Форум » История Древлеправославия » Вышел сборник сочинений белокриницкого Архиепископа Мелетия » Ответить

Вышел сборник сочинений белокриницкого Архиепископа Мелетия

Victor De Vita: В издательстве "Маргарит" вышел сборник сочинений Архиепископа Мелетия (Картушина). В аннотации, помещённой на Портал-Кредо.Ру, имеется пассаж, который лично у меня вызвал некоторое недоумение: [quote]Другим интересным моментом деятельности Архиепископа Мелетия надо назвать его сочинения, написанные по поводу возможности объединения Старообрядческой Церкви с беглопоповцами. Из этих писем вырисовывается любопытная картина: когда беглопоповцы (старообрядцы, не признающие Белокриницкую иерархию) уже обговаривали практические шаги по воссоединению со Старообрядческой Церковью, резко активзировались усилия различных новообрядцев по недопущению такого объединения. К беглопоповцам спешно перешел обновленческий архиепископ Николай (Позднев), а руководство сергиевского Синода активно обсуждало с беглоповцами возможность предоставления им трех архиереев. На этом фоне заметно, что в переписке с беглопоповцами владыка Мелетий оказался поставлен перед фактом их выхода из переговорного процесса и фактического сворачивания всех контактов. С неудачей этого предприятия, вероятно, связана большая горечь, с которой Архиепископ Мелетий пишет об этих переговорах. [/quote] Текст полностью: http://www.portal-credo.ru/site/?act=tv_reviews&id=332 Честно говоря, пока что я Пастернака не читал текст в руках не держал, но, если судить только по одной рецензии, кое-какие нестыковки бросаются в глаза. Во-первых, о каком сергиевском синоде можно говорить в год перехода Вл. Николы? Да и сама попытка изобразить чиноприем Вл. Николы как некий импульс со стороны новообрядцев (тут уж непонятно - обновленцев, тихоновцев или кого ещё), посланный с целью сорвать якобы намечающееся объединение между РДЦ и РПСЦ, выглядит несколько натянуто. А что нам доподлинно известно о переговорах с сергиевским синодом о предоставлении трёх архиереев? Хотелось бы послушать мнения "втемных" людей.

Ответов - 6

Сергiй: Пастернака я читал, давненько дело было. Тогда "Доктора Живаго" стали в журналах печатать, я и подписался. Кажется, это "Молодая гвардия" была. То ли 87-й, то ли 88-й год. Позже быть не могло. А архиепископа Мелетия точно не читал. И не тянет.

о. Андрей: Victor De Vita пишет: Да и сама попытка изобразить чиноприем Вл. Николы как некий импульс со стороны новообрядцев (тут уж непонятно - обновленцев, тихоновцев или кого ещё), посланный с целью сорвать якобы намечающееся объединение между РДЦ и РПСЦ, выглядит несколько натянуто. Да все это чушь. Никакого соединения не намечалось. Это очередное белокриницкое мифотворчество. Переговорная комиссия была создана в июне 1925 года (причем не объединительная, а лишь объединенная). Как никониане могли послать к нам арх. Николу с целью сорвать объединение, если даже никаких переговоров с белокриницкими до июня 1925 года не было? А о практических шагах к соединению даже и вопрос никогда не обсуждался, поскольку практические шаги можно обсуждать, когда взаимные претензии сняты, чего не было сделано до сего дня. Victor De Vita пишет: На этом фоне заметно, что в переписке с беглопоповцами владыка Мелетий оказался поставлен перед фактом их выхода из переговорного процесса и фактического сворачивания всех контактов. Сложно комментировать рецензию, когда еще не было возможности ознакомиться с самим текстом, на который рецензия написана. Однако замечу, что переговорный процесс был свернут не из-за Николы, а из-за самих же белокриницких и прежде всего из-за лукавого Мелетия, который в глаза заверял в братской любви, а за спиной собирал и распространял всевозможные слухи и сплетни об арх. Николе. В деяниях нашего Собора 1928 года названа следующая причина прекращения переговоров с белокриницкими: СЛУШАЛИ: доклады членов комиссии по разсмотрению документов Архиепископа НИКОЛЫ и БЕЛОКРИНИЦКОГО М. АМВРОСИЯ Г. Е. ЛЫСЯКОВА и В. Н. САЛИЩЕВА, при чем Г. Е. ЛЫСЯКОВ заявил, что в комиссии были оглашены 19 вопросов о М. АМВРОСИИ, заданных нами членам Австрийской комиссии для получения ответов на оные вопросы с доказательством о законности своей иерархии на основании документальных данных; но Австрийская комиссия на наши вопросы не дала никаких ответов, почему он, Г. Е. ЛЫСЯКОВ, считает ведение работы комиссии в дальнейшем бесполезным и выражает желание прекратить всякое дело с Белокринидцами в отношении нашего соединения с ними, а В. Н. САЛИЩЕВ зачитал доклад Тульского общества об отношении Архимандрита НИКОНА к древлеправославной старообрядческой церкви за время его службы в означенном об-ве, особенно последние два года, и лживое письмо Австрийского священника Стефана КОНОВАЛОВА к своему Архиепископу Московскому Мелетию, в котором КОНОВАЛОВ обзывает наших братий старообрядцев идиотами и мореными тараканами и добавляет, что Архимандрит НИКОН к старообрядцам перешел по благословению Тульского Архиепископа ЮВИНАЛИЯ, а Архиепископу НИКОЛЕ он присылал св. миро, в количестве 10 фунтов, и зачитал рапорт Архимандрита НИКОНА Митрополиту СЕРГИЮ, заместителю патриаршего престола, о том, что он, НИКОН, никаких проповедей не произносил при разскаянии в Всероссийском храме на 5-й недели В. П., с священником КОНОВАЛОВЫМ не знаком и никогда ему ничего не говорил, а Архиепископ МЕЛЕТИЙ заявил В. Н. САЛИЩЕВУ, что если Вы, беглопоповцы, не соединитесь с нами, то мы объявим ВАМ духовную войну; священник КОНОВАЛОВ ходил в храм живоцерковников г. Тулы, пел и подходил под благословение к Митрополиту ВИТАЛИЮ; заявление члена комиссии Ф. А. КОНОПЛЕВА, в котором он говорит, что работать в комиссии при таком нехристианском отношении к нам нет никакой возможности. Заявление Протоиерея О. А. СОКОЛОВА о том, что Австрийцы распространяют лживые слухи о незаконности Архиепископа НИКОЛЫ, а А. М. РЫБАЛОВ заявил, что Архиепископ МЕЛЕТИЙ лично ему в Москве заявил, что Архиепископ НИКОЛА вполне законный святитель; Протодиакон П. ГРИШИН сообщил, что при канцелярии Архиепископа НИКОЛЫ имеется весьма много лживых документов об Архиепископе НИКОЛЕ, присланных из приходов и распространяемых австрийцами с печатью и подписью именуемого Архиепископа МЕЛЕТИЯ. Заявление ПЕРЕДУМИНА Н. Е. и РЫБАЛОВА А. М. о том, что необходимо прекратить переговоры по возсоединению с Австрийцами. ПОСТАНОВИЛИ: Комиссию по объединению с Австрийцами упразднить, в виду безцельности и безполезности ея работ, а полномочия, данныя нашим членам комиссии, снять с них.. Victor De Vita пишет: С неудачей этого предприятия, вероятно, связана большая горечь, с которой Архиепископ Мелетий пишет об этих переговорах. Большая горечь, что не удалось облапошить наших христиан... Ниже цитаты из исторических материалов показывающие "братскую любовь" Мелетия по отношению к нам. Вот как он переживал о нас: Беглопоповцы не опровергнут этих документов, а я надеюсь, что они их не опровергнут потому что нечем их опровергнуть (Письмо от 8/21 августа 1924г.) А вот какого уровня информацию (сплетни) он собирал и распространял среди своих и наших христиан: Мне никонианский тихоновский священник служивший с арх. Николаем, /до присоединения к беглопопов./, рассказывал, что арх. Николай перед принятием сана епископа не был пострижен в иночество и не переменил своего имя, а между прочим носит мантию и камилавку, вот где кощунство не монах, а носит монашеское одеяние. (Письмо Мелетия от 7/20 ноября 1924г.) А вот рассказ священника Быкадорова, который в комментариях и вовсе не нуждается: В 1924 году мы 3 человека казаки были в Москве ездили на всероссийский Съезд, который собирался на 24 мая по вопросу рассмотрения документов Архиепископа Николая Позднева и о признании Его правоспособности, приехали мы раньше за три дня до открытия съезда, делать было нечего, мы разыскали своего станичника владыку Мелетия Картушина. Он нас принял своих земляков станичников, он нас просил принять от него делегацию на собор для совместного обсуждения по вопросу нашего разъединения, и сказал нам что, если ваш Собор не примет нашу делегацию и отвергнет, тогда мы Вам объявим войну, и будем воевать с Вами безпощадно! Но Собор эту делегацию не принял… и вот после такого столкновения Владыка Мелетий обиделся, и давай собирать оружие на войну, правду и не правду, лишь бы опорочить Владыку Николая и всех его рукоположенцев, приводя себе в помощь разных Чухлонцевых дияконовцев, и Серафимов, лишь бы наложить пятно, а какие это люди заслуживают ли они доверия Владыка Мелетий молчит, ему лишь бы от них зачерпнуть ковшик грязи и выплеснуть на голову Владыки Николы. (Письмо свящ. Ф. Быкадорова еп. БИ Геронтию (Лакомкину). Март 1947 г.) Вот и вся мелетианская любовь…

о. Андрей: Victor De Vita пишет: А что нам доподлинно известно о переговорах с сергиевским синодом о предоставлении трёх архиереев? Хотелось бы послушать мнения "втемных" людей. Переговоров собственно и не было, было такое предложение со стороны Синода. Собор 1928 года рассмотрел это предложение и принял по нему следующую резолюцию: СЛУШАЛИ: мнения по вопросу о чиноприеме Епископа от НИКОНИАН: о. Протоиерея А. ЛЕБЕДЕВА, И. И. НИКИФОРОВА, священника О. А. ШИКЛОВА, Протод. П. ГРИШИНА, А. И. ПАНКРАТОВА, свящ. О. И. АГАРЕВА, В. Д. МЫМРИНА, свящ. О. И. ИЗЮМНИКОВА, Г. БОЛЬШАКОВА, А. М. РЫБОЛОВА, о. Прот. А. СОКОЛОВА, о. Прот. ЖУКОВА, свящ. О. П. ДУБИКИНА, Г. Е. ЛЫСЯКОВА и В. Н. САЛИЩЕВА. Единогласно постановили: согласно 8-го прав. 1-го Всел. Соб. принимать Епископов от Никонианской церкви II-м чином впредь до снятия проклятия с нас, старообрядцев, Никонианских соборов 1666 и 1667 гг.


Людмила: Сергий пишет: А архиепископа Мелетия точно не читал. И не тянет. Меня теперь тоже. Спаси Христос, отче.

Ardalyon: о. Андрей пишет: принимать Епископов от Никонианской церкви II-м чином впредь до снятия проклятия с нас, старообрядцев, Никонианских соборов 1666 и 1667 гг. А теперь не так же принимают?

о. Андрей: Так же принимают, во-первых, клятвы сняли "криво", с нашей позиции - без участия поместных церквей, а во-вторых, много еще чего за это время добавилось, например, экуменизм...



полная версия страницы