Форум » Богослужебный устав » Наш ответ "чемберлену" » Ответить

Наш ответ "чемберлену"

о. Андрей: Нередко приходится от наших оппонентов слышать упрек, что к нас много заимствований от никонов. не спорю. Некоторые есть. Но от лица белокриницких братьев частенько предъявляется претензия, что обычай преподавать и брать благословения у нас не древний. Поясню. У нас, как все знают, христианин склоняет перед священником главу и складывает крестообразно ладони одна на одну, подставляя их под благословение. Как, например, принимает просфору. У белокриницких же мирянин стоит столбом, по стойке смирно, так принимая осенение. Ниже привожу ссылку на фотографию иконы 16 века прп. Сергия Радонежского. Среди левого и правого ряда клейм, два иллюстрируют благословение. И оное принимается по нашему обычаю: http://images.icon-art.info/main/00600-00699/00635_hires.jpg

Ответов - 35

простопоп Владимир: Аминь

Глеб: Так правильно принимать благословение? Так тут не наклон головы, а поясной полупоклон, а ладони на уровне пояса благословляемого.

о. Андрей: У нас так и делают, как на иконе. Это любой из участников от РДЦ подтвердит. Я просто корявое описание выше дал


Глеб: о. Андрей А потом все как обычно, лобызаем благословляющую руку, лобызаем плечо и земной поклон?

о. Андрей: Все так, только у нас в плечо священника не целуют.

Глеб: о. Андрей да? Это для меня ново. Опишите пожалуйста полный так сказать порядок получения благословения вплоть до деталей и установленных фраз.

о. Андрей: Христианин совершает земной поклон без крестно знамения со словами: "Прости, отче святыи, и благослови Христа ради". Встает, преклоняет главу и тело (такой как бы неглубокий поясной поклон), руки складывает ладонь на ладонь (правую сверху) крестообразно (не лодочкой), простирает их немного вперед, подставляя под благословение. Священник совершает на христианине крестное знамение, полагая персты на чело, на подставленные ладони, затем на плечи. При этом священник произносит: "Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на рабе Божьем, имярек, всегда и ныне, и присно, и вовеки веком". После этого священник опускает свою десную ладонь на перекрещенные ладони христианина. Тот произносит: "Аминь", целует десницу священника, совершает еще один земной поклон.

Сергiй: Кстати, у новообрядцев тоже по-разному благословляются. А что касается "лодочки", то это - выдумка рахмановцев. Я её нигде и ни у кого не встречал. А вообще, все эти различия - кошка привязанная.

о. Андрей: Ну так рахмановцы ее и превязывают. Мы никогда не акцентировали внимание на этом с ними различии, а они постоянно, то на этом, то на количестве пуговок на поручах епископов, то еще на какой-нибудь чепухе...

Глеб: о. Андрей хммм, даа, век живи - век учись. Получается что в фильме "Раскол" Аввакум благословляет жену воеводы из Лапотищ как принято в РПСЦ, один в один.

Сергiй: Глеб, так там твой тёзка консультантом был!

о. Андрей: Глеб пишет: о. Андрей хммм, даа, век живи - век учись. Получается что в фильме "Раскол" Аввакум благословляет жену воеводы из Лапотищ как принято в РПСЦ, один в один. Да, там белокриницкие консультировали, мы участвовать не стали. Авторы и к нам приходили еще до съемок. Фильм очень условно передает быт того времени и совершенно не раскрывает личность протопопа Аввакума. А его рассуждение о единоперстии вообще блажь.

Сергiй: На то он и фильм!

Глеб: Сергiй этот тезка участвовал в одной передаче типа "ПРАВда" (я сам видел на ютубе и даю палец на отсечение) и сказал что он единоверец. По этому поводу у меня была с ним переписка, но к моему величайшему сожалению запись этой передачи я сразу же не сохранил, а впоследствии она была удалена. Возможно автором выкладки записи был сам Чистяков, он любит себя позиционировать как активный участник разных телепередач. Так что упоминание его как моего тезку всегда приводит меня состояние агрессивного психоза. о. Андрей Про фильм я уже как то высказывался, мне фильм понравился, хотя казусов там пруд пруди. Приличный разбор таковых дал в своем ЖЖ о. Александр Панкратов (весьма рекомендую). О единоперстии согласен, чушь полная, ее даже нельзя оправдать художественными причинами.

о. Андрей: Не сомневаюсь, что это был реверанс в сторону никониан. Авторы решили подсластить никонианам пилюлю.

Сергiй: Глеб, не стоит всё это ни пальца, ни психоза. Палец (любой!) нужен всегда, я это почувствовал, когда почти сломал мизинец левой руки. А психоз пригодится по делу. Береги его.

Глеб: о. Андрей возможно. Вообще никоны имеют большую власть в росиянии, прям глобальное оглупление народа. Я никогда не думал что народ у нас такой глупый, прямо помешательство. Сергiй Да он меня начал раздражать еще своим шкафом с кафтанами разных расцветок и фасонов. И чем дальше тем больше.

Dimitry: А я в вопросах-ответах параллельно тоже тему про благославение создал. Но буду тут спрашивать- так как первый эту тему задал о.Андрей. А вот интересно- с каких пор пошло различие между "благославениями" РДЦ и РПсЦ? Просветите

Алексий: А меня интересует как сие происходит у новообрядцев?

Dimitry: Алексий пишет: А меня интересует как сие происходит у новообрядцев? Ладони, правая на левую. Почему то "лодочкой! изгибаются. Ну и поклон, приблизительно как на иконе выше. Без земного поклона до и после. Спрашивается: Благословите батюшка. А что отвечает священник, я никогда не понимал, ибо говорится это "под нос", неразборчиво и крестом осеняет район головы. После священник так же ложит ладонь на перекрещенные руки и следует целование. Но я не берусь утверждать что это повсеместно. Описываю то, с чем сам сталкивался.

андрей ю.: Алексий А меня интересует как сие происходит у новообрядцев? http://www.nn.ru/dat..

андрей ю.: Алексий А меня интересует как сие происходит у новообрядцев? Как то так, см. сообщение САПа 2886 http://starovery.unoforum.ru/?1-10-0-00000060-000-0-0-1386953377

Алексий: андрей ю. пишет: САПа 2886 Да ну! Я думал таких не бывает! Видимо монтаж?

Сергiй: "Лодочка" - когда руки складываются "параллельно" (относительно параллельно, насколько это положение так назвать можно), честно говоря, я такого вообще не встречал, разве что в фантазиях некоторых. А для благословения руки складываются "перпендикулярно" (пальцы). И так делают все.

о. Андрей:

Сергiй: У меня правая рука еще больше влево повернута. Как когда-то научили, так и делаю.

Dimitry: А вот интересно- с каких пор пошло различие между "благословениями" РДЦ и РПсЦ? Просветите Люди добрые, не оставьте без внимания!

о. Андрей: Пока это выяснить никому не удалось

Сергiй: XIX век - век рекомого историзма, когда и архитектурные стили под XVI-XVII вв. подстраивали и национал-патриотизм стал распространяться по всей Европе, так что смело можно истоки всех привязанных кошек искать там.

андрей ю.: о. Андрей Пока это выяснить никому не удалось Да чего тут выяснять, во всем виноваты жиды и массоны - это всякий знает Ой, забыл, еще и бабы

Dimitry: А как все таки до раскола преподавалось благословение? Где нибудь описывается, или только оглядка на икону выше?

о. Андрей: Описывается, но недостаточно подробно для того, чтобы сделать однозначный вывод. Описывают греки, поэтому неизвестно, насколько правильно они совершали благословение по московскому обычаю. У Павла Алепского читаем:воевода поклонился ему до земли два раза, а в третий стукнул головою о землю-таков их всегдашний обычай. Наш владыка-патриарх благословил его крестообразно, по тому обычаю, как благословляют у московитов, ибо он поднимал благословляющую руку, изображая ею крест на его лице, обеих руках и груди, и дал ему облобызать крест и потом свою десницу; так же благословил и всех его приближенных. Так принято благословлять в этой стране в особенности; благословение человека архиереем издали им неизвестно; он должен их стукнуть пальцами, чтобы они удостоверились Бывало, когда они приходили к нашему владыке-патриарху за получением благословения, то, помолившись на иконы и поклонясь присутствующим, они приближались к нему, дабы он благословил их по-московски, при этом меня всего более поражало, как они изгибали плечи Когда священник идет по улице, то люди спешат к нему с поклоном для получения благословения на чело и плечи, по их обычаю. http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Makarij/text2.phtml?id=1047 Они поклонились ему до земли, а он благословил их настоящим московским благословением, т. е., на чело и плечи Когда он встал, наш владыка-патриарх благословил его по-московски, на чело, грудь и плечи и поцеловал его, по обычаю, в плечо; царь же поцеловал владыку в голову и облобызал его правую руку патриарх Никон снял свой клобук и просил нашего владыку-патриарха благословить его. С трудом, после многих отказов, он благословил его на чело, грудь и плечи, по их обычаю http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Makarij/text3.phtml?id=1048 Видно, что целование в плечо нигде не совершалось, кроме царской встречи, но целовал не царь, получавший благословение, а наоборот, патриарх целовал царя в плечо. Видно также, что принимавшие благословение, изгибали плечи, чего в РПСЦ не делают. Упомянута грудь в качестве одной из точек касания перстами при благословении. В РПСЦ касаются живота. У нас, скрещенных ладоней, но ладони в этот момент находятся как раз на уровне груди. Субъективно, но мне кажется, что наш обычай более походит на описанный Павлом Алепским.

Сергiй: о. Андрей пишет: а наоборот, патриарх целовал царя в плечо. О! Так вокруг нас - сплошь цари! А еще больше патриархов. Кстати, помню, приходилось людям на форумах доказывать очевидное: из текста следует, что "благословлять по-московски" означает благословение с прикасанием рукой к благословляемому, а не на расстоянии (по воздуху), как это принято у греков и никониян. Некоторые же люди пытались вывести из текста указание на сложение перстов при благословении, но о об этом там ни слова.

Dimitry: о.Андрей, спаси Бог за вашу отзывчивость! А вообще, получается что форма благословения- это просто традиция..видимо.

о. Андрей: Безусловно, это обычай допускающий свободу. Если бы некоторые из чад РПСЦ не акцентировали бы на имеющейся разнице внимание, то мы бы и вовсе не упоминали о сем.



полная версия страницы