Форум » История Древлеправославия » Св.ап.Ияков Заведеов » Ответить

Св.ап.Ияков Заведеов

Димитрий Н.Б.: Вчера была память св.апостола Иякова. Как известно, этого святого особо почитают в Испании, где (вроде бы) почивают его мощи (знаменит. Сантьяго-де-Компостела ). В современных популярных русскоязычных житиях упомянается, что святой ап.Ияков после сошествия Св.Духа уехал проповедывать на территории совр.Испании. В 44 году он вернулся в Иеросалим и был казнен по приказу Ирода Агриппы. Хочу спросить, не знает ли кто-нибудь из древлепроваславных: упоминается ли в каких-нбдь более древних источниках об "испанском периоде" в житии св.Иякова? В Прологе об этом не слова: там говорится, что "сей блаженный Ияков по страсти и вознесении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, не терпя зрети Ирод необинующеся, спасеное проповедание возвещающе, руце нань возложив уби его мечем". И в Деяниях, соответственно, сказано тоже лишь об убиении Иякова, но никаких намёков на Иберийский полуостров. Читал ли кто-нибудь житие ап.Иякова, например, в макарьевских Четьи-Минеях? Есть ли там сведения о проповеди на Перенеях?

Ответов - 7

о. Андрей: Димитрий Н.Б. пишет: Читал ли кто-нибудь житие ап.Иякова, например, в макарьевских Четьи-Минеях? Есть ли там сведения о проповеди на Перенеях? Читал. Но о проповеди в Испании там информации нет. Основой минейного сюжета является Священное Писание. Я вопросом специально не занимался. Но вот в Вики пишут, что проповедь ап. Иакова на Пиренейском полуострове не имеет никакого исторического основания. Из этого можно заключить, что никаких письменных источников в подтверждение веры испанцев не существует. Ясно, что Википедия не истина в последней инстанции, но, наверное, если бы тексты были общеизвестны и доступны, то уж и Вики бы об этом знала.

Димитрий Н.Б.: Спаси Христос. Да, похоже на то. Следовательно, есть лишь устное предание западного происхождения. Впрочем, оно достоточно древнее: как следует из той же Вики, почитание в Испании началось в IX веке, когда был обретен ковчег с мощами (а мощи после казни апостола якобы приплыли по водам Средиземного моря и пролежали в безвестии 7 веков). Однако в византийские и славянские книги, судя по всему, сие предание не попало, и потому можно ли считать его православным - вопрос.

о. Андрей: Димитрий Н.Б. пишет: можно ли считать его православным - вопрос. Испания в 9 веке была православной и Предание Церкви того времени нельзя ограничивать лишь славянским Востоком.


Димитрий Н.Б.: о. Андрей пишет: Испания в 9 веке была православной и Предание Церкви того времени нельзя ограничивать лишь славянским Востоком. Да, получается так. Значит, русскоязычное житие можно читать без смущения, а то я уж усомнился. Если пользоваться испанскими преданиями, то там много интересного есть. Апостола Иякова там называли "Сантьяго Матаморос" - "Святой Ияков Мавробойца". Как пишет Вики, Во время одного из сражений Реконкисты — под Клавихо 23 мая 844 года, в решающий момент битвы христианским войскам астурийского короля Рамиро I, сражающимся с сарацинами (маврами) Абд ар-Рахмана II явился крестивший Испанию апостол — святой Иаков на белом коне, и принял участие в битве... Это явление святого так воодушевило христиан, что они выиграли битву, несмотря на превосходящие силы противника. Хроники рассказывают, что накануне сражения апостол приснился королю, обещая свою помощь. То есть ап.Иякова можно было бы изображать на коне, поражающего врагов, как вмч.Георгия и Димитрия :)

о. Андрей: Ну, наверное, в качестве иллюстрации тех событий вполне можно.

Феодорит: В Православной энциклопедии РПЦ МП в 20-м томе статья про сего апостола. Источник хоть и никонианский, но пожалуй наиболее научный. http://www.pravenc.ru/text/200321.html

о. Андрей: Да, неплохая статья.



полная версия страницы