Форум » Богослужебный устав » Воскресная служба в попраздньство и с отданием. » Ответить

Воскресная служба в попраздньство и с отданием.

Сергiй: Есть ли разница в попраздньстве и отдании, если они соединяются с воскресной службою? В частности, богородичные. Приведу два примера. Попраздньство Рожества Богородицы: [quote]По 3-й п. конд. и ик. Рожеству (согл. Устава в предисл. к Минее праздн.) и богоотцем (иже по 6-й п.), сед. им, «Иоаким и Анна торжествуета», сл., и ныне, той же. По 6-й п. конд. и ик. воскр.[/quote] Отдание Введения: [quote]По 3-й п. конд. и ик. воскр. (по указ. в предисл. Минеи праздн.), конд. свщмч. по Часосл., «Божественаго винограда», сед. ему, «Восияв», сл., и ныне, праздн., наряду, «Непорочная Агница». По 6-й п. конд. и ик. праздн.[/quote] Праздники равнозначны (а если бы пришлось выбирать, то я по личному расположению и по глубине смысла текстов отдал бы предпочтение первому), но вот Праздничная минея (которой у меня нет) дает разные варианты с воскресными кондаком и икосом. Если отдание стоит выше попраздньства, тогда вопрос снимается, а если они равнозначны, то совершенно непонятно такое несоответствие. При всем прочем, меня всегда учили, что воскресная служба (Октай) всегда стоит на первом месте, исключая лишь Господские праздники и Пасху. Это, кстати, хорошо видно в некоторых деталях совмещения служб, когда воскресные стихеры на стиховне не отменяются, когда седальны по кафизмах остаются воскресные. А так как ни Око, ни месячные Минеи, которые, собственно, копируют Око, не дают точного определения места воскресных кондака и икоса, то и возникают вопросы.

Ответов - 12

Jora: Сергiй пишет: Если отдание стоит выше попраздньства Именно так, насколько понимаю. Уходящему празднику нужно воздать сугубую честь. Пример отдалённый, но всё же: на отдание Пасхи в конце Литургии отпУст с осенением Крестом, как на Светлой Седмице, и комментарий "за еже отдавается Христосъ воскресе". А! И структура службы не такая, как в предудущие дни, и Литургия практически копия Пасхи. Да, отдание выше попразднества. Хотя, помнится, в попразднество одного из господских праздников кондак и икос читали празднику. М.б., господские праздники по статусу, т.с., чуть выше богородичных. Петрович, помнишь, как в "В лесах" и "На горах" называли Успение и Рожество Богородицы? Это к вопросу о равности-неравности богородичных праздников.

Сергiй: Jora пишет: М.б., господские праздники по статусу, т.с., чуть выше богородичных. Во-первых, спаси Христос, что откликнулся. Надеюсь, отец Михаил не оставит нас, сирых и убогих, своим вниманием и знанием Устава. Во-вторых, конечно, выше. Сам рассуди: богородичные всегда совмещаются с воскресными, а господские отменяют Октай. Пасху ни с каким праздником не стоит сравнивать: она всегда стоит особняком и даже не входит в двунадесятые. Дело в том, что очень хотелось бы автоматически ориентироваться. Я купил, кстати, Устав о. Бориса, но не помню, куда его при уборке засунул. О кондаках на часах не спрашиваю, так как увязываю с 3-й или 6-й песней канона утрени. В-третьих... "На горах" у меня есть, иногда, наезжая в Москву, почитываю, но в этот раз некогда было, зато с собой кое-что вывез. Не помню, как там называли.

Сергiй: Там еще один прелюбопытный момент в отдании был. Не знаю, правильно ли я понял, но служба свщмч. Клименту, похоже, ставится выше второго святого - Петра Александрийского. Однако, у второго есть икос и кондак, а у первого - нет. Правда, кондак есть в Часослове. Думаю, всё это оттого, что раньше службы шли совсем иначе.


о. Андрей: Это все от того, что не все службы появились одновременно, и устав составлялся с учетом с однойстороны, реального почитания, а с другой - уже существующих служб. То есть, предположительно, служба Петру была составлена позже и имела ряд усложнений, тем не менее, Климент был более почитаем и у греков, и у нас, поэтому и указания соответствующие о незначительности службы Петру в сравнении со службой Клименту. Что в отдание, что в попразднества Богородичных праздников мы всегда по 6-й песне читаем кондак и икос воскресные, ибо воскресенье выше. Несогласованность в книгах связана с поздним введением на Руси употребления воскресных кондаков. Давно уже пора все это согласовать, но руци не доходют.

Сергiй: Спаси Христос! Я, кстати, по внутреннему чутью так и поступил. Но мне ж законное подтверждение нужно! Не ждал тебя здесь, оттого десятикратно приятно.

Сергiй: А мне из канона сщмч. Клименту вот эти слова очень понравились: Вот бы грекам прочесть!

Сергiй: о. Андрей пишет: Давно уже пора все это согласовать, но руци не доходют. Уж постарайтесь.

о. Андрей: Сергiй пишет: Вот бы грекам прочесть! Да, тю, а шо тут такого? Сказано же, что он подражая Петру, стал достойным преемником его седалища, но о первенстве и исключительности самого седалища ведь ничего не сказано. А о том, что Рим - это кафедра Петра греки же не спорят.

Сергiй: Еще как спорят! А то я не слышал. Говорят: фальшивка. С тех пор люблю над ними поиздеваться.

о. Андрей: Глупыя значит греки. Мне кажется, что всем известно, что ап. Петр был первым епископом Рима.

Сергiй: А то! Конечно, гл... ня вумныя.

Сергiй: Сам кир Евсевий говорил! Я в нем в последнее время сильно разочаровался. И "подставил" он меня однажды с переводом (а всё потому, что его тот вопрос не интересовал и никогда интересовать не будет), и на сторону нехороших людей встал: "Я ничем отцу Павлу помочь не могу". Ага. Не надо помогать, достаточно посочувствовать, негодяев назвать негодяями, кем бы они ни были. Я давно уяснил для себя, что ересеманы больны духовно. И защищать таковых - последнее дело, себе ж хуже.



полная версия страницы