Форум » История Древлеправославия » О постах » Ответить

О постах

Татиана: Хотелось бы узнать, историю возникновения постов. Известно, что Великий пост установлен Церковью Христовой в подражание Самому Исусу Христу, постившемуся в пустыне 40 дней. А также - Петров пост - пост Пятидесятницы - Господь ниспослал на всех учеников, Апостолов, Пресвятого Духа, после чего они разошлись из Иерусалима по всему миру, неся народам благую весть о Исусе Христе, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Об остальных постах (Рождественском / Филипповом и Успенском постах) нашла лишь краткую информацию. Понятно, в честь каких праздников они установлены. Интересует более всего как объяснить ребенку происхождение Рождественского поста. Спаси Христос!

Ответов - 9

Татиана: и почему также 40 дней?

о. Андрей: Вот как объясняет значение Рождественского поста св. Симеон Солунский: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Таким образом, пост перед Рождеством предуготовляет нас достойно встретить рождающегося Господа. Сорокодневным пост стал по решению Константинопольского Собора в 1166 году. Раньше он длился лишь 7 дней. Видимо, по причине исключительной значимости праздника, сравнимой лишь с Крестными страданиями и Пасхальным торжеством, Церковь и приравняла по длительности Рождественский пост к посту Великому. Св. Симеон Солунский объясняет значение Успенского поста так: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Татиана: как интересно. Спаси Христос!


Георгий, Львов: о. Андрей , вот сколько лет интересуюсь историей Христианской Церкви, а первый раз читаю такие высказывания!

андрей ю.: " Итак, видишь ли, что жизнь может приносить больше пользы? Жизнью же называю не то, когда ты постишься, когда подстилаешь вретище и пепел, но то, когда ты пренебрегаешь богатством, как пренебрегать им должно, когда избыточествуешь в любви, даешь хлеб свой алчущему, сдерживаешь гнев, отвергаешь тщеславие, истребляешь в себе зависть. Такой урок преподан нам от Христа. “Научитесь, - говорит Он, - от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11:29). Не говорит: Я постился, - хотя бы мог упомянуть о сорокадневном посте; но, умалчивая об этом, указывает только, “ибо Я кроток и смирен сердцем”. И опять, посылая учеников, не сказал: поститесь; но – “ешьте, что вам предложат” (Лк. 10:8). Между тем требует, чтобы они всячески береглись любостяжания, говоря: “Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои” (Мф. 10:9). Говорю это не в охуждение поста: да не будет того! Напротив, весьма одобряю пост. Скорблю только, когда вы, презрев все прочие добродетели, достаточною для вашего спасения почитаете ту, которая занимает последнее место в лике добродетелей. Важнейшие же из них: любовь, кротость и милостыня, превосходящая даже девство. Итак, если хочешь сделаться равным апостолам, - ничто не препятствует. Довольно для тебя выполнить одну только добродетель милостыни, чтобы ни в чем не быть скуднее апостолов. " (И.Златоуст)

Евдокия: Когда я однажды спросила восьмидесятилетнего старца, отца местного священника РПСЦ, надеется ли он быть в числе спасенных, он на удивление уверенно заявил: да, а как же, я строго пощусь, неукоснительно посещаю все службы, дома вычитываю все положенные молитвы. Но я-то знаю, что он по жизни гордец немилосердный. Жаль мне стало его - ведь может в свое время страшно удивиться, услышав на Суде приговор: отойди от Меня, не вем тя. Кстати, по моим наблюдениям, очень многие старообрядцы/и именно старообрядцы! в отличии от тех же никониан/ имеют такое фарисейское понимание о спасении. Почему бы это?

андрей ю.: Евдокия Когда я однажды спросила восьмидесятилетнего старца, отца местного священника РПСЦ, надеется ли он быть в числе спасенных, он на удивление уверенно заявил: да, а как же, я строго пощусь, неукоснительно посещаю все службы, дома вычитываю все положенные молитвы.Другими словами думает что спасается своими делами, а не верой и надеждой. Верить и надеяться конечно надо, но не на свои дела, а на милость Божию. А про наши дела говорится: Лк.17:10. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать.    Сказав это о вере, Господь присовокупляет и другое очень нужное учение. Какое же? Учение о том, что не должно гордиться совершенствами. Поскольку вера совершает многое и содержащего ее соделывает исполнителем заповедей, украшая его при сем и чудотворениями, а от сего человек легко может впасть в высокомерие; поэтому Господь предостерегает апостолов не превозноситься совершенствами, представляя прекрасный пример. «Кто, — говорит, — из вас имея раба» и прочее. Этой притчей объявляется, что не должно величаться никаким совершенством, ни даже исполнением всех заповедей. Ибо на рабе лежит необходимая обязанность исполнять приказания господина, однако же исполнение их не должно вменяться ему в совершенство. Ибо, если раб не будет делать, он достоин ран; а когда сделал, пусть довольствуется тем, что избежал ран, а не должен за это необходимо требовать платы. Ибо заплатить ему, особенно же подарить что-нибудь, зависит от великодушия господина. Так и Богу работающий не должен превозноситься, если исполнит заповеди, ибо он не сделал ничего великого. Напротив, если бы он не исполнил, ему было бы горе, как говорил апостол: «горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). Равным образом, если он получил дарования, он не должен ими величаться, ибо дарования даны ему по милости Божией, а не потому, будто бы Владыка был ему должен. Ибо особенный долг раба, по отношению к его господину, исполнять все его приказания. Если же мы не должны думать о себе ничего великого и тогда, когда соблюдем все заповеди, то, что мы такое бываем, когда не исполняем и малой части заповедей Божиих, да еще гордимся? (Феофилакт Болгарский) Интересно а кто сейчас исполняет все заповеди, чтобы надеяться на свои дела???

Евдокия: Да нет, у того старца как раз реальных-то дел и нет, имею ввиду главные - милосердие и деятельную любовь к ближнему со смирением. Надеется спастись формальной молитвой и постом, почитая их за главное дело христианина. А они суть - только средства.

Jora: андрей ю. пишет: а кто сейчас исполняет все заповеди, Едва ли кто. Есть теоретики, есть практики.



полная версия страницы