Форум » Богослужебный устав » Литургия преждеосвященных Даров. » Ответить

Литургия преждеосвященных Даров.

Игорь Иванович: У меня есть вопрос к нашим уважаемым отцам.Настал Великий пост и в посту служится Литургия преждеосвященных Даров.Хотелось бы узнать-как часто служится она у нас в Церкви.И в какое время суток служится эта Литургия?Я знаю ,что в никонианских церквях она служится и утром и вечером.А какова древняя практика Церкви?

Ответов - 4

Сергiй: Боюсь, что служится только в Москве...

Jora: В Москве чаще всего, а вообще знаю ещё общины, где тоже служится.

о. Андрей: Игорь Иванович пишет: Настал Великий пост и в посту служится Литургия преждеосвященных Даров.Хотелось бы узнать-как часто служится она у нас в Церкви.И в какое время суток служится эта Литургия?Я знаю ,что в никонианских церквях она служится и утром и вечером.А какова древняя практика Церкви? Может служиться практически во всякий будний день великопостных седмиц, но традиционно служится в среду и пятницу, а также в праздники, например, на 40 мучеников и на обретение главы св. Иоанна Предтечи (если они прилучаются в будни). Служба совершается вместе с Вечерней, которая сама идет непосредственно за утренним богослужением. Таким образом, ориентировочно, Преждеосвященная служится часов в 10-11 дня. В силу объективных причин в обычных приходах Преждеосвященная служится редко. Непременно она совершается в Москве, Новозыбкове и, если не ошибаюсь, то в Самаре. Относительно древней практики предлагаю ознакомиться с неплохим исследованием Успенского: http://www.odinblago.ru/uspenskiy_prezhdeosvashen В качестве дополнительного материала приведу 52-е правило 6-го Вселенского Собора с толкованием: Во все дни поста святыя четыредесятницы, кроме субботы и воскресения и святаго дня благовещения, святая литургия бывает не иная, как преждеосвященных даров. Зонара. Установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. А приношение Богу жертв есть празднование; празднование же есть выражение радости. Каким же образом возможно в одно и тоже время и плакать и веселиться? Посему во все дни четыредесятницы бывает литургия преждеосвященных даров; ибо тогда бескровной жертвы не бывает; но предлагается вновь жертва уже принесенная и совершенная. А в субботы и в воскресные дни, поелику в эти дни запрещено поститься, дозволяется приносить и жертву и служить совершенную литургию. Подобным образом и в день Благовещения; ибо мы чтим оный, как начало и главизну нашего спасения, и празднуем в этот день. Посему в дни постов, по пятьдесят первому правилу Лаодикийского собора, не дозволено совершать и памяти святых, исключая субботы и воскресного дня. Ибо и памяти святых суть радостные празднования; а во дни постов должно плакать, а не радоваться. Аристен. Во всю четыредесятницу, кроме воскресного дня и субботы и дня Благовещения, приносятся преждеосвященные дары. Причины, по которой во всю четыредесятницу, кроме субботы, и воскресного дня и дня Благовещения, не приносится хлеб, но совершаются преждеосвященные литургии, изложена, сколько нам кажется, в сорок девятом правиле Лаодикийского собора. Вальсамон. Установлено, чтобы дни постов были днями плача и сокрушения для умилостивления Бога о грехах каждого человека. А приношение Богу жертвы есть празднование; празднование же есть не иное что, как радость. Каким же образом возможно в одно и тоже время и плакать и веселиться? Посему-то отцы и определили, чтобы не было жертвы во всю святую четыредесятницу, кроме субботы, и воскресного дня и дня Благовещения; ибо в эти дни нам повелено праздновать, а не плакать, не поститься и не преклонять колен. Литургию преждеосвященных не называем бескровною жертвою; но предложением жертвы уже принесенной и совершенной, и священнодействия исполненного. Думаю, что, на основании настоящего правила, в строгих монастырях пред сырною седмицею поют и читают каноны и мученичны праздников им памятей святых, случающихся во всю четыредесятницу. Итак, заметь и из настоящего правила, что собственно одна четыредесятница; ибо если бы признаваема была и другая, то было бы определено, чтобы и в эту было священнодействие не с совершенною жертвою, а с преждеосвященною, как определено этому быть в четыредесятницу великой Пасхи. Славянская кормчая. Во весь Великий пост, разве суббот и недель, и дне святого благовещения, преждеосвященными службу да содевают. Толкование. Вина ея же ради во весь великий пост, кроме суббот и недель, и дне святого благовещения, просфира да не приносится, но преждеосвященными да служат: написано есть по нашему разуму, и в 48-м, и в 49-м, правилах, Лаодикийского собора. http://agioskanon.ru/vsobor/006.htm#52


Игорь Иванович: Батюшка,спаси Христос за ответ!



полная версия страницы