Форум » Лирические отступления (корзина) » Заметки исихаста мирянина » Ответить

Заметки исихаста мирянина

Сергий исихаст: (Сергий Мизов) ЗАМЕТКИ Исихаста мирянина И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. (Лук 17:21) Исиха́зм (от др.-греч. ἡσυχία, исихиа — «спокойствие, тишина, уединение») — христианское мистическое мировоззрение[1], древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма В восточнохристианской традиции исихазмом называется разработанная система аскетической и монашеской практики, направленной на богопознание и обо́жение. В данных заметках не дается мистическое богословие исихазма, а только практическая часть очищения (Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама) Проникновение на Русь Ещё до этих событий преподобный Григорий Синаит переселился в населённую преимущественно славянами Фракию, и его ученики-славяне разнесли возрождённую им практику во все славянские страны[19]. Под покровительством патриарха Филофея и поддерживаемых им митрополитов Алексия и Киприана исихазм распространялся и на Русь, которую теперь часто считают «второй родиной исихазма», философским воплощением которого стали соборность, всеединство, богочеловечество, русский космизм. Наиболее известные русские исихасты — св. Антоний Печерский, преп. Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Нил Сорский, Максим Грек. При этом Русская церковь руководствовалась не радикальными трудами Паламы и паламитов, а смягчёнными компромиссными решениями соборов. • Мое знакомство с исихазмом произошло несколько лет назад. На глаза попались некоторые записи про исихазм. В них я увидел некоторую целительную силу и душевный отклик. И начал практиковать, как мог. Практика моя сводилась к повторению сначала вслух, потом просебя Исусовой молитвы. Я повторял «Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешнаго!». Может затем, когда благодатная почва подготовлена использоваться более древняя форма Исусовой молитвы: «Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя!» что бы ваш ум был парящим. • Эту молитву я как бы крутил по кругу в голове. А так как был в миру то естественно это делал не в слух, но на каждом удобном месте и времени. В то время я ещё не был знаком со старообрядчеством. • Должен заметить, что эта дисциплина меня спасла от пагубной привычки. По праву можно назвать ее целительной. • Однажды я увидел в небе двух дев словно ангелов, которые приглашали меня в Храм старообрядцев. Любопытства ради я поехал и нашел этот Храм. И меня приняли в общину по всем правилам. • На какое то время я перестал практиковать непрестанную Исусову молитву – увлекся мирским – работой, детьми. Но наступили тяжелые времена и мне пришлось опять об этом вспомнить. И опять я по кругу в голове начал читать молитву. Она помогла мне собраться с духом. • Насколько я понимаю я читал молитву по самому простому варианту (умную) но и это мне хорошо помогло. • Как человек подвижный и неусидчивый, современен я начал замечать как слова молитвы согласуются с моими шагами. В этом нет ничего примечательного, но в дальнейшем это помогло синхронизировать молитву с дыханием или как говорят «прилепить молитву к дыханию». На первых порах это было сложно, дыхание сбивалось. Но я взял простейший вариант. На вдохе «Господи Исусе Христе сыне божии», а на выдохе «помилуй мя грешного» (или помилуй мя!). • В принципе можно читать как удобно но синхронизировав молитву с дыханием. • То же самое вы можете делать в движении на улице. Если дыхание сбивается от неравномерного движения переходите на умную молитву по кругу в голове не контролируя дыхание. В доме же конечно должна быть обстановка тихая и благоприятная. • Дыхание должно быть легким и спокойным. Вас могут обуревать помыслы вы должны ещё более сосредоточить ум на глаголах молитвы. • В начале со вздохом воздух с молитвой вводится в область сердца. Делаются попытки, так как оно закрыто. Но постепенно оттаивает и принимает ум. На выдохе молитва не выводится из сердца, а только выдыхается ноздрями воздух. Старайтесь вдыхать и выдыхать ноздрями тихо. • Введение ума в сердце – значит вдыхание воздуха с молитвой в область, где расположено выбранное сердечное место. • Если у вас больное сердце то, вдыхая вы ищите пристанище ума в другом месте, дабы не принести вред сердцу (например, область пупа как советуют св. отцы). • На первых порах на вдохе молитва омывает сердечное место снизу, на выдохе сверху. Задержите дыхание, что бы проверить, как Исусова молитва вошла в сердечное место. Это требует более сильного сосредоточения. • Сначала путь к сердцу закрыт и отвлечен, но при усердии-повторении введения ума в сердце через вдох он может быть расширен. Непрестанно молитва обычно читается в сосредоточении на левой стороне груди. • Искать сердечное место для ума лучше стоя, вдыхаемым воздухом, первоначально сосредоточив взор на физическом сердце. • Приняло ли сердце ум, толи это место? можно заметить, если задержать дыхание и прислушаться к нему. Вы должны слышать молитву в сердечном месте, а не в голове. Если место в теле откликается, то вы нашли сердечное место. Приучай задержкой дыхания, вниманием не выпускать ум из оттуда, потому что он в начале там скучает, но когда привыкнет, то напротив не любит гулять во вне. • Когда ум в сердечном месте надо быть бдительным ведь и там он беспокоен и понуждать повторять глаголы молитвы. • Бывают случаи что сердечное место не находится, тогда христианин должен читать молитву по кругу в голове, что так же благотворно для души, очищению образов и помыслов. Но пытаться удерживать внимание на области сердца. • Когда ум утвердится в сердце молчанием, не надо его оставлять так, а пусть непрестанно молится Исусовой молитвой. Имя Господа Христа разрывает и прогоняет помыслы. • Так ум и сердце становятся единым. Практикуйте исихию на любом месте. • Ум, утвержденный в сердце борется с внешними помыслами, которые возникают из вне. Сосредоточте свой ум в сердце только на глаголах молитвы. Что бы ум был чист зафиксируйте свой взгляд на какой ни будь одной точке. Либо используйте лестовку. • Каждый христианин может достичь вершин Исусовой молитвы, не прибегая ни к какой другой «технике», кроме любви и послушания. Первостепенное значение здесь имеет внутреннее расположение. Исусова молитва дарует нам свободу от всего, кроме самого Исуса. • И конечно восхождение зависит от милости Исуса и благодати Его. • Практика исихазма сбывает ваши мечты! Что дарует практика исихазма: В Православии исихазм является ступенью к обо́жению, воссоединению через зрение божественной энергии всего человека, а не только души, с Божественным началом, с Богом — вечным покоем — как Перводвигателем и источником движения. Такого рода подвиги приводили в особое состояние, связанное с неизъяснимым блаженством, зрением некоего небесного света, нездешнего, несотворённого, подобного свету, озарившему Спасителя Христа во время Его преображения на горе Фавор. Простите Христа ради.

Ответов - 1 новых

Сергий Исихаст: В продолжение темы рекомендую библиотеку http://www.hesychasm.ru/library/theme.htm



полная версия страницы