Форум » Богослужебный устав » Ликбез » Ответить

Ликбез

Jora: Отцы и братия, спаси Христос за ответы в соседней теме! Прошу "на пальцах" пояснить, что значит: 1. Бденная. 2. Славословная. 3. Полиелеос? Классическая воскресная служба - это Славословная? Как противоположность знаю Утреню, тогда нет малых вечерни-павечерницы, освящения хлебов, сама утреня отделена и начинается по возгласе. Тут ещё всплывает вопрос "аще поем аллилуиа". Вот это, наверное, классическая Утреня и есть? Т.к. для "Бог Господь" нужен тропарь Празднику или святому. Прошу не смеяться, своим умом дошёл

Ответов - 39 новых

Сергiй: Я б написал, да неудобно как-то. Тут такие столпы Устава заходят, как-то стыдно в их присутствии "знаниями" похваляться. Да и... беспоповцы мы, по службе, то есть.

о.Михаил : Jora пишет: 1. Бденная. Когда есть Малая ВечерняJora пишет: 2. Славословная. Шестиричная служба- на Вечерне кафизма рядовая, стихеры святому на Господи воззвах на 6, слава святому, и ныне Богородичен воскресный,Выход, Богородичен по тропаре святому воскресный, канон на Утрене святому на 6, на Хвалитех стихеры святому, и Славословие поем.Jora пишет: 3. Полиелеос? на Вечерне поем " Блажен муж" 1-ю славу

Сергiй: Jora пишет: Тут ещё всплывает вопрос "аще поем аллилуиа". Вот это, наверное, классическая Утреня и есть? Нет, это - аллилуйная служба, она - особая.


о.Михаил : Сергiй Сергiй пишет: Тут такие столпы Устава заходят, вот пообщаться со столпами

Сергiй: Что касается "классической" Утрени, так это - любая Утреня, которую служат отдельно от вечерни, где еще царские псалмы в самом начале, она может после Полунощницы быть, а может - и отдельно.

Сергiй: о.Михаил пишет: вот пообщаться со столпами Так это для меня - основная цель в посещении данного форума. Да вот Ваш тёзка пропал. Поймать же его можно только иногда в лавке, после 17 часов по Москве. Да, отче, раз уж пересеклись, как у Вас бденная служба в неделю совершается? Я про стиховну малой вечерни. Тут мне люди в один голос говорят, что стиха перед первой стихерой святому нет. Для примера недавний праздник преподобному Сергию приведу. Стихеры со стиховны Великой вечерни перенесли на Малую. Сначала там пелась воскресная стихера, как обычно. Потом (как утверждают) без стиха начинают первую преподобному. Но ведь перед ней хоть что-то произнести должны, так? На стихов. едина стих. воскр., «Воскресе из гроба». Таже прп. стихов. вел. веч. вся, со стихи своими, кр. славн. Дал еси украшение Дал еси державу Дал еси благочестивому царю Что-то ведь произносится, например, "глас, четвертыи, Дал еси украшение"?

о.Михаил : Сергiй пишет: Что-то ведь произносится, например, "глас, четвертыи, Дал еси украшение"? называется глас и начало первой стихеры. а про столпов я могу только в личку написать

Сергiй: Спаси Христос! Вот это подтверждение мне и было необходимо.

о.Михаил : Сергiй пишет: Спаси Христос! Во славу Божию!

Виктор К: о.Михаил пишет: Шестиричная служба- на Вечерне кафизма рядовая, стихеры святому на Господи воззвах на 6, слава святому, и ныне Богородичен воскресный,Выход, простите отче, а разве на шестиричной службе Выход с кадилом бывает???

Виктор К: не сразу ли после богородична Свете Тихий

Виктор К: о.Михаил ну мы с Вами уже м-агенту - определились...

Сергiй: Jora пишет: Т.к. для "Бог Господь" нужен тропарь Празднику или святому. А тропарь может и общий подобран быть.

Виктор К: Jora 1 шестеричная служба - /чёрная скоба/ служба рядовому, скажем так, святому в будний день. Её особенности: ВЕЧЕРНЯ - на Господи воззвах поются стихиры на 6, то есть 6 стихир из минеи, слава - из минее и ныне - в зависимости от гласа славы и с учётом дня седмицы Входа нет, сразу Свете Тихий, Святыя славы... - На стиховне — 3 стихиры Октоиха с вседневными стихами; Слава: святого Минеи; И ныне: Богородичен по гласу Славы и с учетом дня седмицы. По "Ныне отпущаеши" и Трисвятом — Тропарь святого Слава и ныне: Богородичен по гласу Тропаря святого, с учетом дня седмицы и с надписанием "По Ныне отпущаеши и на Бог Господь". УТРЕНЯ На "Бог Господь" — Тропарь святого Минеи (2); Слава и ныне: Богородичен по гласу Тропаря святого, с учетом дня седмицы и с надписанием "По Ныне отпущаеши и на Бог Господь". Седальны по кафизмам Октоиха. Канон — по уставу По 3 песни — Седален святого Минеи; Слава и ныне: Богородичен, писанный при седальне. По 6 песни — Кондак и икос святого Минеи. По 8 песни — "Честнейшую..." По 9 песни — "Достойно есть..." Малая ектения. Ексапостиларий дневной; Слава: светилен святого Минеи; И ныне: Богородичен, писанный при светильне святого. На стиховне — 3 стихиры Октоиха с вседневными стихами; Слава: святого Минеи; И ныне: Богородичен по гласу Славы и с учетом дня седмицы. всё остальное на ряду - до конца, затем 1 час

Виктор К: Так на скорую руку: есть святой без знака, есть со скобой, есть со знаком о пении Славословия в конце утрени, есть полиелейный, есть бденный святой. обозначения разные. пример: бденный крест в кружке, полиелейные крест Службы отличаются приблизительно так (по нисходящей - буду указывать отличия от предидущей): бденный - на вечерне есть вход с кадилом, чтение паримий, начинается служба пением 103 псалма, на утрени читается Евангелие праздника, Славословие поётся полиелейные - всё в принципе также как и предъидущий, но 103 псалом читается славословие - на утрени не читается евангелие (на счёт входа с кадилом на вечерне точно не уверен, но по моему всё же нет и паремии не читаются) шестиричный - не поётся славословие и на вечерне нет входа с кадилом, соответственно и не читаются паремии если что то упустил - отцы поправят.

Виктор К: Jora пишет: ещё всплывает вопрос "аще поем аллилуиа" это про пост - Великий, Петров и т.д. в успенском по моему нет - но там из-за праздников ... Об аллилуиа указывается а если указания нет, то Бог Господь... тропари и далее кафизмы по уставу

Виктор К: Jora пишет: классическая Утреня и есть? скорее просто утреня без Бог господь...

о.Михаил : Виктор К пишет: Ексапостиларий дневной; Слава: светилен святого Минеи; И ныне: Богородичен, писанный при светильне святого. в Понедельник и Вторник светилен Святому.Слава. Дневной. и ныне Богородичен его.

о.Михаил : Виктор К пишет: Ексапостиларий дневной; Слава: светилен святого Минеи; И ныне: Богородичен, писанный при светильне святого. в Понедельник и Вторник светилен Святому.Слава. Дневной. и ныне Богородичен его.Виктор К пишет: бденный - на вечерне есть вход с кадилом, чтение паримий, начинается служба пением 103 псалма, на утрени читается Евангелие праздника, Славословие поётся Бдение- сначала Малая вечерня, Павечерница ,Великая вечерня Виктор К пишет: на счёт входа с кадилом на вечерне точно не уверен, но по моему всё же нет и паремии не читаются бывает и Выход и паремии

о.Михаил : о.Михаил пишет: бывает и Выход и паремии Конкретно: 13 сентября- Обновление Храма Воскресения, 8 ноября - Собор Архистратига Михаила (здесь три устава: Славословие, Полиелеос, Бдение), 20 июля пророка Илии ( Славословие, Бдение)

Виктор К: о.Михаил пишет: Виктор К пишет:  цитата: на счёт входа с кадилом на вечерне точно не уверен, но по моему всё же нет и паремии не читаются бывает и Выход и паремии о.Михаил пишет: Конкретно: 13 сентября- Обновление Храма Воскресения, 8 ноября - Собор Архистратига Михаила (здесь три устава: Славословие, Полиелеос, Бдение), 20 июля пророка Илии ( Славословие, Бдение) Отче, при написании своего ответа я имел в виду простую службу, рядовую, в будний день без каких-либо чтимый или особо чтимых святых или праздников... а в приведённых Вами примерах - согласен с Вами полностью

Jora: С предпразднеством Сретения Господня! Вопрос по поволу 9-й песни. По умолчанию обычно пишут: "не поем Честнейшую, НО поем припелы празднику". Т.е., или-или. А на завтра указано, что Честнейшую поем. Значит, припелов Сретению на 9-й песни канона нет?

о.Михаил: Jora пишет: А на завтра указано, что Честнейшую поем. Значит, припелов Сретению на 9-й песни канона нет? Если Воскресная служба не оставляется, то и Честнейшую поем, а припевы празднику не поем.

Алексий: о.Михаил пишет: Если Воскресная служба не оставляется А что, в теории, можно было только Празднику служить?

о.Михаил: Алексий пишет: А что, в теории, можно было только Празднику служить? Нет.

Jora: Алексий пишет: в теории, можно было только Празднику служить? О. Михаил, это только могут быть прилучающиеся в воскресенье Господские праздники, да?

Jora: Ещё вопрос. Если воскресная служба не оставляется, то и очередное Евангелие, одно из 11, непременно бывает по Вел. Славословии?

о. Андрей: Сретение - Господский праздник, но Воскресная служба не отлагается. Припевы не поются лишь потому, что они разные для каждого стиха по количеству таковых в каноне, а канон в данном случае читался лишь на 4. Но перед катавасией припевы, наверное, все-таки, следует и петь, ибо на литургии они ведь не отлагаются на "За Достойно". Евангелие же воскресное читается непременно.

Jora: Можно ли в будние дни Великого Поста дома молиться тропарь за упокой? Логика подсказывает, что можно, т.к. даже в соборной будничной службе есть момент поминовения усопших в молитве "помолимся о державе нашей...".

Jora: Сегодня, на праздник Одигитрии, 1-й час какой: с Псалмами, или же Пасце?

о. Андрей: Всю неделю часы Пасце.

Jora: Вопрос батюшкам. О главопреклонении. В конце Утрени и в конце Литургии, после возгласа "Главы ваша ..." молящиеся приклоняют головы и так стоят - пока лик "тянет" "Тебе Господи"? А то есть обычай, что нецыи стоят наклонив головы и при дальнейших словах священника и даже до их конца: "Твое бо есть еже миловати...", или "Буди держава...". Так вот вопрос: по смыслу молитв, как правильно?

Jora: Баатюшкиии, ну ответьте...

о.Михаил: Jora пишет: А то есть обычай, что нецыи стоят наклонив головы и при дальнейших словах священника и даже до их конца: "Твое бо есть еже миловати...", или "Буди держава...". и пусть стоят.

Jora: Пара вопросов. 1. Нынче, 7 декабря (и в других числах бывает) на Господи Возвахъ на ряду 3 стихеры Богородице. Они поются только когда аллилуйная служба? А сегодня нужно было 7 стихер гласу и 3 святому Амбросию? 2. Отступка в этом году максимальная, 5 недель? И со след. воскресенья начнётся?

Jora: Батюшки, ну ответьте про отступку...

Jora: Всех поздравляю с праздником Благовещения! В нынешнем случае, при совпадении этого праздника с воскресеньем, накануне (в сб вчером) какая Павечерница служится? В Оке умолчано. Но чётко написано, что Вечерни две, малая и великая. По логике - после малой Вечерни малая Павечерница. На эту мысль наводит и упоминание Прежесвященной, и уточнение Устава, что по умолчанию описывается служба в постный день.

Georgiy: Папа Римский изменил часть молитвы “Отче наш”= Слова "не введи нас во искушение" заменены на "не дай нам поддаться искушению" https://www.pravmir.ru/papa-rimskij-izmenil-chast-molitvy-otche-nash/ Почему бы и нам не подправить поточнее?Например: "и не попусти нам впасть в искушение".Ведь молитву Ефрема Сирина подправили?

andreibi301079: Не вижу смысла что либо менять



полная версия страницы