский Символ Веры, не обсудив во-проса на Вселенском соборе, односторонне, Рим-ский епископ внес добавку: «и от Сына». Как это случилось? Учение о происхождении Св. Духа от Отца и Сына впервые появилось в начале VI столетия в Испании, во время борьбы Испанской Церкви с арианами-вестготами. Ариане не только умаляли Личность Сына Божия, но и отрицали Его единосущие Богу-Отцу, признавая в Нем сыновство лишь по благодати, а не по единосущию, признавая в нем совершенное творение. Возможно, что, защищая евангельское учение о Сыне Божием, сформулиро-ванное в Никее, испанские епископы добавлением в Символ Веры «и от Сына исходящего» хотели под-черкнуть равенство Лиц Пресвятой Троицы, а имен-но: единосущие Сына Отцу. Эта вставка выражала частное мнение отдельных епископов Испании. И лишь в VIII веке мысль о вечном исхождении Св. Ду-ха и от Сына начали открыто обосновывать и защи-щать ученые Франции и Испании, а в начале IX ве-ка (809) состоялся под личным председательством Карла Великого в Аахене Собор, специально рас-сматривавший этот вопрос. Ввиду разногласия участников отцы Собора не пришли к согласию и оста- вили 8-й член Символа Веры неизменным. Но Карл Великий, первый из западных императоров оконча-тельно оторвавшийся от императора византийского, желая подчеркнуть свою независимость от Византии и свое значение в Церкви, обратился к папе Льву III с просьбой утвердить «недавно появившее-ся» учение о Св. Духе и внести его в Никео-Цареградский Символ Веры. Папа Лев III отверг просьбу императора Карла Великого, и, чтобы предотвра-тить в будущем возможность искажения Никео-Цареградского Символа Веры, Лев III приказал выре-зать текст Никео-Цареградского Символа Веры на двух серебряных досках— на одной по-гречески и на другой по-латыни и положил эти доски при гроб-нице апостолов Петра и Павла с надписью: «Я, Лев, ПОЛОЖИЛ ЭТИ ДОСКИ ПО ЛЮБВИ К ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕ-РЕ И ДЛЯ ОХРАНЕНИЯ ЕЕ». Эти меры противодейст-вия произволу в деле охранения чистоты веры, к со-жалению, ни к чему не привели: при содействии им-ператора Карла Великого и по его настоянию в ему подвластных странах новый догмат стал быстро рас-пространяться. Внесение в Никео-Цареградский Символ Веры «и от Сына» осудил и папа Иоанн VIII, признав, что добавление это сделано по безрассудству (879 г.), а уже его преемник Адриан III, личный враг Констан-тинопольского Патриарха Фотия, учение об исхож-дении Св. Духа «от Отца и Сына» возвел в степень догмата. Так, под влиянием мирской власти и чело-веческой страстности новый догмат к концу X столе-тия распространился по всему западу, кроме города Рима. В самом Риме было внесено формально «и от Сына» в Никео-Цареградский Символ по настоянию германского императора Генриха I папой Венедик-том VIII в 1014 году. Какие же основания приводят римо-католики в оправдание этого добавления в Символ Веры? В свя-щенном Писании нет для сего оснований. Единствен-ным основанием были умозаключения западных бо-гословов, склонных к рационализму. В §16 «Пространного катехизиса» свящ. Т. Тыш-кевича, на стр. 62, читаем: «Нигде в Св. Писании нет указаний на то, будто Дух Святой исходит только от Отца... зато исхождение Его от Отца и Сына под-тверждается многочисленными местами Еванге-лия», — но автор катехизиса не указывает в своем труде этих мест Евангелия. Обратимся и мы к Евангелию. «Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух Исти-ны, Иже от Отца исходит» (Ин. 15, 26). Спаситель го-ворит о том, что 1) Св. Дух будет послан Им апостолам и 2) что Дух Святой исходит от Отца. Здесь указаны два разных состояния, два разных явления: исхожде-ние Духа Святого и посольство Его в мир. Но римо-ка-толики, обращая внимание на слова «Иже от Отца ис-ходит», говорят, что эти слова не только не исключа-ют исхождение Св. Духа и от Сына, но напротив, заключают в себе эту мысль, потому что Отец и Сын единосущны, и все, что имеет Отец, имеет и Сын. Это — умозаключение, и только. И никак нельзя признать подобное умозаключение основанием для нового догмата; римо-католики допускают в данном слу-чае смешение двух понятий: единства по существу и различия свойств Лиц Св. Троицы. Римское умоза-ключение может привести к слиянию Лиц Пресвятой Троицы, ибо, если придерживаться их логики, приме-няя ее к словам «Иже от Отца рожденна», можно прийти к абсурду, а именно: что Сын рождается от Самого Себя и от Св. Духа, так как они единосущны. Нельзя не обратить внимание и на время, в кото-ром говорит Христос: «Иже от Отца исходит» (на-стоящее время) и — «Его же Аз послю»; эта Самим Христом подчеркнутая разница времени указывает ясно на свойство Третьего Лица Пресвятой Троицы — на исхождение от Отца (настоящее время) и посоль-ство Его в мир чрез Сына для освящения мира и рас-крытия Истины, Сыном от Отца миру преподанной. Ссылаются римо-католики и на слова: «Он (Дух Святой) от Моего приимет и возвестит вам» (Ин. 16, 15); «Посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша» (Гал. 4, 6), и «вся елика имать Отец, Моя суть». «От Моего приимет» — что примет Дух Святой из того, что принадлежит Спасителю — Сыну Божию? Ответ на этот вопрос содержится в словах «и возвестит вам». Кто без предубеждения прочитает весь цитирован-ный текст XVI главы Евангелия Иоанна, стихи 12-15, не усомнится в том, что слова «от Моего приимет» от-носятся к учению, которое преподано нам от Отца Христом Спасителем. «Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне, — говорит Христос, — егда же приидет Он, Дух Истины, наставит вас на всяку Истину... от Моего приимет и возвестит вам». Таким же домыслом веет и от толкования лати-нянами слов «вся елика имать Отец, Моя суть». И здесь римо-католики смешивают два догматических момента — догмат личных свойств Ипостасей и с ним связанный догмат единосущия Лиц Пресвятой Троицы. «О Духе Святом говорится, что не от Сына или чрез Сына Он имеет бытие, но что Он от Отца исходит, свойственен же Сыну, как именуемый едино-сущный с Ним», — говорит блаж. Феодорит. Итак, Дух Святой единосущен Отцу и Сыну, Он есть Дух Отца и Сына, ибо Бог есть Троица единосущная и не-раздельная. Эта Истина, получена нами от Самого Искупителя, запечатлена апостолами и преподана нам вселенскими соборами. От нее удалились своим мудрованием, римо-католики. б) О первородном грехе Извратили римо-католики и учение о первород-ном грехе. В то время как Православная Кафоличе-ская Церковь искони УЧИТ, ЧТО 1) «Бог сотворил че-ловека безгрешным по естеству и свободным по во-ле: без-грешным не потому, что он был недоступен для греха, ибо одно лишь Божество грешить не может, но потому, что согрешить зависело не от его природы, а от его свободной воли. При содейст-вии благодати Божией, он мог быть и преуспевать в доб-ре; при своей свободной воле, при попущении Божи-ем, мог отвратиться от добра и быть во зле» (прп. Ио-анн Дамаскин); 2) «первый человек вышел из рук Творца совершенным, чистым и невинным, чистый умом и невинный по телу» и «надлежало, чтобы че-ловек, получивший бытие, возрастал, затем — му-жался, мужая — укреплялся, усовершаясь — про-славлялся, прославляясь — удостаивался видеть Бога» (св. Ириней Лионск.); 3) для этого укрепления в добре и духовного роста дано было человеку сред-ство: заповедь послушания. А римо-католики учат, что Бог, создав человека из двух противоположных и потому немогущих не противоборствовать одна другой частей (из души и тела, разума и чувственно-сти), устранил этот дуализм тем, что особым от тво-рения актом сообщил праотцам сверхъестественный дар «благодатная праведность», который до падения и удерживал душу и тело в их гармонии, устраняя между ними естественный раздор. Источник раздо-ра заключался в чувственности, в похоти, но этот ис-точник парализовался до падения действием благо-дати. «Первый человек, — говорит римо-католик кардинал иезуит Беллярмин, — утратил первобыт-ную правоту, которою, как бы некоею уздою, удер-живались страсти; совершенства первого человека не были внедрены и вложены в его природу в каче-стве даров естественных; напротив, они были привиты и приданы ему в качестве даров сверхъесте-ственных, чисто внешним образом...» Итак, римо-ка-толики учат, что состояние первых людей было сверхъестественным, что с падением человек ли-шился лишь благодати как узды, что природа чело-века осталась неповрежденной, в то время как Свя-щенное Писание, вс. соборы и св. отцы учат, что пер-вый человек вышел из рук Творца совершенным как по душе, так и по телу (Быт

Ответов - 8

о. Андрей: Эта тема предполагается, как чисто информативная или все же дискуссионная?

Виктор К: о. Андрей можно и подискутировать.

Георгий: Виктор К пишет: Обратимся и мы к Евангелию. «Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух Исти-ны Так всё же: "Истинный" или "истины"? Кстати, в Лондонском издании "Стоглава" говорится, что надо читать Символ Веры так:"...и Духа Святаго истиннаго и животворящаго, и то гораздо. Нецыи глаголютъ, и в Духа Святаго Господа истиннаго, и то не гораздо, едино глаголати или Господа, или истиннаго". Как быть, отцы и братия? Простите, Виктор, что не по теме. Это есть отдельная тема для "Миссионерскаго листка", по-моему мнению. Для справки: при Свято-Георгиевском храме РПЦ МП г.Львова выпущена брошюра по католичеству (Миссионерским отделом). На сайтах или есть -- не знаю. Довольна подробная. Нам, живущим "среди львов" такие вещи надо знать хорошо. Опонентов -- несколько миллионов!!! А прозелетизм их достиг уже и Сибири насколько я знаю...


Виктор К: Георгий надеюся на Милость Божию, что Он устроит так, чтобы мне передали наконец таки, по трудам раба Божиего Алексея, Евангелие на славянском яз. (издания Издательсткого отдела РДЦ) - посмотрю там и отвечу.

iffy: Прошу прощения, Виктор К , текст в первом сообщении темы принадлежит Вам? Или скопипастили? В таком случае хорошо бы ссылку на источник.

Виктор К: iffy текст в первом сообщении я поставил из учебника по сектоведению для того, что бы был предметный разговор на эту тему если кого-то что-то заинтересует. А если ссылочка нужна - можете в поиске тему поставить и получите источники

iffy: Дело не в том, что конкретно мне нужна ссылка (мне-то как раз не надо), просто есть общее правило, что незакавыченные цитаты - дурной тон. А у Вас, по-моему и в других темах такой же недостаток. Извините за занудство.

Виктор К: iffy форум предполагает СВОБОДНОЕ общение - как разговор, беседа, а они не предполагают указаний авторов в обязательном порядке, если кому-то будет интересно - укажу, а так просто - лиж бы не потеме поговорить, то я не вижу в этом смысла. при этом я ни чьи высказывания себе не приписывал и ни чьи авторские права не нарушил.



полная версия страницы